НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волховского городского суда (Ленинградская область) от 24.12.2020 № 2А-1117/20

Дело № 2а-1117/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волхов Ленинградской области 24 декабря 2020 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Назаровой Е.А.,

при секретаре Акимовой С.А.,

с участием представителя административного истца Череневой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Ленинградской области к Матвееву В.Н. о взыскании денежных сумм в счет уплаты налогов и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 5 по Ленинградской области (далее по тексту - МИФНС России № 5) обратилась в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к административному ответчику Матвееву В.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 г., земельному налогу за 2018 г., налогу на имущество за 2017-2018 гг, пени, в общей сумме 153 382 руб. 91 коп.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Матвеев В.Н. является собственником транспортных средств и объектов недвижимости, в связи с чем МИФНС России № 5 на основании представленных регистрирующими органами сведений, начислены налогоплательщику налоги и в соответствии с действующим законодательством на позднее 30 дней до наступления срока платежа направлено почтой единой налоговое уведомление о необходимости уплаты налогов, согласно расчета, приведенного в налоговом уведомлении № ****** от 25.08.2019 г. и налоговом уведомлении № ****** от 10.10.2019 г. сумма налога за 2018 год составила: 3 700 руб. – транспортный налог (ОКТМО 40341000); 32 550 руб. – транспортный налог (ОКТМО 41609453); 80 510 руб. – транспортный налог (ОКТМО 40397000); 6 750 руб. – транспортный налог (ОКТМО 41609104); 632 руб. – земельный налог (ОКТМО 41609418); 3 654 руб. – земельный налог (ОКТМО 41609104); 382 руб. – налог на имущество (ОКТМО 41609418); 2 064 руб. – налог на имущество (ОКТМО 41609108); 22 913 руб. налог на имущество (ОКТМО 41609104); сумма налога за 2017 года составила 295 руб. – налог на имущество (41609108).

Обязанность налогоплательщика по уплате налогов не исполнена. В связи с наличием задолженности налогоплательщику в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ было направлено почтой требование от 23.12.2019 г. № ****** об уплате налогов и пени со сроком погашения до 31.01.2020 г. Однако в добровольном порядке требование должником не исполнено. О направлении требования свидетельствует реестр исходящей заказной почтовой корреспонденции. За неуплату налога в установленный срок в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Определением мирового судьи судебного участка № 9 Волховского района Ленинградской области от 24.04.2020 года был отменен судебный приказ № 2а-558/2020 в отношении Матвеева В.Н. в связи с поступившими от него возражениями.

На основании изложенного МИФНС России № 5 просит взыскать с Матвеева В.Н. задолженность в общей сумме 153 382 руб. 91 коп., из них: транспортный налог (ОКТМО 41609104) в размере 39 300 руб., пени в сумме 168 руб.; транспортный налог (ОКТМО 40341000) в размере 3 700 руб., пени в сумме 15 руб. 82 коп.; транспортный налог (ОКТМО 40397000) в размере 80 510 руб., пени в сумме 344 руб. 18 коп.; земельный налог (ОКТМО 41609418) в размере 632 руб., пени в сумме 2 руб. 70 коп.; земельный налог (ОКТМО 41609104) в размере 3 654 руб., пени в сумме 15 руб. 62 коп.; налог на имущество (ОКТМО 41609418) в размере 382 руб., пени в сумме 1 руб. 64 коп.; налог на имущество (ОКТМО 41609104) в размере 22 193 руб., пени в сумме 94 руб. 87 коп.; налог на имущество (ОКТМО 41609108) в размере 2 359 руб., пени в сумме 10 руб. 08 коп.

В судебном заседании представитель МИФНС России № 5 Черенева Н.Ю. административные исковые требования уточнила, указа, что в связи с произведенным платежом 30.10.2020 г. в размере 14 993 руб. 48 коп., а также наличием переплаты в сумме 5 330 руб., заявленные требования подлежат уменьшению, в связи с чем, просила взыскать с Матвеева В.Н. следующую задолженность:

транспортный налог (ОКТМО 41609104) в размере 18 976 руб. 52 коп.,

пени по транспортному налогу (ОКТМО 41609104) в сумме 139 руб. 15 коп.;

транспортный налог (ОКТМО 40341000) в размере 3 700 руб.,

пени по транспортному налогу (ОКТМО 40341000) в сумме 15 руб. 82 коп.;

транспортный налог (ОКТМО 40397000) в размере 80 510 руб.,

пени по транспортному налогу (ОКТМО 40397000) в сумме 344 руб. 18 коп.;

земельный налог (ОКТМО 41609418) в размере 632 руб.,

пени по земельному налогу (ОКТМО 41609418) в сумме 2 руб. 70 коп.;

земельный налог (ОКТМО 41609104) в размере 3 654 руб.,

пени по земельному налогу (ОКТМО 41609104) в сумме 15 руб. 62 коп.;

налог на имущество (ОКТМО 41609418) в размере 382 руб.,

пени по налогу на имущество (ОКТМО 41609418) в сумме 1 руб. 64 коп.

