НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Владимирского областного суда (Владимирская область) от 28.10.2020 № 3А-103/20

Дело №3а-103/2020

33OS0000-01-2020-000095-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

******** года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кирюшиной О.А.,

при секретаре Кротковой Ю.В.,

с участием прокурора Денисова А.А.,

представителей административного истца муниципального автономного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения **** «Открытая (сменная) общеобразовательная школа ****» директора Куликова Ю.В., по доверенности Буянова С.С., представителей административного ответчика администрации ****, заинтересованного лица департамента образования администрации **** по доверенностям Макаровой Е.В., Ильиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального автономного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения **** «Открытая (сменная) общеобразовательная школа ****» к администрации **** о признании недействующим в части постановления администрации **** от ******** «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от **** №273-ФЗ», обязании устранить нарушения, взыскании госпошлины,

установил:

постановлением **** от ******** «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от **** №273-ФЗ» утверждены, в том числе нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях согласно приложению **** (пункт 1.2 постановления).

В соответствии с пунктом 4 постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с ****.

Постановление опубликовано **** на официальном интернет-портале правовой информации ****

В графе 8 пункта 7 таблицы **** Приложения **** установлен норматив обеспечения права обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах - в сумме 3490 рублей в год.

В графе 13 пункта 7 таблицы **** Приложения **** установлен норматив обеспечения права обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах - в сумме 3554 рублей в год.

Таблицей **** Приложения **** установлены коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по уровням общего образования (w), в том числе для среднего общего образования – 2, 05; для основного общего образования – 2, 19.

Таблицей **** Приложения **** установлены коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от деления классов на группы (с), в том числе для среднего общего образования – 1, 27.

Таблицей **** Приложения **** установлены коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от специфики образовательной организации с учетом направленности образовательных программ ( i ), в том числе для обучения по основной общеобразовательной программе, основной общеобразовательной программе по федеральному государственному образовательному стандарту начального, основного, среднего общего образования по форме семейного образования, самообразования, экстерна – 0, 1.

Установлен коэффициент m для общеобразовательных организаций, расположенных в городском населенном пункте равный 25 человекам.

**** администрацией **** принято постановление ****, согласно пункту 1 которого в вышеназванное постановление внесены следующие изменения:

1.1 - в пункте 1.3.1.2 приложения ****

1.1.1 абзац 2 изложить в следующей редакции:

«Р1зп проч. = b x e x s2 x v2 х z x f x j x p2 x g, где:".

1.1.2 После абзаца 9 дополнить абзацами следующего содержания:

"z - коэффициент на одного обучающегося по формам обучения, соответствует:

для обучающегося по очной форме обучения - 1;

для обучающегося по очно-заочной форме обучения - 1;

для обучающегося по заочной форме обучения - 1;

для обучающегося по формам обучения семейное образование, самообразование, экстерн - 0,1;

для обучающегося в общеобразовательной организации с наличием интерната - 1.».

Постановление **** от **** опубликовано **** на официальном интернет-портале правовой информации ****

Настоящее постановление вступило в силу через 10 дней после официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с ****.

**** постановлением администрации ******** в постановление **** от **** были внесены изменения, а именно пункт 1.1.2 изложен в следующей редакции:

После абзаца 9 дополнить абзацами следующего содержания:

«z - коэффициент на одного обучающегося по формам обучения соответствует:

для обучающегося по очной форме обучения - 1;

для обучающегося по очно-заочной форме обучения - 1;

для обучающегося по заочной форме обучения - 1;

для обучающегося по формам обучения семейное образование, самообразование, экстерн - 0,1;

для обучающегося в общеобразовательной организации с наличием интерната - 1.».

Постановление **** от **** опубликовано **** на официальном интернет-портале правовой информации ****

В соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу с момента подписания - ****.

Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение **** «Открытая (сменная) общеобразовательная школа ****) (далее по тексту – МАВСОУ «ОСОШ ****») обратилось в суд с административным иском после неоднократных уточнений в окончательной редакции о признании недействующими с **** пунктов 7 и 13 графы 8 Таблицы **** Приложения **** постановления администрации **** от ******** «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от **** №273-ФЗ» (в редакции постановления администрации ******** от ****, с изменениями, внесенными постановлением **** от ****) в части применения к расчетам нормативов коэффициентов w=2,19 (для основного общего образования), w=2,05 (для среднего общего образования); m=25, c=1,27, I=0,1 и z=0,1, а также обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем установления нормативов финансового обеспечения экстерна с **** на уровне не ниже уровня **** года, с учетом трудоемкости работы с экстернами и уровня инфляции для получающих основное общее образование не ниже 16263 рублей в год; для получающих среднее общее образование не ниже 17521 рубля в год, взыскании госпошлины в сумме 4500 рублей (т.2 л.д. 117-122).

