Судья Скоробогатова Е.И. №33-8420/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИ
г. Волгоград 19 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.,
судей Гулян Р.Ф., Грымзиной Е.В.,
при секретаре Яковенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-34/2020 по иску Ягмурян Анаит Фрунзевны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Городищенском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды в специальный стаж,
по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Городищенском районе Волгоградской области
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 17 марта 2020 года, которым, постановлено:
исковые требования Ягмурян Анаит Фрунзевны к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Городищенском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе включить в специальный стаж периоды работы, возложении обязанности включить в специальный стаж спорные периоды – удовлетворить частично;
признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области № № <...> от 16 апреля 2018 г. в части отказа во включении в специальный трудовой стаж Ягмурян Анаит Фрунзевне периоды работы с 22 августа 1983 г. по 31 августа 1986 г., в том числе учеба с 1 января 1983 г. по 5 июля 1986 г., в должности учителя русского языка Лчашенской средней школе с 13 марта 1992 г. по 7 мая 1994 г., с 11 августа 1995 г. по 11 сентября 2000 г., с 6 октября 2003 г. по 31 декабря 2004 г., в должности воспитателя МОУ «Средняя школа № 102 Дзержинского района Волгограда»;
обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области включить Ягмурян Анаит Фрунзевне спорные периоды в специальный стаж;
в удовлетворении остальной части исковых требований Ягмурян Анаит Фрунзевны к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области – отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф., выслушав представителя ГУ Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 2 Квочкину Д.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Ягмурян А.Ф., представителя истца – Хачатрян М.С., возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
Ягмурян А.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды в специальный стаж.
Исковые требования мотивированы тем, что истец 16 января 2018 г. обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Городищенском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной пенсии, в соответствии п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ РФ в Городищенском районе Волгоградской области № № <...> от 16 апреля 2018 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, по причине отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ответчик не засчитал период работы: с 22 августа 1983 г. по 31 августа 1986 г., в должности воспитателя, в том числе учеба с 1 сентября 1983 г. по 5 июля 1986 г.; с 13 марта 1992 г. по 7 мая 1994 г., с 11 августа 1995 г. по 11 сентября 2000 г., в должности учителя русского языка Лчашенской средней школе, с 6 октября 2003 г. по 31 декабря 2004 г., в должности воспитателя МОУ «Средняя школа №102 Дзержинского района Волгограда»; с 18 марта 2013 г. по 22 марта 2013 г., в должности учителя русского языка.
Ягмурян А.Ф., с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Городищенском районе Волгоградской области № № <...> от 16 апреля 2018 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением суда, ГУ УПФ РФ в Городищенском районе Волгоградской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что решение суда принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Определением судебной коллегии произведена замена ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Городищенском районе Волгоградской области на ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 2.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 утверждены «Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающие право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. «м» п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствие со статьей 30 федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений», с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 16 января 2018 г. Ягмурян А.Ф. обратилась в УПФР в Городищенском районе Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностью.
Решением УПФР в Городищенском районе Волгоградской области № № <...> от 16 апреля 2018 г. Ягмурян А.Ф. отказано в назначении трудовой пенсии по причине отсутствия специального стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В специальный стаж Ягмурян А.Ф. засчитано 9 лет 9 месяцев 6 дней, что не определяет право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку не подлежат зачету в льготный стаж 12 лет 9 месяцев 10 дней.
Удовлетворяя требования о включении в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии периода работы в должности воспитателя в детском саду № 2 г. Севана Республики Армения с 22 августа 1983 г. по 31 августа 1986 г., (в том числе учеба с 1 сентября 1983 г. по 5 июля 1986 г.) суд первой инстанции указал, что периоды работы Ягмурян А.Ф. на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г., подтверждаются трудовой книжкой, в которой имеется запись о том, что 22 августа 1983 г. на основании приказа № 65 от 22 августа 1983 г. истец была принята на работу в детсад № 2 г. Севана в качестве воспитателя, 31 августа 1986 г. приказом № 84 от 31 августа 1986 г. освобождена от работы в связи с переходом на другую работу, данная запись заверена печатью. С 1 сентября 1986 года по 11 сентября 2000 года занимала должность учителя русского языка в Лчашенской средней школе, на основании приказа № 4 от 1 сентября 1986 г.
Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 г. № 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р (в ред. от 28 января 2005 г.) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашением от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Таким образом, период работы истца до 13 марта 1992 г. необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости.
