Судья Гущина И.В. Дело № 07п-323/2021
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 26 мая 2021 г.
Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Жирновского районного суда Волгоградской области от 2 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении главы Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Жирновского районного суда Волгоградской области от 2 апреля 2021 г., глава Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, ФИО1 подал в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просит названные акты, как незаконные, отменить.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, а также председателя контрольно-счетной палаты Жирновского муниципального района Волгоградской области Ж.С.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ определено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Как следует из представленных материалов дела, в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Жирновского муниципального района (далее – КСП) на 2020 год, утвержденного распоряжением КСП от 27 декабря 2019 г. № <...>, в соответствии со ст. 264.4 Бюджетного Кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», на основании удостоверения № <...> от 8 октября 2020 г., выданного председателем контрольно-счетной палатой Жирновского муниципального района Волгоградской области, контрольно-счетной палатой Жирновского муниципального района Волгоградской области проведена внешняя проверка бюджетной отчетности и отдельных вопросов исполнения бюджета Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района за 2019 год.
В ходе проведенной проверки было установлено, что главой администрации Красноярского городского поселения, являющегося руководителем главного распорядителя (получателя) бюджетных средств – администрации Красноярского городского поселения, допущено административное нарушение имеющее признаки нецелевого использования бюджетных средств на сумму 1 413,7 тыс. руб.
Администрация Красноярского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, действующего на основании Устава Красноярского городского поселения, полномочиями которого являются решение вопросов местного значения, осуществление отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Волгоградской области.
Администрация Красноярского городского поселения является юридическим лицом с момента регистрации в налоговом органе: свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе от 24 декабря 2005 г., выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области. Юридический адрес учреждения: 403780, <...>.
Согласно решению Совета Красноярского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № <...> «О бюджете Красноярского городского поселения на 2019 год и на плановый период 2020-2021гг.» администрация Красноярского городского поселения является главным администратором доходов бюджета и главным распорядителем бюджетных средств.
Согласно Уставу Красноярского городского поселения к закрепленным за городским поселением вопросам местного значения из числа предусмотренных ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Красноярского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Красноярского городского поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Совета Красноярского городского поселения от 13 декабря 2013 г. № <...> создан муниципальный дорожный фонд и утвержден Порядок формирования и использования муниципального дорожного фонда Красноярского городского поселения (действует до 21 августа 2019 г.). Данным порядком определены направления расходования средств дорожного фонда.
Решением Совета Красноярского городского поселения от 21 августа 2019 г. № <...> утвержден Порядок формирования и использования муниципального дорожного фонда Красноярского городского поселения (в редакции, действующей с 21 августа 2019 г.).
Согласно п. 3.1 Порядка по дорожному фонду главным распорядителем средств дорожного фонда является администрация Красноярского городского поселения.
Согласно п. 1 ст.179.4 Бюджетного кодекса РФ, п. 1.1 Порядка формирования и использования муниципального дорожного фонда поселения, муниципальный дорожный фонд - часть средств бюджета Красноярского городского поселения, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Красноярского городского поселения.
Пунктом 1.2 Порядка по формированию и использованию муниципального дорожного фонда установлено, что средства дорожного фонда имеют целевое назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с дорожной деятельностью.
Первоначально решением о бюджете Красноярского городского поселения на 2019 год (от 20 декабря 2018 г. № <...>) бюджетные назначения по доходам составили в размере 2 887,2 тыс. руб. Уточненные назначения по доходам бюджета поселения в 2019 году от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для двигателей подлежащих распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учётом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты поселения в общей сумме составили 3 115,3 тыс. руб. Кассовое исполнение по доходам (акцизы) произведено в сумме 2 795,9 тыс. руб.
Первоначально бюджетные ассигнования по расходам по дорожному фонду на 2019 год предусмотрены в решение Совета Красноярского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № <...> «О бюджете Красноярского городского поселения на 2019 год и на плановый период 2020-2021 гг.», а также первоначальной сводной бюджетной росписью расходов в размере 2 887,2 тыс. руб. по КБК 942 0409 99000 21010 244. В течение 2019 года плановые назначения по расходам дорожного фонда увеличились на 228,1 тыс. руб., и в соответствии с решением Совета Красноярского городского поселения от 20 декабря 2019 г. № <...> «О внесении изменений в решение Совета Красноярского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № <...> «О бюджете Красноярского городского поселения на 2019 год и на плановый период 2020-2021гг.», а также уточненной сводной бюджетной росписью расходов от 20 декабря 2019 г. составили в размере 3 115,3 тыс. руб. по КБК 942 0409 99000 21010 244.