В обоснование требования МАВСОУ «ОСОШ ****» указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям Федерального закона от **** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», поскольку не учитывает количество часов (трудоемкость) работы с экстернами по годовому учебному плану и специфику работы с ними, невозможности использования при расчете норматива показателей «наполняемость класса», «деления на группы», так как экстерн проходит промежуточную и итоговую аттестации индивидуально. Полагает, что расчеты нормативов содержат математические ошибки. Кроме того считает, что поскольку Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с момента вступления в законную силу не изменялся в части порядка финансового обеспечения образовательных учреждений, то отсутствовали и основания для установления новых нормативов оспариваемым правовым актом. Применение оспариваемых коэффициентов привело к уменьшению нормативов финансирования обучения экстернов в разы, что создает препятствия для приема экстернов в МАВСОУ «ОСОШ ****» и последующей работы с ними бесплатно. Оспариваемый правовой акт подлежит отмене с **** – с начала нового учебного года.

В судебном заседании представители административного истца МАВСОУ «ОСОШ ****» Куликов Ю.В. и Буянов С.С. поддержали уточненные требования по изложенным выше основаниям, представив письменный анализ проверки на достоверность и применимость расчетов оспариваемых нормативов (т.2 л.д. 124-132).

Представители административного ответчика администрации ****, заинтересованного лица департамента образования администрации **** по доверенностям Макарова Е.В., Ильина Л.Н. полагали иск не подлежащим удовлетворению, пояснив, что оспариваемый правовой акт принят компетентным органом, опубликован в установленном порядке, соответствует требованиям ст. 99 Федерального закона от **** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того полагали необоснованным требование истца о признании недействующим оспариваемого правового акта с ****, поскольку данный акт применялся, в соответствии с ним рассчитывался объем субвенций муниципальным образованиям ****. Требование истца о возложении обязанности установить рассчитанные им нормативы является вторжением в компетенцию администрации ****. Также представили подробный расчет оспариваемых нормативов. Полагают, что истцом не представлено доказательств нарушения его, прав, поскольку оспариваемые нормативы используются для расчета объема субвенций муниципальному образованию, а не конкретной образовательной организации.

Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от **** №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 19 Федерального закона от **** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от **** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).

Частью 1 статьи 8 Закона об образовании определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, содержание которой аналогично положениям подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от **** №184-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях (пункт 3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 7 Закона ********-ОЗ от **** «Об образовании во **** и признании утратившими силу отдельных Законов **** в сфере образования» установлено, что размер субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), определяется в соответствии с методикой, являющейся приложением 1 к настоящему Закону.

В соответствии с указанной методикой расчет размера субвенции осуществляется по формуле, указанной в приложении **** к Закону, согласно которой численность обучающихся умножается, в том числе, на норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования в расчете на одного обучающегося соответственно в общеобразовательных классах, общеобразовательных классах, реализующих обучение по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего, основного общего, среднего общего образования, специальных (коррекционных) классах, при обучении на дому, обучении в медицинских организациях, в общеобразовательных классах очно-заочной формы обучения, в дошкольных группах в муниципальных общеобразовательных школах, расположенных в городском населенном пункте.

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона **** «Об образовании во **** и признании утратившими силу отдельных Законов **** в сфере образования» от ********-ОЗ к полномочиям органов исполнительной власти **** в сфере образования относится определение нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Из анализа приведенных правовых норм следует вывод о том, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях составляет предмет полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом определение нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов исполнительной власти ****. С учетом установленных нормативов осуществляется финансирование муниципальных районов и городских округов. Конкретные образовательные организации финансируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Как установлено судом ******** принято постановление **** «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от **** №273-ФЗ», которым утверждены нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях согласно приложению **** (пункт 1.2 постановления).

