Дело № 12 – 866/2013
Р Е Ш Е Н И Е
г. Вологда 09 сентября 2013 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Кяргиева Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе генерального директора ЗАО «Агрофирма «Герой» Волченков А.Л. на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №,
установил:
Волченков А.Л. обратился в суд с жалобой, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было вынесено постановление № о назначении административного наказания, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.3 ч. 11 КоАП РФ, выразившееся в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. С указанным постановлением не согласен. Материалами проверки не установлен факт нарушения. За самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий предусмотрена административная ответственность по ст. 7.6 КоАП РФ. Административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (ст. 2.9 КоАП РФ).
Просит постановление Управления Росприроднадзора по Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
В судебное заседание Волченков А.Л. не явился, извещен надлежащим образом, а его представитель по ордеру адвокат Сапунова Т.А. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, просила постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Управления Росприроднадзора по Вологодской области по доверенности Павлушкова Н.Ю. с жалобой не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ № оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, подлинные административные материалы в отношении Волченкова А.Л., приходит к следующему:
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росприроднадзора по Вологодской области поступило письмо МИФНС России № по Вологодской области, в котором содержались сведения об организациях, осуществляющих безлицензионное водопользование на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. В указанном списке указано и ЗАО «Агрофирма «Герой».
На основании полученных сведений из МИФНС России № по Вологодской области приказом № от ДД.ММ.ГГГГ был назначена внеплановая документарная проверка в отношении ЗАО «Агрофирма «Герой» с целью проверки информации о безлицензионном заборе воды, предоставленной налоговой инспекцией. Задачей проверки являлась проверка достоверности фактов о безлицензионном пользовании недрами. Срок проведения проверки 14 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Для проведения проверки у ЗАО «Агрофирма «Герой» были запрошены документы: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав юридического лица, решение собрания акционеров о назначении руководителя общества, приказ о назначении руководителя общества, справка о количестве скважин, их номеров, местоположении, елях использования подземных вод, копия журнала учета добытой воды из скважины ДД.ММ.ГГГГ, текущий период ДД.ММ.ГГГГ; копии документов о внесении платежей при пользовании недрами (водный налог) за ДД.ММ.ГГГГ, 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ, статистический отчет по форме № (водхоз) за ДД.ММ.ГГГГ.
В результате проведенной внеплановой документарной проверки был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены выявленные нарушения ЗАО «Агрофирма «Герой».
На основании выявленных нарушений в отношении генерального директора ЗАО «Агрофирма «Герой» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении.
Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ЗАО «Агрофирма «Герой» Волченков А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
В соответствии с п. 4 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 196 в соответствии с задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование недрами, требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах (за исключением участков недр местного значения) и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых (включая участки недр местного значения).
Согласно п. 5, 6 Административного регламента проверки уполномочены проводить должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, среди которых указаны: консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты- эксперты отделов федерального государственного надзора территориальных органов Росприроднадзора - государственными инспекторами по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, проводят проверки по следующим вопросам: соблюдение пользователями недр требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органов государственного горного надзора); предотвращение самовольного пользования недрами; и другие.
Согласно п. 38 Административного регламента основаниями для принятия решения о проведении внеплановой проверки являются: поступление в Росприроднадзор или территориальные органы Росприроднадзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 76, 81, 83 Административного регламента проверка, не включенная в план, предусмотренный пунктом 31 Административного регламента, является внеплановой. Срок проведения внеплановых проверок указан в пунктах 22 - 26 настоящего Административного регламента.
Внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с п. 84 Административного регламента проведение документарной внеплановой проверки осуществляется в соответствии с пунктами 61 - 66 настоящего Административного регламента.
Согласно п. 67 Административного регламента и ч. 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора документах пользователя недр; оценить соответствие деятельности пользователя недр обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по надзору.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Таким образом, у Управления Росприроднадзора по Вологодской области имелись основания для проведения внеплановой проверки, в том числе и документарной проверки. Проверка ЗАО «Агрофирма «Герой» проведена с соблюдением требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и требований Административного регламента, что подтверждается подлинным административным материалом.
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушение ЗАО «Агрофирма «Герой» выразилось в осуществлении в ДД.ММ.ГГГГ обществом добычи подземных вод из артезианской скважины, расположенной в <адрес> в отсутствии лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах").
Согласно п. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Из ч. 6 ст. 5, ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбулы к Закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" следует, что правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах.
