Дело № 2-6779/2023
УИД 35RS0010-01-2023-006710-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 20 июля 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,
при секретаре Власове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клыгиной Л. Б. к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
установил:
Клыгина Л.Б. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее – УФНС России по Вологодской области), в обосновании исковых требований указав, что работает в МИФНС России № 11 по Вологодской области в должности заместителя начальника инспекции, что подтверждается копией служебного контракта № от 23.07.2018 года. Приказом от 24.05.2023 года № она привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, предусмотренных абзацами 2, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 20 пункта 8 раздела III Должностного регламента от 22.08.2018 года, в части не соблюдения существенных условий процедуры рассмотрения материалов и вынесения решения от 29.11.2022 года № по результатам камеральной проверки декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3НДФЛ ФИО2 за 2020 год, представленной 30.04.2021 года, а именно – необеспечения возможности, установленной статьей 100 Налогового кодекса РФ, представить письменные возражения в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки от 19.08.2021 года №, а также с выводами и предложениями проверяющих, учитывая тяжесть совершенного проступка, а также предшествующие результаты и отношение к исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей, ранее Клыгина Л.Б. привлекалась к дисциплинарной ответственности (3 взыскания с истекшим сроком действия, а также приказы Управления от 28.10.2022 № от 17.11.2022 № служебной проверкой (заключение от 09.09.2022 года №) установлен факт дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание не применено в связи с несоблюдением срока, установленного частью 4 статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». С указанным приказом не согласна.
Ссылаясь на нарушение ответчиком процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, увеличив в порядке, предусмотренном статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования, Клыгина Л.Б. просила признать приказ от 24.05.2023 года № незаконным, отменить наложенное на нее взыскания в виде объявления предупреждения о неполном должностном соответствии, взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Определением суда от 05.07.2023, занесенным в протокол судебного заседания, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области привлечена к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В судебном заседании истец Клыгина Л.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика УФНС России по Вологодской области, действующие на основании доверенности, Матасова С.В., Григорьева М.А. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просили в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель третье лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области, действующая на основании доверенности, Матасова С.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).
В силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных и муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с прохождением, определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, а также правила осуществления служебной деятельности регулируются Федеральным законом № 79-ФЗ, предусматривающим основные обязанности гражданских служащих (статья 15), требования к служебному поведению (статья 18), ограничения и запреты, связанные с гражданской службой (статьи 16, 17), должностным регламентом (статья 47), служебным распорядком, иными нормативными правовыми актами представителя нанимателя, служебным контрактом.
Статьей 73 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан, в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В силу части 1 статьи 57 Федерального закона № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе выговор.
Порядок и сроки применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей установлены статьей 58 Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающей, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Порядок проведения служебной проверки установлен статьей 59 Федерального закона № 79-ФЗ, согласно которой служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (часть 1).
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (часть 2 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ).
Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа (часть 4 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ).
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (часть 6 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ).
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право, в том числе ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным (часть 8 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ).
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (часть 9 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом руководителя УФНС России по Вологодской области от 29.07.2013 года № от 29.07.2013 года Клыгина Л.Б. назначена на должность заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области. Срочный служебный контракт перезаключен приказом от 23.07.2018 года № Приказами от 16.07.2019 года № от 21.07.2020 № от 20.07.2021 № и от 27.07.2022 года № № срочный служебный контракт последовательно продлевался сроком на один год.
Из служебной записки начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров ФИО3№ сз от 25.04.2023 года следует, что отделом досудебного урегулирования налоговых споров при рассмотрении жалобы ФИО1, законного представителя своего несовершеннолетнего ребенка ФИО2, на решение МИФНС России №11 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 29.11.2022 года № об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлено следующее:
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2020 год, представленной 30.04.2021 года ФИО1, законным представителем своего несовершеннолетнего ребенка ФИО2 (далее - Заявитель), по результатам проверки составлен акт от 19.08.2021 года №.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п.6 ст.100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Акт налоговой проверки от 19.08.2021 № налогоплательщиком получен 23.11.2022 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления. Инспекцией вынесено решение 29.11.2022 года № об отказе в привлечении к ответственности.
В связи с этим, налоговый орган не обеспечил налогоплательщику возможность представить возражения на акт налоговой проверки от 19.08.2021 года № в срок, установленный п.6 ст. 100 НК РФ, что является нарушением существенных условий процедуры принятия решения по проверке.
Решение от 29.11.2022 года № об отказе в привлечении к ответственности вынесено заместителем начальника МИФНС России № 11 по Вологодской области Клыгиной Л.Б.
