Дело № 2а–7060/2021
УИД 35RS0010-01-2021-010177-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 18 августа 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Зайцевой М.В.,
при секретаре Комине В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Северо-Западного Главного управления Центрального банка Российской Федерации к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
установил:
административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что 25 января 2021 года Банк России в лице Северо-Западного Главного управления Центрального банка Российской Федерации направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Вологодское УФАС России, Управление) заявление о несоответствии законодательству о рекламе информации, размещенной в газете «Вологда.рф» (выпуски от 16 декабря 2020 года № 48 (193), от 23 декабря 2020 года № 49 (194)) в виде объявлений с содержанием «Юнион Финанс Кооператив потребительское общество Доходность до 12 %» и указанием в данных объявлениях на страхование предпринимательских рисков Кооператива в потребительском обществе взаимного страхования. Также в объявлениях приведены идентификационные данные Кооператива, ссылка на его официальный сайт в сети Интернет. По мнению административного истца, указанная информация о деятельности Кооператива, является рекламой, может свидетельствовать о привлечении Кооперативом денежных средств физических лиц на условиях срочности, возвратности, платности, в связи с чем, создавать у потребителей впечатление о рекламировании Кооперативом услуг по приему денежных средств во вклады с гарантией страхования. Между тем, Кооператив не вправе заниматься подобной деятельностью ввиду отсутствия у него выданной Банком России лицензии на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. По результатам рассмотрения обращения Управление приняло решение от 29 марта 2021 года № об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе, мотивируя тем, что объявление предназначено только для членов Кооператива, с чем административный истец не согласен, полагает, что публикация объявлений в средствах массовой информации свидетельствует о направлении данного предложения неограниченному кругу лиц и имеет своей целью продвижение участия в финансовой деятельности Кооператива среди населения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным решение Вологодского УФАС России об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выраженное в письме от 29 марта 2021 года №.
Протокольным определением от 26 июля 2021 года судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Кооператив потребительское общество «Юнион Финанс» (далее – КПО «Юнион Финанс», Кооператив).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Шаньков А.В. требования поддержал в полном объёме, просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика Вологодского УФАС России не явился, о дате, времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором с административными исковыми требованиями не согласился, указывает, что спорная реклама содержит все необходимые сведения, не вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку имеет ссылку, указывающую на то, что предложение о «Доходности до 12 %» распространяется только на членов Кооператива, при этом, в силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 № «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» пайщики потребительского общества имеют право получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица КПО «Юнион Финанс» не явился, о дате, времени и месте судебного слушания извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Установлено, что 01 февраля 2021 года в Вологодское УФАС России поступило заявление Северо-Западного Главного управления Центрального банка Российской Федерации от 25 января 2021 года № о несоответствии законодательству о рекламе информации, размещенной в газете «Вологда.рф» в виде объявлений с содержанием «Юнион Финанс Кооператив потребительское общество Доходность до 12 %» и указанием в данных объявлениях на страхование предпринимательских рисков Кооператива в потребительском обществе взаимного страхования.
Решением Управления от 29 марта 2021 года № Северо-Западному Главному управлению Центрального банка Российской Федерации отказано в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства.
В оспариваемом решении от 29 марта 2021 года № антимонопольный орган указал на отсутствие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. По мнению Управления, реклама направлена только на членов Кооператива, информация содержит все необходимые сведения и не вводит потребителей рекламы в заблуждение.
Однако с таким выводом административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.
Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе, Закон № 38-ФЗ).
Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).
Под рекламой в ст. 3 Закона о рекламе понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1); под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2); под товаром - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3).
Из материалов дела следует, что в газете «Вологда.рф» (выпуски от 16 декабря 2020 года № 48 (193), от 23 декабря 2020 года № 49 (194)) размещены объявления следующего содержания: «Юнион Финанс Кооператив потребительское общество Доходность до 12 %» с указанием в данных объявлениях на страхование предпринимательских рисков Кооператива. Также в объявлениях приведены идентификационные данные Кооператива, ссылка на его официальный сайт в сети Интернет.