Таким образом постановление администрации **** от ******** в оспариваемой части принято в соответствии с предоставленными нормами законодательства полномочиями, компетентным органом, в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, порядок введения его в действие и опубликования не нарушен, и по этим основанием административным истцом не оспаривается.

Согласно ст.99 Закона об образовании финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (часть 1).

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2).

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации (часть 3).

Таким образом в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - федеральные стандарты, часть 3 статьи 5 Закона об образовании).Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования **** от **** и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования **** от ****, определяя условия реализации образовательных программ, предусматривают, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от **** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных названным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося.

Оспаривая установленные постановлением **** от ******** норматив обеспечения прав обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах в сумме 3490 рублей в год, а также норматив обеспечения права обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах в сумме 3554 рублей в год, административный истец указывает на применение в расчетах нормативов необоснованных коэффициентов w=2,19 (для основного общего образования), w=2,05 (для среднего общего образования); m=25, c=1, 27, I=0,1 и z=0,1.

Согласно пункту 1 приложения **** постановления администрации ******** нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях определяются по следующей методике:

1.1. Норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - общеобразовательные организации) включает в себя:

- норматив расходов на оплату труда с начислениями работников общеобразовательных организаций, в том числе обеспечивающих безопасные условия обучения и воспитания, охраны здоровья (заработная плата работников общеобразовательных организаций, начисления на заработную плату);

- норматив расходов на обеспечение учебного процесса, включающий приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), обеспечение дополнительного профессионального образования педагогическим работникам общеобразовательных организаций на одного обучающегося общеобразовательных организаций, размер которого установлен настоящим постановлением.

1.2. Расчет норматива на обучающегося по основным общеобразовательным программам по уровням обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) осуществляется исходя из ставки заработной платы педагогического работника, определяемой на **** очередного финансового года.

1.3. Норматив расходов на оплату труда с начислениями работников общеобразовательных организаций:

1.3.1. На одного обучающегося по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в общеобразовательных организациях в год определяется по формуле:

Р1зп = Р1зп пед. + Р1зп проч., где:

Р1зп пед. - норматив расходов на оплату труда с начислениями педагогических работников общеобразовательных организаций;

Р1зп проч. - норматив расходов на оплату труда с начислениями административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательных организаций.

1.3.1.1. Норматив расходов на оплату труда с начислениями педагогических работников общеобразовательных организаций включает в себя затраты на оплату труда педагогических работников общеобразовательных организаций с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций за выполняемую ими работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, соответствующего значению среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) во ****.

Норматив расходов на оплату труда с начислениями педагогических работников общеобразовательных организаций определяется по формуле:

где: a - ставка заработной платы педагогического работника общеобразовательной организации, определяемая на **** очередного финансового года;

w - коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги по уровням общего образования, представленный в таблице 3.

Согласно пункту 1.3.1.2. приложения **** норматив расходов на оплату труда с начислениями административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательных организаций определяется по формуле:

Р1зп проч. = b x e x s2 x v2 х z x f x j x p2 x g,

Проанализировав оспариваемые положения, изучив представленные сторонами расчеты оспариваемых коэффициентов, суд приходит к выводу, что коэффициенты w, m, c, I и z, установленные постановлением **** от ******** «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от **** №273-ФЗ», являются фиксированными, расчетными либо установленными иными правовыми актами, в том числе:

коэффициент w – коэффициент удорожания педагогической услуги по уровням общего образования.

Для среднего общего образования данный коэффициент установлен равным - 2, 05 (37 / 18), где

37 – часы по учебному плану, исходя из максимальной 6-ти дневной учебной недели (п.10.5 СанПиН ****);

18 – норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю за ставку заработной платы (п.2.8.1 приложения **** к приказу Минобрнауки РФ от ******** «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемых в трудовом договоре»).

Для основного общего образования данный коэффициент установлен равным - 2, 19 (39, 5 / 18), где

39, 5 – часы по учебному плану, исходя из максимальной 6-ти дневной учебной недели (п.10.5 СанПиН ****);

18 – норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю за ставку заработной платы (п.2.8.1 приложения **** к приказу Минобрнауки РФ от ******** «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемых в трудовом договоре»).

Коэффициент с – коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от деления классов на группы. Обоснование данного коэффициента утверждено распоряжением Департамента образования **** от ******** «Об утверждении обоснования расчета норматива к проекту постановления администрации **** «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от **** №273-ФЗ»».