Разрешая требования о включении периодов работы с 6 октября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. и с 18 марта 2013 г. по 22 марта 2013 г., суд первой инстанции указал, что дата регистрации в системе государственного пенсионного страхования Ягмурян А.Ф. 16 января 2004 г. В отношении спорных периодов после указанной даты в Выписке из лицевого счета застрахованного лица Ягмурян А.Ф. отсутствует код условий для досрочного назначения трудовой пенсии.
Между тем, статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1-3 ст. 3 Федерального закона № 27-ФЗ).
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ (п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).
Работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку (ст. 28 Федерального закона № 27-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец Ягмурян А.Ф. застрахована в системе обязательного пенсионного страхования 16 января 2004 г.
Согласно сведениям из трудовой книжки, карточек-справок, приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, Ягмурян А.Ф. работала в должности воспитателя на полной ставке в МБОУ «Средняя школа № 102 Дзержинского района Волгограда» в период с 6 октября 2003 г. по 31 августа 2005 г.
Отказывая истцу в назначении досрочной страховой пении по старости, ответчиком указано, что в оспариваемые периоды в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код особых условий труда.
Между тем, в силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника.
Отсутствие сведений персонифицированного учета о периодах работы истца в должности с 6 октября 2003 г. по 31 декабря 2004 г. в должности воспитателя в МБОУ «Средняя школа № 102 Дзержинского района Волгограда», не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо о его трудовой деятельности и заработной плате является обязанностью работодателя.
Согласно Федеральному закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
Из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П следует, что невыполнение страхователями требований Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующего кода, подтверждающего льготный характер работы, не может являться основанием для отказа во включении истцу в специальный страховой стаж оспариваемых периодов.
В связи с чем, требования истца о включении периода работы в должности воспитателя на полной ставке МБОУ «Средняя школа № 102 Дзержинского района Волгограда» с 6 октября 2003 г. по 31 августа 2005 г., в льготный страховой стаж правомерно включены в специальный стаж истца.
Согласно справке, уточняющей характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной МБОУ «Городищенская средняя школа № 1» и справке № 85 от 10 февраля 2020 г. следует, что Ягмурян А.Ф., работала полный день в МБОУ «Городищенская средняя школа № 1» с 1 сентября 2012 г. (приказ № 33 от 31 августа 2012 г.) по 27 ноября 2013 года (приказ № 55 от 27 ноября 2013 г.) работала учителем начальных классов с педагогической нагрузкой 18 часов в неделю, что также подтверждается табелем учета рабочего времени, тарификационным списком, приказом № 134 об учебной нагрузке учителей в 2013-2014 гг.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в данной части соглашается.
Суд первой инстанции, включая в специальный стаж период работы с 14 марта 1992 г. по 11 сентября 2000 г. (период работы учителем русского языка), не учел, что в спорный период отсутствует документальное подтверждение особого характера работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающих постоянную занятость на льготной работе.
В целях проверки факта льготной работы в Государственную службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения был направлен запрос о проведении проверки факта льготной работы (исх. № ВФ-108/11-1 от 17 января 2018 г). Полученный ответ на запрос Севанского территориального отдела социального обеспечения аппарата государственной службы социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения заверен круглой печатью.
В письме Пенсионного фонда РФ от 12 апреля 2018 г. № 21-24/1935 «О направлении информации относительно структурных изменений, происшедших в системе Государственной службы социального обеспечения Республики Армения», указано, что с 20 февраля 2018 г. круглые печати территориальных органов Государственной службы социального обеспечения Республики Армения являются недействительными.
Документы указанных служб должны заверяться штампами с наименованием территориального подразделения службы, указанные штампы на справках, выданных истцу 15 марта 2018 г., отсутствуют. Указанные обстоятельства не дают органам пенсионного фонда правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Периоды работы после 14 марта 1992 г. подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Доказательств уплаты страховых - взносов на пенсионное обеспечение в пенсионный фонд Республики Армения материалы дела не содержат, справки компетентного органа, подтверждающей, что соответствующие периоды работы учитывались при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Армения, не имеется.
Таким образом, оснований согласиться с выводом суда первой инстанции о включении периода работы после 14 марта 1992 г., у судебной коллегии не имеется, решение суда подлежит отмене в части включения в специальный стаж истца периода с 14 марта 1992 г. по 11 сентября 2000 г.
В остальной части решение является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 17 марта 2020 года по гражданскому делу по иску Ягмурян Анаит Фрунзевны к ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 2 об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить периоды в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии – отменить в части включения в специальный стаж периода работы с 14 марта 1992 г. по 11 сентября 2000 г., и принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В остальной части решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 17 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 2 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: