НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 10.10.2018 № 07П-430/18

Судья: Молодцова Л.И. Дело № 07п-430/2018

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 10 октября 2018 г.

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу УУП ОМВД РФ по Котельниковскому району Волгоградской области В.В.В. на решение судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 6 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 6 сентября 2018 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 14.2 КоАП РФ прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе, поданной в областной суд, УУП ОМВД РФ по Котельниковскому району Волгоградской области В.В.В. оспаривает закон­ность постановления судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 6 сентября 2018 года, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение, мотивируя это тем, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Указанное правонарушение было совершено ФИО1 25.09.2017 г., срок давности привлечения к административной ответственности, согласно указанной выше нормы КоАП РФ истекает 25.09.2018 г.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласн6о ст.14.2 КоАП РФ незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, - (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" «Спиртосодержащая продукция» - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, «Алкогольная продукция» - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха, (п. 7 ст. 2 Закона). В соответствии с п.16 ст.2 Закона, оборот, это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст. 10.2 указанного Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); 5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

На основании п.2 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

Согласно п.3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о: наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия;

В соответствии с п.1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (п. 12 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Как следует из материалов дела, 25 сентября 2017 года в 19 часов 10 минут из своего домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, осуществила реализацию 3-х бутылок объемом 0,5 л по цене 150 рублей за одну бутылку со спиртосодержащей жидкостью, не имея регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и документов на данную продукцию, тем самым осуществила продажу товара, свободная реализация которого запрещена или ограничена положениями ст. 26 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В связи с чем, 23.11.2018 г. в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении № <...>.

Прекращая производство по делу, судья районного суда в решении указала на то, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, выявлены 25.09.2017 года. Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца. Следовательно, срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный названной нормой для данной категории дел, истек 25.12.2017 года.

Между тем, с указанными выводами суда согласиться нельзя, ввиду следующего

Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Отнесение совершенного административного правонарушения к определенной категории для определения срока давности привлечения к ответственности зависит не от нахождения нормы, предусматривающей административную ответственность, в той или иной главе КоАП РФ, а от того, на защиту каких правоотношений она направлена. Совершенное ФИО1 административное правонарушение посягает на правоотношения в сфере нарушений законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, т.е. требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Указанная правовая позиция нашла своё отражение и в Обзоре Верховного Суда РФ о практике рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018), в котором в частности указано, что в случае нарушения положений Закона № 171-ФЗ физические лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1, статьей 14.2, частями 1 и 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Следовательно в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.2 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как усматривается из материалов дела обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вывод, содержащийся в постановлении судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области, о том, что срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности истек на момент рассмотрения дела 25.12.2017 года, является неправильным. С учетом даты рассмотрения данного дела судом-6.09.2018 года, установленный законом годичный срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения судебного постановления еще не истёк, и у судьи районного суда не было оснований для прекращения данного дела по п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. При таких данных, вынесенное судьёй постановление нельзя признать законным и оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

Вместе с тем, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п. 3 ст.30.8 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

Как следует из содержания части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление не допускается вынесение нового решения по существу дела или изменение обжалуемого постановления, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Исходя из смысла указанных норм, вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения лица к административной ответственности, обсуждаться не может, и это является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда, в том числе и при наличии оснований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ имели место 25 сентября 2017 года.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу на момент рассмотрения жалобы судьёй Волгоградского областного суда уже истёк.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года судья вышестоящего суда по результатам рассмотрения жалоб на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда, которым производство по делу об административном правонарушении было прекращено, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях, предусмотренных данной нормой.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности прерывания данного срока.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, может истечь и на дату вынесения решения судьей вышестоящего суда по жалобе на постановление судьи районного суда.

Поэтому судья вышестоящего суда при пересмотре постановления судьи районного суда и сделанных в этом постановлении выводов не может не учитывать действие ст. 4.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, в настоящее время оснований для удовлетворения жалобы УУП ОМВД РФ по Котельниковскому району Волгоградской области В.В.В. об отмене судебного постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда,

р е ш и л:

постановление судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 6 сентября 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 14.2 КоАП РФ прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности – оставить без изменения, а жалобу УУП ОМВД РФ по Котельниковскому району Волгоградской области В.В.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Волгоградского

областного суда подпись Коробицын А.Ю.

<.......>

<.......>

<.......>