НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 31.08.2022 № 07-1226/2022

Судья Гапоненко Е.А. Дело № 07р-1226/2022

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 31 августа 2022 года

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Ш.С.М. на постановление начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области О.О.В.№ <...> от 12 апреля 2022 года и решение судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 06 июля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее по тесту ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «РЖД»),

у с т а н о в и л:

постановление начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области О.О.В.№ <...> от 12 апреля 2022 года

ОАО «Российские железные дороги», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением № <...> от 12 апреля 2022 года защитник ОАО «Российские железные дороги» Ш.С.М. обратилась с жалобой в Городищенский районный суд Волгоградской области в которой просила отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить.

Решением судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 06 июля 2022 года, постановление начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области О.О.В.№ <...> от 12 апреля 2022 года было оставлено без изменения, а жалоба защитника юридического лица без удовлетворения.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник ОАО «Российские железные дороги» Ш.С.М. оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить, в качестве доводов указывает, что положения ч.2 ст. 63.1 Лесного Кодекса Российской Федерации и п.п. 6,11 Правил от 07.05.2019 г. №566 на земли определенного целевого назначения не применяются. Ссылается на положения ч.7 ст. 63.1 Лесного Кодекса Российской Федерации, согласно которой настоящая статья не распространяется, в том числе, на случаи перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Полагает, что Правила от 07.05.2019 г. №566 лишь устанавливают порядок выполнения работ по лесовосстановлению во исполнение норм ст. 63.1 Лесного Кодекса Российской Федерации, в связи с чем, также не применимы к данному случаю перевода участка в указанную категорию.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области О.О.В., просившую отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 63.1 ЛК РФ лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по теологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 03 апреля 2019 года между комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства й экологии Волгоградской области и ОАО «РЖД» был заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов № <...>, с целью «Комплексная реконструкция станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги», в соответствии с которым лесной участок имеет следующие характеристики: площадью 2,6121 га, с кадастровым номером № <...> местоположение: <адрес>, с видом разрешенного использования «для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов».

В дальнейшем, по заявлению ОАО «РЖД», арендуемый лесной участок с кадастровым номером № <...>, имеющем местоположение: <адрес> переведен из категории «земли лесного фонда» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с видом разрешенного использования «строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, размещение объектов лесного фонда» на площади 2,6121 га.

На основании соглашения от 09 декабря 2020 года договор аренды лесного участка № <...> от 03 апреля 2019 года был расторгнут сторонами.

В силу части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 года №566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила).

В пункте 6 Правил № 566 установлено, что лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого участка, не позднее чем через один год с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В пункте 11 Правил № 566 предусмотрено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218- ФЗ) направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, которое включает в себя следующую информацию: наименование - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя; адрес (местонахождение) - для юридического лица, место жительства - для индивидуального предпринимателя; контактный телефон; идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе; основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя; сведения о лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка; сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

Так, письмами комитета № <...> от 09 апреля 2020 года и № <...> от 23 марта 2021 года в адрес ОАО «РЖД» направлялись запросы о необходимости разобраться в сложившейся ситуации и направить в адрес комитета в возможно короткие сроки, заявления о намерении исполнения Федерального закона № 212-ФЗ.

Информация от общества на указанные запросы в адрес комитета не поступила, как и заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

В связи с переводом земель из одной категории в другую у общества возникла обязанность осуществить лесовосстановление на площади 2,6121 га, соразмерной площади переведенных земель, в течение года с момента изменения вида разрешенного использования земельного участка, то есть в срок до 27 октября 2021 года.

Фактически ОАО «РЖД» было вменено нарушение требования части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, пунктов 6 и 11 Правил выполнения работ по выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2019 года № 566.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе пересмотра постановления №57 от 12 апреля 2022 года, судья районного суда пришла к выводу о законности обжалуемого акта, а также о том, что доводы жалобы защитника юридического лица не влекут отмену обжалуемого постановления.

Вместе с тем, такие выводы не учитывают следующее.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В порядке статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из текста постановления начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области О.О.В.№ <...> от 12 апреля 2022 года: «собранные по делу доказательства опровергают вывод представителей ОАО «РЖД» о том, что данные земли переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, что не требует согласно части 7 статьи 63.1 Лесного Кодекса Российской Федерации проведения лесовосстановления на указанных землях».

