НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волгодонской районного суда (Ростовская область) от 30.10.2019 № 2А-2939/19

отметка об исполнении решения дело № 2а-2939/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Донсковой М.А.

при секретаре Тома О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бычков Е.В. Военному комиссариату Ростовской области, призывной комиссии г.. Волгодонска Ростовской области о признании незаконным отказа в выдаче военного билета, восстановлении нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

Бычков Е.В. обратился в суд с указанным административным иском, в котором, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии г. Волгодонска 20.06.2019, которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас с выдачей справки взамен военного билета, обязать выдать ему военный билет.

В обоснование административного иска указано, что он состоял на воинском учете в военном комиссариате г. Волгодонска Ростовской области с 13.12.2009.

Полагая, что работодатели надлежащим образом исполняли требования постановления правительства РФ от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете», административный истец в военный комиссариат не обращался. В период с 01.10.2013 по 18.03.2019 (дата достижения возраста 27 лет) в отношении него призывной комиссией никакие действия, направленные на проведение мероприятий по призыву на военную службу, не проводились, в частности повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата, не направлялись.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным решение призывной комиссии г. Волгодонска Ростовской области №7 от 20.06.2019 о признании Бычкова Бычков Е.В. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований по основанию, предусмотренному п.1.1 ст. 28 и п.1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 №53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и обязать выдать ему военный билет.

В судебном заседании истец и его представитель Брагина Е.А. поддержали заявленные требования. Дополнительно Бычков Е.В. пояснил, что от службы в армии он не уклонялся, мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении него не осуществлялись, от вызова в военный комиссариат не отказывался, место жительства не менял, повесток в каком либо виде не получал, в связи с чем зачисление его в запас в связи с достижением предельного возраста как не прошедшего военную службу без законных оснований с выдачей справки взамен военного билета является неправомерным и нарушает его права.

Представитель административных ответчиков Военного комиссариата Ростовской области, призывной комиссии г.. Волгодонска Ростовской области –Шпаковская Е.А., возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

Пунктом 34 названного Положения предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).

Согласно положений статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 указанной статьи).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 этого же федерального закона).

Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Бычков Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> был поставлен на воинский учете в Волгодонском военном комиссариате 13.02.2009.

Приговором Волгодонского районного суда Ростовской области от 10.11.2008 Бычков Е.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ и приговорен к 3 годам лишения свободы без штрафа с применением ст.73 УК РФ на 2 года.

Приговором Волгодонского районного суда Ростовской области от 09.07.2009, Бычков Е.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30- п. «а» ч.2 ст.228.1 УК РФ с применением ст.88 ч.6.1УК РФ и ему назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа. На основании ст. 70 УК РФ к назначенному Бычкову Е.В. наказанию частично присоединено не отбытое им наказание по приговору Волгодонского районного суда Ростовской области от 10.11.2008 и окончательно к отбытию наказания назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в воспитательной колонии.

При этом, Бычков Е.В. место жительства не менял.

В период с 26.04.2013 года (дата постановки на учет) по 22.02.2016 года (дата погашения судимости), в соответствии с пунктом "б" части 3 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", заявитель не подлежал призыву на военную службу, как гражданин, имеющий непогашенную судимость по ч.3 ст.30- п. «а» ч.2 ст.228.1 УК РФ Уголовного кодекса Российской Федерации.

В период с 22.02.2016 года по настоящее время не проходил военную службу по призыву.

В соответствии с протоколом №7 от 20.06.2019 вынесено заключение о том, что Бычков Е.В. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Представитель административных ответчиков Шпаковская Е.А. в судебном заседании пояснила, что Бычков Е.В. с 26.04.2013 никаких сведений об изменении своего правового статуса в военный комиссариат не предоставлял, тем самым злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию, что в силу ч.1.1. ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», что давало призывной комиссии основание к вынесения оспариваемого решения.

Административный истец в судебном заседании пояснил, что после освобождения из мест лишения свободы он встал на воинский учет, официально был трудоустроен, полагал, что работодатели надлежащим образом исполняли требования постановления правительства РФ от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете», то есть представляли о нем сведения в военный комиссариат, в связи с чем он в военный комиссариат не обращался. В период с 01.10.2013 по 18.03.2019 (дата достижения возраста 27 лет) в отношении него призывной комиссией никакие действия, направленные на проведение мероприятий по призыву на военную службу, не проводились, в частности повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата, не направлялись, в связи с чем он от прохождения военной службы не уклонялся. Место жительства не менял.

Таким образом, письменными материалами административного дела установлено, что в период с 22.02.2013 года по 22.02.2016 года, в соответствии с пунктом "б" части 3 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Бычков Е.В. не подлежал призыву на военную службу, в связи с чем не предоставление Бычковым Е.В. сведений об изменении своего правового статуса (прохождение обучения, изменение места работы и др.) за указанный период в военный комиссариат для установления юридического факта уклонения последнего от призыва в армию, правового значения не имеет.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего административного дела является установление факта уклонения Бычкова Е.В. от призыва в армию в период с 23.02.2016, когда отпали обстоятельства, исключающие возможность последнего к прохождению военной службы по призыву.

