НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского городского суда (Вологодская область) от 18.06.2021 № 2А-5903/2021

Дело № 2а-5903/2021

УИД 35RS0010-01-2021-008212-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 18 июня 2021 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области к Демиденко А.А. о взыскании задолженности по налогам,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Демиденко А.А. налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за период 2015, 2017, 2018 в размере 3 538 рублей и пени за период с 04.12.2018 по 17.02.2020 в размере 92 рубля 66 копеек; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год в размере 9 рублей и пени за период с 04.12.2018 по 10.07.2019 в размере 51 копейка.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду неявки в судебное заседание сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признавалась судом обязательной, суд протокольным определением перешел к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Из материалов дела усматривается, что 30.12.2016 в адрес налогоплательщика административным истцом было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц по состоянию на 23.12.2016 со сроком исполнения до 21.02.2017, следовательно, срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, учитывая общую сумму задолженности по налогам и пени, истекал 21.08.2020.

Первоначально 13.10.2020 административный истец обратился к мировому судье Вологодской области по судебному участку № 29 с заявлением о выдаче судебного приказа, которое определением от 13.10.2020 было возвращено в связи с неподсудностью дела. Документы получены налоговым органом 26.11.2020, что подтверждается входящим штампом.

Повторно заявление было подано мировому судье Вологодской области по судебному участку № 61 30.11.2020 и возвращено определением от 04.12.2020 в связи с пропуском срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа. Данные документы получены административным истцом, согласно данным отслеживания почтового отправления с идентификатором , 12.12.2020.

В Вологодский городской суд настоящее административное исковое заявление поступило 25.05.2021.

В обоснование ходатайства административный истец указывает на то, что первоначально Межрайонная ИФНС России № 1 по Вологодской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к ненадлежащему мировому судье, которым заявление было возвращено, после чего обратились к надлежащему, однако, срок для подачи уже был пропущен.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П).

Принимая во внимание, что налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченной суммы налога, исходя из обстоятельств, связанных с отказом в вынесении судебного приказа о взыскании недоимки, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют об уважительных причинах пропуска административным истцом срока подачи административного искового заявления, учитывая законодательно предоставленное право истца на обращение в суд с исковым заявлением, полагает возможным ходатайство Межрайонной ИФНС России № 1 по Вологодской области удовлетворить, срок для обращения с настоящим иском восстановить.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, вторым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Демиденко А.А. в 2015 году (12 месяцев), 2017 году (12 месяцев), 2018 году (12 месяцев), являлась собственником квартиры с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>.

В 2017 году (2 месяца), 2018 году (1 месяц) Демиденко А.А. являлась собственником квартиры с кадастровым номером расположенной по адресу: <адрес>

Следовательно, административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Административным истцом в адрес административного ответчика заказными письмами были направлены:

- налоговое уведомление от 05.08.2016, согласно которому административному ответчику в срок не позднее 01.12.2016 необходимо уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 907 рублей;

- налоговое уведомление от 28.07.2018, согласно которому административному ответчику в срок не позднее 03.12.2018 необходимо уплатить налог на имущество физических лиц (квартира по адресу: <адрес>) за 2017 год в размере 1 253 рубля и налог на имущество физических лиц (квартира по адресу: <адрес>) за 2017 год в размере 9 рублей;

- налоговое уведомление от 22.08.2019, согласно которому административному ответчику в срок не позднее 02.12.2019 необходимо уплатить налог на имущество физических лиц (квартира по адресу: <адрес>) за 2018 год в размере 1 378 рублей и налог на имущество физических лиц (квартира по адресу: <адрес>) за 2018 год в размере 5 рублей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по своевременной уплате налога на имущество физических лиц, исчисленного налоговым органом на основании указанных выше уведомлений.

В силу абзаца тринадцатого пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу положений пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 5 данной статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Так как ответчиком обязанность по уплате налога на имущество своевременно не исполнена, ему в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени на недоимку по налогу на имущество: за 2017 год в размере 18 рублей 96 копеек (за имущество в границах городских округов) и в размере 0 рублей 14 копеек (за имущество в границах сельских поселений); впоследствии за 2017 год - в размере 51 рубль 54 копейки (за имущество в границах городских округов) и в размере 0 рублей 36 копеек (за имущество в границах сельских поселений); за 2018 год – в размере 22 рубля 16 копеек (за имущество в границах городских округов). В рамках настоящего дела взыскиваются пени в размере 92 рубля 66 копеек (за имущество в границах городских округов) и в размере 0 рублей 51 копейка (за имущество в границах сельских поселений);

Указанные суммы налога и пени, предложены к оплате требованиями: по состоянию на 23.12.2016, срок исполнения до 21.02.2017; по состоянию на 01.02.2019, срок исполнения до 18.03.2019; по состоянию на 11.07.2019, срок исполнения до 06.11.2019; по состоянию на 18.02.2020, срок исполнения до 03.04.2020.

Принимая во внимание положения пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что налоговые уведомления и требования об уплате налогов и пени административным ответчиком считаются полученными.

Указанные уведомления и требования выставлены налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена.

Наличие имущества, учтенного налоговым органом в качестве объектов налогообложения, подтверждено материалами дела. Размер налоговой базы, применение налоговых ставок и расчёт недоимки и пени судом проверены, административным ответчиком не оспорены, являются арифметически правильными. Суммы налогов рассчитаны исходя из налоговой базы и в соответствии с нормами налогового законодательства.

Доказательств уплаты задолженности административным ответчиком в дело не представлено, и такие обстоятельства при разбирательстве дела судом не установлены.

Учитывая, что административный ответчик добросовестно не исполнил обязанность по уплате недоимки и пени, суд приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Вологодской области подлежат удовлетворению, так как они основаны на законе и подтверждены материалами дела.

На основании статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Вологда» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 290, 293 – 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области срок на подачу административного искового заявления к Демиденко А.А. о взыскании задолженности по налогам.

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области удовлетворить.

Взыскать с Демиденко А.А., зарегистрированной по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за период 2015, 2017, 2018 в размере 3 538 рублей и пени за период с 04.12.2018 по 17.02.2020 в размере 92 рубля 66 копеек; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год в размере 9 рублей и пени за период с 04.12.2018 по 10.07.2019 в размере 51 копейка

Взыскать с Демиденко А.А. в доход бюджета муниципального образования «Город Вологда» государственную пошлину в размере 400 рублей.

В соответствии со статьей 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по ходатайству заинтересованного лица суд отменяет решение, принятое им в порядке упрощенного (письменного) производства, и возобновляет рассмотрение административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья А.В. Колодезный