Статьей 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.
Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в пользовании недрами без разрешения (лицензии) и расценивается как самовольное. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах")
Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а не статьей 7.6 КоАП РФ.
Таким образом, для осуществления деятельности по добыче юридическим лицом любых объемов воды из подземных водных объектов посредством эксплуатации скважины требуется лицензия, что подтверждается ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ, ч. 3 ст. 10.1 и ст. 11 Закона РФ "О недрах".
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.1 КоАП РФ подтверждается: налоговой декларацией по водному налогу, статистическим отчетом по форме 2-ТП (водхоз) за 2012 год.
Из материалов административного дела следует, что ЗАО «Агрофирма «Герой» имеет в наличии одну скважину по адресу: <адрес>, из которой ЗАО «Агрофирма «Герой» осуществляет забор воды (добычу воды из подземных водных объектов).
Согласно ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога (признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 333.9 НК РФ объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
На основании ст. 333.15 НК РФ налогоплательщика предоставляют в налоговый орган налоговую декларацию.
Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу утвержден Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 29н.
В соответствии с разделом V Приложения № Порядка заполнения налоговой декларации по водному налогу, раздел 2.1 заполняется налогоплательщиком, осуществляющим забор воды из водных объектов, отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии (при ее наличии) с учетом целевого использования забранной воды.
По строке 025 указывается наименование водного объекта (река, озеро, водохранилище и т.д.). При осуществлении забора воды из подземных водных объектов по данной строке указывается регистрационный номер артезианской скважины (например: "артезианская скважина N __") (п. 5.1.4).
По строке 030 указывается показатель, отражающий данные об имеющейся у налогоплательщика лицензии на водопользование, а именно: серию, номер и вид лицензии, которые при заполнении разделяются знаком ";" (точка с запятой) (п. 5.1.5).
По строке 040 указывается код водопользования, определяемый в соответствии с приложением N 3 "Коды водопользования" к настоящему Порядку. Код водопользования указывается при любом значении показателя по строке 050 (п. 5.1.6).
По строке 050 указывается код цели забора воды, определяемый в соответствии с приложением N 4 "Коды целей забора воды" к настоящему Порядку (п. 5.1.7).
По строке 070 указывается являющийся объектом налогообложения общий фактический объем воды (в тыс. куб. м), забранной из данного водного объекта за налоговый период, относящийся к конкретному коду водопользования и к конкретному коду цели забора воды, независимо от того, производилось ли водопользование согласно утвержденным лимитам или осуществлялось сверхлимитное водопользование (п. 5.1.9).
По строке 080 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период в пределах установленного лимита (п. ДД.ММ.ГГГГ).
Из представленных суду налоговых деклараций за ДД.ММ.ГГГГ года следует, что ЗАО «Агрофирма «Герой» использует скважину (Строка 025), номер лицензии на водопользование и цель забора воды не указаны (Строки 030, 050), указан код водопользования – № (забор вод из подземных водных объектов - <адрес>), Строка 040, объем воды, забранный из водного объекта (Строка 060).
В соответствии с приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ N 230 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды" сведения об использовании воды по форме N 2-ТП (водхоз) предоставляют все юридические лица и индивидуальные предприниматели: осуществляющие сброс (отведение) сточных вод; осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов); получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции; получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции; имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.
Согласно разделу 2 Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения, в графах 1 - 3 заполняются данные о разрешительном документе на право пользования водным объектом: графа 1 - тип документа (договор - "Д", лицензия - "Л", решение "Р"); графа 2 - регистрационный номер разрешительного документа; графа 3 - дата регистрации разрешительного документа. При получении воды от поставщика графы 1, 2, 3 не заполняются.При отсутствии разрешительных документов на предоставление права пользования водным объектом в указанных графах проставляются прочерки. В графах 4 - 6 заполняются сведения об источнике водоснабжения. Графа 4 - код типа источника водоснабжения, принимаемый в соответствии с Приложением 1 (при заборе - графа 2, при получении от поставщика - графа 3); графа 5 - присвоенный территориальным органом Росводресурсов код природного поверхностного водного объекта, из которого была забрана вода. При заборе воды из подземного водного объекта заполняется код природного поверхностного водного объекта, в бассейне которого расположен водозабор. Графа 12 - общий объем воды, забранный респондентом из природного водного объекта или полученный от поставщика. Если респондент получил воду от поставщика, забранную из нескольких природных объектов, респондент распределяет общий объем полученной воды по водным объектам пропорционально объемам заборов воды из этих водных объектов (в соответствии с отчетом передающего предприятия). Графы 13 - 24 - объемы воды, забранной или полученной респондентом за каждый месяц. Графы 27, 28 - коды территорий, соответственно, по ОКАТО (заполняется как восьмизначный код до третьего уровня классификации) и код водохозяйственного участка по месту использования воды.
