Дело № 2-1040/2023
УИД 47RS0003-01-2023-000576-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волхов 08 ноября 2023 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Бычихиной А.В.,
при секретаре Григорьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании отказа от 18.06.2021 во включении периода службы в армии незаконным, об обязании включить период службы в армии в трудовой стаж, об обязании произвести перерасчет пенсии по старости, о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Волховском районе Ленинградской области (межрайонному), уточнив требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), о признании отказа от 18.06.2021 во включении периода службы в Советской армии на территории Туркменской ССР с ****** по ****** в страховой стаж, незаконным; включении периода службы в Советской армии на территории Туркменской ССР с ****** по ****** в стаж для исчисления страховой пенсии; обязании выполнить перерасчет пенсии по старости с ****** и взыскании компенсации морального вреда в размере 90 000 рублей, указав в обоснование требований, что в период с ****** по ****** он проходил действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР в звании рядового в войсковой части 48402, местом дислокации которой являлась территория бывшего СССР, Туркменской Советской Социалистической Республики. С 28.12.2018 истцу назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 18.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ******. При назначении пенсии ответчиком был учтен стаж, выработанный на территории Российской Федерации с ****** и по ******. Страховой стаж составил 24 года 07 месяцев и 04 дня. Согласно ответу Управления пенсионного фонда в Волховском районе Ленинградской области от ****** на обращение истца период службы в Советской армии с ****** по ****** не учтен при назначении пенсии, так как проходил на территории другого государства, не относящегося к договаривающимся сторонам. Согласно формуляру о пенсионном стаже, выданному Департаментом социального страхования Эстонской республики, органом пенсионного обеспечения в Эстонской Республике, учтен стаж истца с ****** по ******; с ****** по ******; с ****** по ******; с ****** по ******; с ****** по ****** и с ****** по ******, итого 9 лет 8 месяцев и 18 дней. Период прохождения службы в Советской армии с ****** по ****** не учтен при назначении пенсии истца в Эстонской ССР.
Истец полагает, что ответчик необоснованно исключил из его трудового стажа, учитываемого при расчете пенсии период службы в Советской армии на территории Туркменской ССР с ****** по ******. Поскольку все необходимые документы, подтверждающие военную службу в воинском формировании бывшего Союза ССР с ****** по ****** в распоряжении ответчика имелись, ему должна быть назначена страховая пенсии по старости с учетом этого стажа с ******.
Указывает, что с ****** он неоднократно обращался в Отделение Социального фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по поводу включения время службы в армии в трудовой стаж и перерасчете пенсии, но получал отказы в устной и письменной форме. Неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный ущерб, который он оценивает в 90 000 рублей. (л.д. 2-4, 39-41, 85)
Определением суда от 07.04.2023 в соответствии со ст. 41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волховском районе Ленинградской области (межрайонного) на надлежащего Отделение по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Социального фонда России. (л.д. 26)
Протокольным определением суда от 13.09.2023 произведена замена ответчика в связи с прекращением деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения с 01.01.2023 в порядке ст. 44 ГПК РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Истец ФИО1 в судебном заседании уточненные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО2, действующая на основании доверенности № ****** от 17.01.2023 (л.д. 83), в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. (л.д. 77-84)
Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 28.12.2018 ФИО1 обратился в УПФР в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых взносах» с учётом применения норм Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011.
17.01.2019 УПФР в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) было принято Решение № ****** о назначении ФИО1 с 28.12.2018 страховой пенсии по старости в соответствии с ст.8 Закона №400-ФЗ с применением норм Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 при этом период службы ФИО1 в Советской армии с ****** по ****** не учтен в страховой и в общий трудовой стаж при назначении ему пенсии по старости. (л.д. 56-76, 97-98)
Из ответа УПФР в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) от ****** на обращение ФИО1 усматривается, что период службы истца в Советской армии на территории Туркменской ССР с ****** по ****** не учтен при назначении пенсии, так как проходил на территории другого государства, не относящегося к договаривающимся Сторонам в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ******. (л.д. 22, 92)
Из трудовой книжки АТ-VII № ****** и военного билета НР № ****** на имя ФИО1 следует, что ФИО1 с ****** по ****** проходил действительную военную службу в рядах Советской армии. (л.д. 7-16, 33-34, 93-96)
Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации № ****** от 21.05.2021, справке Военного комиссариата ******№ ****** от 29.11.2018, архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации № ****** от 21.05.2019, ФИО1, ****** года рождения, был призван на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР Нарвским РВК Эстонской ССР ******, зачислен в списки войсковой части № ****** приказом № ****** от 14.11.1973, в воинском звании «рядовой», уволен в запас приказом № ****** от 04.11.1975. В историческом формуляре войсковой части № ****** за 1971-1992 гг. значится «Место дислокации восковой части № ****** в 1973-1975 гг. ******». (л.д. 17-18, 69-70)
Таким образом, судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 в период с ****** по ****** проходил действительную срочную военную службу в Вооруженных силах СССР в ******.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно ст. 8 Закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее – 30.
Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (п. 3 ст. 3 Закона № 400-ФЗ).
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее – Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31.01.2012 № 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 года (временно применялся с 16 октября 2011 года).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (ст. 2 Договора).
Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со ст. 2 Договора (ст. 3 Договора).
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (п. 1 ст. 5 Договора).
Пунктом 1 ст. 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (пп. 4 п. 1 ст. 1 Договора).
