НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вилючинского городского суда (Камчатский край) от 30.10.2013 № 2-1219/2013

Дело № 2-1219/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2013 года

г. Вилючинск Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Вороновой В.М.,

при секретаре Чернухиной Е.В.,

с участием помощника прокурора Кутузовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска ФИО1, поданному в интересах Российской Федерации в лице ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вилючинске Камчатского края, к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании бездействия, выразившегося в непредставлении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) отчетности по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету незаконным, о понуждении к предоставлению отчетности по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету,

установил:

Заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинска ФИО1, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика индивидуального предпринимателя ФИО2, выразившееся в непредставлении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) отчетности по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету за отчетные периоды – полугодие, 9 месяцев 2011 года и за 2011 год, 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал 2012 года и 2012 год, 1 квартал 2013 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», обязать ФИО2 предоставить в срок до 1 декабря 2013 года в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) указанную отчетность.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края проведена проверка соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении. В результате проверки было установлено, что ответчик в нарушение требований вышеуказанных Федеральных законов РФ не предоставил отчетность по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учеты за отчетные периоды - полугодие, 9 месяцев и 2011 год, 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал 2012 года и 2012 год, 1 квартал 2013 года, что, по мнению прокурора, препятствует созданию информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, назначения страховых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов и оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, что в свою очередь нарушает интересы Российской Федерации в сфере выполнения государственных обязательств по социальной защите граждан.

Истец Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, своего представителя в суд не направил, отложить рассмотрение дела не просил, в ранее представленных суду заявлениях представитель истца заместитель начальника управления ФИО3 уточнила исковые требования и просила дело рассмотреть в отсутствие представителя истца.

Представитель истца заместитель начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) ФИО3 в представленных суду заявлениях уточнила исковые требования и просила обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 представить отчетность по страховым взносам и индивидуальные сведения о работниках, сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за полугодие, 9 месяцев и календарный года 2011 год по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 12 ноября 2009 г. № 294н, за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 года, календарный 2012 года по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 15 марта 2012 г. № 232н, за 1 квартал 2013 года по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. № 639н, в соответствии с требованиями Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Помощник прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Кутузова О.В. в судебном заседании также уточнила исковые требования и просила в соответствии с требованиями Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 представить отчетность по страховым взносам и индивидуальные сведения о работниках, сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за полугодие, 9 месяцев и календарный года 2011 год по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 12 ноября 2009 г. № 294н, за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 года, календарный 2012 года по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 15 марта 2012 г. № 232н, за 1 квартал 2013 года по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. № 639н. Дополнительно суду пояснила, что ответчик является действующим индивидуальным предпринимателем, производит соответствующие финансовые операции, однако, отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету за обозначенный период по настоящее время не предоставляет, на письма о необходимости представить соответствующие сведения и обращения специалистов Пенсионного фонда никак не реагирует. При этом просил установить ответчику срок для исполнения решения суда – не позднее 30 дней после вступления решения в законную силу.

Ответчик ФИО2, будучи извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, мнение по иску не представил, об уважительности причин не явки суду не сообщил.

В соответствии с частью 3 ст.167 ГПКРФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Учитывая данные обстоятельства, суд признает причины неявки ответчика неуважительными, и полагает возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие, а также в отсутствие представителя истца, просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, исследовав и проанализировав обстоятельства и материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Одним из способов защиты гражданских прав согласно ст. 12 ГК РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу положений ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Согласно ст. 3 Федерального закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

В соответствии с п.1 ч. 9 ст. 15 плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно ст. 5 Федерального закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ, для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, а также создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами (ст. 3 Федерального закона).

В соответствии с положениями статей 16 и 17 Федерального закона РФ № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» - средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет, в том числе: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.

Согласно ст. 18 указанного закона средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Из анализа приведенного законодательства следует, что своевременное предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования направлены на обеспечение своевременности и полноты перечисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, который формируется, в том числе, и за счет доходов от инвестирования полученных своевременно страховых взносов. Не предоставление указанных сведений влечет, в итоге, неисполнение доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого направляются на выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

В силу ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2011 г. № 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Как следует из положения об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) Управление является территориальным органом ПФР и осуществляет индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела ответчик ФИО2 является индивидуальным предпринимателем, зарегистрирован с 07 октября 2010 года в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО).

Обязанность плательщиков страховых взносов по предоставлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, установлена п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ.

Форма РСВ-1 ПФ, применяемая при представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, начиная с I квартала 2011 года, была утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 ноября 2009 № 894н, с 1 квартала 2012 года расчеты предоставляются плательщиками по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 марта 2012 г. № 232н, а с 1 квартала 2013 года - по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. № 639н.

Обязанность страхователя по представлению сведений о каждом работающем у страхователя застрахованном лице, ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, установлена ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ. Вместе со сведениями, указанными в ч. 2 ст. 11, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования утверждены Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п. «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению».

При этом в силу ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона ИП ФИО2 до настоящего времени не предоставлена в территориальный отдел Пенсионного Фонда по месту регистрации отчетность по страховым взносам и индивидуальному персонифицированному учету за отчетные периоды - полугодие, 9 месяцев и 2011 год, 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 года и календарный 2012 год, 1 квартал 2013 года, что подтверждается материалами дела, пояснениями помощника прокурора.

Ответчиком возражений относительно заявленных требований, а также каких-либо документов, подтверждающих выполнение обязанностей, определенных действующим законодательством, не представлено и в судебном заседании не установлено.

Согласно статье 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им процессуальными правами.

В связи с изложенным, при рассмотрении настоящего дела по существу, суд полагает возможным исходить из тех доказательств, которые представлены в материалах дела, в том числе пояснений участвующего в деле лиц, поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а согласно ч.1 ст. 68 ГПК РФ, в случае, если сторона, обязанная доказать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

При таких обстоятельствах в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения ответчиком пенсионного законодательства, о наличии каких-либо уважительных причин не предоставления в Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вилючинске отчетности по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учета за вышеуказанный период ответчиком не представлено.

Таким образом, суд находит исковые требования заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска ФИО1, поданные в интересах Российской Федерации в лице ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вилючинске Камчатского края, к индивидуальному предпринимателю ФИО2. С учетом их уточнения, о понуждении к предоставлению отчетности по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету, законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя заявленные требования, считает необходимым установить в решение определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении срока суд учитывает требования разумности, и находит целесообразным установить ответчику срок не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 200 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска ФИО1, поданные в интересах Российской Федерации в лице ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вилючинске Камчатского края, к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о понуждении к предоставлению отчетности по страховым взносам и индивидуальному (персонифицированному) учету, - удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 в соответствии с требованиями Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предоставить в срок не позднее 30 дней с даты вступления решения в законную силу в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и индивидуальному (персонифицированному) учету:

- за полугодие, 9 месяцев и календарный год 2011 год по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 12 ноября 2009 г. № 294н;

- за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 года, календарный 2012 года, по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 15 марта 2012 г. № 232н;

- за 1 квартал 2013 года по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. № 639н,

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья подпись В.М. Воронова