НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского городского суда (Вологодская область) от 15.03.2022 № 2-12020/2021

Дело № 2- 1568/2022

35RS0010-01-2021- 017322-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда 15 марта 2022 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи А.Н. Вайгачевой,

при ведении протокола помощником Романовым С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Вологодского района к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о возложении обязанности,

установил:

Прокуратура Вологодского района (далее – истец) обратилась в суд к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (далее – ответчик) о возложении обязанности, мотивируя требования тем, что Прокуратурой района в рамках надзорной деятельности с привлечением сотрудника Вологодского территориального отдела-государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области и Вологодского селекцентра – филиала САУ Лесного хозяйства «Вологдалесхоз» 27.10.2021 проведена проверка исполнения требований природоохранного и лесного законодательства по факту возможного размещения несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов в лесном массиве на территории старосельского сельского поселения Вологодского района, в ходе которой установлено, что около п.Кипелово в выделе 28 квартала 31 леса Кипеловского участкового лесничества Вологодского лесничества не санкционированно размещены отходы от строительных и ремонтных работ: бревна от стен, доски от пола и потолка, опалубка крыши, рубероид (площадь – 0,02га, объем – 30 кв.м, размер – 50м на 4м) с координатами <данные изъяты> и не является официальным местом размещения отходов. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, входит в состав земельного участка с кадастровым , категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, который поставлен на государственный кадастровый учет 05.03.2008. Правообладателем является Российская Федерация и САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз».

Ссылаясь на то, что в нарушение указанных в иске требований закона Департаментом лесного комплекса Вологодской области не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего содержания территории и поддержания порядка, в результате чего допущено захламление, загрязнение земель, образование несанкционированной свалки на территории земель лесного фонда площадью 0,02 га, просил суд ообязать Департамент лесного комплекса Вологодской области принять меры к ликвидации несанкционированной свалки на землях лесного фонда, расположенной в выделе 28 квартале 31 леса Кипеловского участкового лесничества Вологодского лесничества несанкционированно размещены отходы от строительных и ремонтных работ: бревна от стен, доски от пола и потолка, опалубка крыши, рубероид (площадь – 0,02га, объем – 30кв.м, размер – 50м на 4м) с координатами <данные изъяты>, в срок до 01.04.2021.

В судебном заседании заместитель прокурора прокуратуры Вологодского района Бахориков С.А. исковые требования поддержал, в части установления сроков просил установить срок исполнения требований до 01.06.2022, полагал данный срок достаточным для устранения нарушений, под принятием мер по ликвидации свалки просил понимать возложение обязанности по очистке лесного массива от бытового мусора.

Представитель ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Леонычева Н.В. с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве, где указала, что Департамент является ненадлежащим ответчиком, обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на орган местного самоуправления, полагала в случае удовлетворения исковых требований заявленный истцом срок для исполнения решения суда разумным.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Администрации Вологодского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее представил отзыв, в котором полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, САУ Лесного хозяйства Вологодской области "Вологдалесхоз" в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, ранее представил отзыв, в котором

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Администрации Старосельского сельского поселения Вологодского муниципального района, ООО «АкваЛайн» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Материалами дела подтверждается, что Прокуратурой района в рамках надзорной деятельности с привлечением сотрудника Вологодского территориального отдела-государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области и Вологодского селекцентра – филиала САУ лесного хозяйства «Вологдалесхоз» 27.10.2021 проведена проверка исполнения требований природоохранного и лесного законодательства по факту возможного размещения несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов в лесном массиве на территории старосельского сельского поселения Вологодского района, в ходе которой установлено, что около п.Кипелово в выделе 28 квартала 31 леса Кипеловского участкового лесничества Вологодского лесничества не санкционированно размещены отходы от строительных и ремонтных работ: бревна от стен, доски от пола и потолка, опалубка крыши, рубероид (площадь – 0,02га, объем – 30кв.м, размер – 50м на 4м) с координатами <данные изъяты>

29.10.2021 ведущим специалистом Вологодского территориального отдела – государственного лесничества Леонычевой Н.А. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч.3 ст.8.31 КоАП РФ по факту выявления несанкционированной свалки, расположенной в Вологодском лесничестве Кипеловском участковом лесничестве в квартале 28.