Распределение средств муниципального дорожного фонда Красноярского городского поселения на финансирование расходов по обеспечению дорожной деятельности в 2019 году утверждено решением Совета Красноярского городского поселения от 20 декабря 2018 г. № <...> «О бюджете Красноярского городского поселения на 2019 год и на плановый период 2020-2021гг.», согласно которому средства дорожного фонда направляются:
- на ремонт сети автомобильных дорог общего пользования в сумме 1300,0 тыс. руб.;
- на содержание сети автомобильных дорог общего пользования в сумме 1587,2 тыс. руб.
Согласно годовому отчету об исполнении бюджета главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета ф.0503127 по разделу 0400 «Национальная экономика» подраздела 0409 «Дорожное хозяйство» целевой статье 99000 21010 «Ремонт и содержание автомобильных дорог» виду расходов 244 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» кассовое исполнение по расходам в 2019 году составило 1 264,1 тыс. рублей. Средства были направлены:
- в сумме 340,05 тыс. руб. - на оплату аренды (лизинга) специализированной техники по муниципальному контракту с ООО «Экономлизинг» от 9 декабря 2019 г.;
- в сумме 115,2 тыс. руб. - расходы на содержание имущества, в том числе: оплата услуг по ТО и ремонту строительно-дорожных машин; оплата работ по ремонту асфальтового покрытия дороги р.п. Красный Яр;
- в сумме 698,5 тыс. руб. - приобретение строительных материалов (строительного щебня), по муниципальному контракту с Д.Д.Ш. и по договору с ООО «Управляющая компания АГРОАКТИВЫ»;
- в сумме 86,5 тыс. руб. - приобретение автозапчастей;
- в сумме 23,8 тыс. руб. - приобретение асфальтобетонной смеси по договору с Волгоградавтодор;
Исходя из того, что в 2019 году в бюджет поселения от уплаты акцизов на формирование дорожного фонда фактически поступило 2795,9 тыс. рублей, расходы по дорожному фонду по кассовому исполнению составили 1264,1 тыс. рублей, неиспользованные бюджетные ассигнования за 2019 год по дорожному фонду составили 1531,8 тыс. руб., что подтверждается отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов за 2019 год ф. 0503127.
Согласно предоставленной годовой отчётной формы 0503178 «Сведения об остатках средств на счетах получателя бюджетных средств» за 2019 год, остаток средств на счёте в финансовом органе:
- на начало 2019 года составил 1 460,1 тыс. руб., в том числе средства дорожного фонда, неиспользованные за 2018 год в сумме 0,0 руб.;
- на конец 2019 года составил 123,6 тыс. руб., что на 1 408,2 тыс. руб. меньше неиспользованных средств дорожного фонда за 2019г. Т.е. остатки средств местного бюджета в объеме бюджетных ассигнований дорожного фонда, не использованных на конец 2019 года, должны составить в сумме не менее 1 408,2 тыс. руб.
За счет средств бюджета Красноярского городского поселения с подраздела 0104 «Функционирование органов местной администрации» по целевой статье 90000 00020 «обеспечение деятельности органов местного самоуправления» КВР 350, произведены выплаты премии главе Красноярского городского поселения в сумме 500 руб. и специалисту ВУС в сумме 500 руб., которые не подлежат финансированию с указанного подраздела.
