НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волгодонской районного суда (Ростовская область) от 27.11.2020 № 2А-1553/20

УИД61RS0012-01-2020-001732-81 Дело №2а-1553/2020

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 года г. Волгодонск

ул.Морская,108

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Тушиной А.В.,

при секретаре Сосове Д.К.,

с участием:

административного ответчика (административного истца по встречному иску) - Чихиркина Н.Ю.,

представителя административного ответчика (административного истца по встречному иску) – Балдина В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Волгодонского районного суда Ростовской области административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №4 по Ростовской области к Чихиркину Ю.Н., заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС №2 по Республике Ингушетия о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по нему, по встречному административному исковому заявлению Чихиркина Ю.Н. к Межрайонной ИФНС России №4 по Ростовской области о признании незаконными действий в части начисления налога на транспортные средства,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №4 по Ростовской области обратилась с административным исковым заявлением к Чихиркину Н.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по нему, указав, что в соответствии со ст. 357, ст. 397, ст. 409 НК РФ срок уплаты земельного налога, налога на имущество, транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Срок уплаты налога на имущество, транспортного налога, земельного налога за период 2015 года определен как 1 декабря 2016 года, за период 2016 года определен как 1 декабря 2017 года, за период 2017 года определен как 3 декабря 2018 года, за период 2018 года как 2 декабря 2019 года.

Чихиркин Н.Ю. является плательщиком транспортного, налога, так как, обладает объектами обложения данными налогами, отраженными в налоговых уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность по исчислению земельного налога, налога на имущество, транспортного налога законодательством возложена на налоговый орган.

Налогоплательщику начислено: транспортный налог по сроку уплаты 01.12.2016 г. за 2015 год в размере 27808 руб. (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ); транспортный налог по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год в размере 89158 руб. ( от ДД.ММ.ГГГГ); транспортный налог по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год в размере 89158 руб. ( от ДД.ММ.ГГГГ); транспортный налог по сроку уплаты 02.12.2019 за 2019 год в размере 75447 руб. ( от ДД.ММ.ГГГГ).

Инспекцией произведен перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты 01.12.2017 за 2015 год в размере 53 371,00 руб.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ направлено налогоплательщику почтовой корреспонденцией. Налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ направлены через личный кабинет налогоплательщика.

В виду того, что налогоплательщик в установленный законом срок не выполнил свои налоговые обязательства, налоговым органом в соответствии с действующим Законодательством были начислены следующие пени по транспортному налогу:

- пени по транспортному налогу в размере 21321,41 рублей за просроченную задолженность на сумму 53371,00 рублей (требование от ДД.ММ.ГГГГ);

- пени по транспортному налогу в размере 312,77 рублей за просроченную задолженность на сумму 89158,00 рублей (требование от ДД.ММ.ГГГГ);

- пени по транспортному налогу в размере 275,38 рублей за просроченную задолженность на сумму 75447,00 рублей (требование от ДД.ММ.ГГГГ);

В связи с неуплатой налогов, в адрес ответчика были направлены через личный кабинет налогоплательщика требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени и штрафов. Данные требования налогоплательщиком не были исполнены.

Ранее инспекция обращалась с административным исковым заявлением в отношении Чихиркина Н.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу по сроку уплаты 01.12.2017 за 2015 год, 2016 год в размере 114 721 руб., пени по транспортному налогу, начисленные в период с 02.12.2017 по 07.12.2017 в размере 182,27 руб. (изначально налоговым органом начислено 189,29 руб. (42,18 + 147,11), с учетом уменьшения в размере 7,02 руб.). Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 20.02.2020 (дело ) в удовлетворении административного искового заявления налогового органа отказано в полном объеме. По настоящему административному исковому заявлению сумма пени, начисленная в период с 02.12.2017 по 07.12.2017, в период с 04.12.2018 по 17.12.2018 не взыскивается.

Административный истец обращался с заявлениями о выдаче судебного приказа о взыскании с Чихиркина Н.Ю. задолженности по налогам, судебные приказы были выданы.

