НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 20.06.2012 № 07-366/2012

  Судья: Пальчинская И.В. Дело № 07р-366/12

РЕШЕНИЕ

 г. Волгоград 20 июня 2012 г.

 Судья Волгоградского областного суда Павлова Л.А.,

 при секретаре Неверовой Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в отношении заместителя директора ГБУ ВО «Исполнительная дирекция Администрации Волгоградской области» Бочкова Алексея Владимировича   по жалобе заместителя председателя – начальника управления межбюджетных отношений Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области Завьялова Д.Ю. на решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 11 мая 2012 года,

у с т а н о в и л:

 постановлением заместителя председателя – начальника управления бюджетной политики Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 16 марта 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в отношении заместителя директора ГБУ ВО «Исполнительная дирекция Администрации Волгоградской области» Бочкова А.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Поданный в Центральный районный суд г. Волгограда протест заместителя прокурора Волгоградской области Чиженьковой С.В. на указанное постановление удовлетворен – указанное постановление отменено с направлением дела на новое рассмотрение.

 В жалобе в областной суд заместитель председателя - начальник управления межбюджетных отношений Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области Завьялов Д.Ю. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить, поскольку считает, что в действиях директора ГБУ ВО «Исполнительная дирекция Администрации Волгоградской области» Бочкова А.В. отсутствует состав административного правонарушения.

 Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы.

 В соответствии со ст. 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, если это действие не подпадает под признаки уголовно наказуемого деяния, - влечет назначение административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Частью 1 ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

 Как следует из материалов дела, в ходе проведенной контрольно-счетной палатой Волгоградской области в период с 13 по 28 февраля 2012 года внешней плановой проверки бюджетной отчетности и отдельных вопросов исполнения областного бюджета за 2011 год главным администратором средств областного бюджета - аппаратом главы администрации Волгоградской области, в том числе проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета подведомственным государственным учреждением «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области» (далее - Учреждение), установлено следующее.

 Согласно п. 2.2. Устава государственного учреждения «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области», утверждённого распоряжением аппарата Главы администрации Волгоградской области от 26.10.2010 № 340, Учреждение осуществляет автотранспортные услуги и услуги по уборке производственных, административных, служебных помещений, оборудования и транспортных средств органов государственной власти Волгоградской области, а также иных организаций и учреждений.

 На основании Закона Волгоградской области от 20.12.2010 № 2139-ОД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Учреждение финансировалось по ведомству 802 (Аппарат), подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы», целевым статьям 0939500 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и 0939900 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений» и виду расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями».

 Уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств от 01.01.2011 № 305 и от 01.01.2011 № 4660 главным распорядителем бюджетных средств - Аппаратом Главы администрации Волгоградской области в рамках исполнения его полномочий, установленных ст. 158 БК РФ, доведены до Учреждения утверждённые лимиты бюджетных обязательств с детализацией указанных расходов по кодам сектора государственного управления, в том числе по коду 211 «Оплата труда».

 Вопросы оплаты труда работников Учреждения регулируются Законом Волгоградской области от 06.03.2009 № 1862-ОД «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области» (далее - Закон 1862-ОД) и Положением об оплате труда работников государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Исполнительная дирекция Администрации Волгоградской области», утверждённым постановлением администрации Волгоградской области от 01.03.2010 № 40-п (далее - Положение № 40-п).

 Положениями указанных нормативных правовых актов установлено, что размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, соответствующими законодательству РФ и Волгоградской области.

 Коллективный договор в Учреждении отсутствует.

 В качестве локального нормативного акта на проверку представлены Правила внутреннего трудового распорядка ГУ «Автохозяйство администрации Волгоградской области» без даты и номера (далее -Правила), согласованные директором упомянутого учреждения <.......> и утвержденные управляющим делами администрации Волгоградской области <.......>

 Выборочной проверкой фактически начисленной и выплаченной работникам заработной платы установлено, что в 2011 году в Учреждении осуществлены выплаты сверх пределов, установленных Положением № 40-п и Правилами, в сумме 441 910 рублей, в том числе за период руководства Учреждением Бочковым А.В. - 139 975,97 рублей.

 Пунктом 4.4 Положения № 40-п и пунктом 5.6 Правил установлена надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим работы в размере до 50% должностного оклада.

