НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Волчихинского районного суда (Алтайский край) от 24.02.2016 № 12-11/2016

Дело 12-11/2016

Р Е Ш Е Н И Е

с. Волчиха 24 февраля 2016 года

Судья Волчихинского районного суда Алтайского края Грибанов В.С.,

при секретаре Клипа В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «Вострово Лес» на постановление начальника – лесничего отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Волчихинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Вострово Лес» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края отела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Волчихинскому лесничеству при проведении обследования были выявлены нарушения обязательных требований действующего лесного законодательства при использовании ООО «Вострово Лес» (далее Общество) лесов для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ (далее Договор).

- в квартале выделе деляна Максинского участкового лесничества Волчихинского лесничества, на углу поворота лесосеки отсутствует лесосечный столб, что является нарушением требований подп. «б» п. 21 Правил заготовки древесины;

- в границах лесосеки уложены 2 кучи порубочных остатков, полученных от заготовки древесины, на расстоянии 1-я - 120 см, 2-я - 160 см от прилегающей стены леса, чем нарушен подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, три кучи порубочных остатков находятся за пределами лесосеки, что также является нарушением подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах.

- в границах лесосеки оставлены 3 срубленные (спиленные) зависшие дерева, что нарушает требования, предусмотренные подп. «г» п. 13 Правил заготовки древесины.

Согласно постановлению администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории Алтайского края» в Алтайском крае установлен особый противопожарный режим с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением начальника - лесничего отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Волчихинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Вострово Лес» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 8.25, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в пределах санкции ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Считая указанное постановление незаконным, ООО «Вострово Лес» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица.

В обоснование жалобы указано на то, что в качестве доказательства по делу указан акт обследования, подписанный и составленный должностными лицами Главного управления. Обследование лесных участков проведено названными лицами в одностороннем порядке без участия представителей Общества. О проведении обследования Общество уведомлено не было. Соответственно, Общество не имело возможности принять участие в обследовании мест рубок и мотивированно возражать по выявленным фактам нарушений.

Обществу о проведении обследования и его результатах стало известно только после возбуждения дела об административном правонарушении при изучении материалов дела.

Полагают, что участие в осмотре незаинтересованных лиц (понятых) позволило бы объективно установить фактическое наличие либо отсутствие нарушений в лесосеках, а также иные обстоятельства, необходимые для объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела по существу.

Обследование лесосек и оформление актов обследования лесных участков осуществляли начальник-лесничий отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Волчихинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО1 и специалист 2 категории отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Волчихинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО2

В силу приказа Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней должностных лиц Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора», вышеназванные должностные лица Главного управления в соответствии с занимаемыми должностями являются старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках и государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках соответственно.

Согласно приказу Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении перечня должностных лиц Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, имеющих право составлять протоколы об административном правонарушениях" названные должностные лица наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 и частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Таким образом, ФИО1 и ФИО2 в силу подпункта 1 части 1 статьи 28.1, части 1 статьи 28.5 КоАП РФ вправе немедленно составить протокол об административном правонарушении.

При невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте указанные лица вправе принять меры обеспечения, установленные статьей 27.1 КоАП РФ, в том числе осмотр территории. Применение мер обеспечения осуществляется с соблюдением процессуальных требований, в частности с участием понятых, присутствие которых гарантирует объективность фиксации обстоятельств выявленных правонарушений.

Вместе с тем, должностные лица Главного управления зафиксировали
обстоятельства, имеющие значение по делу, в одностороннем порядке, без участия
Общества и незаинтересованных лиц, оформив акт обследования, не предусмотренный нормативно-правовыми актами.

Полагают, что при таких обстоятельствах не исключается вероятность ошибок и неточностей, и должностное лицо административного органа, рассмотревшее дело, в силу требований статьи 26.11 КоАП РФ, обязано было подвергнуть критическому анализу акты обследования и обеспечить возможность представления Обществом доказательств по делу.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, посчитало, что акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ являются надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении. При этом должностным лицом не учтено, что составление подобных актов не отнесено к полномочиям лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, перечень которых установлен частью 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ.