Данная информация является рекламой финансовых услуг Кооператива потребительского общества Юнион Финанс по приему денежных средств во вклады, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
Порядок деятельности финансовых организаций установлен Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон о кредитной кооперации), Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральным законом от 08.12.1995 N 19Э-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Согласно статье 36 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" вклад - это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.
Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон о потребительской кооперации) определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона о потребительской кооперации, потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, создается, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
При этом согласно преамбуле данного закона, целями и задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
-создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
-закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
-производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
-оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;
-пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
Абз. 20 ст. 1 Закона о потребительской кооперации участие в хозяйственной деятельности потребительского общества определено как приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.
Таким образом, основная цель деятельности потребительских кооперативов носит узкокорпоративный характер, то есть деятельность осуществляется в интересах только членов данного объединения в рамках целей и задач, определенных данным законом и не предполагает размещения денежных средств под проценты.
Опубликованная в объявлениях информация может создать у потребителей впечатление о рекламировании Кооперативом услуг по приему денежных средств во вклады на условиях срочности, возвратности, платности, с гарантией их страхования.
При этом, несмотря на наличие в объявлениях ссылки на то, что содержащееся в них предложение распространяется только на членов Кооператива, их публикация в средстве массовой информации свидетельствует о том, что данное предложение фактически адресовано неопределённому кругу лиц и имеет своей целью продвижение участия в финансовой деятельности Кооператива серди населения.
Вместе с тем Кооператив не является кредитной организацией ( кредитным кооперативом) и не вправе оказывать финансовые услуги, принимать денежные средства и сбережения во вклады.
Согласно ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Таким образом, спорная реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и не соответствует положениям части 14 статьи 28 Закона о рекламе.
В силу части 1 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 9 статьи 36 Закона о рекламе установлено, что рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее - Правила).
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает заявление о нарушении законодательства, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления о нарушении законодательства, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.
При рассмотрении заявления о нарушении законодательства и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган определяет, относится ли дело к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению; определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле (Пункт 18 Правил).
В соответствии с пунктом 20 Правил по результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает два вида решений: о возбуждении дела или об отказе в возбуждении дела.
Отказ в возбуждении дела возможен по основаниям, указанным в пункте 21 Правил, ими являются следующие случаи:
а) вопросы, указанные в заявлении о нарушении законодательства, не относятся к компетенции антимонопольного органа;
б) признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют;
в) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением о нарушении законодательства, дело возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом ранее;
г) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением о нарушении законодательства, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда.
В оспариваемом решении от 29 марта 2021 года №, отказывая в возбуждении дела, антимонопольный орган указал на отсутствие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Основанием для отказа в возбуждении дела послужили выводы антимонопольного органа о том, что на размещенной рекламе отсутствуют сведения об оказании КПО «Юнион Финанс» финансовых услуг для неопределенного круга лиц.
Таким образом, отказ в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства мотивирован основанием, указанным в подпункте «б» пункта 21 Правил.
Вместе с тем, по основаниям, указанным выше признаки нарушения Кооперативом законодательства о рекламе имеются, в связи с чем, суд признает незаконным решение Управления от 29 марта 2021 года № об отказе в возбуждении дела.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» одной из целей деятельности Банка России является развитие финансового рынка Российской Федерации, обеспечение его стабильности.
Вынесенное Вологодским УФАС решение препятствует реализации возложенных на Банк России функций.
В силу положений пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом изложенного, с целью восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает возможным возложить обязанность на Вологодское УФАС России повторно рассмотреть по существу заявление Северо-Западного Главного управления Центрального банка Российской Федерации от 25 января 2021 года, в предусмотренном законом порядке.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Северо-Западного Главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, оформленное письмом от 29 марта 2021 года №.
Возложить на Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области обязанность повторно по существу рассмотреть заявление Северо-Западного Главного управления Центрального банка Российской Федерации от 25 января 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Зайцева
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2021 года.