Согласно записям в трудовой книжке на имя административного истца, Бычков Е.В. работал с 21.10.2015 по 03.08.2016 в филиал Донатомэнергомонтаж» ЗАО «Сезам».

Из ответа на судебный запрос филиал Донатомэнергомонтаж» АО «Сезам» следует, что сведения в отношении Бычкова Е.В. в Военный комиссариат г. Волгодонска предоставляла при приеме на работу исх.1335\08 от 21.10.2015 и при увольнении исх. №956\08 от 05.08.2016, то есть сведениями о трудоустройстве Бычкова Е.В., Военный комиссариат г. Волгодонска Ростовской области располагал.

Сведения о трудоустройстве Бычкова Е.В. после 03.08.2016, материалы дела не содержат.

Как следует из паспорта, Бычков Е.В., зарегистрирован по адресу: <адрес> с 05.04.2013 по настоящее время.

Представитель административных ответчиков Шпаковская Е.А. в судебном заседании в качестве доказательств уклонения Бычкова Е.В. от прохождения службы в армии по призыву сослалась на тот факт, что сотрудники военного комиссариата выходили неоднократно по месту регистрации Бычкова Е.В. с целью вручения повесток о необходимости явки в военный комиссариат, однако не застали последнего дома, в связи с чем повестки были оставлены в почтовом ящике.

В качестве доказательств, подтверждающих указанный факт, стороной административного ответчика представлена копия личного дела, в котором имеются копии повесток, на обороте которых имеются записи о том, что Бычков Е.В. неоднократно посещался сотрудником военного комиссариата Сенченко А.Б., однако дверь никто не открыл, со слов соседей длительное время в квартире не проживает. Мать работает в г. Москве, возможно с ней. Повестки оставлены в почтовом ящике и в двери.

Между тем административный истец Бычков Е.В. в судебном заседании пояснил, что постоянно проживает после отбытия наказания в виде лишения свободы по адресу: <адрес>. Квартира представляет собой квартиру коммунального типа. На работу в г. Москву не выезжал, повесток в почтовом ящике никто не оставлял.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Селезнева С.М. суду пояснила, что с 22.07.2008г. по 16.05.2019г. проживала в <адрес> коммунального типа <адрес> в <адрес>, где в одной из комнат проживает Бычков Е.В. Является старшей по квартире и только у нее имеется ключ от почтового ящика. За время проживания, никто из работников военного комиссариата местонахождением Бычкова Е.В. не интересовался, повесток в почтовом ящике и в двери, не оставлял.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Цветкова Л.А., которая приходится матерью Бычкова Е.В., суду пояснила, что для сына приобрела комнату в коммунальной квартире по указанному выше адресу, где он постоянно проживает. Сын после освобождения из мест лишения свободы по настоящее время постоянно проживает в указанной квартире. В г. Москву на работу не выезжала, что подтвердила записями в трудовой книжке.

С учетом представленными сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что стороной административного ответчика не представлено достаточных доказательств, позволяющих прийти к однозначному выводу о проведении в отношении Бычкова Е.В. мероприятий, связанных с его призывом на военную службу до достижения им возраста 27 лет военным комиссариатом.

Так, представленные копии повесток о необходимости явки, суд оценивает критически, поскольку из записей на указанных повестках не представляется возможным установить со слов каких соседей получены сведения о не проживании Бычкова Е.В. по месту регистрации. Кроме того, факт оставления повесток в почтовом ящике опровергла допрошенная в качестве свидетеля Селезнева С.М., которая пояснила, что почтовый ящик от общей <адрес> запирается, ключ находится только у нее и никаких повесток Бычкову Е.В. никто не оставлял.

Факт вручения Бычкову Е.В. повесток и уклонения его от явки в военный комиссариат в назначенное время, объективно материалами дела не подтверждается.

Поскольку действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке, а законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а судом установлено, что после прекращения оснований, исключающих прохождение по призыву на военную службу мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца не проводились, у военного комиссариата отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.

В качестве нарушения своих прав административный истец ссылается на необходимость предоставить военный билет при трудоустройстве.

Так, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, предусматривающая Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета, согласно пункту 1 которого такая справка оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, поскольку военный билет в таком случае не выдается.

Между тем, как установлено пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.

Следовательно, справка, выдаваемая гражданину взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской службы и применения предусмотренных законом ограничений в правах.

С учетом изложенного, требование административного истца о признании незаконным решения призывной комиссии г. Волгодонска Ростовской области №7 от 20.06.2019 о признании Бычков Е.В. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований по основанию, предусмотренному п.1.1 ст. 28 и п.1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 №53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является обоснованным и подлежит удовлетворению, а на призывную комиссию г. Волгодонска Ростовской области возлагается обязанность рассмотреть заявление Бычков Е.В. о выдаче военного билета в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 №53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Руководствуясь ст.175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Бычков Е.В. Военному комиссариату Ростовской области, призывной комиссии г. Волгодонска Ростовской области о признании незаконным отказа в выдаче военного билета, восстановлении нарушенного права, удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии г. Волгодонска Ростовской области №7 от 20.06.2019 о признании Бычков Е.В. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований по основанию, предусмотренному п.1.1 ст. 28 и п.1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 №53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и обязать рассмотреть заявление Бычков Е.В. о выдаче военного билета в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 №53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме принято 05 ноября 2019года.