Дело №
РЕШЕНИЕ
г. Шенкурск 15 сентября 2023 года
Судья Виноградовского районного суда Архангельской области Якивчук С.В., рассмотрев жалобу представителя министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области М.А.В. на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО Ж.М.Ш. от 31.05.2023 № 166 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в отношении министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области,
установил:
постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО Ж.М.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ№, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Минприроды и ЛПК АО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Минприроды и ЛПК АО обратилось в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, ввиду отсутствия в действиях министерства состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы представитель Минприроды и ЛПК АО М.А.В. указал, что на основании вступившего в законную силу решения Виноградовского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на министерство возложены обязанности в срок до 01.01.2018 ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории земель лесного фонда Шенкурского лесничества. Часть несанкционированных свалок ликвидирована в рамках исполнения ранее заключенных государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. В 2021 году Минприроды и ЛПК АО направлялась в министерство финансов Архангельской области пояснительная записка от ДД.ММ.ГГГГ с обоснованием бюджетных потребностей на 2022 год и плановые 2023 и 2024 годы, в том числе на ликвидацию несанкционированных свалок Архангельской области – 254150000 руб. из которых было выделено только 50000000 руб. В рамках заключенного ДД.ММ.ГГГГ государственного контракта на ликвидацию несанкционированных свалок с ООО «Универсал-Сервис», ввиду недостаточного финансирования, не вошли несанкционированные свалки, подлежащие ликвидации, указанные в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель министерства полагал, что со стороны Минприроды и ЛПК АО предпринимаются все возможные меры на исполнение вступившего в законную силу решения суда, что исключает противоправное бездействие, как обязательный элемент состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно материалам административного дела №-АП копия обжалуемого постановления получена Минприроды и ЛПК АО ДД.ММ.ГГГГ. В отделение почтовой связи жалоба сдана ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом срока на обжалование постановления.
Должник Минприроды и ЛПК АО и ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток (л.д. 75, 76).
Помощник прокурора Шенкурского района Р.И.В. в судебном заседании просила обжалуемое постановление должностного лица ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО оставить без изменения, жалобу Минприроды и ЛПК АО без удовлетворения, так как к настоящему времени вступившее в законную силу решение суда по ликвидации несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда Шенкурского лесничества в полном объеме должником не исполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ жалоба рассмотрена без участия должника Минприроды и ЛПК АО и ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав прокурора Р.И.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Виноградовского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на Минприроды и ЛПК АО возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории земель лесного фонда Шенкурского лесничества:
- Боровское участковое лесничество ТОО Романовское: квартал 55, выдел 35, площадью 0,9 га, координаты N 62° 01" 52.9" Е 042° 45" 38.1"; квартал 64, выдел 10,11, площадью 3,1 га, координаты N 61° 58" 10.5" Е 042° 43" 12.8";
- Боровское участковое лесничество ТОО Шипуновское: квартал 31, выдел 12, координаты N 62° 08" 11.0" Е 042° 46" 50.3"и квартал 32, выдел 20, координаты N 62° 08" 11.0" Е 042° 46" 55.7" общей площадью 8,2 га; квартал 19, выдел 15, площадью 10 кв.м., координаты N 62° 09" 35.5" Е 042° 53" 47.6";
- Боровское участковое лесничество СПК Ленина: квартал 32, выдел 17, площадью 0,3 га, координаты N 62° 04"51.9" Е 42° 55"18.3"; квартал 24, выдел 13, площадью 2,00 га, координаты N 62° 06" 44.5" Е 43° 02" 41.3"; квартал 50, выдел 2, площадью 0,8 га, координаты N 62° 07" 19.7" Е 43° 00`47.2"; квартал 23 выдел 6 площадью 1,4 га, координаты N 62° 06" 57.3" Е 043° 01" 11.7;
- Шенкурское участковое лесничество: квартал 50, выдел 9, координаты N 62° 06"41.4" Е 42° 55"07.6"; квартал 50, выдел 9, площадью 0,021га, координаты N 62°06".40.9" Е 42° 55`40.8"; квартал 51, выдел 7, площадью 0,395 га, координаты N 62° 06"27.2" Е 042° 56"18.7"; квартал 51, выдел 7, площадью 0,020 га, координаты N 62° 06"35.1" Е 042° 56"08.8"; квартал 50, выдел 9, площадью 0,020 га, координаты N 62° 06"41.4" Е 42° 55"19.3" и провести рекультивацию указанных лесных участков.