В ходе административного расследования лиц, виновных в организации свалки, установить не удалось. 29.11.2021 заместителем начальника Вологодского территориального отдела – государственного лесничества ФИО1 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении .

Несанкционированное размещение бытовых отходов, мусора, отходов деревообработки, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41, 42 Конституции РФ).

Статья 3 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

По сведениями ЕГРН земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, входит в состав земельного участка с кадастровым , категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, который поставлен на государственный кадастровый учет 05.03.2008. Правообладателем является Российская Федерация и САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз».

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. (статья 214 ГК РФ).

В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Частью 1 статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Так как собственником вышеуказанного земельного участка является Российская Федерация, от ее имени права и обязанности собственника осуществляет соответствующий орган государственной власти, в том числе обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации, что также предусмотрено статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1. Постановления Правительства Вологодской области от 24.09.2012 N 1108 "Об утверждении Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области" Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

В соответствии со ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

Статьей 12 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пункту 2.2.6 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области Департамент осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.

Таким образом, именно на Департаменте лесного комплекса Вологодской области лежит обязанность по содержанию земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, обязанность по охране лесов, в том числе от загрязнения, а значит именно на данный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по ликвидации свалок бытового и строительного мусора.

Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, как следует из части 1 статьи 84 ЛК РФ, предусмотрены только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, при этом указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны и защиты лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 84).

В Постановлении Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах" также предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют государственного лесопатологического мониторинга и обследования, и предупреждение распространения вредных организмов только в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в их собственности.

Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит в себе положения, которые по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагают возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Таким образом, органы местного самоуправления будут нести ответственность по надлежащему содержанию, охране лесов и будут обязаны обеспечить ликвидацию свалок только в том случае, если земли, на которых находятся леса, являются собственностью муниципалитета, или если полномочия по охране лесов, расположенных на землях, являющихся федеральной собственностью, специально переданы Российской Федерацией органам местного самоуправления на основании соответствующего нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации.

Ввиду того, что несанкционированная свалка находятся на землях, находящихся в федеральной собственности, а соответствующего нормативно-правового акта, на основании которого муниципалитету были переданы полномочия по охране и устранению загрязнений лесов, находящихся на землях, принадлежащих Российской Федерации, нет, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено, в связи с чем, довод ответчика о возложении ответственности на орган местного самоуправления Администрацию Старосельского сельского поселения Вологодского муниципального района, суд считает несостоятельным и не основанным на законе.

Суд соглашается с доводами искового заявления о том, что исходя из указанных норм права, принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков относится к компетенции исполнительных органов государственной власти. Таким органом на территории Вологодской области является Департамент лесного комплекса Вологодской области.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» и постановлении Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Своими действиями (бездействием) Департамент лесного комплекса Вологодской области нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на территории муниципального образования (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что надлежащим ответчиком по иску является Департамент лесного комплекса Вологодской области, поскольку представленными суду доказательствами подтвержден факт нахождения несанкционированной свалки на землях лесного фонда.

Проанализировав представленные суду доказательства, в совокупности с фотоматериалами, суд приходит к выводу о доказанности факта наличия несанкционированной свалки.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить, возложить на Департамент лесного комплекса Вологодской области обязанность в срок до 01 июня 2022 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов от строительных и ремонтных работ объемом 30 кв.м. размером 50 м на 4 м, размещенную на территории площадью 0,02 га на землях лесного фонда в выделе № 28 квадрат № 31 леса Кипеловского участкового лесничества Вологодского лесничества с координатами <данные изъяты>.

При определении срока исполнения возложенной на ответчика обязанности суд также исходит из того, что указанный срок является достаточным для исполнения решения суда, представитель ответчика полагала его разумным в случае удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Прокуратуры Вологодского района, действующей в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту лесного комплекса Вологодской области удовлетворить.

Обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов от строительных и ремонтных работ объемом 30 кв.м. размером 50 м на 4 м, размещенной на территории площадью 0,02 га на землях лесного фонда в выделе № 28 квадрат № 31 леса Кипеловского участкового лесничества Вологодского лесничества с координатами <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья А.Н. Вайгачева

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2022 года.