В связи с вышеизложенным, предложено в отношении Клыгиной Л.Б. провести служебную проверку.
В соответствии с требованиями статьи 59 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Инструкции об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе, утверждённой приказом ФНС России от 22.08.2011 года № № на основании служебной записки от 25.04.2023 года №, поступившей от начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Управление) ФИО3 по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей и ослабления контроля за деятельностью сотрудников отдела камеральных проверок № МИФНС России № 11 по Вологодской области, допущенных Клыгиной Л.Б., повлекших нарушение определенных статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации, существенных условий рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации ФИО2 по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, представленной 30.04.2021 года, Приказом от 26.04.2023 года № создана комиссия для проведения служебной проверки в отношении заместителя начальника МИФНС № 11 по Вологодской области Клыгиной Л.Б., установлены сроки для его проведения, с Клыгиной Л.Б. затребованы письменные объяснения.
05.05.2023 года 05.05.2023 года на имя руководителя УФНС России по Вологодской области ФИО4 от Клыгиной Л.Б. поступила письменное объяснение, в котором ею даны пояснения в отношении фактов, по которым проводится проверка. (ЕСЛИ ЧТОТО НУЖНО ОТТУДА Я ЕЕ СКОПИРОВАЛА)
22.05.2023 года по результатам проведения служебной проверки, назначенной приказом Управления № от 26.04.2023 года, составлено заключение №.
В ходе служебной проверки установлено:
Приказом руководителя УФНС России по Вологодской области от 29.07.2013 года № с 29.07.2013 года Клыгина Л.Б. назначена на должность заместителя начальника МИФНС России № 11 по Вологодской области. Срочный служебный контракт был перезаключен приказом от 23.07.2018 года№ Приказами от 29.10.2019 года № от 29.10.2020 года № от 20.07.2021 года № и от 27.07.2022 года № срочный служебный контракт последовательно продлевался сроком на один год.
Общий стаж работы Клыгиной Л.Б. в налоговых органах Вологодской области составляет 32 года 11 месяцев.
В ходе рассмотрения жалобы ФИО1, законного представителя своего несовершеннолетнего ребенка ФИО2 (далее - налогоплательщик), поступившей в Управление на решение МИФНС России № 11 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 29.11.2022 года №, установлено, что Инспекцией не обеспечена налогоплательщику возможность представить письменные возражения по акту налоговой проверки от 19.08.2021 года №, полученному 23.11.2023 года, в срок, установленный пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а именно: в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки, что является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Решение от 29.11.2022 года № по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ ФИО2 за 2020 год вынесено заместителем начальника Инспекции Клыгиной Л.Б.
Администрирование налога на доходы физических лиц в Инспекции согласно положению об отделе, утвержденному приказом Инспекции от 29.04.2019 года №, осуществляет отдел камеральных проверок №. Непосредственное координирование и контроль деятельности отдела камеральных проверок № в соответствии с приказами Инспекции от 10.03.2020 года №, от 06.10.2021 года №, от 30.05.2022 года №, от 14.09.2022 года № «О распределении обязанностей между начальником и заместителями начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области» осуществляет Клыгина Л.Б.
Согласно абзацам 2, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 20 пункта 8 и абзацам 2, 9 пункта 11 раздела III Должностного регламента от 22.08.2018 года заместитель начальника Инспекции обеспечивает выполнение задач и функций, возложенных на Инспекцию, в части организации и осуществления работы в соответствии с распределением обязанностей между начальником и заместителями начальника Инспекции, утверждённым приказом начальника Инспекции; координируй деятельность структурных подразделений Инспекции в пределах делегированных начальником Инспекции полномочий; осуществляет контроль за качественным и своевременным рассмотрением гражданскими служащими материалов по вопросам, относящимся к направлениям деятельности заместителя начальника Инспекции; рассматривает материалы налоговых проверок, осуществляемых сотрудниками Инспекции и выработку решений по ним; своевременно и качественно исполняет поручения руководства ФНС России, Управления и Инспекции, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; в целях обеспечения эффективной работы Инспекции своевременно и добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполняет должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; организует и контролирует выполнение должностных обязанностей в курируемых структурных подразделениях Инспекции; осуществляет иные функции, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; несёт ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение задач, возложенных на Инспекцию, заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчинённости руководителей, за исключением незаконных; за несоблюдение федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, актов ФНС России, Управления, Инспекции, иных должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом в соответствии с уголовным, административным, гражданским законодательством, а также законодательством о гражданской службе.