Определением мирового судьи судебного участка №6 Волгодонского судебного района Ростовской области от 09.12.2019, судебный приказ был отменён по ст.123.7 КАС РФ, что стало причиной подачи иска о взыскании пени в размере 21328,40 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №3 Волгодонского судебного района Ростовской области, исполняющей обязанности временно отсутствующего мирового судьи судебного участка №4 Волгодонского судебного района Ростовской области от 17.02.2020 года, судебный приказ был отменён по ст.123.7 КАС РФ, что стало причиной подачи иска о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по нему в размере 89462,77 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №3 Волгодонского судебного района Ростовской области, исполняющей обязанности временно отсутствующего мирового судьи судебного участка №4 Волгодонского судебного района Ростовской области от 17.03.2020 года, судебный приказ был отменён по ст.123.7 КАС РФ, что стало причиной подачи иска о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по нему в размере 75722,38 рублей.

МИФНС России №4 по Ростовской области просит взыскать с Чихиркина Н.Ю. пени по транспортному налогу в размере 21 328,4 рублей, задолженность по транспортному налогу и пени по нему в размере 89462,77 рублей и задолженность по транспортному налогу и пени по нему в размере 75722,38 рублей.

В ходе рассмотрения данного административного дела административным ответчиком по настоящему иску Чихиркиным Н.Ю., в порядке ст. 131 КАС РФ, представлено встречное административное исковое заявление к МИ ФНС России №4 по Ростовской области о признании незаконными действий МИ ФНС России № 4 по Ростовской области по начислению транспортного налога Чихиркину Н.Ю. за период с 14.07.2015 года по 17.08.2020 года.

Представитель административного истца (ответчика по встречному иску) МИФНС России №4 по Ростовской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. На удовлетворении исковых требований настаивал, в удовлетворении встречных исковых требований просил отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Административный ответчик (истец по встречному иску) Чихиркин Н.Ю. и его представитель Балдин В.А., в судебном заседании возражали против заявленных требований по доводам, изложенным письменно. Представитель Балдин А.В. указал, что расчет транспортного налога за период с 2015 по 2019 произведён неверно. Чихиркин Н.Ю. в период времени с 14.07.2015 по 17.08.2020 проживал на территории Республики Ингушетия, что подтверждается свидетельствами о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Постоянной прописки в указанный период в Российской Федерации (в том числе в Ростовской области) он не имел.

Транспортный налог является региональным залогом и подлежит уплате в бюджет субъекта РФ по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортного средства, согласно п.5 ст.83 НК РФ в редакции ФЗ от 23.07.2013 №248-ФЗ, признается место жительство (место пребывания) собственника. Таким образом, расчет транспортного налога должен производиться исходя из норм, закреплённых в законе Республики Ингушетия №43-РЗ от 11.03.2006 « О транспортном налоге».

Так, Административным истцом (ответчиком по встречному иску) исчислен налог за 2015 год (по сроку уплаты на 01.12.2016) на транспортное средство <данные изъяты> госномер за 7 месяцев в размере 37,33 руб.; <данные изъяты>, госномер за 7 месяцев в размере 14020,41 руб,; <данные изъяты>, госномер за 7 месяцев в размере 457,33 руб.; <данные изъяты><данные изъяты>, госномер за 7 месяцев в размере 1706,25 руб. Итого сумма налога к уплате за период проживания на территории Ростовской области составляет 16 221,32 руб. Сумма налога к уплате за 2015 год за период проживания на территории Республики Ингушетия составляет 10 155,31 руб., из которых: на транспортное средство <данные изъяты> госномер за 5 месяцев в размере 13,30 руб.; <данные изъяты><данные изъяты>, госномер за 5 месяцев в размере 2731,25 руб.; <данные изъяты>, госномер за 5 месяцев в размере 204,16 руб.; <данные изъяты><данные изъяты>, госномер за 5 месяцев в размере 390 руб.; на <данные изъяты> госномер за 5 месяцев в размере 6816,60 руб. Всего размер транспортного налога за 2015 год составляет 26 376,63 рублей.

Транспортный налог за 2016 год (по сроку уплаты на 01.12.2017) на транспортное средство <данные изъяты> 350 госномер составляет 32 руб.; на <данные изъяты>, госномер -6555 руб.; на <данные изъяты>, госномер К804СТ61 - 490 руб.; <данные изъяты>, госномер - 936 руб.; на <данные изъяты> госномер -16360 руб. Итого сумма налога к уплате составляет 24 373 руб.

Транспортный налог за 2017 год (по сроку уплаты на 03.12.2018) на транспортное средство <данные изъяты> госномер составляет 32 руб.; на <данные изъяты>, госномер - 6555 руб.; на <данные изъяты>, госномер 490 руб.; <данные изъяты>, госномер 936 руб.; на <данные изъяты> госномер -16360 руб. Итого сумма налога к уплате составляет 24373 руб.