В годовой форме федерального статистического наблюдения № (водхоз) "Сведения об использовании воды" за ДД.ММ.ГГГГ указано: почтовый адрес: <адрес>, код типа источника – № код водного объекта – скважина для выпойки животных КРС, и объемы забранной воды.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях генерального директора ЗАО «Агрофирма «Герой» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Виновность Волченкова А.Л. в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается подлинными административными материалами, а именно: налоговой декларацией по водному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, статистической отчетностью форма №-ТП (водхоз), налоговыми декларациями по водному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Представленные доказательства являлись допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ.
Тот факт, что уставная деятельность ЗАО «Агрофирма «Герой» не связана с использованием недр (подземных вод), не освобождает предприятие от обязанности получения необходимого разрешения (лицензии) при фактическом использовании такого рода объекта для хозяйственно-бытовых нужд предприятия.
Субъектами ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ могут быть как физические, так и юридические лица. Субъектами ответственности за такое нарушение, как пользование недрами без получения разрешения (лицензии), могут быть граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (в соответствии со ст. 2.4 настоящего Кодекса они несут административную ответственность как должностные лица), юридические лица, в том числе иностранные, то есть пользователи недр (ст. 9 ФЗ «О недрах»).
Волченков А.Л. является генеральным директором ЗАО «Агрофирма «Герой», что подтверждается протоколом № общего собрания акционеров, и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Волченков А.Л. в силу занимаемой должности - генерального директора ЗАО «Агрофирма «Герой» в соответствии с имеющимися полномочиями - является должностным лицом, как это отражено в примечаниях к ст. 2.4 КоАП РФ, и является субъектом ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Нарушение, выразившееся в пользовании недрами без разрешения (лицензии), с субъективной стороны характеризуется умыслом.
Доводы представителя заявителя об отсутствии вины общества в неполучении лицензии суд не принимает во внимание, поскольку она (вина) имеет место и подтверждена доказательствами, имеющимися в административном деле, где указано, что общество осуществляло добычу подземных водных объектов без лицензии в 2012 году и 2013 году.
В своей жалобе Волченков А.Л. указал на то, что административным органом не учтены положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Суд с таким выводом заявителя согласиться не может, по следующим обстоятельствам.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба. Административная ответственность в данном случае наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Следовательно, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного Волченковым А.Л.
Кроме того, суд учитывает, что вмененное в настоящем случае должностному лицу административное правонарушение посягает на экономические интересы граждан, организаций и государства. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения правонарушения, а по длящимся правонарушениям - со дня его обнаружения.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Поскольку и на момент проведения проверки деятельность общества по добыче подземных водных объектов прекращена не была, суд считает, что указанное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента обнаружения правонарушения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Коль скоро, положениями ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ регулируются правоотношения, связанные как с порядком осуществления деятельности физических и юридических лиц по разработке недр, так и сама деятельность, то в совокупности эти правоотношения неразрывно связаны с непосредственным использованием недр, что является частью окружающей среды, а потому срок привлечения к административной ответственности составляет один год с момента совершения правонарушения.
Тот факт, что КоАП РФ отнес данное правоотношение в 7 главе КоАП РФ, как правоотношения в области охраны собственности, срок привлечения за которые составляет 2 месяца, не имеет значения.
С учетом изложенного, суд полагает, что постановление о привлечении Волченкова А.Л. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение
Однако согласно ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, Волченкова А.Л. не имеется.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, указаны в ст. 4.2 КоАП РФ. Данный перечень не является исчерпывающим.
Наказание Волченкову А.Л. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Порядок и процедура привлечения к административной ответственности по делу соблюдены.
При назначении административного наказания были учтены личность виновного, характер совершенного им административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым постановление, вынесенное государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № оставить без изменения, жалобу Волченкова А.Л. без удовлетворения.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении генеральному директору ЗАО «Агрофирма «Герой» Волченкову А.Л. административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении № в виде штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей оставить без изменения, жалобу Волченкова А.Л. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.
Судья Н.Н. Кяргиева