В то же время, из текста постановления начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области О.О.В.№ <...> от 12 апреля 2022 года, следует: «по заявлению ОАО «РЖД», арендуемый лесной участок с кадастровым номером № <...>, имеющем местоположение: <адрес> переведен из категории «земли лесного фонда» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с видом разрешенного использования «строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, размещение объектов лесного фонда» на площади 2,6121 га».

Помимо этого в постановлении имеется ссылка на письмо Управления Росреестра по Волгоградской области № <...> от 29 марта 2022 года, согласно которому в Единый государственный реестр недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером № <...> в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на основании заявления Федерального агентства железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части упрощения размещения линейных объектов».

Более того, в постановлении № <...> от 12 апреля 2022 года также имеется указание на Распоряжение Территориального управления Росимущества в Волгоградской области от 28.12.2020 №824-р «О предоставлении земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации», согласно которому в аренду ОАО «Российские железные дороги» предоставлен земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером № <...> площадью 2,6121 га, имеющим месторасположение: <адрес> с видом разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, в соответствии с Договором аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вопреки указаниям должностного лица административного органа в обжалуемом постановлении материалы административного дела со стадии возбуждения дела об административном правонарушении уже содержали данные о переводе участка с кадастровым номером 34:03:180004:1443 из категории «земли лесного фонда» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», что указывает на противоречивость выводов должностного лица при оценке доказательств виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ.

Кроме того, ссылки должностного лица административного органа в обжалуемом постановлении на то, что нормы Лесного Кодекса РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер и подлежат исполнению, несмотря на положения части 7 ст. 63.1 Лесного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми требования статьи 63.1 Лесного Кодекса РФ не применяются в случае перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства абсолютно, никак не обоснованы и невозможность применения в данной ситуации положений части 7 ст. 63.1 Лесного Кодекса Российской Федерации несмотря на возражения защитников ОАО «Российские железные дороги» в постановлении никак не были опровергнуты.

Помимо изложенного из постановления начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области О.О.В.№ <...> от 12 апреля 2022 года неясно, какие именно нарушения вменяются ОАО «Российские железные дороги», поскольку мотивировочная часть постановления помимо ссылки на неисполненную обязанность юридического лица по лесовосстановлению, содержит указание на нарушение пункта 11 Постановления Правительства РФ от 07.05.2019 № 566 «Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка».

Таким образом, выводы судьи районного суда о законности и обоснованности обжалуемого постановления № <...> от 12 апреля 2022 года являются преждевременными, поскольку имеющиеся в постановлении многочисленные противоречия и взаимоисключающие выводы в ходе пересмотра вынесенного постановления судом первой инстанции оставлены без внимания.

Доводы защитника ОАО «Российские железные дороги» Ш.С.М. свидетельствующие о возможности применения части 7 ст. 63.1 Лесного Кодекса Российской Федерации, как следует из судебного решения, по непонятным основаниям не были приняты во внимание и не исследованы должным образом в ходе рассмотрения жалобы в суде первой инстанции, и фактически были отвергнуты в этой части, без какой-либо надлежащей мотивировки.

Судьей районного суда также не была дана оценка, тому обстоятельству, что в качестве доказательств виновности ОАО «Российские железные дороги», должностным лицом административного органа в обжалуемом постановлении 57 от 12 апреля 2022 года были приведены распоряжение ТУ Росимущества в Волгоградской области от 28.12.2020 № 824-р, договор аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» № <...> от 28.12.2020г. между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», письмо Управления Росреестра по Волгоградской области от 29.03.2022 № <...>, которые свидетельствуют о переводе категории земельного участка с кадастровым номером № <...>, при том что указанные документы напротив опровергают возможность проведения каких либо мероприятий по лесовосстановлению и воспроизводству лесов в связи с изменением правового режима переданного в пользование ОАО «РЖД» земельного участка, в силу п.3 ч.7 ст.63.1 Лесного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При изложенных обстоятельствах, состоявшиеся по делу постановление начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области О.О.В.№ <...> от 12 апреля 2022 года и решение судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 06 июля 2022 года подлежат отмене, а дело направлению в административный орган на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела административному органу следует учесть изложенное, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление, а также дать надлежащую правовую оценку доводам защитника ОАО «Российские железные дороги» Ш.С.М.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

р е ш и л:

постановление начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области О.О.В.№ <...> от 12 апреля 2022 года и решение судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 06 июля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

Решение вступает в законную силу после вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда А.Ю. Коробицын