Порядок осуществления федерального государственного лесного надзора устанавливается Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Общие требования к организации и проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков содержатся в статье 13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно части 1 названной статьи закона порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

Порядок осуществления федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) посредством проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах утвержден приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков и Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков».

Указанным приказом предусмотрено оформление планового (рейдового) задания на основании приказа начальника (заместителя начальника) Главного управления о проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований лесного законодательства в соответствии с установленной формой. По результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков должностными лицами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края составляются акты установленной формы.

Согласно пункту 4 Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков нарушений обязательных требований должностные лица Главного управления принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ.

Таким образом, действия должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, регламентированы нормативно-правовыми актами на федеральном и краевом уровне. Должностное лицо, выявившее в результате рейдового мероприятия нарушение лесного законодательства, влекущее административную ответственность, обязано принять меры по пресечению нарушения в порядке, установленном КоАП РФ, т.е. немедленно составить протокол об административном правонарушении, либо при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте принять меры обеспечения, установленные статьей 27.1 КоАП РФ, в том числе осмотр территории. Кроме того, указанное должностное лицо обязано принять меры для последующего назначения внеплановой выездной проверки, которая осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Нормы КоАП РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ предоставляют проверяемому или привлекаемому к административной ответственности ряд гарантий, в том числе право участвовать в проверочных мероприятиях, либо процессуальных действиях, что обеспечивает объективность составляемых по их результатам документов.

Документы, которые получены вне процессуальных требований, установленных как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ в силу части 3 статьи 26.2 КоАП являются недопустимыми доказательствами по делу и не могут быть использованы в качестве надлежащих доказательств по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, действия должностных лиц Главного управления ФИО1 и ФИО2 не соответствуют вышеназванным нормам, а односторонне составленный акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ гарантирует объективность и достоверность содержащихся в них сведений.

Полагают, что должностные лица Главного управления, осуществлявшие ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по осуществлению федерального государственного лесного надзора в форме рейдового осмотра (обследования), допустили нарушение закона, что в силу требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ влечет признание акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ недопустимым доказательством по делу.

Согласно обжалуемому постановлению, Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, которое выразились в том, что Обществом в границах лесосеки уложены 2 кучи порубочных остатков, полученных от заготовки древесины на расстоянии 120 см и 160 см от прилегающей стены леса с привязкой к визиру.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.

Таким образом, при проведении очистки порубочные остатки должны быть размещены обязательно внутри лесосеки, причем расстояние до прилегающих лесных насаждений должно быть не менее 10 м.

При этом необходимо учитывать, что понятия «дерево» и «лесное насаждение» не являются тождественными.

Так, согласно ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения», утвержденного приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ, лесное насаждение - это совокупность растений, состоящая из древостоя, а также, часто, подроста, подлеска и живого напочвенного покрова, объединенных однородными лесорастительными условиями участка леса, и характеризующаяся определенной внутренней структурой (ДД.ММ.ГГГГ).

При проведении выборочных рубок все лесохозяйственные мероприятия осуществляются внутри лесного насаждения, и вырубается не все насаждение, а отдельные деревья, назначенные в рубку.

Соответственно, при проведении очистки места рубки Общество осуществило укладку порубочных остатков на площади лесосеки также внутри лесного насаждения.

Таким образом, при проведении выборочных рубок Общество не имеет возможности одновременно исполнить два взаимоисключающих требования: разместить порубочные остатки на площади лесосеки и обеспечить расстояние до прилегающих лесных насаждений не менее 10 м.

Полагают, что одновременно данные требования выполнимы только при осуществлении сплошных рубок, когда лесное насаждение вырубается полностью и образуется стена леса, которая и является точкой отчета при измерении расстояния до прилегающих лесных насаждений.