налог на имущество (ОКТМО 41609104) в размере 22 193 руб.,

пени по налогу на имущество (ОКТМО 41609104) в сумме 94 руб. 87 коп.;

пени по налогу на имущество (ОКТМО 41609108) в сумме 10 руб. 08 коп.

Ответчик Матвеев В.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался судом надлежащим образом. На основании ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Из отзыва, представленного Матвеевым В.Н. следует, что он с административными исковыми требованиями не согласен, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям:

- транспортный налог в сумме 3 700 руб. на судно СМ-2770 не может быть начислен, т.к. с 2011 г. данное судно не принадлежит Матвееву В.Н.

- согласно налоговому уведомлению Матвееву В.Н. исчислен транспортный налог за судно СРБ-32 в сумме 4 440 руб.. Матвеев В.Н. таким судном не владел, ему принадлежало судно СРБ-3 регистрационный номер № ******. Суда типа СРБ являются промысловыми, согласно пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения промысловые морские и речные суда. Таким образом, транспортный налог на указанное судно не может быть начислен.

- согласно налоговому уведомлению Матвееву В.Н. начислен налог на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимого имущества № ******, ****** в сумме 2064 руб. и налог на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимого имущества № ******, ****** в сумме 295 руб. В то же время право собственности Матвеева В.Н. на указанные объекты прекратилось 27.11.2017 г., что подтверждается сведениями из ЕГРН. Матвееву В.Н. начислен налог на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества: № ******, ****** и № ******, ****** в сумме 6 508 руб. и 14 822 руб. Вместе с тем Матвеев В.Н. освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии со ст. 346.11 НК РФ, т.к., являясь индивидуальным предпринимателем, применяет упрощенную систему налогообложения, а имущество использует в предпринимательской деятельности по виду деятельности сдача недвижимого имущества в аренду, что подтверждается договорами аренды № ****** от 01.01.2018 г. Таким образом, налог на имущество физических лиц в отношении указанных объектов недвижимости не может быть начислен.

- расчет пени налоговым органом не представлен. В связи с неверным определением суммы задолженности, расчет пени также является неверным.

- налоговое уведомление направлено по адресу: ******, где значение цифры «3» не установлено. Налоговым органом не представлено доказательств получения Матвеевым В.Н. налогового уведомления либо направления налогового уведомления заказным письмом по адресу налогоплательщика, в этой связи обязанность по уплате налога у Матвеева В.Н. не возникла.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Из п. 3 ст. 362 НК РФ следует, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

В соответствии с пп. 1, 3 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

Ставки транспортного налога на территории Ленинградской области установлены Областным законом Ленинградской области от 22.11.2002 N51-оз «О транспортном налоге».

Исходя из п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Как следует из налогового уведомления № ****** от 15.08.2019 г. Матвееву В.Н. налоговым органом был исчислен транспортный налог в отношении следующих транспортных средств:

КАМАЗ 55111, г/н № ****** – 14 300 руб. за 12 месяцев владения

МАН8153, г/н № ****** – 7 750 руб. за 12 месяцев владения

ГАЗ 3507, г/н № ****** – 4 560 руб. за 12 месяцев владения

ПОРШЕ CAYENNE S, г/н № ****** – 55 960 руб. за 12 месяцев владения

МАЗ 5337, г/н № ****** - 9 000 руб. за 12 месяцев владения

КАМАЗ 55111, г/н № ****** – 11 550 руб. за 12 месяцев владения

ЭО-2621В3 г/н № ****** – 1 500 руб. за 12 месяцев владения

Моторная лодка № ****** – 6 750 руб. за 4 месяца владения

СРБ-32, г/н № ****** – 4 440 руб. за 12 месяцев владения

СМ-2770 – 3 700 руб. за 12 месяцев владения.

