НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского городского суда (Вологодская область) от 17.06.2022 № 12-865/2022

Дело № 12-865/2022

УИД 35RS0001-01-2022-000632-87

РЕШЕНИЕ

город Вологда17 июня 2022 года

Судья Вологодского городского суда Вологодской области Колодезный А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» по доверенности ФИО1 на постановление заместителя начальника Череповецкого территориального отдела – государственного лесничества ФИО2 от 26 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора, заместителя начальника Череповецкого территориального отдела - государственного лесничества ФИО2 от 26 января 2022 года публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее ПАО «ФСК ЕЭС») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо признать правонарушение малозначительным в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одновременно ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.

В судебном заседании представитель ПАО «ФСК ЕЭС» по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании начальник Череповецкого территориального отдела-государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 возражал относительно удовлетворения жалобы, по изложенным в письменных возражениях доводам.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и проанализировав доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из материалов дела, копия оспариваемого постановления получена ПАО «ФСК ЕЭС» 03 февраля 2022 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд 11 февраля 2022 года (направлена по почте 10 февраля 2022 года), то есть в установленные законодательством сроки, в связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы не имеется.

В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 года № 566 «Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка» выполняются работы по компенсационному лесовосстановлению.

В соответствии статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 указанных Правил устанавливается порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, и лицами, обратившимся с ходатайством или заявление об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, на площади, равной площади такого земельного участка, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно пункту 3 Правил работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовостановления или лесоразведения (вырубках, гарях, пустырях, прогалинах и других), в составе земель лесного Фонда, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, без предоставления лесного участка.

Согласно пункту 11 Правил лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

Из материалов дела следует, 26 июня 2020 года между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и ПАО «ФСК ЕЭС» заключен договор аренды лесного участка в целях использования лесов для реконструкции линейного объекта «Комплексная реконструкция ПС 500 кВ Череповецкая, Корректировка», которым ПАО «ФСК ЕЭС» предоставлен лесной участок из земель лесного фонда Череповецкого лесничества, , общей площадью 5,2139 га, кадастровый номер участка

В соответствии с подпунктом «л» пункта 3.4 Договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления и проектом лесоразведения.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области при регистрации договора аренды лесного участка на основании части 2 статьи 11 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов"1 изменило категорию земельного участка на земли промышленности.

Из изложенного следует, что ПАО «ФСК ЕЭС» было направить в Департамент лесного комплекса Вологодской области заявление о намерении провести работы по (компенсационному лесовосстановлению-) лесовосстановлению или лесоразведению в срок до 02 марта 2021 года.

Обязанность ПАО «ФСК ЕЭС» направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, а также провести лесовосстановительные мероприятия вытекает как их требований лесного законодательства, так и из договора аренды лесного участка от 26 ноября 2020 года.

Однако данная обязанность ПАО «ФСК ЕЭС» исполнена не была.

26 февраля 2021 года начальником Череповецкого территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 направлено письмо о необходимости не позднее чем через один год с даты внесения сведений об изменений вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Указанное письмо оставлено ПАО «ФСК ЕЭС» без внимания.

Фактические обстоятельства вменяемого ПАО «ФСК ЕЭС» административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 декабря 2021 года , договором аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 26 ноября 2020 года, уведомлением о внесении изменений в сведения реестра объектов недвижимости ЕГРН от 15 февраля 2021 года , письмом начальника Череповецкого территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 направлено письмо о необходимости не позднее чем через один год с даты внесения сведений об изменений вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», письменными объяснениями представителя, справкой Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 января 2022 года, согласно которой ПАО «ФСК ЕЭС» к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные 8 главой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлекалось и другими материалами дела получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В порядке части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

ПАО «ФСК ЕЭС» будучи юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.

При рассмотрении дела фактические обстоятельства правонарушения были установлены исходя из положений статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы о доказанности наличия в действиях ПАО «ФСК ЕЭС» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, находят полное подтверждение совокупностью вышеперечисленных доказательств. Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих виновность юридического лица, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется.

Доводы жалобы не содержат сведений, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления.

Довод ПАО «ФСК ЕЭС» о том, что обязанность выполнить работы по лесовосстановлению предусмотрена для лица, осуществляющего рубку или обратившегося с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий является необоснованным.

Так частью 2 статьи 63.1 Лесного комплекса Российской Федерации на лиц, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного Фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий возлагается обязанность выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 03 августа 2018 года №341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.

При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

При регистрации права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком с кадастровым номером в ЕГРН внесены сведения об изменении категории земель с земель лесного фонда на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.

Таким образом законодательством установлена возможность автоматического перевода земель из одной категории в другую без принятия отдельного решения о таком переводе. Такая процедура осуществляется на основании заявления о государственной регистрации прав, которое соответствует заявлению об изменении целевого назначения лесного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения также являются несостоятельными.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом обстоятельств дела. В настоящем случае, существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей как арендатора лесного участка.

Вместе с тем с учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, размер административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но до размера не менее половины минимального размера, что составляет 100 000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление заместителя начальника Череповецкого территориального отдела – государственного лесничества ФИО2 от 26 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» изменить в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей.

В остальной части оспариваемое постановление оставить без изменения, жалобу представителя публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Колодезный