В соответствии с пунктом 4 приказа Управления от 26.04.2023 года № «О проведении служебной проверки в отношении Л.Б. Клыгиной» от заместителя начальника Инспекции Клыгиной Л.Б. получено письменное объяснение от 05.05.2023 года. В своём объяснении Клыгина Л.Б. даёт пояснения в отношении фактов, по которым проводится служебная проверка.
Согласно указанному объяснению Клыгина Л.Б. признает факт нарушения сотрудниками отдела камеральных проверок № Инспекции, курируемых ею, установленного НК РФ срока проведения камеральной проверки налоговой декларации формы 3-НДФЛ ФИО2 за 2020 год, за что, в числе иных фактов выявленных нарушений, уже привлечена к дисциплинарной ответственности приказом Управления от 17.11.2022 года №
Учитывая информацию, изложенную в служебной записке начальника отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц, администрирования страховых взносов Управления ФИО5 от 10.05.2023 года, довод Клыгиной Л.Б. о повторном рассмотрении одного и того же нарушения несостоятелен, т.к. предыдущая служебная проверка проведена по факту ослабления контроля за деятельностью сотрудников курируемого отдела Инспекции, следствием чего явились факты нарушения процессуальных сроков, регламентированных статьями 100 и 101 НК РФ, а текущая служебная проверка проводиться по выявленному факту нарушения персонально Клыгиной Л.Б. существенных условий процедуры, установленной статьей 101 НК РФ, рассмотрения материалов и вынесения решения по налоговой проверке налоговой декларации ФИО2 по налогу на доходы физических лиц за 2020 год без обеспечения налогоплательщику возможности в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки от 19.08.2021 года № представить письменные возражения по нему.
От отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления получено Мотивированное заключение по установленным фактам нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки с учётом объяснений Клыгиной Л.Б. от 12.05.2023 года № (далее - Мотивированное заключение). Согласно Мотивированному заключению в отношении доводов Клыгиной Л.Б., изложенных в пункте 2 объяснения о том, что решение Инспекции не отменено, решение по жалобе не вынесено, налогоплательщиком процедура рассмотрения материалов проверки не обжалована, сообщается, что ФИО1 (представитель налогоплательщика) в жалобе просит отменить решение Инспекции от 29.11.2022 года №, доводов о нарушении существенных условий рассмотрения материалов налоговой проверки не приводит, данный факт выявлен при рассмотрении Управлением указанной жалобы. Действия Управления, направленные на восстановление прав налогоплательщика по представлению письменных возражений в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки от 19.08.2021 года №, а также с выводами и предложениями налоговой проверки от 19.08.2021 года №, а также с выводами и предложениями проверяющих, а также дальнейшее вынесение в установленные сроки решения, предусмотренного пунктом 3 статьи 140 НК РФ, на наличие и значимость выявленного факта нарушения Клыгиной Л.Б. существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки не влияют.
В объяснительной записке Клыгиной Л.Б. от 05.05.2023 года не усматривается объективных причин, препятствующих обеспечению соблюдения требований законодательства, положений должностного регламента и выполнению возложенных на заместителя начальника Инспекции должностных обязанностей в части не соблюдения существенных условий процедуры рассмотрения материалов и вынесения решения по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ ФИО2 за 2020 год, представленной 30.04.2021 года.
Таким образом, служебной проверкой установлен факт совершения Клыгиной Л.Б. дисциплинарного проступка и ее вина в не соблюдении существенных условий процедуры рассмотрения материалов и вынесения решения от 29.11.2022 года № по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ ФИО2 за 2020 год, представленной 30.04.2021 года, в части необеспечения налогоплательщику возможности, установленной статьей 100 НК РФ, представить письменные возражения в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки от 19.08.2021 года №, а также с выводами и предложениями проверяющих.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 58, 59 Федерального закона от 27.07.2004 года№ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предложено заместителю начальника МИФНС России № 11 по Вологодской области Клыгиной Л.Б. объявить предупреждение о неполном должностном соответствии.