Транспортный налог за 2018 год (сроком уплаты 02.12.2019 года) на транспортное средство <данные изъяты> госномер составляет 32 руб.; на <данные изъяты>, госномер - 6555 руб.; на <данные изъяты>, госномер - 490 руб.; <данные изъяты>, госномер - 936 руб.; на <данные изъяты> госномер -16360 руб. Итого сумма налога к уплате составляет 24373 руб.

Таким образом, в связи с неверным исчислением транспортного налога неверно произведено исчисление пени за неуплату транспортного налога.

Транспортный налог за 2015 год составил 26376,36 рублей и был им уплачен в размере 27808 рублей 20.10.2016 года. Таким образом, пеня за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год начисляться не должна. Кроме того, у него образовалась переплата в размере 1431,37 рублей

Согласно расчёту, размер пени за неуплату транспортного налога за период 2016 год (срок оплаты 01.12.2017) составил 3574,91 рубля.

Согласно расчёту, размер пени за неуплату транспортного налога за период 2017 год (срок оплаты 03.12.2018) составил 1353,11 рубля.

Таким образом, пеня за просрочку уплаты транспортного налога составила 4928,02 рубля. Ранее административный истец (ответчик по встречному иску) обращался с исковым заявлением о взыскании пени за период с 02.12.2017 по 07.12.2017 в размере 182,27 рублей. В удовлетворении данных исковых требований истцу было отказано решением Волгодонского районного суда от 20.02.2020.

В связи наличием переплаты по транспортному налогу в размере 1431,37 рублей на данную сумму необходимо уменьшить пеню на период указанный в исковом заявлении. Таким образом, размер пени за период с 01.01.2011 г. по 08.07.2019 г составляет 3496,65 рублей.

Кроме того, при рассмотрении встречного административного искового заявления, просит учесть, что Чихиркин Ю.Н. неоднократно обращался в налоговые органы с жалобами на неверное начисление ему транспортного налога.

30.11.2017 он обратился в МРИФНС России №4 по Ростовской области с заявлением о перерасчёте и внесении изменений в персональные данные, указанные на сайте ФНС России, в части места его жительства. Согласно ответу МРИФНС России №4 по Ростовской области направило запрос в управление миграции об адресе его проживания. Ответ на заявление не получен. 04.12.2017 им получено уведомление, что сведения о его персональных данных по его заявлению направлены в МРИФНС России №2 по Республике Ингушетия.

19.12.2017 им получено уведомление МРИФНС России №4 по Ростовской области об актуализации сведений о его месте жительства.

04.12.2017 им подана жалоба на бездействие должностных лиц в МРИФНС России №2 по Республике Ингушетия. Ответа не получено.

14.02.2019 он обратился с жалобой на бездействие должностных лиц МРИФНС России №2 по Республике Ингушетия. Согласно ответу его доводы проверяются.

15.05.2019 он обратился с жалобой на бездействие должностных лиц при проведении перерасчёта размера транспортного налога в МРИФНС России №2 по республике Ингушетия.

24.07.2019 он обратился в МРИФНС России №2 по республике Ингушетия с заявлением о перерасчёте транспортного налога. Согласно ответу МРИФНС России по Республике Ингушетия от 30.07.2019 года за исх. №04-14/2617@, его обращение направлено в МРИФНС России №4 по Ростовской области для произведения перерасчёта транспортного налога за три года. Согласно ответу МРИФНС России №4 по Ростовской области от 02.08.2020 года перерасчет налога не произведен, поскольку в соответствии со сведениями, предоставленными органами, осуществляющими регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства/месту пребывания (органы МВД России) Инспекцией установлено, что он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>.

Обращает внимание, что во всех ответах налоговых органов указан его адрес в Республике Ингушетия. Считает, что действия МРИ ФНС России N4 по Ростовской области по начислению транспортного налога и пени по нему за период с 14.07.2015 по 17.08.2020, являются неправомерными и нарушающими его права и законные интересы. Просит в иске МИ ФНС России №4 по Ростовской области отказать в полном объеме, а встречные исковые требования удовлетворить и признать незаконными действия МИ ФНС России №4 по Ростовской области по начислению ему транспортного налога и пени по нему за период с 14.07.2015 года по 17.08.2020 года.

Представитель заинтересованного лица МИ ФНС России №2 по республике Ингушетия в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие с требованиями ч.2 ст.289 КАС РФ.