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Как следует из материалов дела, УПФР в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) при рассмотрении заявления ФИО1 о назначении страховой пенсии по старости применило положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ******. По результатам рассмотрения заявления ответчиком в страховой стаж ФИО1 не включен период прохождения им действительной срочной военной службы с ****** по ****** в рядах Вооруженных Сил СССР на территории Туркменской ССР. При этом период прохождения военной службы ФИО1 не был включен в его пенсионный стаж и компетентным учреждением Эстонской Республики. (л.д. 19-21, 71-75, 97-98)
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периода работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 настоящего Федерального закона (ч.2 ст. 12 Закона № 400-ФЗ).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ).
07.10.1977 Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения ФИО1 действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных сил СССР), в ст. 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В ст. 70 Конституции (Основной закон) СССР от 07.10.1977 провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (ст. 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (ст.75 Конституции (Основной закон) СССР от 07.10.1977).
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 12.10.1967 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».
Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных данным законом, считались состоящими на действительной срочной военной службе.
В ст. 73 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.
В соответствии с пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абз. 14 п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную срочную военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
Ссылка ответчика лишь на закрепленный в Договоре от 14 июля 2011 года пропорциональный принцип подсчета пенсионного стажа без применения норм этого договора в системном единстве и взаимосвязи с нормами Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и положениями законодательства, действовавшего в период прохождения ФИО1 действительной срочной военной службы в Вооруженных Силах СССР, является несостоятельной, поскольку нормативные положения Договора от 14 июля 2011 года предусматривают применение норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Эстонской Республики.
В связи с этим суждение пенсионного органа о том, что для решения вопроса об отнесении периода действительной военной службы ФИО1 к страховому стажу, приобретенному на территории Российской Федерации (РСФСР), юридическое значение имеет место несения такой службы, не основано на законе, поскольку прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР - государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик, засчитывалось в трудовой стаж гражданина независимо от того, на территории какой союзной республики гражданин Союза ССР проходил военную службу (аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2020 года № 16-КГ19-34).
Ввиду того, что компетентным учреждением Эстонской Республики период прохождения ФИО1 действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ****** по ****** в войсковой части № ****** на территории Туркменской ССР не был включен в его страховой стаж, названный период с учетом норм Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежал включению в страховой стаж истца и учёту при расчёте величины индивидуального пенсионного коэффициента для назначения ему страховой пенсии по старости.
Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению права ФИО1 на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина.
Тот факт, что воинская часть, в которой истец с ****** по ****** проходил действительную срочную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, дислоцировалась на территории Туркменской ССР, не может влиять на реализацию им права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение УПФР в Волховском районе Ленинградской области (межрайонного) о не включении истцу в его страховой и общий трудовой стаж периода прохождения им действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ****** по ****** на территории Туркменской ССР и учёта этого периода при расчёте величины индивидуального пенсионного коэффициента для назначения ему страховой пенсии по старости, является неправомерным.
На основании ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 22).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 3 ст. 22).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч. 4 ст. 22).
Суд приходит к выводу, что период прохождения ФИО1 действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ****** по ****** подлежали включению в страховой и общий трудовой стаж истца с момента обращения истца с заявлением о назначении пенсии, поскольку документы о службе истца в рядах Вооруженных Сил СССР в данный периоды имелись в распоряжении у пенсионного органа. (л.д. 69-70)
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о включении периода прохождения им действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ****** по ****** на территории Туркменской ССР в его страховой и общий трудовой стаж для назначения ему страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению, в связи с чем, на ответчика надлежит возложить обязанность включить в страховой стаж истца заявленный к спору период прохождения военной службы с ****** по ******, а также произвести с момента обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, перерасчет назначенной истцу страховой пенсии с учетом указанного периода прохождения военной службы.
Истец просит признать незаконным отказ пенсионного органа от ****** о включении периода службы в Советской армии на территории Туркменской ССР с ****** по ****** в его страховой и общий трудовой стаж и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 90 000 рублей.
Из материалов дела усматривается, что пенсионным органом решение от ****** об отказе во включении периода службы в Советской армии на территории Туркменской ССР с ****** по ****** в страховой и общий трудовой стаж истца, не принималось.
Судом установлено, что 18.06.2021 УПФР в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) в адрес ФИО1 был направлен ответ на его обращение, в котором указано, что период службы истца в Советской армии на территории Туркменской ССР с ****** по ****** не учтен при назначении пенсии, так как проходил на территории другого государства, не относящегося к договаривающимся Сторонам в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ******. (л.д. 22, 92)
Принимая во внимание, что письменный ответ пенсионного органа от 18.06.2021 носит разъяснительный характер, решение об отказе ФИО1 во включении в его страховой стаж периода прохождения военной службы по призыву не принималось, суд приходит к выводу, что требование истца о признании незаконным решения пенсионного органа, изложенного в письме от 18.06.2021, не подлежит удовлетворению.
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 ГК РФ).
В силу п.п. 1, 2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требование о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежит удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Суд, приходит к выводу, что в данном случае основания для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, исходя из положений ст. ст. 151, 1099 ГК РФ, п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», не имеется, поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности взыскания компенсации морального вреда и в связи с тем, что доказательств причинения истцу физических либо нравственных страданий ввиду виновных действий ответчика не представлено.
Суд, оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что требования истца ФИО1 подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области включить в страховой стаж ФИО1 период прохождения срочной военной службы в войсковой части № ****** с ****** по ****** с момента обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Волховский городской суд Ленинградской области.
Судья
Мотивированное решение составлено с учетом рабочих дней 15.11.2023.