По смыслу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Закона об исполнительном производстве привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ возможно при соблюдении следующих условий: неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения; до привлечения к административной ответственности судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в котором должен быть установлен новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что 07.08.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО Ж.М.Ш. в отношении Минприроды и ЛПК АО возбуждено исполнительное производство №-ИП. Предметом исполнения является ликвидация до 01.08.2018 несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории земель лесного фонда Шенкурского лесничества (л.д. 54, 55).
15.11.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО Ж.М.Ш. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
30.09.2022 ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО Ю.Н.Б. вынесено постановление о назначении Минприроды и ЛПК АО в рамках исполнительного производства №-ИП (предыдущий №-ИП) нового срока исполнения решения суда № – до 31.03.2023.
Ввиду неисполнения должником в срок до 31.03.2023 обязательств неимущественного характера, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Минприроды и ЛПК АО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, а 31.05.2023 вынесено обжалуемое постановление № о привлечении Минприроды и ЛПК АО к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
При вынесении оспариваемого постановления судебный пристав-исполнитель пришел к выводу о том, что Минприроды и ЛПК АО, как должником, не представлено доказательств того, что нарушение установленного срока для исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными и объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.
Вместе с тем судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления не учтено следующее.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Санкция части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения. Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Одним из обязательных признаков субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является умышленное невыполнение требований судебного пристава-исполнителя, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп (далее – Положение о Минприроды и ЛПК АО) министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, в том числе в сферах лесных отношений и отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления.
Минприроды и ЛПК АО осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию его компетенции, в случаях и в порядке, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации (подпункт 5 пункта 13 Положения о Минприроды и ЛПК АО).
Законом Архангельской области от 22.12.2021 № 522-31-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» были установлены особенности исполнения областного бюджета на 2022 год, согласно которым при согласовании главным распорядителем средств федерального бюджета - Федеральным агентством лесного хозяйства перераспределения средств субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений между разделами, подразделами, целевыми статьями, группами, подгруппами видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема субвенций на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, предусмотренных министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, министерство финансов Архангельской области вправе вносить соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись и кассовый план областного бюджета без внесения изменений в настоящий закон.
Законом Архангельской области от 20.12.2022 № 655-40-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» установлены аналогичные особенности исполнения областного бюджета.
Согласно Закону Архангельской области от 22.12.2021 № 522-31-ОЗ на ликвидацию несанкционированных свалок в Архангельской области в 2022 году Минприроды и ЛПК АО выделялась сумма в 50000000 руб.
20.06.2022 должником с ООО «Универсал-Сервис» заключен государственный контракт на ликвидацию несанкционированных свалок на общую сумму в 50000000 руб., в состав которых не вошли несанкционированные свалки, указанные в решении суда № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп утверждено Положение о министерстве финансов Архангельской области (далее – Положение о Минфине АО).
Согласно подпункту «1з» пункта 8 Положения о Минфине АО в полномочия министерства входит получение от исполнительных органов государственной власти Архангельской области и иных государственных органов Архангельской области, органа управления территориальным фондом обязательного медицинского страхования Архангельской области и органов (должностных лиц) местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области материалов, необходимых для составления проекта областного бюджета, прогноза консолидированного бюджета Архангельской области.
В сфере исполнения бюджета Минфин АО составляет и ведет сводную бюджетную роспись областного бюджета (подпункт «2в» пункта 8 Положения о Минфине АО).
Таким образом, в формировании областного бюджета на будущий год и плановый период принимает участие Минприроды и ЛПК АО, который вправе направлять заявки в Минфин АО для выделения денежных средств на исполнение обязательств, входящих в компетенцию Минприроды и ЛПК АО.
