НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского городского суда (Вологодская область) от 10.01.2019 № 2А-3421/19

Дело № 2а-3421/2019

УИД 35RS0010-01-2019-003116-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 09 апреля 2019 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Холминовой В.Н.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская городская больница » (далее БУЗ ВО «Вологодская городская больница », учреждение) к Государственной инспекции труда в Вологодской области, ВРИО руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области –главного государственного инспектора труда в Вологодской области Бобровой О.С. о признании незаконным решения об отказе в продлении срока исполнения предписания,

УСТАНОВИЛ:

БУЗ ВО «Вологодская городская больница » обратилось в суд с указанным выше административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указало следующее. Государственная инспекция труда в Вологодской области 20.09.2018 выдала учреждению предписание об устранении нарушений трудового законодательства, в том числе, и о проведении в срок до 20.03.2019 специальной оценки условий труда. Учреждение обратилось к ответчику с ходатайством о продлении до 30.05.2019 срока исполнения предписания, в удовлетворении которого было отказано. Решение об отказе в продлении считают незаконным, поскольку для проведения специальной оценки условий труда необходима длительная подготовка к проведению электронного аукциона для заключения контракта на проведение специальной оценки.

БУЗ ВО «Вологодская городская больница » просит суд признать незаконным отказ ВРИО руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области –главного государственного инспектора труда в Вологодской области Бобровой О.С. в продлении срока исполнения пункта 1 предписания; обязать Государственную инспекцию труда в Вологодской области продлить срок исполнения предписания.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен ВРИО руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области –главного государственного инспектора труда в Вологодской области Боброва О.С., в качестве заинтересованного лица привлечен государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Загребина В.А.

В судебном заседании представитель административного истца Шлыкова И.И. заявленные требования поддержала полностью.

В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Вологодской области Слободянюк Д.В., административный ответчик государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Вологодской области Загребина В.А. возражали против удовлетворения иска по следующим основаниям. Срок исполнения предписания о проведении специальной оценки условий труда является достаточным и не подлежит продлению, поскольку данный срок установлен ч.2 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Непроведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников учреждения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 357 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) в случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Из материалов дела следует, что работники БУЗ ВО «Вологодская городская больница » обратились с заявлением в Государственную инспекцию труда в Вологодской области ввиду несогласия с проведенной специальной оценкой условий труда.

20.09.2018 Государственная инспекция труда в Вологодской области по результатам проверки жалоб работников БУЗ ВО «Вологодская городская больница » выдала предписание -И об устранении учреждением нарушений трудового законодательства.

Пункт 1 предписания возлагал на БУЗ ВО «Вологодская городская больница » обязанность в срок до 20.03.2019 провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Пункт 2 предписания возлагал на БУЗ ВО «Вологодская городская больница » обязанность в срок до 26.10.2018 отменить (при наличии) приказы, локальные нормативные акты, дополнительные соглашения, касающиеся отмены гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; предоставить гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Данное предписание БУЗ ВО «Вологодская городская больница » не обжаловало и пункт 2 предписания исполнило в установленный срок.

04.02.2019 БУЗ ВО «Вологодская городская больница » обратилось в Государственную инспекцию труда в Вологодской области с ходатайством о продлении до 30.05.2019 срока исполнения пункта 1 предписания, ссылаясь на отсутствие ответов от потенциальных участников проведения специальной оценки условий труда.

22.02.2019 решением ВРИО руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области –главного государственного инспектора труда в Вологодской области Бобровой О.С. отказано в удовлетворении ходатайства о продлении срока ввиду того, что срок исполнения предписания о проведении специальной оценки условий труда установлен ч.2 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Данное решение является законным.

Исходя из обстоятельств допущенного БУЗ ВО «Вологодская городская больница » нарушения в виде непроведения надлежащей специальной оценки условий труда и длительности данного нарушения, руководствуясь нормами ч.2 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Административного регламента исполнения Федеральной службы по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н (далее Регламент), суд приходит к выводу о том, что правовые основания для продления срока исполнения предписания отсутствуют.

Согласно ч.2 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Таким образом, срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда в случае выдачи предписания государственным инспектором труда прямо установлен законом.

Согласно п.87 Регламента сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов, проводивших надзорные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования.

Согласно п.88 Регламента требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки.

В случае необходимости продления сроков устранения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам работодатель, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, не позднее 10 рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить в Роструд или его территориальный орган аргументированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания (п.88 Регламента).

К ходатайству прилагаются документы, обосновывающие продление срока, материалы о ходе устранения нарушения к моменту направления ходатайства, а также подтверждающие принятие работодателем организационно-распорядительных мер, направленных на устранение нарушений обязательных требований (п.88 Регламента).

Решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) ходатайства и назначении нового срока исполнения предписания принимается руководителем Роструда (его заместителем) или руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации данного решения в Роструде или его территориальном органе (п.88 Регламента).

Таким образом, из системного анализа приведенных выше норм следует, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена императивная обязанность административного органа по продлению сроков выполнения требований предписания в случае поступления соответствующего ходатайства. Указанное продление является правом контролирующего органа, реализуемым в случае надлежащего подтверждения невозможности устранения нарушения в установленный срок.

Кроме того, как указано выше, срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда в случае выдачи предписания государственным инспектором труда прямо установлен законом и составляет 6 месяцев со дня получение работодателем предписания.

Доказательств, подтверждающих невозможность проведения специальной оценки условий труда в установленный законом и предписанием срок, со стороны административного истца представлено не было.

Доводы административного истца о невозможности проведения электронного аукциона по заключению контракта на проведение специальной оценки условий труда при отсутствии предварительных коммерческих предложений о цене услуг от потенциальных участников данного аукциона суд признает несостоятельными.

В подтверждение данных доводов административный истец ссылается на необходимость проведения электронного аукциона в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако нормы данного Федерального закона не содержат требований о предварительном получении заказчиком (БУЗ ВО «Вологодская городская больница ») коммерческих предложений от участников электронного аукциона до проведения данного аукциона.

Информация о стоимости услуг по проведению специальной оценки условий труда носит открытый характер, размещена на интернет-сайтах коммерческих организаций, проводящих спец.оценку.

Кроме того, с письмами о предоставлении коммерческих предложений о цене услуг БУЗ ВО «Вологодская городская больница » обратилось к организациям, которые могут проводить специальную оценку условий труда, 27.11.2018, то есть по истечении двух месяцев со дня получения предписания Государственной инспекции труда в Вологодской области.

Данное обстоятельство свидетельствует о необоснованном затягивании срока исполнения предписания, то есть о недобросовестном поведении БУЗ ВО «Вологодская городская больница ».

Также суд учитывает, что предписание Государственной инспекции труда в Вологодской области состояло всего из двух пунктов. При этом исполнение второго пункта предписания не требовало значительного объема работы со стороны БУЗ ВО «Вологодская городская больница ».

При таких обстоятельствах решение ВРИО руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области –главного государственного инспектора труда в Вологодской области Бобровой О.С. об отказе БУЗ ВО «Вологодская городская больница » в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания является законным.

Суд считает, что нарушение срока вынесения решения об отказе в удовлетворении ходатайства не влияет на законность отказа ввиду безосновательности заявленного ходатайства.

Непроведение специальной оценки условий труда влечет угрозу жизни и здоровья работников, нарушение их прав на информированность об условиях труда, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) производственных факторов, а также нарушает права работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на получение гарантий и компенсации.

На основании изложенного исковые требования БУЗ ВО «Вологодская городская больница » не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска БУЗ ВО «Вологодская городская больница » отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 15.04.2019 года.

Судья В.Н. Холминова