НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 05.11.2020 № 07-1265/20

Судья Костюк И.И. Дело № 07р-1265/2020

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 5 ноября 2020 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь» Шаминой А.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.Т.А.№ <...>-Э от 3 июня 2020 года и решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь» (далее по тексту – АО «ВМК «Красный Октябрь»),

у с т а н о в и л:

3 июня 2020 года постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.Т.А.№ <...>-Э, оставленным без изменения решением судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24 сентября 2020 года, юридическое лицо - АО «ВМК «Красный Октябрь» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник АО «ВМК «Красный Октябрь» Шамина А.А. оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, приводя доводы об отсутствии последствий, а также существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, социальной опасности деяния, а также с достижением целей пресечения и профилактики административных правонарушений.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО «ВМК «Красный октябрь» Шамину А.А., просившую жалобу удовлетворить, должностное лицо административного органа Т.Т.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В силу статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Частью 1 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника, плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Согласно части 2 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

В соответствии с частью 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей настоящего Федерального закона, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

В силу части 8 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании части 9 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её форма установлены Приказом Минприроды России от 09 января 2017 года № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Согласно пункту 2 Порядка декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

На основании пункта 4 Порядка, декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и её территориальные органы на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Электронные сервисы" обеспечивают доступ к своим электронным сервисам для составления декларации о плате, которые должны быть доступны для лиц, обязанных вносить плату, на возмездной основе.

Пунктом 5 Порядка установлено, что декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет»).

При представлении декларации о плате в форме электронного документа представление её на бумажном носителе не требуется.

При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящего Порядка.

Пунктом 6 Порядка установлено, что в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» декларация о плате предоставляется на бумажном носителе.

Как следует из материалов дела и установлено судом, основным видом деятельности, осуществляемой АО «ВМК «Красный Октябрь» на производственной площадке по адресу г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 110 является производство стали в слитках. Основными действующими структурными подразделениями АО «ВМК «Красный Октябрь» являются электросталеплавильный цех № 2 (ЭСПЦ-2) и цех водоснабжения и очистных сооружений (ЦВСиОС). Также АО «ВМК «Красный Октябрь» эксплуатирует объект размещения отходов 3-х секционный шламонакопитель площадью 28,4 га, расположенный по адресу: <адрес>, 1 км. юго-восточнее <адрес>.

Как объект негативного воздействия на окружающую среду АО «ВМК «Красный Октябрь» относится к 1-ой категории (высокая категория риска), код объекта № <...>П.

В результате хозяйственной деятельности АО «ВМК «Красный Октябрь» образуются отходы I-V класса опасности.

Размещению на шламонакопителе подлежат следующие виды: отходы известняка, доломита и мела в виде порошка и пыли малоопасные (23111203404), отходы (осадки) механической очистки технической воды аппаратов мокрой очистки отходящих газов электросталеплавильных печей (35122131394), осадок нейтрализации известковым молоком растворов травления стали на основе серной слоты (36333522394), осадок мокрой газоочистки при производстве гашеной (гидратной) извести (34521812204), пыль аспирации электросталеплавильного производства (35122222424), пыль газоочистки выбросов электросталеплавильной печи (3512222424), осадок при обработке воды известковым молоком обезвоженный 025101294).

АО «ВМК «Красный Октябрь» осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности серии 034 № <...>- ТРБ от 20 декабря 2018 года, выданной Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области.

Так, за 1 квартал 2019 года размещено (захоронено) на эксплуатируемом ОРО 2818,4 т. отходов IV класса опасности, за 2 квартал 2019 года размещено (захоронено) 5017,3 т отходов IV класса опасности, за 3 квартал 2019 года размещено (захоронено) 7781,82 т отходов IV класса опасности.

Согласно проведенной инвентаризации количество источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу от технологического оборудования АО «ВМК Красный Октябрь» составляет 541 источник, из которых: 384 – организованные, 157 - неорганизованные, 109 источников оснащены пылегазоулавливающими (ПГОУ) установками. В атмосферу выбрасываются следующие загрязняющие вещества: диАлюминий триоксид, титан диоксид, диЖелезо триоксид, кальций оксид, магний оксид и другие.

Деятельность предприятия сопровождается выбросом в атмосферу 66 наименованиями загрязняющих веществ, в том числе, твердых - 30, жидких и газообразных - 36.

В период плановой выездной проверки с 01 октября 2019 года по 28 октября 2019 года специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Волгоградской области произведены отборы проб промышленных выбросов в процессе производственной деятельности АО «ВМК «Красный Октябрь».

Согласно заключению эксперта по результатам измерений в пробах промышленных выбросов, отобранных на предприятии АО «ВМК «Красный Октябрь» от источника № 0039 установлен удельный выброс углерода оксида в количестве 0,966 г/с и взвешенных веществ в количестве 0.294 г/с, а также массовые концентрации марганца и его соединений, свинца и его неорганических соединений, азота оксидов.

Судом также установлено, что АО «ВМК «Красный Октябрь» 02 июня 2020 года в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям направлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, которая поступила в Управление 08 июня 2020 года, то есть после вынесения постановления о привлечении АО «ВМК «Красный Октябрь» к административной ответственности.

Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 03 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.

При таких обстоятельствах, АО «ВМК «Красный октябрь» нарушен срок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств не имеется.

Таким образом, действия АО «ВМК «Красный Октябрь» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Постановление о привлечении АО «ВМК «Красный Октябрь» вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Доводы автора жалобы о малозначительности совершенного правонарушения были предметом исследования судьи районного суда при рассмотрении жалобы, и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в решении.

Как верно отмечено судьей районного суда, административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии, в связи с чем несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления и решения должностных лиц административного органа и судебного решения, жалоба не содержит.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалоб и отмены постановления и судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.Т.А.№ <...>-Э от 3 июня 2020 года и решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь» оставить без изменения, а жалобу защитника АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный октябрь» Шаминой А.А. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда подпись Циренщиков И.А.