По запросу суда Минфином АО представлена справка согласно которой Минприроды и ЛПК АО в периоды формирования областного бюджета неоднократно обращалось за выделением бюджетных средств на ликвидацию несанкционированных свалок, посредством писем:
1) от ДД.ММ.ГГГГ№ о выделении средств из областного бюджета на 2019 год в размере 21500 тыс. руб.;
2) от ДД.ММ.ГГГГ№ о выделении средств из областного бюджета на 2020 год в размере 305441 тыс. руб.;
3) от ДД.ММ.ГГГГ№ об увеличении бюджетных ассигнований из областного бюджета на 2020 год в размере 191 720 тыс. руб.;
4) от ДД.ММ.ГГГГ№ о выделении средств из областного бюджета на 2021 год в размере 202630 тыс. руб.;
5) от ДД.ММ.ГГГГ№ о выделении дополнительного финансирования в размере 235490,1 тыс. руб.;
6) от ДД.ММ.ГГГГ№ об увеличении бюджетных ассигнований из областного бюджета на 2021 год в размере 32860,1 тыс. руб.;
7) от ДД.ММ.ГГГГ№ о выделении средств из областного бюджета на 2022 год в размере 254150 тыс. руб. Кроме того, Минприроды и ЛПК АО указано, что в 2020 году возбуждено 15 исполнительных производств по ликвидации 63 несанкционированных свалок, для исполнения которых необходимо дополнительное финансирование в размере 390302,7 тыс. руб.;
8) от ДД.ММ.ГГГГ№ об увеличении бюджетных ассигнований из областного бюджета на 2022 год в размере 77610,6 тыс. руб.;
9) от ДД.ММ.ГГГГ№ о выделении средств из областного бюджета на 2023 год в размере 172979,9 тыс. руб.;
10) от ДД.ММ.ГГГГ№ о выделении средств из областного бюджета на 2024 год в размере 419197,2 тыс. руб.
Таким образом, как до, так и после 30.09.2022 (момента установления судебным приставом-исполнителем нового срока исполнения решения Виноградовского районного суда Архангельской области №) должником предпринимались меры по исполнению решения суда и ликвидации указанных несанкционированных свалок.
Законом Архангельской области от 20.12.2022 № 655-40-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде:
- несанкционированная свалка отходов на острове Бревенник, в районе поселка 23 лесозавода, входящего в состав г. Архангельск, расположена на земельном участке с кадастровым номером 29:22:012401:1;
- несанкционированная свалка отходов на острове Бревенник, в районе Маймаксанского лесного порта, входящего в состав г. Архангельск, расположена на земельном участке с кадастровым номером 29:22:012401:2;
- несанкционированная свалка отходов на острове Хабарка в составе г. Архангельск расположена в кадастровом квартале 29:16:181901;
- несанкционированная свалка отходов на о. Кего, входящего в состав г. Архангельска, расположена на земельном участке в кадастровом квартале 29:22:041203;
- несанкционированная свалка отходов в г. Няндома Архангельской области, расположена на земельных участках с кадастровыми номерами 29:12:010113:373, 29:12:000000:1726.
Несмотря на формальный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, должностное лицо (судебный пристав-исполнитель) обязано установить не только формальные обстоятельства конкретного правонарушения, но и установить в том числе противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Обязанность доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица, соблюдения процедуры составления процессуальных документов, иных требований КоАП РФ при оформлении дела об административном правонарушении, лежит на органе, должностном лице органа, привлекаемого конкретное лицо к административной ответственности.
Фактические обстоятельства настоящего дела указывают на отсутствие у Минприроды и ЛПК АО возможности для соблюдения требований законодательства об исполнительном производстве, за нарушение которых частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность, при том, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области принимались все зависящие от него меры по их соблюдению, что указывает на отсутствие в действиях должника состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ – отсутствие вины в форме умысла на бездействие по исполнению требований исполнительного документа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении – прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Вельскому и Шенкурскому районам УФССП по Архангельской области и НАО Ж.М.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.В. Якивчук