Выплаты произведены:
- на основании распоряжения главы администрации Красноярского городского поселения от 22 февраля 2019 г. № <...> «О премировании» в связи с успешным и добросовестным исполнением своих должностных обязанностей, достижением высоких результатов в работе, за многолетний и добросовестный труд на благо поселения, а также в преддверии государственного праздника, посвященного Международному женскому дню ценными подарками, за счет средств бюджета поселения, специалисту ВУС, что подтверждено: РКО от 20 марта 2019 г. № <...>, платежной ведомостью (ф.0504403) от 20 марта 2019 г. № <...>, расчетной ведомостью за март 2019 г.;
- на основании распоряжения главы администрации Красноярского городского поселения от 22 февраля 2019 г. № <...> «О премировании» в связи с успешным и добросовестным исполнением своих должностных обязанностей, достижением высоких результатов в работе, за многолетний и добросовестный труд на благо поселения, а также в преддверии государственного праздника, посвященного Дню защитника Отечества ценными подарками, за счет средств бюджета поселения, главе администрации Красноярского городского поселения. Денежные средства получены на руки через кассу, что подтверждено: РКО от 20 марта 2019 г. № <...>, платежной ведомостью от 20 марта 2019 г. № <...>, расчетной ведомостью за март 2019 г.;
Указанные поощрения не предусмотрены нормативным правовым актом Красноярского городского поселения:
- решением Совета Красноярского городского поселения от 20декабря 2018 г. № <...> «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих администрации Красноярского городского поселения на 2019 год», а также коллективным договором на 2018-2021 гг. от 15 мая 2018 г.
Условиями трудовых договоров указанные поощрения не предусмотрены.
Кроме того, указанные выплаты произведены с подраздела 0104 «Функционирование органов местной администрации» по целевой статье 90000 00020 «обеспечение деятельности органов местного самоуправления» КВР 350, которые не подлежат финансированию с указанного подраздела. Согласно решению Совета Красноярского городского поселения о бюджете на 2019 год, сводной бюджетной росписи расходов, а также требованиям ст. 21 Бюджетного кодекса РФ, Приказа Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», Приказа Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», финансовое обеспечение деятельности:
- главы Красноярского городского поселения (главы администрации) предусмотрено по подразделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица»;
- специалиста ВУС предусмотрено по подразделу 0203 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» целевой статье 99000 51180 «расходы за счет субвенций на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, в рамках непрограммных расходов».
Следовательно, расходы по подразделу 0104 «Функционирование органов местной администрации» по целевой статье 9000000020 «обеспечение деятельности органов местного самоуправления» в сумме 1,0 тыс. руб., произведены в нарушении ст. 21 Бюджетного кодекса РФ, Приказа Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н, Приказа Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н о применении кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также решения Совета Красноярского городского поселения о бюджете на 2019 год, сводной бюджетной росписи расходов, сметы расходов, что приводит признакам нецелевого использования бюджетных средств.
В 2019 году из бюджета Красноярского городского поселения осуществляется выплата премий бывшим работникам администрации Красноярского городского поселения, находящихся на заслуженном отдыхе. Расходы произведены с подраздела 0113 «Другие общегосударственные вопросы» по целевой статье 01000 80160 «муниципальная программа «Общегосударственные вопросы на территории городского поселения Красноярское на 2019-2021гг.» по КВР 350 «Премии и гранты» в сумме 4,5 тыс. руб.
На основании приказа главы администрации Красноярского городского поселения «О премировании» от 22 февраля 2019 г. № <...> за многолетний и добросовестный труд на благо населения, а также в преддверии государственного праздника, посвященного Международному женскому дню, за счет средств бюджета поселения, награждены работники администрации, достигшие пенсионного возраста и находящиеся на заслуженном отдыхе, ценными подарками в виде денежного поощрения, по 500 руб. каждый (9 человек). Средства выданы на руки из кассы администрации Красноярского городского поселения, что подтверждено РКО от 20 марта 2019 г. № <...>, платежной ведомостью от 20 марта 2019 г. № <...>.
Указанные выше поощрения не предусмотрены нормативными правовыми актами Красноярского городского поселения.
Указанные в преамбуле приказа № <...> нормативный правовой акт (Положение о выплатах социального характера, утвержденное постановлением главы Красноярского городского поселения от 3 февраля 2017 г. № <...>) не содержит норм по выплате поощрений бывшим работникам администрации Красноярского городского поселения, находящимся на заслуженном отдыхе.
Указанная в преамбуле ст. 191 Трудового кодекса РФ содержит нормы оплаты труда и поощрения за труд действующих на момент выплаты работников.