Для основного общего образования данный коэффициент установлен равным -1, 16 (34, 5 + 5, 5) / 34, 5, где 34, 5 – часы по учебному плану, исходя из максимальной 6-ти дневной учебной недели (п.10.5 СанПиН ****);

5, 5 –дополнительные часы в зависимости от деления классов на группы (при изучении иностранного языка, уроков физкультуры и др.).

Для среднего общего образования данный коэффициент установлен равным - 1, 127 (37 + 10) / 37, где 37 – часы по учебному плану, исходя из максимальной 6-ти дневной учебной недели (п.10.5 СанПиН ****);

10 –дополнительные часы в зависимости от деления классов на группы (при изучении иностранного языка, уроков физкультуры и др.).

Обоснование расчета коэффициента m (наполняемость класса) равным 25 утверждено распоряжением Департамента образования **** от ******** «Об утверждении обоснования расчета норматива к проекту постановления администрации **** «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от **** №273-ФЗ»», из которого следует, что 25=350567/4556/(350567/113964), где

- 350567 – (кв.м.) учебная площадь по целям использования в городской местности по данным статистической отчетности ОО-2 **** года раздела 1.5 «Наличие и использование площадей»;

- 4556 – количество классов по данным статистической отчетности ОО-1 **** года раздела «Распределение обучающихся по классам»;

- 113964 – численность обучающихся по данным статистической отчетности ОО-1 **** года раздела 2.3.1 «Численность обучающихся с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение по индивидуальным учебным планам, на дому и в медицинской организации»;

не менее 2,5 м. – норма площади на одного обучающегося (пункт 4.9 СанПиН ****).

Указанное распоряжение Департамента в установленном порядке незаконным не признано.

Коэффициент I – коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от специфики образовательной организации с учетом направленности образовательных программ и предусматривает учет форм обучения (таблица 5 строки 1-4) и специфику образовательной организации, реализующей углубленное изучение предметов, адаптированные образовательные программы, реализующей образовательные программы на дому или в медицинской организации, имеющей интернат (строки 5-9).

Коэффициент z – коэффициент на одного обучающегося по формам обучения обозначен в подпункте 1.3.1.2 и учитывает форму обучения (очную, очно-заочную, заочную, семейное образование, самообразование, экстерн), так как трудозатраты данной категории работников образовательной организации зависят от того по какой форме обучается гражданин. И как правильно указал административный ответчик специфика образовательной организации на трудозатраты административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательных организаций не влияет.

Причинами применения коэффициентов I и z равными 0, 1 является частное между количеством часов в год для обучающихся по очной форме обучения и количеством часов в год для обучающихся по заочной форме обучения.

В данных расчетах обучение по заочной форме приравнивается к семейному образованию, самообразованию и экстерну.

В соответствии с частями 1-3 статьи 17 Закона об образовании образование в Российской Федерации может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно части 3 статьи 34 Закона об образовании лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Пунктом 9 части 1 статьи 33 Закона об образовании определено, что экстерны это лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Таким образом условия реализации заочной формы обучения, семейного образования, самообразования и обучение экстернов являются аналогичными, предусматривают оценку знаний (промежуточную и итоговую аттестации – прием зачетов и экзаменов) с проведением индивидуальных и (или) групповых консультаций.

Следовательно трудозатраты образовательной организации на экстернов состоят из приема промежуточной и государственной аттестации, из проведения консультаций (групповых и индивидуальных) перед принятием промежуточной или итоговой аттестации.

В связи с чем суд полагает правильным установление одинакового размера норматива для обучающихся по заочной форме, в форме самообразования, семейной формы обучения и экстернов в соответствии с уровнем образования и категорией обучающихся.

Количество часов в год для обучающихся по очной форме обучения является произведением количества учебных недель в году (34) на часы по учебному плану исходя из таблицы 3 СанПиН **** «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Количество часов в год для обучающихся по заочной форме обучения закреплено в примерных годовых планах для основного общего и среднего общего образования, утвержденных приказом директора Департамента образования ******** от **** «О расчете объема единой субвенции муниципальным образованиям **** для организации получения общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях для составления проекта областного бюджета на **** год» (таблицы 6, 7, 8).

Путем проведения математических действий, частное этих показателей будет равно 0, 1.