Согласно ОСТ 56-108-98 стены леса - это полосы леса, примыкающие к вырубкам и часто выполняющие роль источников обсеменения и другие лесоводственно-экологические функции (ДД.ММ.ГГГГ).

В данном конкретном случае, Обществом проводилась выборочная рубка внутри лесного насаждения и, соответственно, стена леса не могла образоваться в принципе.

Идентификация административного органа визирной линии со стеной леса является произвольным толкованием этого термина.

Исходя из сказанного, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, полагают, что Общество не может быть признано виновным в нарушении подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах в вышеуказанной части, так как не имело возможности его выполнить.

Обществу вменено в вину нарушение подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившегося в размещении куч порубочных остатков на расстоянии менее 10 м. от прилегающих лесных насаждений, т.е. с нарушением физической величины, установленной Правилами пожарной безопасности в лесах.

Для установления факта отклонения фактической физической величины от установленной, административному органу необходимо произвести ее измерения.

В соответствии с частью 1 статьи 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Согласно части 2 указанной статьи показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.15 и обжалуемое постановление не содержит сведений о том, каким измерительным прибором осуществлялось измерение расстояние до прилегающих лесных насаждений, отсутствуют сведения о сертификации специального технического средства, а также сведения о прохождении метрологической поверки.

Необходимо отметить, что акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ также не содержит вышеназванных сведений, в нем отсутствует ссылка на методику измерений расстояния до прилегающих лесных насаждений.

Названный акт обследования содержит лишь сведения о применении «мерной ленты» без указания дополнительных сведений: марки и типа прибора, его заводского номера, данных о его сертификации и дате метрологической поверки, а также информации о допустимой погрешности прибора.

Измерительные ленты и измерительные рулетки подлежат поверке в соответствии с методикой и периодичностью, определенной Методикой поверки МИ 1780-87 (утв. НПО "ВНИИМ им. Д.И. Менделеева" ДД.ММ.ГГГГ).

Как уже было сказано, протокол об административном правонарушении, обжалуемое постановление и материалы дела не содержат сведений, идентифицирующих измерительный прибор, и сведений о его поверке.

Отсутствие перечисленных данных в процессуальных документах делает невозможной объективную оценку качества работы прибора и, следовательно, ставит под сомнение всю доказательственную базу по делу в этой части.

Аналогичным образом, для установления факта размещения трех куч порубочных остатков за пределами лесосеки должностными лицами Главного управления определялись координаты их местоположения с помощью навигатора. Вместе с тем, ни акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ни протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.15, ни обжалуемое постановление не содержат сведений: заводского номера прибора, данных о его сертификации, дате метрологической поверки, информации о допустимой погрешности прибора, а также результатов измерений.

Таким образом, Обществу вменено в вину нарушение подпункта «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при отсутствии доказательств, зафиксированных в установленном законом порядке и соответствующих принципу допустимости.

Согласно обжалуемому постановлению Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ за нарушение подпункта «б» пункта 21 Правил заготовки древесины, которые выразились в том, что в лесосеке в квартале 19 выделе 10 деляне 2 Максинского участкового лесничества Волчихинского лесничества на углу поворота лесосеки отсутствует лесосечный столб.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При этом для длящегося административного правонарушения срок давности исчисляется со дня обнаружения.

Административным органом при вынесении обжалуемого постановления вмененное правонарушение квалифицировано как длящееся, и срок давности исчислен с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты обнаружения. При этом административным органом не учтено следующее.

Согласно пункту 18 Правил заготовки древесины в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

В силу пункта 21 Правил заготовки работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек, в числе прочего, включают постановку на углах лесосек столбов диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. Таким образом, работы по установлению и обозначению границ лесосеки должны быть проведены еще при отводе лесосеки для подготовки материалов отвода.

При таких обстоятельствах сроки давности следует исчислять со дня совершения правонарушения, т.е. с момента проведения работ по отводу и таксации лесосеки, в ходе которых не был установлен деляночный столб.