Выслушав административного ответчика (истца по встречному иску) Чихиркина Н.Ю., его представителя Балдина А.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В силу ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный законом срок исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно ст.52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, расчёт налоговой базы и срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФВ случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества (далее – заявление о взыскании) физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст.ст.57 и 58 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Из материалов дела следует, что Чихиркин Ю.Н. имел объекты налогообложения транспортным налогом, поименованные в налоговых уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15,17,19 т. 1, л.д. 20 т. 3).

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ направлено налогоплательщику почтовой корреспонденцией (л.д. 20 т. 1).

Налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ направлены Чихиркину Ю.Н. через личный кабинет налогоплательщика (л.д.16,18 т. 1, л.д. 29 т. 3).

Поскольку обязанность по уплате налога Чихиркиным Ю.Н. не была исполнена в полном объёме, МРИ ФНС были начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с расчётом (л.д.24-25 т. 1, л.д. 27 т. 3).

ДД.ММ.ГГГГЧихиркину Ю.Н. направлено требование об уплате транспортного налога на сумму 53 371 руб., и пени по нему в размере 21328,44 руб., срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ. Справочно указано на наличие у Чихиркина Ю.Н. общей задолженности в сумме 259 047,36 руб. (л.д.26-27 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГЧихиркину Ю.Н. направлено требование об уплате транспортного налога на сумму 75447 руб., и пени по нему в размере 275,38 руб., срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ. Справочно указано на наличие у Чихиркина Ю.Н. общей задолженности в сумме 309807,95 руб. (л.д. 26 т. 3).

По истечении срока исполнения, в адрес мирового судьи были направлены заявления о вынесении судебных приказов о взыскании с Чихиркина Ю.Н. задолженности по пени по транспортному налогу в размере 21328,44 руб. (л.д.34-38 т. 1), задолженности по транспортному налогу и пени по нему в размере 89462, 77 рублей (л.д. 14-18 т.2), задолженности по транспортному налогу и пени по нему в размере 75722,38 рублей (л.д. 14-18 т. 3).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Волгодонского судебного района <адрес> был отменён судебный приказ а-2945/2019-4 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Чихиркина Ю.Н. задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 21328,44 руб., в соответствии со ст.123.7 КАС РФ, в виду поступления возражений Чихиркина Ю.Н. (л.д.21 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Волгодонского судебного района <адрес>, исполняющим обязанности временно отсутствующего мирового судьи судебного участка Волгодонского судебного района <адрес> был отменён судебный приказ а-2559/2019-4 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Чихиркина Ю.Н. задолженности по транспортному налогу и пени по нему в сумме 89462,77 руб., в соответствии со ст.123.7 КАС РФ, в виду поступления возражений Чихиркина Ю.Н. (л.д.13 т. 2).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Волгодонского судебного района <адрес>, исполняющим обязанности временно отсутствующего мирового судьи судебного участка Волгодонского судебного района <адрес> был отменён судебный приказ а-755/2020-4 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Чихиркина Ю.Н. задолженности по транспортному налогу и пени по нему в сумме 75722,38 руб., в соответствии со ст.123.7 КАС РФ, в виду поступления возражений Чихиркина Ю.Н. (л.д.13 т. 3).

В суд с административными исками Инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ о взыскании пени по транспортному налогу в размере 21328,44 рублей, посредством почтового отправления (дата поступления заявления в суд – ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по нему в размере 89462,77 рублей и 75722,38 рублей, посредством почтового отправления (дата поступления заявления в суд – ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что срок обращения с исками в суд налоговым органом не нарушен.

Рассматривая требования административного истца (ответчика по встречному иску) МРИ ФНС о взыскании с Чихиркина Ю.Н. задолженности по транспортному налогу и пени по нему и встречные исковые требования административного ответчика (истца по встречному иску) Чихиркина Ю.Н. о признании незаконным действий МРИ ФНС России по <адрес> по начислению транспортного налога и пени по нему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд учитывает следующие положения.