Коллективным договором трудового коллектива администрации Красноярского городского поселения на 2018-2021 гг. не установлен указанный в приказе вид поощрения для бывших работников администрации, находящихся на заслуженном отдыхе. Коллективный договор устанавливает взаимные обязательства между работодателем и действующим на момент выплаты работником.
Исходя из вышеуказанного, отсутствуют правовые основания для осуществления выплаты в виде поощрения работников администрации, достигших пенсионного возраста и находящихся на заслуженном отдыхе.
Таким образом, расходы по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» по целевой статье 0100080160 «муниципальная программа «Общегосударственные вопросы на территории городского поселения Красноярское на 2019-2021гг.» по КВР 350 «Премии и гранты» в сумме 4,5 тыс. руб. произведены необоснованно и неправомерно, в нарушении ст. 21 Бюджетного кодекса РФ, Приказа Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н, Приказа Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н о применении кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также решения Совета Красноярского городского поселения о бюджете на 2019 год, сводной бюджетной росписи расходов, сметы расходов, что приводит к признакам нецелевого использования бюджетных средств.
Исходя из изложенного, в действиях главного распорядителя бюджетных средств - администрации Красноярского городского поселения имеются признаки нецелевого расходования бюджетных средств, в сумме 1 413,7 тыс. руб. (1 408,2 тыс. руб. + 1,0 тыс. руб. + 4,5 тыс. руб.).
Главой Красноярского городского поселения, на основании решения Совета Красноярского городского поселения от 5 декабря 2016 г. № <...> по настоящее время, является ФИО1, на основании постановления администрации Красноярского городского поселения от 6 декабря 2016 г. № <...> исполняет обязанности главы администрации Красноярского городского поселения по настоящее время, полномочия которого предусмотрены Уставом Красноярского городского поселения.
Согласно Уставу Красноярского городского поселения администрацию Красноярского городского поселения возглавляет глава Красноярского городского поселения, который руководит ею на принципах единоначалия.
Таким образом, главой администрации Красноярского городского поселения, ФИО1, являющимся руководителем главного распорядителя бюджетных средств – администрации Красноярского городского поселения, допущены нарушения, которые имеют признаки нецелевого расходования бюджетных средств на сумму 1 413,7 тыс. руб.
При этом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, судьёй районного суда было установлено, что по правонарушениям совершенным в период с 1 января 2019 г. по 26 июля 2019 г. на сумму 400,52 тыс. руб., на момент составления протокола об административном правонарушении, срок давности истек.
По выявленным нарушениям, совершенным ФИО1 в период с 27 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. на сумму 1007,68 тыс. руб., срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Фактические обстоятельства дела судом проверены, подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия главы Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Постановление о привлечении главы Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено главе Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в пределах, установленных санкцией ст. 15.14 КоАП РФ.
При рассмотрении дела установлены все необходимые для правильного его разрешения фактические обстоятельства, которые подтверждены отвечающими требованиям допустимости доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении.
Не привлекать к административной ответственности главу Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО1 по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств, у судьи районного суда правовых оснований не имелось.
Доводы жалобы главы Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО1 о его невиновности в совершении вмененного правонарушения, несостоятельны, как противоречащие обстоятельствам дела. Такие доводы сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым судьёй районного суда дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела, что нашло полное отражение в судебном постановлении. Оснований для иной оценки тех же доказательств и обстоятельств не усматриваю.
Доводы жалобы о малозначительности допущенного нарушения несостоятельны, так как признаков малозначительности, в том смысле, который заложен в понятие малозначительности совершенного административного правонарушения пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», из материалов дела не усматривается.
Исходя из смысла содержащихся в ст. 30.7 КоАП РФ положений, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является не всякое процессуальное нарушение, допущенное при привлечении лица к административной ответственности, рассмотрении дела или вынесении постановления по результатам его рассмотрения, а лишь такое существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Однако таких существенных нарушений процессуальных норм КоАП РФ должностным лицом административного органа допущено не было.
Иных доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного постановления, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, не усматриваю оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление судьи Жирновского районного суда Волгоградской области от 2 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении главы Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1, оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Волгоградского областного суда Д.Ю. Сукачев