Дело 2-567/2016 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2016 года | г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Вороновой В.М.,
при секретаре судебного заседания Чернухиной Е.В.,
с участием представителя ответчика Бариновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барабанова Д. О. к обществу с ограниченной ответственностью «Теплый дом» о защите прав потребителей, признании бездействия незаконным, возложении обязанности по размещению информацию на сайте «Реформа ЖКХ», взыскании штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
Барабанов обратился в суд с исковым заявлением к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Теплый дом» (далее ООО «Теплый дом», управляющая организация, ответчик) о защите прав потребителя, в котором просил:
- признать незаконным бездействие ООО «Теплый дом» по неисполнению требований пп. «з» п.4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ №416 от 2013 года (далее Правила №416), при управлении многоквартирным домом №<адрес> <адрес> в г. Вилючинске Камчатского края, выразившееся в не раскрытии до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Стандартом, утвержденным Правительством РФ №731 от 2010 года, на сайте «Реформа ЖКХ» следующей информации: сканированная копия документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Теплый дом» за 2015 год в виде файлов в электронной форме (в соответствии с п.4 формы 1.2. утвержденной Приказом Минстроя РФ №882); отчет по управлению домом <адрес> в г. Вилючинске за 2015 год (в соответствии с п. 4-30, 51-53 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882);
- обязать ответчика в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пп. «з» п.4 Правил №416 и Стандартом, утвержденным Правительством РФ № 731 от 2010 года на сайте «Реформа ЖКХ» разместить следующую информацию: сканированная копия документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Теплый дом» за 2015 год в виде файлов в электронной форме (в соответствии с п.4 формы 1.2, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882); отчет по управлению домом № по <адрес> в г. Вилючинске за 2015 год (в соответствии с п.п. 4-30, 51-53 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882);
- взыскать с ООО «Теплый дом» в пользу истца 5 000 рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя;
- взыскать с ООО «Теплый дом» штраф за нарушение прав потребителя.
В обоснование иска истец указал, что является собственником <адрес> в г. Вилючинске, управление которым с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ООО «Теплый дом». По мнению истца, указанная управляющая организация в нарушение ч.11 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, пп. «з» п. 4 Правил №416 и пп. «а» п. 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731, примечания к форме 1.2 Приказа Минстроя № 882 в срок до ДД.ММ.ГГГГ не раскрыла на сайте «Реформа ЖКХ» сканированную копию документа годовой бухгалтерской отчетности за 2015 год в виде файлов в электронной форме и отчет по управлению многоквартирным домом № по <адрес> в г. Вилючинск за 2015 год, что, по мнению истца, нарушает его права и интересы как потребителя на доступ к информации о деятельности управляющей организации в соответствии со Стандартом раскрытия информации, в связи с чем, считал, что ответчик должен компенсировать ему моральный вред и уплатить штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.
В ходе рассмотрения дела истец Барабанов Д.О., представил суду ходатайства, в которых от части заявленных исковых требований, а именно от требований о возложении на ответчика обязанности разместить на сайте «Реформа ЖКХ» сканированную копию документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Теплый дом» за 2015 год в виде файлов в электронной форме в соответствии с пунктом 4 формы 1.2 утвержденной Приказом Минстроя РФ №882 от 2015 года, а также отчет по управлению многоквартирным домом № по <адрес> в соответствии с пунктами 4-6, 11-16, 18-22, 29, 30, 51-53 формы 2.8 Приказа Минстроя РФ №882 от 2015 года отказался, указав, что последствия отказа от исковых требований, предусмотренные ст.ст. 220, 221 ГПК РФ ему известны и понятны.
С учетом отказа от части исковых требований и уточнения исковых требований окончательно истец просил суд:
- признать незаконным неисполнение ООО «Теплый дом» требований пп. «з» п.4 Правил № при управлении многоквартирным домом № по <адрес> выразившееся в не раскрытии до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Стандартом, утвержденным Правительством РФ № 731 от 2010 года, на сайте «Реформа ЖКХ» следующей информации: сканированная копия документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Теплый дом» за 2015 год в виде файлов в электронной форме (в соответствии с п.4 формы 1.2, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882); отчет по управлению домом № по <адрес> в г. Вилючинске за 2015 год (в соответствии с п.п. 4-30, 51-53 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882);
- обязать ответчика в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пп. «з» п.4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 416 и Стандартом, утвержденным Правительством РФ № 731 на сайте «Реформа ЖКХ» разместить следующую информацию: отчет по управлению домом № по <адрес> в г. Вилючинске за 2015 год (в соответствии с п.п. 7-10, 17, 23-28 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882);
- взыскать с ООО «Теплый дом» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере, определенном судом;
- взыскать с ООО «Теплый дом» штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.
