Судья: Гудченкова С.Г. Дело №07п-112/2019
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 1 апреля 2019 года
Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мурадян Майтаги Григоревны на постановление судьи Михайловского районного суда Волгоградской области от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мурадян Майтаги Григоревны,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Михайловского районного суда Волгоградской области от 14 марта 2019 года Мурадян М.Г. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Не согласившись с постановлением судьи, Мурадян М.Г. подала жалобу в Волгоградский областной суд, в которой, просит указанное постановление отменить в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, мотивируя это тем, что в период пребывания на территории Российской Федерации к административной ответственности Мурадян М.Г. не привлекалась, уголовно-наказуемого деяния не совершала, продолжала выполнять свои обязанности по гражданского – правовому договору об оказании услуг от 20.04.2018 г., действовавшего до 25.02.2019 г. Обращает внимание на то, что согласно заключенному договору от 20.04.2018 г., он может быть расторгнут по согласию Сторон путем подписания сторонами дополнительного Соглашения, однако Соглашение о расторжении договора подписано не было, поэтому Мурядан М.Г. полагала, что он продлен на более поздний срок. Кроме того, считает, что в данном случае судьей не были приняты во внимание положения ч. 11 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Еременко В.С., просившую жалобу удовлетворить, должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, - старшего инспектора отдела по вопросам миграции отдела МВД России по городу Михайловке П.П.П., просившего отказать в удовлетворении жалобы, заслушав показания свидетеля В.В.В., судья Волгоградского областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации
Объектом посягательств являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства. Объективная сторона правонарушения выражается в следующих действиях (бездействии): проживание без документов на право жительства в России.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в том числе протокола по делу об административном правонарушении №035443 от 14 марта 2019 года, 14 марта 2019 года в 10 часов 15 минут при осуществлении проверочного мероприятия по соблюдению миграционного законодательства по адресу: <адрес>, было установлено, что гражданка р. Армении Мурадян М.Г., въехав на территорию РФ через КПК «Верхний Ларс» 26.02.2018 до 25.02.2019 находилась законно, по истечении срока пребывания с 26.02.2019 в нарушение п.п.1-2 ст.5 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. находилась на территории РФ с нарушением миграционного законодательства, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и без миграционного учета по месту пребывания.
При рассмотрении дела в районном суде Мурадян М.Г. пояснила, что вину в совершенном правонарушении признает.
Выводы о наличии в действиях Мурадян М.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтверждаются фактическими обстоятельствами дела и представленными в деле доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении №035443 от 14 марта 2019 года, составленном в отношении Мурадян М.Г.; паспортом гражданина республики Армения Мурадян М.Г.; объяснением Мурадян М.Г.; справкой СПО «Мигрант-1; миграционной картой на имя Мурадян М.Г., согласно которой целью визита является – частный, срок пребывания исчисляется с 26.02.2018 г., - которым судьей районного суда была дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с данной оценкой не имеется.
Протокол об административном правонарушении в отношении Мурадян М.Г. составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, с указанием обстоятельств дела, состава правонарушения, статьи КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Как следует из содержания протокола, Мурадян М.Г. с протоколом была согласна, что подтверждается его собственноручной подписью в графе объяснения нарушителя.
Доводы жалобы о том, что Мурадян М.Г. ранее не привлекалась к административной, уголовной ответственности, не принимаются во внимание, поскольку указанные обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения данного дела.
Указание в жалобе на то, что в силу заключенного между Мурадян М.Г. и А.А.А. гражданского-правового договора оказания услуг от 20.04.218 года Мурадян М.Г. полагала, что находится на территории Российской Федерации легально, является несостоятельным. Как следует из содержания договора, услуги по договору оказываются с 20.04.2018 г. по 25.02.2018 г. Положений о том, что заключенный договор автоматически продлевается на более поздний период, в договоре не имеется.
Ссылки в жалобе на положения ч. 11 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" являются необоснованными, ввиду следующего.
В соответствии с п. «2» ч. 4.5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане являются, в том числе, высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения), определенного в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального Закона.
Вопреки указанным нормам, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие, что Мурадян М.Г. осуществляла трудовую детальность на территории Российской Федерации в качестве высококвалифицированного специалиста.
Вместе с тем, в силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности. Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Как следует из письменных материалов дела, в том числе приобщённых в ходе судебного заседания документов, Мурадян М.Г. имеет на территории Российской Федерации двоих детей – Н.Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и В.В.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Н.Н.Н. имеет сына – Г.Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который родился на территории Российской Федерации. В.В.В. имеет вид на жительство сроком действия до 13 апреля 2022 года, состоит в браке с гражданином Российской Федерации А.А.А., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака от 24 декабря 2013 года. У В.В.В. и А.А.А. имеется двое детей – граждан Российской Федерации - О.О.О.ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Р.Р.Р.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении детей.
В судебном заседании Волгоградского областного суда в качестве свидетеля была допрошена дочь Мурадян М.Г. - В.В.В., которая подтвердила факт совместного проживания и ведения хозяйства по адресу <адрес> с Мурадян М.Г. В.В.В. также пояснила, что ее мать Мурадян М.Г. помогает воспитывать ее детей.
Указанные доказательства в их совокупности могут свидетельствовать о наличии устойчивых семейных и социальных связей Мурадян М.Г. в стране пребывания. При таких данных, выдворение Мурадян М.Г. за пределы Российской Федерации может повлечь серьезное вмешательство со стороны государства в осуществление её права на уважение семейной жизни, а, следовательно, назначение данного вида наказания будет противоречить требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данный правовой подход к назначению наказания согласуется с позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П и в Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П.
На основании изложенного не нахожу оснований для объективной необходимости назначения Мурадян М.Г. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах постановление судьи районного суда, вынесенное в отношении Мурадян М.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению в части назначения Мурадян М.Г. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи районного суда подлежит оставлению без изменения, поскольку основное наказание в виде административного штрафа назначено Мурадян М.Г. обоснованно в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Михайловского районного суда Волгоградской области от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мурадян Майтаги Григоревны, изменить, исключив из него указание на выдворение Мурадян М.Г. за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда.
В остальной части постановление судьи Михайловского районного суда Волгоградской области от 14 марта 2019 года оставить без изменения, а жалобу Мурадян М.Г. без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Волгоградского
областного суда подпись Коробицын А.Ю.
<.......>
<.......>
<.......>