Согласно сведений, предоставленных МРЭО ГИБДД и Гостехнадзором Ленинградской области, период регистрации вышеуказанных транспортных средств за Матвеевым В.Н. составляет:

КАМАЗ 55111, г/н № ****** – с 17.11.2010 г. по настоящее время;

МАН8153, г/н № ****** – с 15.03.2011 г. по настоящее время;

ГАЗ 3507, г/н № ****** – с 02.07.2010 г. по настоящее время;

ПОРШЕ CAYENNE S, г/н № ****** – с 29.11.2011 г. по настоящее время;

МАЗ 5337, г/н № ****** - с 09.07.2014 г. по настоящее время;

КАМАЗ 55111, г/н № ****** – с 03.03.2015 г. по настоящее время;

Экскаватор колесный ЭО-2621В3, г/н № ****** – с 08.07.2010 г. по настоящее время.

Согласно сведений, предоставленных Волховским отделением Центра ГИМС ГУ МЧС России по Ленинградской области, на Матвеева В.Н. были зарегистрированы маломерные суда:

№ ****** - с 21.03.2007 г. по 11.10.2019 г.

№ ****** – с 22.08.2018 г. по 24.08.2018 г.

Из информации, предоставленной Капитаном морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга», на собственника Матвеева В.Н. 11.01.2009 г. за № ****** в судовой книге морского рыбного порта Санкт-Петербург было зарегистрировано судно «СРБ-32». Исключено из судовой книги 18.01.2011 г.

Поскольку Матвеев В.Н. в 2018 году являлся собственником транспортных средств: КАМАЗ 55111 (г/н № ******), № ****** (г/н № ******), ГАЗ 3507 (г/н № ******), ПОРШЕ CAYENNE S (г/н № ******), МАЗ 5337 (г/н № ******), КАМАЗ 55111 (г/н № ******), экскаватора колесного ЭО-2621В3, маломерного судна № ******, оснований полагать, что ему был неправомерно начислен транспортный налог за 2018 год, не имеется.

В силу ч.ч. 2,3 ст. 33 "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.

Регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновения, перехода и прекращения является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) этих прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.

Поскольку владельцем моторной лодки № ****** Матвеев В.Н. являлся только с 22.08.2018 г. по 24.08.2018 г., а собственником маломерного судна СМ-2770 в 2018 году не являлся вовсе, суд приходит к выводу, что транспортный налог за маломерное судно СМ-2770 в сумме 3 700 руб. и за моторную лодку № ****** в сумме 6 750 руб. был начислен налоговым органом необоснованно.

При этом суд учитывает положения п. 3 ст. 362 НК РФ и позицию, изложенную в Письме министерства финансов РФ от 19 августа 2020 года № ******, согласно которой исчисление транспортного налога в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства за период менее одного месяца (при регистрации и снятии с регистрации транспортного средства в период с 1 по 15 число, с 16 по 30 число, при регистрации после 15 числа одного месяца и снятии с регистрации до 15 числа следующего месяца, в один день) в отношении данных транспортных средств не производится.

В этой связи пени, начисленные на вышеуказанные суммы задолженности, в размере 15 руб. 82 коп и 28 руб. 85 коп. также не могут подлежать взысканию.

Таким образом, ко взысканию подлежит задолженность по транспортному налогу в размере 99 486 руб. 52 коп. и пени в сумме 483 руб. 33 коп., а именно:

транспортный налог (ОКТМО 41609104) в размере 18 976 руб. 52 коп. (с учетом частичной оплаты) за транспортные средства: Экскаватор колесный ЭО-2621В3, г/н № ******, КАМАЗ 55111, г/н № ******, № ******, г/н № ******, ГАЗ 3507, г/н № ******, маломерное судно г/н № ******, а также пени в сумме 139 руб. 15 коп. за период с 03.12.2019 г. по 22.12.2019 г.;

транспортный налог (ОКТМО 40397000) в размере 80 510 руб. за транспортные средства: КАМАЗ 55111, г/н № ******, МАЗ 5337, г/н № ******, ПОРШЕ CAYENNE S, г/н № ******, пени в сумме 344 руб. 18 коп. за период с 03.12.2019 г. по 22.12.2019 г.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

При этом в соответствии со ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п.1 ст.406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 408 НК РФ в случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

Исходя из п. 1, п. 2 ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно требованиям п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Как следует из налогового уведомления № ****** от 15.08.2019 г. Матвееву В.Н. налоговым органом был исчислен налог на имущество физических лиц в отношении следующих объектов недвижимости:

иные строения, помещения и сооружения, кадастровый № ******, площадью 1416,20 кв.м, по адресу: ******, в размере 6 508 руб. 00 коп.;

иные строения, помещения и сооружения, кадастровый № ******, площадью 468 кв.м, по адресу: ******, в размере 14 822 руб.;

иные строения, помещения и сооружения, кадастровый № ******, по адресу: ******, в размере 173 руб.;

жилые дома, кадастровый № ******, по адресу: ******, в размере 492 руб.;

иные строения, помещения и сооружения, кадастровый № ******, по адресу: ******, в размере 198 руб.;

иные строения, помещения и сооружения, кадастровый № ******, по адресу: ******, в размере 2 064 руб.;

жилые дома, кадастровый № ******, по адресу: ******, в размере 382 руб.;

квартиры, кадастровый № ******, площадью 306,50 кв.м, расположенной по адресу: ******, в размере 14 руб.;

квартиры, кадастровый № ******, площадью 306,50 кв.м, расположенной по адресу: ******, в размере 1 246 руб.