Работы по отводу и таксации лесосеки в квартале 19 выделе 10 деляне 2 Максинского участкового лесничества Волчихинского лесничества были проведены в июне 2014 года и ДД.ММ.ГГГГ уже были подготовлены материалы отвода лесосек.

Таким образом, на дату вынесения обжалуемого постановления - ДД.ММ.ГГГГ уже истек установленный законом годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Кроме того, факт отсутствия лесосечного столба в момент обследования не свидетельствует о том, что он не был установлен при отводе лесосеки. Его отсутствие может быть связано с тем, что он был похищен третьими лицами, либо уничтожен при проведении лесохозяйственных работ.

Считают, что при осуществлении административного производства, рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом были допущены нарушения норм процессуального права, которые не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело по существу.

Законный представитель ООО «Вострово Лес» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, причин уважительности неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Изучив жалобу, проверив материалы дела в полном объеме на основании ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «Вострово Лес» является арендатором лесного участка, расположенного на территории Волчихинского лесничества, на основании договора аренды участка лесного фонда для заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства и заготовки пищевых лесных ресурсов (грибов) от ДД.ММ.ГГГГ № П-8/3.

Согласно п. 3.4.3, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ договора Общество обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором, осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями настоящего Договора, соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила заготовки древесины и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством, при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные правилами заготовки древесины, одновременно с заготовкой древесины в установленном порядке производить очистку лесосек от порубочных остатков, не допускать в весенне-летний период хранение(оставление) в лесу заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры или обработки пестицидами.

Согласно ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Лесной кодекс РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Согласно ч. 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 4 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, согласно п. 4, п. 16 ст. 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление правил заготовки древесины, правил пожарной безопасности в лесах соответственно.

В соответствии с п. 3 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила заготовки древесины), юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п. 4 Правил заготовки древесины наряду с положениями настоящих Правил, требования, устанавливаемые правилами пожарной безопасности в лесах, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.

На основании п. 5 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).

Согласно подп. «г» п. 13 Правил заготовки древесины (утв. приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ) (далее Правила заготовки древесины) при заготовке древесины запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.

Согласно подп. «б» п. 21 Правил заготовки древесины работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают постановку столбов на углах лесосек.

Согласно подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) (далее Правила пожарной безопасности в Лесах), при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

На основании постановления администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории Алтайского края», установлен особый противопожарный режим с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ при обследовании лесных участков Волчиъхинского лесничества должностными лицами отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Волчихинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края установлено, что квартале в делянке выдела Максинского участкового лесничества Волчихинского лесничества, арендатором которого является ООО «Вострово Лес», на углу поворота лесосеки отсутствует лесосечный столб, что является нарушением требований подп. «б» п. 21 Правил заготовки древесины.

Кроме того, в границах лесосеки уложены 2 кучи порубочных остатков, полученных от заготовки древесины, на расстоянии 1-я - 120 см, 2-я - 160 см от прилегающей стены леса с привязкой к визиру, чем нарушен подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах. Три кучи порубочных остатков находятся за пределами лесосеки, что также является нарушением подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах.

Так же, в границах лесосеки оставлены 3 срубленных (спиленные) зависших дерева, что нарушает требования, предусмотренные подп. «г» п. 13 Правил заготовки древесины.

Таким образом, должностными лицами были выявлены нарушения ООО «Вострово Лес» положений подп. «г» п. 13, подп. «б» п. 21 Правил заготовки древесины, подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах.

В связи с изложенным, данными должностными лицами, в пределах своих полномочий, нарушения были зафиксированы в соответствующем акте обследования с фототаблицами.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО «Вострово Лес» совершены административные правонарушения, при этом уполномоченным лицом указанные нарушения квалифицированы верно, наказания назначены в минимальных пределах санкций соответствующих статей КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, факт совершения ООО «Вострово Лес» административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст.8. 25, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается протоколом об административном правонарушении № ДД.ММ.ГГГГ.15 от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования лесного участка, фототаблицами, картой-схемой правонарушения, объяснением свидетеля ФИО2

Доводы жалобы о том, что указанный акт обследования является недопустимым доказательством по делу, является несостоятельными.