Так, согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретённым и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Согласно ст.358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прекращение взимания транспортного налога возможно в случае прекращения регистрации транспортного средства. Обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога, либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе, по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учёта соответствующего объекта налогообложения, то есть, регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий не совершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со сведениями Федеральной информационной системы ГИБДД транспортные средства:

- <данные изъяты> госномер зарегистрирована за Чихиркиным Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ;

- <данные изъяты>, госномер зарегистрирован за Чихиркиным Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ;

- <данные изъяты>, госномер продолжает быть зарегистрированным за Чихиркиным Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ;

- <данные изъяты>, госномер зарегистрирован за Чихиркиным Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ;

- <данные изъяты>, госномер зарегистрирован за Чихиркиным Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела, и не оспаривалось сторонами, налоговыми уведомлениями МИ ФНС России №4 по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Чихиркину Н.Ю. предписано уплатить транспортный налог по сроку уплаты 01.12.2016 за 2015 год в размере 27808 руб. (налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ); транспортный налог по сроку уплаты 01.12.2017 за 2016 год в размере 89158 руб. ( от ДД.ММ.ГГГГ); транспортный налог по сроку уплаты 03.12.2018 за 2017 год в размере 89158 руб. ( от ДД.ММ.ГГГГ); транспортный налог по сроку уплаты 02.12.2019 за 2019 год в размере 75447 руб. ( от ДД.ММ.ГГГГ), за принадлежащие ему транспортные средства.

Инспекцией произведен перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты 01.12.2017 за 2015 год в размере 53 371,00 руб.

В связи с неисполнением Чихиркиным Н.Ю. в установленный законом срок налоговых обязательств Инспекцией были начислены следующие пени по транспортному налогу:

- пени по транспортному налогу в размере 21321,41 рублей за просроченную задолженность на сумму 53371,00 рублей (требование от ДД.ММ.ГГГГ);

- пени по транспортному налогу в размере 312,77 рублей за просроченную задолженность на сумму 89158,00 рублей (требование от ДД.ММ.ГГГГ);

- пени по транспортному налогу в размере 275,38 рублей за просроченную задолженность на сумму 75447,00 рублей (требование от ДД.ММ.ГГГГ).

Судом установлено, что принадлежащие административному ответчику (истцу по встречному иску) транспортные средства <данные изъяты> госномер , <данные изъяты>, госномер , <данные изъяты>, госномер , <данные изъяты>, госномер зарегистрированы в Ростовской области, а <данные изъяты>, госномер , зарегистрирован в Республике Ингушетия, что, в том числе, не опровергается административным ответчиком (л.д. 122-130 т. 1).

Чихиркин Н.Ю. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по месту пребывания по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по месту пребывания по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами, выданными органами ФМС России по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 169-171 т. 1).

С ДД.ММ.ГГГГЧихиркин Ю.Н. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой Отдела УФМС МУ МВД России «Волгодонское» в паспорте гражданина РФ (л.д. 53-54 т.1).

Действующим законодательством РФ для граждан Российской Федерации предусмотрено два вида регистрационного учета: регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. И то и другое понятие называется регистрацией, которая оформляется соответствующими документами. Никакой временной регистрации для российских граждан не существует. И в действительности такого документа не существует, как и самого понятия.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713 (в редакции от 25.05.2017 года) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" установлено: местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий..., либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина (п. 3 Правил); регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственником жилых помещений (п. 10 Правил); органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину свидетельство о регистрации по месту пребывания (п. 12 Правил); регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства (п. 15 Правил); граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания (п. 30 правил).

Требования данного Постановления отражены и в приказе ФМС от 11.09.2012 года N288 (в редакции приказа ФМС от 19.01.2015 года N 6). И именно в соответствии с указанными нормами органами ФМС Республики Ингушетия в Сунженском районе были выданы свидетельства о регистрации по месту пребывания, которые действительны только при предоставлении документа, удостоверяющего личность, то есть паспорта гражданина Российской Федерации.

До 24 августа 2013 года в редакции статьи 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств) для целей налогообложения, действительно, признавалось место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Изменения в определение места нахождения имущества (пункт 5 статьи 83 НК РФ) для целей налогообложения были внесены Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". В связи с указанной редакцией, местом нахождения для транспортных средств (за исключением водных транспортных средств, кроме маломерных судов) признается место жительство (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство. Указанная редакция Кодекса вступила в силу 24 августа 2013 года.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (статья 363 НК РФ).

Таким образом, в случае, если владелец наземного транспортного средства в период с 24 августа 2013 года изменял свое место жительство, то исчисление транспортного налога физическому лицу происходит налоговыми органами и по ставкам субъектов Российской Федерации, соответствующим месту жительства (месту пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, в течение налогового периода, за который производится расчет транспортного налога.

Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание, что после 24 августа 2013 года, а именно – 14.07.2015 года Чихиркиным Н.Ю. изменялось место жительство с <адрес> на <адрес>, а также, что <адрес> являлись местом жительства административного ответчика (истца по встречному иску) в спорный период, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае транспортный налог за 2015 год (6 месяцев), 2016 год, 2017 год и 2018 год подлежит исчислению по ставкам республики Ингушетия.

Место первоначальной регистрации транспортного средства, равно как и место его фактического нахождения в спорные периоды, в рассматриваемом случае правового значения не имеют.

Вместе с тем, МИ ФНС №2 по Республике Ингушетия, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, налоговых уведомлений и требований за спорные периоды в адрес налогоплательщика Чихиркина Н.Ю. не направляла, исковые требования о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по нему за спорные периоды к Чихиркину Н.Ю. не заявляла.

При таких обстоятельствах, исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ростовской области к Чихиркину Ю.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по нему за спорные периоды, удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Как усматривается из материалов дела, и установлено судом, Чихиркин Н.Ю. неоднократно обращался в налоговые органы с жалобами на неверное начисление ему транспортного налога, в связи с регистрацией его по месту пребывания в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Так, 30.11.2017 он обратился в МРИФНС России №4 по Ростовской области с заявлением о перерасчёте и внесении изменений в персональные данные указанные на сайте ФНС России в части места его жительства. Согласно ответу МРИФНС России №4 по Ростовской области направило запрос в управление миграции об адресе его проживания. Ответ на заявление не получен. 04.12.2017 им получено уведомление, что сведения о его персональных данных по его заявлению направлены в МРИФНС России №2 по Республике Ингушетия.

19.12.2017 им получено уведомление МРИФНС России №4 по Ростовской области об актуализации сведений о его месте жительства.

04.12.2017 им подана жалоба на бездействие должностных лиц в МРИФНС России №2 по Республике Ингушетия. Ответа не получено.

14.02.2019 он обратился с жалобой на бездействие должностных лиц МРИФНС России №2 по Республике Ингушетия. Согласно ответу его доводы проверяются.

15.05.2019 он обратился с жалобой на бездействие должностных лиц при проведении перерасчёта размера транспортного налога в МРИФНС России №2 по Республике Ингушетия.

24.07.2019 он обратился в МРИФНС России №2 по республике Ингушетия с заявлением о перерасчёте транспортного налога. Согласно ответу МРИФНС России №2 по Республике Ингушетия от 30.07.2019 за исх. его обращение направлено в МРИФНС России №4 по Ростовской области для произведения перерасчёта транспортного налога за три года. Согласно ответу МРИФНС России №4 по Ростовской области от 02.08.2020 года перерасчет налога не произведен, поскольку в соответствии со сведениями, предоставленными органами, осуществляющими регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства/мету пребывания (органы МВД России) Инспекцией установлено, что он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>.

Между тем, во всех ответах налоговых органов указан адрес Чихиркина Н.Ю. в Республике Ингушетия.

При этом, каких-либо доказательств, в том числе письменных, в опровержение доводов административного ответчика (истца по встречному иску), как и доказательств регистрации административного ответчика (истца по встречному иску) в г. Волгодонске Ростовской области в спорный период, представителем административного истца (ответчика по встречному иску) суду не представлено.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Пунктом 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Поскольку в судебном заседании установлено нарушение прав и законных интересов Чихиркина Н.Ю. административного истца по встречному иску и административного ответчика по первоначальному иску, в период с 14.07.2015 года по 05.03.2020 года (с 05.03.2020 года Чихиркин Н.Ю. зарегистрирован в г. Волгодонске Ростовской области), суд полагает, что встречное исковое заявление Чихиркина Н.Ю. к МИ ФНС России №4 по Ростовской области о признании незаконными действия в части начисления налога на транспортные средства и пени по нему в период с 14.07.2015 по 17.08.2020 года подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ростовской области к Чихиркину Ю.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по нему, оставить без удовлетворения.

Встречное административное исковое заявление Чихиркина Ю.Н. к Межрайонной ИФНС России №4 по Ростовской области о признании незаконными действий в части начисления налога на транспортные средства – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ростовской области, выразившиеся в начислении Чихиркину Ю.Н. транспортного налога и пени по нему на принадлежащие ему транспортные средства за период регистрации его по месту пребывания в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Волгодонской районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья