НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 08.09.2016 № 3А-768/2016

дело №3а-768/2016

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 8 сентября 2016 года

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего Ждановой С.В.,

с участием представителя

административного истца Копина И.И.,

при секретаре Дробковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мастерова А.В об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

16 августа 2016 года Мастеров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, в обоснование требований указав, что он является собственником четырёх земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м.; с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м.; с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м.; с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает его права как плательщика земельного налога. В связи с чем просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года: с кадастровым номером № <...> в размере <.......> рублей; с кадастровым номером № <...> в размере <.......> рублей; с кадастровым номером № <...> в размере <.......> рублей; с кадастровым номером № <...> в размере <.......> рублей.

В ходе рассмотрения дела по существу представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил суд об их удовлетворении.

Административный истец и иные лица, участвующие в деле - Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.

От Управления Росреестра по Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Поскольку в соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и вышеуказанных лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статья 245 КАС РФ предусматривает право гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), который налоговым законодательством относится к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из системного анализа содержания пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Между тем, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.

При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Из материалов дела следует, что Мастерову А.В. на праве собственности принадлежат четыре земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>: с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м.; с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м.; с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м., с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 3 октября 2014 г.

В данном случае установлено, что размер налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, определение в отношении спорных земельных участков кадастровой стоимости влияет на обязанность Мастерова А.В. по уплате налоговых платежей, и у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 27 октября 2015 года № 46-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области согласно приложению № 1 по состоянию на 1 января 2015 года, в число которых вошли спорные земельные участки.

Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года в рамках проведённой очередной государственной кадастровой оценки.

Из кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков и сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» от 2 сентября 2016 года № № <...> следует, что спорные земельные участки относятся к категория земель - земли населённых пунктов, имеют вид разрешённого использования - под промышленное предприятие; кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года составляет: с кадастровым номером № <...> - <.......> рубля <.......> копеек; с кадастровым номером № <...> - <.......>; с кадастровым номером № <...> - <.......>; с кадастровым номером № <...> - <.......> (л.д.17,22,26,30,186-187).

В соответствии с частью 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В этой связи рыночная стоимость земельных участков должна быть определена по состоянию на 1 января 2015 года.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Административным истцом в обоснование заявленных требований были представлены отчет № № <...> от 19 июля 2016 года, подготовленный независимым оценщиком <.......>С.Д.С., согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 год составляет: с кадастровым номером № <...> - <.......> рублей; с кадастровым номером № <...> - <.......> рублей; с кадастровым номером № <...> - <.......> рублей; с кадастровым номером № <...> - 1 <.......> рублей (л.д.33-154) и положительное экспертное заключение на отчёт № № <...>, выполненное <.......>» от 5 августа 2016 года (л.д.155-175).

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Суд находит представленный в материалы дела отчёт в полной мере соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Так, выводы оценщика о рыночной стоимости земельных участков сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в открытых источниках информации, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в Волгоградской области в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Оценка стоимости спорного объекта произведена оценщиком <.......>» С.Д.С., являющимся членом Саморегулируемой <.......>», имеющим соответствующий диплом о профессиональной подготовке и профессиональная деятельность которого застрахована.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельных участков либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.

Кроме того, суд учитывает, что указанный выше отчёт получил положительное экспертное заключение № № <...> от 5 августа 2016 года, согласно выводам которого отчёт соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, определённая в отчёте рыночная стоимость объекта оценки подтверждена.

Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности и Федеральному стандарту оценки «Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утверждённому приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июля 2011 года № 328.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете и в экспертном заключении выводы, участвующими в деле лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы заявлено не было.

С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Закона об оценочной деятельности, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

удовлетворить административное исковое заявление Мастерова А.В об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>, площадью площадь кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - под промышленное предприятие, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере <.......> рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - под промышленное предприятие, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере <.......> рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - под промышленное предприятие, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере <.......> рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - под промышленное предприятие, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере <.......> рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Жданова С.В.

решение в окончательной форме принято 9 сентября 2016 г.

Судья: Жданова С.В.