В силу ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, должностным лицом ФИО1 протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Вострово Лес» обоснованно составлен на основании акта обследования лесного участка, поскольку в нем содержались данные и имелись подтверждения о нарушении ООО «Вострово Лес» вышеуказанных Правил. При этом нормами административного законодательства в данном случае не предусмотрено извещение представителя юридического лица о проведении осмотра, и участие понятых при осмотре и фиксирование выявленных нарушений. Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ с участием представителя юридического лица предусмотрен в порядке применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, указанный акт в таком порядке не составлялся, при этом в акте зафиксированы выявленные нарушения лесного законодательства при осуществлении рейдового осмотра, а не при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля, в связи с чем, доводы представителя ООО «Вострово Лес» о незаконности проведения проверки не являются состоятельными.

Доводы жалобы о применении должностными лицами несертифицированного средства измерения не могут служить подтверждением отсутствия правонарушения, поскольку используемая при фиксации правонарушения измерительная рулетка не является специальным техническим средством, а является общедоступным средством измерения, не требующем специальной сертификации, аналогичным образом не требует специальной сертификации и GPS навигатор, поскольку его использование имело место для подтверждения координат места совершения преступления, которые по делу подтверждены и иными средствами доказывания.

Таким образом, доводы жалобы о применении должностными лицами несертифицированного средства измерения не могут служить подтверждением отсутствия правонарушения, поскольку используемая при фиксации правонарушения измерительная рулетка не является специальным техническим средством по смыслу ст. 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а является общедоступным средством измерения, не требующем специальной сертификации. Данные, полученные с помощью рулетки, зафиксированы в акте осмотра и подтверждены фотографиями, в связи с чем, оснований сомневаться в их достоверности не имеется.

Кроме изложенного, акт проверки был составлен уполномоченными должностными лицами управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, обладающими специальными познаниями в области лесопользования. Оснований сомневаться в компетенции данных должностных лиц и результатах их проверки у суда не имеется.

Доводы жалобы о том, что деляночный столб мог быть похищен третьими лицами или снесен в результате лесохозяйственных работ, не имеет значения при рассмотрении дела, поскольку в силу положений п. ДД.ММ.ГГГГ Договора аренды именно на ООО «Вострово Лес» возложена обязанность по замене квартальных столбов и других лесохозяйственных знаков в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов.

Данное нарушение является длящимся, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Доводы жалобы о незаконности проведения обследования лесных участков не могут свидетельствовать об отсутствии факта совершения ООО «Вострово Лес» административных правонарушений, поскольку в силу п. 3.1.3 договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ № П-8/3 арендодатель (Управление лесами Алтайского края) имеет право на беспрепятственный доступ на территорию арендуемого лесного участка (ООО «Вострово Лес») с целью его осмотра на предмет соблюдения условий договора. Кроме того, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» его положения не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора). В данном случае на Общество не возлагались обязанности по предоставлению информации или по исполнению требований административного органа в связи с проводимым обследованием лесного участка.

Иные доводы жалобы не опровергают наличие состава и события указанных административных правонарушений в действиях (бездействии) ООО «Вострово Лес».

Таким образом, оценив обстоятельства совершения административных правонарушений, фактические обстоятельства дела, доказательства по делу, полагаю, что обоснованность привлечения ООО «Вострово Лес» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает.

При рассмотрении дела должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства дела, административное наказание назначено с учетом характера совершенных ООО «Вострово Лес» административных правонарушений, имущественного и финансового положения юридического лица с соблюдением требований ст.ст. 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены постановления должностного лица административного органа не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника – лесничего отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Волчихинскому лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Вострово Лес» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вострово Лес» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Волчихинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Грибанов В.С.