Приказом от 24.05.2023 года № за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, предусмотренных абзацами 2, 3, 4, 6, 9,10, 11, 20 пункта 8 раздела III Должностного регламента от 22.08.2018 года, в части не соблюдения существенных условий процедуры рассмотрения материалов и вынесения решения от 29.11.2022 года № по результатам камеральной проверки декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3НДФЛ ФИО2 за 2020 год, представленной 30.04.2021 года, а именно – необеспечения возможности, установленной статьей 100 Налогового кодекса РФ, представить письменные возражения в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки от 19.08.2021 года №, а также с выводами и предложениями проверяющих, учитывая тяжесть совершенного проступка, а также предшествующие результаты и отношение к исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей, ранее Клыгина Л.Б. привлекалась к дисциплинарной ответственности (3 взыскания с истекшим сроком действия, а также приказы Управления от 28.10.2022 № от 17.11.2022 № служебной проверкой (заключение от 09.09.2022 года №) установлен факт дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание не применено в связи с несоблюдением срока, установленного частью 4 статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Клыгиной Л.Б. объявлено предупреждение о неполном должностном соответствии.
Дисциплинарное взыскание наложено на основании материалов служебной проверки, назначенной приказом Управления № от 26.04.2023 года и заключения по результатам служебной проверки от 22.05.2023 года №.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Приказом от 26.04.2023 года № о проведении служебной проверки в отношении Клыгиной Л.Б. заместителю начальника Межрайонной ИФНС №11 по Вологодской области Клыгиной Л.Б. в срок до 05.05.2023 предложено представить в отдел кадров Управления объяснение в письменной форме по существу нарушений служебной дисциплины, выразившихся в нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и ослабления контроля за деятельностью сотрудников отдела камеральных проверок № Инспекции, повлекшем нарушение существенных условий рассмотрения материалов налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, представленной 16.05.2021 ФИО1, законным представителем несовершеннолетнего ФИО2
При этом из заключения служебной проверки № от 22.05.2023 следует, что служебной проверкой установлена вина Клыгиной Л.Б. в несоблюдении существенных условий процедуры рассмотрения материалов и вынесения решения от 29.11.2022 № по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ ФИО2 за 2020 год, представленной 30.04.2021, в части необеспечения налогоплательщику возможности, установленной статьей 100 НК РФ, представить письменные возражения в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки от 19.08.2021 №, а также с выводами и предложениями проверяющих.
Таким образом, объяснения у Клыгиной Л.Б. были истребованы по факту нарушений существенных условий рассмотрения материалов налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 год, представленной 16.05.2021 ФИО1, законным представителем несовершеннолетнего ФИО2, а к ответственности Клыгина Л.Б. была привлечена за несоблюдении существенных условий процедуры рассмотрения материалов и вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ ФИО2 за 2020 год, представленной ДД.ММ.ГГГГ.
При этом объяснения по фактам нарушения по декларации, представленной 16.05.2021 у истца не истребовались.
При таких установленных обстоятельствах по делу, суд приходит к выводу о нарушении порядка привлечения Клыгиной Л.Б. к дисциплинарной ответственности.
Также суд считает необходимым отметить, что из содержания приказа о привлечении Клыгиной Л.Б. к дисциплинарной ответственности, не усматривается, в чем конкретно выразилось нарушение истцом должностного регламента, не содержится сведений относительно проступка, который послужил поводом для привлечения к дисциплинарной ответственности, не указана дата совершения дисциплинарного проступка.
Отсутствие конкретизации (какие именно действия истца либо бездействие явились нарушением должностной инструкции, каким образом был ослаблен контроль за деятельностью сотрудников курируемых отделов, за какими конкретно сотрудниками не был осуществлен должный контроль со стороны истца) не позволяет определить обоснованность привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Кроме этого, в заключении по результатам служебной проверки не отражены причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка, которые в силу части 2 статьи 59 Федерального закона № 79-ФЗ должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены при проведении служебной проверки.
При таких обстоятельствах по делу суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для признания законным приказа руководителя УФНС России по Вологодской области № от 24.05.2023 года о дисциплинарном взыскании в виде объявления предупреждения о неполном должностном соответствии в отношении Клыгиной Л.Б.
Разрешая иск, суд считает требование об отмене дисциплинарного взыскания заявленным излишне, поскольку в рассматриваемом случае защита нарушенного права осуществляется судом путем признания незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
По настоящему делу судом установлен факт нарушений трудовых прав истца, исходя из того, что нормы действующего трудового законодательства презюмируют необходимость возмещения морального вреда, причиненного работнику любым нарушением его прав работодателем, и с учетом фактических обстоятельств дела и характера допущенных ответчиком нарушений трудовых прав, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Признать незаконным приказ руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области № от 24.05.2023 года о применении дисциплинарного взыскании в виде объявления предупреждения о неполном должностном соответствии в отношении Клыгиной Л. Б..
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (ИНН 3525145001) в пользу Клыгиной Л. Б. (СНИЛС №) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Лебедева
Мотивированное решение изготовлено 27.07.2023.