Судья Молоканов Д.А. Дело № 07р-579/2023
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 20 июля 2023 года
Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ФИО1 и директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 на решение судьи Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ФИО1 от 23 марта 2023 года №034/04/7.32.5-193/2023 производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На данный акт прокурором Ленинского района Волгоградской области в Ленинский районный суд Волгоградской области принесен протест.
Решением судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2023 года протест удовлетворен, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ФИО1 от 23 марта 2023 года №034/04/7.32.5-193/2023 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области.
В поданной в Волгоградский областной суд жалобе, должностное лицо, вынесшее постановление ФИО1, выражает несогласие с судебным актом, вынесенным по настоящему делу, приводя доводы о том, что выводы судьи районного суда о необоснованном прекращении производства по делу являются незаконными, поскольку судьёй не исследованы все обстоятельства и доказательства по делу.
В поданной в Волгоградский областной суд жалобе, директор МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2, также выражает несогласие с судебным актом, вынесенным по настоящему делу, приводя доводы о том, что выводы судьи районного суда о необоснованном прекращении производства по делу являются незаконными, поскольку судьёй не исследованы все обстоятельства и доказательства по делу.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 - ФИО3, представителя заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ФИО1 – ФИО4, поддержавших доводы жалоб, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 13.1 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ срок оплаты заказчик поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и, в частности, оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком) (часть 7 статьи 94 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом № 44-ФЗ, в том числе оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Из материалов дела усматривается, что постановлением и.о. прокурора Ленинского района Волгоградской области от 16 февраля 2023 года на основании материалов проведенной прокуратурой проверке соблюдения требований Федерального Закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» в отношении директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ФИО1 от 23 марта 2023 года №034/04/7.32.5-193/2023 производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении в отношении вышеуказанного лица, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ФИО1 исходила из того, что фактические обстоятельства, установленные в рамках проведения проверки, не содержат достаточных доказательств, подтверждающих наличие вины в действиях директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2
Судья районного суда отменил означенный акт и возвратил дело на новое рассмотрение в административный орган.
Принимая данное решение судья районного суда указал, что с выводами должностного лица административного органа об отсутствии вины директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном определении юридически значимых обстоятельств, на доказательствах в виде пояснения директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2, которым не дано надлежащей правовой оценки в соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, на предмет относимости, допустимости и достаточности. Также судья указал, что должностное лицо административного органа преждевременно пришло к выводу об отсутствии в действиях директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 состава административного правонарушения, поскольку у МКУ ЛМР «Моставтотранс» имелись соответствующие лимиты доведённые администрацией Ленинского муниципального района Волгоградской области. Сами по себе доводы, изложенные в пояснениях директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 административному органу, не свидетельствует о том, что директором МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 К. в полной мере исполнены возложенные на него служебные обязанности по исполнению заключенных муниципальных контрактов, и не освобождает его от ответственности, а также не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения. Достаточных доказательств того, что иным способом невозможно было достичь цели и выполнить поставленные в заключенных муниципальных контрактах задач в материалах дела не имеется.
Однако данные выводы являются преждевременными.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения.
В ходе рассмотрения дела директор МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2, не отрицая установленные по делу обстоятельства, последовательно заявлял о том, что несвоевременная оплата по контрактам произошла по вине третьих лиц, при этом им были приняты все зависящие от него меры по недопущению данного нарушения, в материалах дела ФИО2 представлены соответствующие письма, направленные в адрес Администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области.
Указанные доводы надлежащим образом судьей Ленинского районного суда Волгоградской области не проверены, надлежащая оценка им в решении от 30 мая 2023 года не дана.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2022 года у МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» возникла срочная необходимость увеличения лимитов бюджетных обязательств на приобретение нефтепродуктов (бензин АИ-92).
Получив отказ от руководителя финансового органа в дополнительном финансировании (Администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области), МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» провело перемещение собственных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств для заключения договора на поставку ГСМ, что подтверждается уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств № 4682 и 4684 от 07.12.2022 г.
После внесения изменений в план график Учреждения 12.12.2022 г. был заключен договор № 177 между МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» в лице директора ФИО2 и Исполнителем - ИП ФИО5 на поставку нефтепродуктов (АИ-92).
