НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 14.12.2011 № 07Р-783

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья: Павлов М.В. Дело № 07р-783/11

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 14 декабря 2011 года

Судья Волгоградского областного суда Павлова Л.А.,

при секретаре Кердан Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении главного редактора МУ «Редакция газеты «Заволжье» ФИО1   по его жалобе на решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 16 ноября 2011 года,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника МИФНС России №4 по Волгоградской области от 5 октября 2011 года главный редактор МУ «Редакция газеты «Заволжье» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Поданная ФИО1 в Николаевский районный суд Волгоградской области жалоба на постановление оставлена без удовлетворения.

В жалобе в областной суд ФИО1 оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить, поскольку считает, что он не является субъектом данного правонарушения, также ссылается на то, что налоговые органы не вправе проводить проверки предприятий, указанное правонарушение является малозначительным.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения судьи, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с ч.1 ст.15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 3 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 №40 (письмо Центрального банка России от 04.10.1993 №18)(далее – Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовой техники (машин) (далее – Порядок).

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.(п.5 Правил)

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.(п.13 Правил)

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.(п.22 Правил)

Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.(п.23 Правил)

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.(п.24 Правил)

В соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении N 2.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении №3.(п.29 Правил)

Согласно названного Приложения № 3 для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров.(п.39 Правил)

Как следует из материалов дела, 21 сентября 2011 года в 9 часов 46 минут по адресу:  при проверке соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, полученной с применением ККТ за период с 1 июля 2011 года по 20 сентября 2011 года должностное лицо МУ «Редакция газеты «Заволжье» - главный редактор ФИО1, допустил нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а именно: п.п.3, 5, 13, 14, 21, 22, 23, 24 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденных решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993 № 40, ст.8, 9 ФЗ от 21.11.1996 № 129 «О бухгалтерском учете», выразившееся в превышении показателей ККТ по сравнению с кассовой книгой, в связи с отсутствием записей в кассовой книге по приходу и расходу денежной наличности, приходных и расходных кассовых ордеров на сумму 4628,0 руб. выручки, полученной за услуги печатной информации в газете (объявления, реклама, поздравления) по ККТ Z-отчет № 178 от 20 сентября 2011 года, приведшее к неоприходованию выручки в сумме 4628,0 руб., допущенное 20 сентября 2011 года; в наличии накопления в кассе денежной наличности сверх установленного лимита (2,0 тыс. руб.) в сумме 7834,0 руб., чем превышен лимит остатка денежных средств в кассе на 5834,0 руб., допущенное 20.09.2011; п.29, п.39 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденных решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993 №40, в отсутствие изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, оборудованного согласно Единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, приведшее к несоблюдению порядка хранения свободных денежных средств.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом № 000265 об административном правонарушении от 23 сентября 2011 года; актом № 000040 проверки полноты учета выручки от 23 сентября 2011 года; актом инвентаризации наличных денежных средств от 21 сентября 2011 года; протоколом изъятия документов от 21 сентября 2011 года; протоколом осмотра от 21 сентября 2011 года; справкой о результатах проверки от 19 января 2011 года.

При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения главного редактора газеты МУ «Редакция газеты «Заволжье» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.

Действия ФИО1 квалифицированы правильно, наказание ему назначено в пределах санкции соответствующей статьи КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о том, что он не является субъектом данного правонарушения, необоснованны, поскольку исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, под должностными лицами, кроме прочих, понимаются руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ссылка на то, что налоговые органы не вправе проводить проверки предприятий, несостоятельны, поскольку в силу ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

В соответствии с п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Правительством РФ 30.09.2004 №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения.

При таких обстоятельствах налоговые органы вправе проводить проверки с целью осуществления контроля за использованием ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью и привлекать к административной ответственности руководителей организаций за допущенные нарушения.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения являются необоснованными.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»)

В связи с тем, что Порядок ведения кассовых операций в РФ устанавливает правила, направленные на предотвращение преступных посягательств на наличные денежные средства, хранящиеся в организации, то их соблюдение должно быть неукоснительным. Отступление от предписаний данного акта может повлечь нарушение прав и интересов не только самой организации, но и её работников, и должно пресекаться способами и мерами, предусмотренными законом. Виновные в нарушении лица должны быть привлечены к ответственности, в том числе, с целью предупреждения совершения ими новых правонарушений (ст. 3.1 КоАП РФ).

Таким образом, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения лица от административной ответственности в рассматриваемом случае не имеется.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного решения жалоба ФИО1 не содержит.

При таких обстоятельствах жалоба, в которой ставится вопрос об отмене оспариваемого решения, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 16 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении главного редактора МУ «Редакция газеты «Заволжье» ФИО1   оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Судья Волгоградского подпись

областного суда: Л.А. Павлова