Из налогового уведомления № ****** от 08.10.2019 г. следует, что налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объекта недвижимости: иные строения, помещения и сооружения, кадастровый № ******, по адресу: ******, сумма налога к уплате с учетом переплаты составила 295 руб.

Как установлено судом и подтверждается выпиской из ЕГРН право собственности Матвеева В.Н. в отношении объекта недвижимого имущества № ******, ****** прекратилось 27.11.2017 г., в этой связи оснований для исчисления налога на имущество за 2018 год на указанный объект недвижимости в сумме 2064 руб. и пени за его неуплату в размере 8 руб. 82 коп. у налогового органа не имелось.

Оснований для взыскания пени в размере 1 руб. 26 коп. за период 03.12.2019 по 22.12.2019 г., начисленных на задолженность в размере 295 руб. не имеется, т.к. налоговое уведомление № ****** от 08.10.2019 г. было направлено в адрес Матвеева В.Н. в нарушение требований ст. 52 НК РФ простым письмом.

Поскольку в части начисленных сумм (2 064 руб. и 295 руб.) административным ответчиком заявленные требования уменьшены, задолженность Матвеева В.Н. по налогу на имущество за 2018 год составляет 22 575 руб., задолженность по пени – 96 руб. 51 коп., из них:

налог на имущество (ОКТМО 41609418) в размере 382 руб., пени в сумме 1 руб. 64 коп. за период с 03.12.2019 по 22.12.2019;

налог на имущество (ОКТМО 41609104) в размере 22 193 руб. (6508+14822+173+492+198=22193), пени в сумме 94 руб. 87 коп. за период с 03.12.2019 по 22.12.2019.

Требований о взыскании налога на имущество в размере 1 260 руб. (14+1246) налоговым органом не заявлялось.

На основании п.1, п.4 ст.397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

При этом в силу п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.

Как следует из налогового уведомления № ****** от 15.08.2019 г. Матвееву В.Н. налоговым органом был исчислен земельный в отношении следующих объектов недвижимости:

земельного участка с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: ******, в размере 632 руб.;

земельного участка с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: ****** (доля в праве 12/100), в размере 3 654 руб.

Указанные земельные участки в 2018 году находились в собственности Матвеева В.Н., а потому начисленный земельный налог в сумме 4 286 руб., а также пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 15 руб. 62 коп. за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 и 2 руб. 70 коп. за период с 03.12.2019 по 22.12.2019 начислены правомерно.

Из содержания статьи 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Пункт 4 ст. 52 НК РФ предусматривает, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Налоговое уведомление № ****** от 15.08.2019 г. со сроком уплаты до 02.12.2019 г. было направлено в адрес Матвеева В.Н. заказным письмом, что подтверждается списком № ****** (номер идентификатора № ******).

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование № ****** от 23.12.2019 г. со сроком исполнения до 31.01.2020 г. было направлено в адрес Матвеева В.Н. заказным письмом, что подтверждается списком от 24.12.2019 г. (номер идентификатора № ******).

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

По смыслу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела, 08 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка №9 Волховского района Ленинградской области, был вынесен судебный приказ № 2а-588/2020 о взыскании с Матвеева В.Н. задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 гг. и пени в общей сумме 153 382 руб. 91 коп., который был отменен 24 апреля 2020 года в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа, что следует из копии определения об отмене судебного приказа.

МИФНС России № 5 направила административный иск о взыскании с Матвеева В.Н. указанной задолженности по налогам в Волховский городской суд 24.09.2020, то есть в течение 6-месячного срока со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, установленный законом срок на обращение в суд с рассматриваемым административным иском налоговым органом не пропущен.

Доказательств уплаты в полном объеме земельного налога, транспортного налога, налога на имущество и пеней, а также оснований для освобождения административного ответчика от уплаты указанных налогов последним суду не представлено.

Доводы административного ответчика о том, что согласно налоговому уведомлению Матвееву В.Н. исчислен транспортный налог за судно СРБ-32 в сумме 4 440 руб.. хотя Матвеев В.Н. таким судном не владел, ему принадлежало судно СРБ-3 регистрационный номер № ******, судом отклоняются, т.к. из материалов дела следует, что Матвеев В.Н. является собственником маломерного судна (катера) регистрационный номер № ******, за которое ему и исчислен транспортный налог. Неточность в марке маломерного судна не влияет на правильность начисления транспортного налога, регистрационный номер которого указан идентично во всех сведениях учета, факт владения указанным маломерным судном административным ответчиком не опровергнут.

Надлежащих доказательств того, что маломерное судно, регистрационный номер № ******, категория транспортного средства – катер, является промысловым морским или речным судном, в связи с чем согласно пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ не является объектом налогообложения, суду не представлено. Как не представлено доказательств осуществления Матвеевым В.Н. промысловой деятельности с использованием указанного катера, а также регистрации судна в ином порядке. В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ промысловые катера должны регистрироваться в ФАУ Российский речной регистратор «Северо-Западный филиал Российского речного регистра».

Факт того, что Матвеев В.Н. имеет статус индивидуального предпринимателя, не может являться препятствием для начисления налоговым органом налога по общей системе налогообложения, если будет установлено, что вопреки положениям п. 3 ст. 346.11 НК РФ индивидуальный предприниматель не использует принадлежащее ему имущество в предпринимательских целях. Административным ответчиком представлены копии договоров аренды недвижимого имущества № ****** от 01.01.2018 г. (в отношении части объекта недвижимости № ******, ******) и № ****** от 01.01.2018 (в отношении объекта недвижимости № ******, ******). Между тем, доказательства уплаты по этим договорам аренды, фактической реализации этих договоров отсутствуют. Отсутствуют подтверждения платежных поручений банка, отсутствуют данные о том, что имело место перечисление денежных сумм именно в связи со сдачей в аренду упомянутых объектов недвижимого имущества. Поэтому сам факт наличия копий договоров аренды не может являться достаточным доказательством для подтверждения факта использования указанного имущества в предпринимательской деятельности и освобождения ответчика от обязанности по уплате налога как физического лица находящегося у него в собственности имущества.

Контррасчет суммы задолженности, в том числе пени, административным ответчиком не представлен.

Доводы о том, что налоговым органом не представлено доказательств получения Матвеевым В.Н. налогового уведомления либо направления налогового уведомления заказным письмом по адресу налогоплательщика, опровергаются исследованными судом материалами дела. Оснований полагать, что налоговые уведомления направлялись не по адресу Матвеева В.Н. у суда не имеется, со стороны административного ответчика подобных доказательств не представлено.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и спорах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

За неуплату (несвоевременную уплату) транспортного, земельного налога и налога на имущество в установленный срок в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Расчет пени по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество судом проверен, признан арифметически правильным, административным ответчиком не оспорен.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая, что положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области, госпошлину в размере 3 738 руб. 91 коп.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 5 по Ленинградской области удовлетворить частично.

Взыскать с Матвеева В.Н., ****** года рождения, уроженца ******, зарегистрированного по адресу: ****** в пользу Межрайонной ИФНС № 5 по Ленинградской области задолженность по налогам и пени в сумме 126 945 руб. 68 коп., в том числе:

транспортный налог (ОКТМО 41609104) в размере 18 976 руб. 52 коп., пени в сумме 139 руб. 15 коп. за период с 03.12.2019 г. по 22.12.2019 г.;

транспортный налог (ОКТМО 40397000) в размере 80 510 руб., пени в сумме 344 руб. 18 коп. за период с 03.12.2019 г. по 22.12.2019 г.;

налог на имущество (ОКТМО 41609418) в размере 382 руб., пени в сумме 1 руб. 64 коп. за период с 03.12.2019 по 22.12.2019;

налог на имущество (ОКТМО 41609104) в размере 22 193 руб., пени в сумме 94 руб. 87 коп. за период с 03.12.2019 по 22.12.2019;

земельный налог (ОКТМО 41609418) в размере 632 руб., пени в сумме 2 руб. 70 коп. за период с 03.12.2019 по 22.12.2019;

земельный налог (ОКТМО 41609104) в размере 3 654 руб., пени в сумме 15 руб. 62 коп. за период с 03.12.2019 по 22.12.2019.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Матвеева В.Н. государственную пошлину в бюджет Волховского муниципального района Ленинградской области в размере 3 738 руб. 91 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2020 года.

Судья подпись Е.А.Назарова