Довод административного истца о том, что при расчете норматива расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций при обучении экстернов не учтены расходы на оплату труда с начислениями административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательных организаций не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку как указывалось выше согласно пункту 1.3.1. приложения **** постановления администрации ******** от **** норматив расходов на оплату труда с начислениями работников общеобразовательных организаций определяется по формуле: Р1зп = Р1зп пед. + Р1зп проч., где: Р1зп проч. – является нормативом расходов на оплату труда с начислениями административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательных организаций.

Представленное МАВСОУ «ОСОШ ****» Положение о порядке прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, утвержденное **** директором МАВСОУ «ОСОШ ****» и предусматривающее трудозатраты МАВСОУ «ОСОШ ****» на одного экстерна в год в размере 50 часов рабочего времени, не может быть принят во внимание, так как является локальным актом для конкретной образовательной организации и не может быть использован для установления норматива при расчете субвенций муниципальным образованиям.

Иные коэффициенты, используемые при расчете данных нормативов, административным истцом не оспариваются.

При установлении оспариваемых нормативов административным ответчиком выполнены требования ст.99 Закона об образовании, а именно учтены уровни образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование), виды образовательных программ (раздел 1 таблицы 1 приложения ****), формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, семейное образование, самообразование, экстерн), типы образовательных учреждений (дошкольные образовательные организации и общеобразовательные).

Также обоснованно учтена ставка заработной платы педагогического работника общеобразовательной организации, определяемая на ****, в данном случае 12739 рублей, ставка заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательного учреждения, определяемая на **** в размере 7143 рубля, что не ниже уровня, соответствующего средней заработной плате ****. Данное обстоятельство не оспаривалось административным истцом.

Проверка представленного административным ответчиком расчета обжалуемых нормативов показала, что норматив обеспечения права обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах равен 3490 рублей в год; норматив обеспечения права обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах равен 3554 рублей в год (т.2 л.д. 80-89).

Таким образом формулы расчетов нормативов и их переменные являются определенными, не содержат математических ошибок, не вызывают неоднозначного толкования и не приводят к произвольному их применению, соответствуют вышеуказанным нормам закона.

К представленному административным истцом расчету оспариваемых коэффициентов суд относится критически, поскольку он не имеет правового обоснования, рассчитан для конкретной образовательной организации и не может быть применен в качестве норматива для расчета субвенций муниципальным образованиям.

Довод административного истца о необходимости использования при расчете оспариваемых нормативов на указания, содержащиеся письмах Минобрнауки РФ от ******** «О подготовке и направлении Вариантов модельных методик», от ******** «О Методических рекомендациях» не могут быть приняты во внимание, так как данные письма носят рекомендательный характер.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемые правовые нормы соответствуют положениям, имеющим большую юридическую силу, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного искового заявления МАВСОУ «ОСОШ ****».

Требования административного истца об обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем установления нормативов финансового обеспечения экстерна с **** на уровне не ниже уровня **** года, с учетом трудоемкости работы с экстернами и уровня инфляции для получающих основное общее образование не ниже 16263 рублей в год; для получающих среднее общее образование не ниже 17521 рубля в год являются производными требованиями и свидетельствуют о вмешательстве в деятельность исполнительного органа власти и нарушении принципа разделения властей, установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации, в связи с чем являются необоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы стороне, в пользу которой состоялось решение суда. Поскольку в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказано, то судебные расходы взысканию в его пользу не подлежат.

На основании изложенного требования МАВСОУ «ОСОШ ****» о признании недействующими с **** пунктов 7 и 13 графы 8 Таблицы **** Приложения **** постановления администрации **** от ******** «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от **** №273-ФЗ» (в редакции постановления администрации ******** от ****, с изменениями, внесенными постановлением **** от ****) в части применения коэффициентов w, m, c, I, z, обязании устранить нарушения, взыскании госпошлины удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление муниципального автономного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения **** «Открытая (сменная) общеобразовательная школа ****» к администрации **** о признании недействующими с **** пунктов 7 и 13 графы 8 Таблицы **** Приложения **** постановления администрации **** от ******** «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от **** №273-ФЗ» (в редакции постановления администрации ******** от ****, с изменениями, внесенными постановлением **** от ****) в части применения коэффициентов w, m, c, I, z, обязании устранить нарушения, взыскании госпошлины - оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Кирюшина

Мотивированное решение изготовлено ****.