 Согласно утверждённым штатным расписаниям, приказам о приёме на работу специалистов, в которых указаны размеры надбавок, и ведомостям начисления заработной платы эта надбавка начислялась в 2011 году в максимальном размере - 50% всем ИТР (руководителям, специалистам и служащим), за исключением заместителей директора и главного бухгалтера, которым эта надбавка не начислялась и не выплачивалась.

 К тому же, сверх установленного ограничения на основании приказа от 01.06.2011 № 48/1Б за подписью заместителя директора по техническим вопросам Бочкова А.В., определяющего перечень работников и персональный размер выплаты (от 1,5 т.р. до 8,0 т.р.), осуществлялась ежемесячная доплата работникам ИТР за сложность, напряжённость в учётной работе в условиях рыночных отношений (в связи с изменениями порядка учёта средств, полученных от предпринимательской деятельности).

 Общая сумма выплат работникам, начисленным по приказу 01.06.2011 № 48/1Б и выплаченным в период осуществления руководства Бочковым А.В., составила <.......> рублей. В том числе:

 - заявка на оплату расходов от 09.06.2011 № 1042 в сумме <.......> руб., в т. ч. на выплату вышеуказанной доплаты в сумме <.......> руб.;

 -заявка на оплату расходов от 07.07.2011 № 1205 в сумме <.......> руб., в т. ч. на выплату вышеуказанной доплаты в сумме <.......> руб.;

 - заявка на оплату расходов от 09.08.2011 № 1428 в сумме <.......> руб., в т. ч. на выплату вышеуказанной доплаты в сумме <.......> руб.;

 - заявка на оплату расходов от 07.09.2011 № 1625 в сумме <.......> руб., в т. ч. на выплату вышеуказанной доплаты в сумме <.......> рублей.

 При таких данных, контрольно-счетная палата Волгоградской области пришла к выводу о том, что часть средств областного бюджета в сумме 139 975,97 руб., утверждённых Законами Волгоградской области от 20.12.2010 № 2139-ОД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», уведомлениями о бюджетных ассигнованиях, в том числе на оплату труда работников Учреждения от 01.01.2011 № 305 и от 01.01.2011 № 4660, использованы на цели, не соответствующие условиям их получения - на выплату ежемесячных доплат работникам ИТР за сложность, напряжённость в учётной работе в условиях рыночных отношений (в связи с изменениями порядка учёта средств, полученных от предпринимательской деятельности) сверх ограничений, установленных Положением № 40-п, что в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

 По данному факту 01 марта 2012 года ведущим инспектором контрольно-счетной палаты Волгоградской области Тафинцевой И.В. в отношении заместителя директора ГБУ ВО «Исполнительная дирекция Администрации Волгоградской области» Бочкова А.В. составлен протокол № 4 об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

 16 марта 2012 года постановлением заместителя председателя - начальника управления межбюджетных отношений Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в отношении заместителя директора ГБУ ВО «Исполнительная дирекция Администрации Волгоградской области» Бочкова А.В. было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 В обоснование принятого решения указано, что размер и порядок выплат стимулирующего характера по средствам от приносящей доход деятельности, оговоренные подпунктом 1.8 в Положении №40-п не определены.

 Представленный к рассмотрению Приказ учреждения от 01.06.2011 года №48/1Б устанавливает ежемесячные доплаты работникам учреждения за счет средств от предпринимательской деятельности. Перечень ИТР и размер выплат определен в Приложении 1 к вышеуказанному Приказу.

 Заявки на оплату расходов подписаны А.В.Бочковым.

 Произведенные кассовые расходы в сумме 139,97 тыс. рублей на осуществление выплат компенсационного и стимулирующего характера сотрудникам Учреждения по средствам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не выходят за рамки Положения №40-п и, следовательно, по смыслу статьи 289 БК РФ, не являются нецелевым использованием бюджетных средств, а действия А.В.Бочкова не образуют деяние, предусмотренное статьёй 12.1. Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

 Таким образом, в результате рассмотрения материалов настоящего административного дела должностным лицом административного органа фактов нецелевого использования средств областного бюджета не установлено.

 Рассматривая протест прокурора на постановление заместителя председателя – начальника управления бюджетной политики Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 16 марта 2012 года районным судом было установлено, что в соответствии с п. 5.5 Устава государственного учреждения «Исполнительная дирекция администрации Волгоградской области» директор распоряжается имуществом и средствами Учреждения в соответствии с действующим законодательством.

 Бочков А.В. осуществлял руководство учреждением с 06 июня 2011 года по 04 сентября 2011 года.