По условиям договора сроки выполнения работ установлены: со дня заключения контракта по 31.12.2022 г. Цена контракта составляет: 529 580 руб.
Согласно п. 3.3.1 договора оплата производится за фактически поставленный товар по безналичному расчету на расчетный счет Поставщика на основании товарной накладной и счета-фактуры, но не позднее 30 дней с даты подписания заказчиком товарной накладной. Заказчик обязан своевременно перечислять исполнителю денежные средства за выполненные работы.
Согласно товарной накладной от 21.12.2022 г. № 18 бензин автомобильный АИ 92 получен МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс».
Обязательства по оплате за поставленный товар МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» не были выполнены в срок, установленный договором.
На основании уведомления МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» об изменении лимитов бюджетных обязательств № 4360 от 06.12.2022 г. был изменен план график товаров, работ, услуг Учреждения.
После согласования с Учредителем локально сметного расчета (сметы) на замену окон в административном здании, была проведена процедура заключения договора № 737 от 15.12.2022 г. между МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» в лице директора ФИО2 и Исполнителем - ИП ФИО6 на выполнение работ по изготовлению и монтажу окон ПВХ по адресу: <адрес>.
По условиям договора сроки выполнения работ установлены: со дня заключения контракта в течение 30-ти календарных дней. Цена контракта составляет: 200000 руб.
Согласно п. 3.2.3 договора Заказчик обязан оплатить выполненную по контракту работу после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ.
По акту выполненных работ от 19.12.2022 г. обязательства по оплате МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» не были выполнены в срок, установленный договором.
Согласно письму МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» от 22.12.2022 г. направленному в адрес Администрации Ленинского муниципального района, директор МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» ФИО2 указывает на то, что изменение кассового плана по расходам районного бюджета было обусловлено необходимостью выполнения договорных обязательств, в том числе и по исполненному договору с ИП ФИО5 на поставку нефтепродуктов от 12.12.2022 г. № 177.
26.12.2022 г. в ПП АЦК-финансы со стороны МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» был направлен запрос на увеличение кассового плана для исполнения договорных обязательств в части оплаты услуг. Данный документ финансовым органом не был обработан, и фактическая оплата услуг по данному договору была произведена 17.02.2023 г.
Согласно письму МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» от 26.12.2022 направленному в адрес Администрации Ленинского муниципального района, директор МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» ФИО2 указывает на то, что увеличение кассового плана по расходам районного бюджета было обусловлено необходимостью исполнения договорных обязательств по исполненному договору с ИП ФИО6 № 737 от 15.12.2022 г.
Согласно представленным документам в материалах дела, а именно выпиской из лицевого счета Учреждения на конец 2022 года, подтверждается, что на момент установленного срока оплаты по вышеуказанным договорам, у МКУ Ленинского муниципального района «Моставтотранс» не имелось денежных средств для исполнения данных обязательств.
Указанные обстоятельства отражены в решении судьи районного суда, однако должной оценки не получили.
Суд указал на то, что с выводами должностного лица административного органа Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области об отсутствии вины директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном определении юридически значимых обстоятельств, на доказательствах в виде пояснения директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2, которым не дано надлежащей правовой оценки в соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ на предмет относимости, допустимости и достаточности.
Однако данный вывод не мотивирован, поскольку не указано - какие доказательства свидетельствовали бы о том, что директор МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 имел реальную возможность для своевременной оплаты по заключенным контрактам. При этом доказательства взаимодействия с участниками бюджетного процесса названным лицом представлены.
При таких обстоятельствах, выводы судьи районного суда о наличии оснований для отмены постановления административного органа с направлением дела на новое рассмотрение сделаны без надлежащего исследования и правовой оценки фактических обстоятельств дела и без соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.
С учетом изложенного, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении директора МКУ ЛМР «Моставтотрас» ФИО2, подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье районного суда следует учесть изложенное в настоящем решении, и правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ФИО1 и директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 удовлетворить частично.
Решение судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ ЛМР «Моставтотранс» ФИО2 отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд Волгоградской области.
Решение вступило в законную и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Волгоградского областного суда подпись Д.Ю. Сукачев
КОПИЯ ВЕРНА |
подпись судьи ______ Сукачев Д.Ю. помощник судьи |
(должность сотрудника аппарата суда) |
ФИО7 |
(Ф.И.О., подпись) «20» июля 2023 г. |