Судья Саранча Н.И. Дело № 7а-982/2015
Судья Сарбасов М.Н.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Волгоград 02 ноября 2015 года
Заместитель председателя Волгоградского областного суда Чаркин С.А., рассмотрев жалобу Волкова И.С. на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области С.О.В.№ <...> от 19 ноября 2014 года, решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 2 февраля 2015 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 10 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении председателя правления ТСЖ «Сфера» Волкова И.С.,
установил:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области С.О.В.№ <...> от 19 ноября 2014 года председателя правления ТСЖ «Сфера» Волков И.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей
Решением судьи Советского районного суда г. Волгограда от 2 февраля 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 10 марта 2015 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, Волков И.С. просит об отмене постановления должностного лица, указанных судебных актов и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения жалобы.
В силу ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что поводом для привлечения Волкова И.С. к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ послужила назначенная на основании поручения № <...> от ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности начальника Инспекции П.Г.В. проверка ТСЖ «Сфера» по вопросу соблюдения платежными агентами, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки выявлено невнесение организацией наличных денежных средств, принятых от физических лиц за коммунальные услуги с применением ККТ заводской № <...>, модель <.......> на специальный банковский счет.
Так скорректированная денежная сумма, образовавшаяся в результате полученных денежных средств от физических лиц, в форме уплаты платежей за коммунальные услуги, прошедшая по ККТ и оприходованная в кассовую книгу организации за проверяемый период составила <.......> (<.......>) руб. <.......> коп.
Документы - квитанции, ордера и т.д. о сдаче в банк на свой специальный банковский счет (счета) аккумулированных организацией наличных денежных средств, с целью последующих расчетов с предприятиями - поставщиками коммунальных ресурсов, на основании заключенных между организацией и этими предприятиями договоров за проверяемый период в Инспекцию не представлялись. Специальный банковский счет в организации отсутствует.
Таким образом, в проверяемом периоде денежные средства в размере <.......> (<.......>) руб. <.......> коп. не зачислены на специальный банковский счет, что является нарушением п. п. 14, 15 ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лип, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ).
Должностное лицо налогового органа и судьи районного и областного судов пришли к выводу о том, что ТСЖ «Сфера» является платежным агентом, поэтому расчеты между ТСЖ ««Сфера»» и ресурсоснабжающими организациями должны осуществляться с использованием специального банковского счета.
С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Закона № 103-ФЗ, его положения не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также осуществляемых в безналичном порядке.
Согласно ст. 2 Закона № 103-ФЗ, платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (ч. ч. 1, 2 ст. 3 Закона № 103-ФЗ).
Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
При этом п. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ содержит понятие поставщика, которым, в частности, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги вносятся товариществом собственников жилья. При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ признается, в том числе, и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающими организациям (ч. 6.3 ст. 155 ЖК РФ).
С учетом того, что ТСЖ является юридическим лицом, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, такая компания не является платежным агентом, поскольку для целей Закона № 103-ФЗ оно признается поставщиком услуг.
Согласно Уставу целью товарищества является надлежащее содержание жилого дома и придомовой территории, обеспечение членов товарищества коммунальными и другими услугами, защита их интересов, для достижения целей товарищество вправе заниматься следующими видами деятельности: управлением обслуживания, эксплуатации и ремонта недвижимого имущества, строительством дополнительных помещений и объектов общего имущества, сдачей в аренду, внаем либо продажей недвижимого имущества, входящего в состав кондоминиума и находящегося в собственности товарищества.
Кроме того, оспаривая наличие у ТСЖ «Сфера» статуса платежного агента, председатель правления ТСЖ «Сфера» Волков И.С. в ходе производства по настоящему делу указывал на то, что ТСЖ самостоятельно оказывает услуги физическим лицам, у ТСЖ отсутствуют договоры с указанными организациями об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, а также ТСЖ не производит расчеты, связанные с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения.
Данным доводам правовая оценка при рассмотрении настоящего дела дана не была.
Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" ТСЖ «Сфера» не является платежным агентом, в связи с чем действие названного Федерального закона на отношения между ТСЖ «Сфера» и ресурсоснабжающими организациями не распространяется, что исключает необходимость осуществления расчетов между указанными юридическими лицами с использованием специального банковского счета.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1), неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области С.О.В.№ <...> от 19 ноября 2014 года, решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 2 февраля 2015 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 10 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении председателя правления ТСЖ «Сфера» Волкова И.С., подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении председателя правления ТСЖ «Сфера» Волкова И.С. подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
решил:
жалобу председателя правления ТСЖ «Сфера» Волкова И.С. удовлетворить.
Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области С.О.В.№ <...> от 19 ноября 2014 года, решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 2 февраля 2015 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 10 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1КоАП РФ, в отношении председателя правления ТСЖ «Сфера» Волкова И.С. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Заместитель председателя <.......>
Волгоградского областного суда С.А. Чаркин
<.......>
<.......>