 В ст. 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 Как предусмотрено ст. 162 БК РФ, получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

 В силу ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

 В п. 1.8. Положения № 40-п установлено, что средства от сложившейся экономии по фонду оплаты труда Учреждения и поступающие от иной приносящей доход деятельности могут направляться Учреждением на оплату труда работников Учреждения в виде выплат стимулирующего характера. А, так как пунктом 4.2. Положения № 40-п предусмотрено, что стимулирующие выплаты устанавливаются в пределах выделенного фонда оплаты труда, то размер и порядок выплат стимулирующего характера по средствам от приносящей доход деятельности Положением № 40-п не определены.

 Согласно бюджетной отчётности Учреждения (ф. 0503127 «Отчёт об исполнении бюджета...») и материалам проверки Учреждение не получало доходов от иной приносящей доход деятельности.

 Учреждением получены доходы по КБК 1 13 03020 02 0510 130 «Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации (в части прочих поступлений)», которые в соответствии со ст. 20 БК РФ, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждёнными приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 190н, и действовавшими в 2011 году относятся к одному из видов налоговых и неналоговых доходов бюджетов - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.

 Доходы от иной приносящей доход деятельности подлежат отражению по группе доходов 3 00 00000 00 0000 000 «Доходы от приносящей доход деятельности» и в 2011 году Учреждению не поступали.

 Таким образом, поскольку средства от иной приносящей доход деятельности в Учреждение поступали, следовательно, осуществлённые выплаты произведены в рамках фонда оплаты труда и должны соответствовать Положению № 40-п.

 Доплата работникам ИТР за сложность, напряжённость в учётной работе в условиях рыночных отношений (в связи с изменениями порядка учёта средств, полученных от предпринимательской деятельности) сверх установленного ограничения (до 50% должностного оклада) не предусмотрена Положением № 40-п.

 Кроме того, ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов).

 Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом.

 Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

 Уставом Учреждения определён перечень объектов, которые непосредственно обслуживаются Учреждением и предусмотрена возможность оказывать автотранспортные услуги иным юридическим и физическим лицам на договорной основе. Эти положения Устава не противоречат законодательству.

 Органы государственной власти Волгоградской области обслуживаются за счёт средств областного бюджета, что установлено в п.1. ч.2 ст.26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 Возможность обслуживания иных органов и лиц предусмотрена в виде оказания платных услуг.

 Основным нормативным правовым актом, определяющим условия использования бюджетных средств, в ст. 289 БК РФ определён бюджет.

 Законом Волгоградской области от 20.12.2010 № 2139-ОД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Учреждению предусмотрены бюджетные средства на выполнение его функций (целевая статья 0939900 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений» вид расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями»).

 Исходя из положений указанных федеральных законов, Устава Учреждения, к функциям Учреждения, осуществляемым за счёт средств областного бюджета, относится транспортное обслуживание только органов государственной власти Волгоградской области.

 Таким образом, бюджетные средства, утверждённые бюджетом на выполнение функций Учреждения, использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, - на осуществление транспортного обслуживания Регионального совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда и военного комиссариата Волгоградской области (на оплату труда водителей и приобретение топлива для автомобилей), что не относится к установленным функциям Учреждения.

 При таких обстоятельствах, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что освобождение должностным лицом административного органа директора ГБУ ВО «Исполнительная дирекция Администрации Волгоградской области» Бочкова А.В. от административной ответственности за инкриминируемое ему правонарушения, является преждевременным, в связи с чем правомерно отменил постановление заместителя председателя – начальника управления бюджетной политики Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 16 марта 2012 года с направлением дела на новое рассмотрение.

 Доводы жалобы заместителя председателя - начальника управления межбюджетных отношений Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области Завьялова Д.Ю. об отсутствии в действиях директора ГБУ ВО «Исполнительная дирекция Администрации Волгоградской области» Бочкова А.В. состава административного правонарушения подлежат проверке при новом рассмотрении материалов настоящего административного дела.

 При таких обстоятельствах не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

 Руководствуясь ст. ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

 Решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 11 мая 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, в отношении заместителя директора ГБУ ВО «Исполнительная дирекция Администрации Волгоградской области» Бочкова Алексея Владимировича   оставить без изменения, а жалобу заместителя председателя - начальника управления межбюджетных отношений Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области Завьялова Д.Ю.– без удовлетворения.

 Судья Волгоградского подпись

 областного суда: Л.А. Павлова

 <.......>

 <.......>

 <.......>