НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вологодского городского суда (Вологодская область) от 01.03.2018 № 2-11985/2017

Дело № 2-789/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 01 марта 2018 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Юкиной Т.Л., при секретаре Розовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» о признании действий незаконными, взыскании суммы ежемесячной денежной компенсации, обязании предоставить расчёт,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» о признании действий незаконными, взыскании суммы ежемесячной денежной компенсации, обязании предоставить расчёт, в обоснование которого указала, что согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 16 апреля 2010 г. № 402 «О Порядке предоставления денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» ФИО2 получает ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, имеет статус «Ветеран труда». Выплата денежной компенсации приостановлена, в связи с наличием задолженности по оплате взносов на капительный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Истец не является собственником жилой площади по месту своего проживания, данная квартира принадлежит сыну истца - ФИО1 По запросу истца ответчик предоставил расчёт положенных к выплате сумм ежемесячной денежной компенсации за период с мая 2016 г. по июль 2017 г. на общую сумму 7 137 рублей 35 копеек, указал, что причиной приостановки выплат является солидарная ответственность членов семьи собственника, предусмотренная частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. В адрес ответчика была направлена претензия с требованием выплатить сумму ежемесячной денежной компенсации за период с мая 2016 г. по июль 2017 г., которая оставлена без удовлетворения. Денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется истцу по месту её проживания, то есть фактического потребления ресурсов (вода, электричество, тепло) и не распространяется на оплату взносов на капительный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несёт только собственник жилого помещения.

Просила признать действия Казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» по невыплате сумм ежемесячной денежной компенсации незаконными, обязать ответчика предоставить расчёт сумм ежемесячной денежной компенсации, подлежащих выплате ФИО2 на дату судебного заседания, взыскать с ответчика в пользу ФИО2 суммы ежемесячной денежной компенсации в размере 7 137 рублей 95 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы по подготовке искового заявления в размере 1000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО2 не присутствовала, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика Казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» в судебном заседании не присутствовал, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении иска отказать в связи с наличием по адресу проживания истца задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт.

Изучив материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.

Из содержания копии паспорта ФИО2 следует, что с 15 ноября 2012 г. истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

С 10 марта 2016 г. ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, предоставлялась ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда».

В связи с наличием задолженности по оплате капитального ремонта с июня 2016 года ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО2 не предоставляется.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25 декабря 2017 г. собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>. является ФИО1

Адресной справкой от 01 марта 2018 г. подтверждается, что ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Из содержания иска следует, что ФИО1 является сыном ФИО2

Согласно информации, предоставленной Некоммерческой организацией Вологодской области «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» (ответ на запрос от 02 февраля 2018 г.), по помещению, расположенному по адресу: <адрес>, имеется задолженность за период с 01 апреля 2015 г. по 30 ноября 2017 г.

Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несёт также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

На основании части 3 той же статьи дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).

При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учётом данного соглашения.

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несёт только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 г. № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» право на меры социальной поддержки имеют ветераны труда (лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», являющиеся пенсионерами; лица, имеющие пенсионное удостоверение с отметкой «Ветеран труда»).

В статье 2 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 г. № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» указано, что меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, предоставляются в том числе в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 г. № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» лицам, указанным в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 1 настоящего закона, предоставляется мера социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади и части (доли) в общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данной коммунальной квартире, определяемой в соответствии с жилищным законодательством) в пределах социальной нормы, установленной нормативным правовым актом области;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади и части (доли) в общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данной коммунальной квартире, определяемой в соответствии с жилищным законодательством) в пределах социальной нормы, установленной нормативным правовым актом области;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учёта плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьёй 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.

Частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.

В пункте 2.16 Порядка предоставления денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённым Постановлением Правительства Вологодской области от 16 апреля 2010 г. № 402, указано, что размер ежемесячной денежной компенсации определяется КУ ВО «Центр социальных выплат» как сумма компенсаций расходов по оплате каждого вида жилищно-коммунальных услуг, в том числе взносов на капитальный ремонт, рассчитанных организациями - исполнителями жилищно-коммунальных услуг, региональным оператором, владельцами специальных счетов (далее - организации), расчётно-кассовыми центрами, осуществляющими начисление населению платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Ежемесячная денежная компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взносов на капитальный ремонт, или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.

В целях настоящего Порядка под задолженностью понимается наличие у гражданина задолженности перед организацией в размере, превышающем сумму трёх месячных размеров платы за жилищно-коммунальные услуги, исчисленных этой организацией за три последних месяца.

При погашении задолженности по оплате жилого помещения, в том числе взносов на капитальный ремонт, и (или) оплате коммунальных услуг или заключении и (или) выполнении гражданином соглашения по её погашению ежемесячная денежная компенсация предоставляется за весь период, за который она не выплачивалась, но не более чем за три года, предшествующие месяцу возобновления выплаты.

Анализ положений приведённых норм, в системном единстве с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и предусматривающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации) позволяет сделать вывод, что предоставление такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Следовательно, приостановление выплаты компенсации в случае неуплаты получателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносов за капитальный ремонт, за период свыше трёх месяцев подряд нельзя расценить как ограничение права на получение меры социальной поддержки.

При таких обстоятельствах, юридически значимым для установления правомерности решения ответчика о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО2 является установление факта наличия задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы за капитальный ремонт, в течение трёх месяцев. Условием для представления ежемесячной денежной компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является отсутствие такой задолженности.

Соглашение о порядке несения расходов по содержанию квартиры по адресу: <адрес> оплате жилищно-коммунальных услуг между ФИО1 и членами его семьи, в том числе с матерью ФИО2, не заключено. Доказательств обратного суду не представлено. Задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт в отношении жилого помещения имеет место быть.

Доказательств, подтверждающих необоснованность произведённых начислений взноса за капитальный ремонт и его размера, оснований для освобождения от уплаты указанных платежей, а также соглашение по погашению задолженности истцом суду не представлено, а имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о наличии задолженности по взносу на капитальный ремонт в отношении указанного жилого помещения свыше трёх месяцев.

Таким образом, поскольку по квартире, в которой проживает истец, имеется задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт, то не имеется оснований для удовлетворения требований о признании действий Казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» по невыплате сумм ежемесячной денежной компенсации незаконными, а также производных от них требований об обязании ответчика предоставить расчёт сумм ежемесячной денежной компенсации, подлежащих выплате ФИО2 на дату судебного заседания, взыскании с ответчика в пользу ФИО2 суммы ежемесячной денежной компенсации в размере 7 137 рублей 95 копеек, расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов по подготовке искового заявления в размере 1000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать в полном объёме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Л. Юкина

Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2018 г.