Дополнительно истец указал, что информация по пунктам 7-10, 17 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882, размещенная ответчиком на сайте «Реформа ЖКХ» не является достоверной, а значит не соответствует Стандарту, так как исходя из общей площади <адрес>. указанной на сайте «Реформа ЖКХ» в размере 5405,9кв.м и размера платы за содержание и ремонт 30 рублей/кв.м, установленный решением собрания собственников, размер начислений за 9 месяцев (апрель – декабрь 2015 года) составляет:
- всего за содержание и ремонт 5405,9 х 30 х 9= 1 459 693 рублей, а ответчиком указано 1 459 728 рублей (п.7 формы 2.8 Приказа №882);
- за содержание 5405,9 х 20 х 9 = 973 062 рубля, а указано 652 954,88 рублей (п.8 формы 2.8 Приказа №882);
- текущий ремонт 5405,9 х 10 х 9 = 486 531 рубль, а указано 486 576 рублей (п.9 формы 2.8 Приказа №882);
- за услуги по управлению домом 5405,9 х 6,704 х 9 = 326 179,38 руб, а указано 320 197,12 руб. (п.10 формы 2.8 Приказа №882);
- по п.17 формы 2.8. Приказа №882 исходя из полученных денежных средств в размере 1 114 273,1 руб. и авансовых платежей в размере 0 рублей, должно быть указано 1 114 273,1 руб., вместо этого указано 345 453, 9 руб.
Также ООО «Теплый дом» не разместило информацию о детальном перечне выполненных работ в соответствии с п.23-26 формы 2.8 Приказа №882, поскольку информация по указанию работ по замене и установке радиаторов отопления в кухнях, залах и спальнях квартир, указанная в детализации работ по содержанию и ремонту оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, является не достоверной поскольку радиаторы отопления являются внутриквартирным индивидуальным оборудованием. Недостоверно указана информация и в разделе о количестве поступивших претензий, так как через государственную жилищную инспекцию поступала как минимум одна претензия истица о ненадлежащем содержании общедомовых приборов учета. На основании изложенного полагал, что на сайте «Реформа ЖКХ» отсутствует достоверная информация в отношении отчета по управлению многоквартирным домом № по <адрес> г. Вилючинска в части пунктов 7-10, 17, 23-28 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ №.
Отказ истца Барабанова Д.О. от части заявленных исковых требований, а именно от требований о возложении на ООО «Теплый дом» обязанности разместить на сайте «Реформа ЖКХ»: сканированную копию документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Теплый дом» за 2015 год в виде файлов в электронной форме в соответствии с пунктом 4 формы 1.2 утвержденной Приказом Минстроя РФ №882, а также отчет по управлению многоквартирным домом № по <адрес> в соответствии с пунктами 4-6, 11-16, 18-22,29,30, 51-53 формы 2.8 Приказа Минстроя РФ №882, был принят судом, на основании ст. 220 ГПК РФ производство по делу в указанной части было прекращено, о чем вынесено отдельное определение.
Истец Барабанов Д.О., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя Зубарева В.В.
Представитель истца Зубарев В.В., извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В состоявшемся ранее судебном заседании пояснил, что размещенная ДД.ММ.ГГГГ ответчиком на сайте «Реформа ЖКХ» бухгалтерская отчетность, размещена в формате, который ее не позволяет открыть и ознакомиться с данным документом, в связи с чем, он полагает, что ответчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ была не исполнена обязанность по размещению сканированной копии документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Теплый дом» за 2015 год в виде файлов в электронной форме. В отношении размещенной ООО «Теплый дом» информации в виде отчета по управления многоквартирным домом № по <адрес>, полагал, что информация по п.п. 7-10, 17, 23-28 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ № 882, размещенная ответчиком на сайте «Реформа ЖКХ» является не достоверной. Кроме того отчет по управлению указанным многоквартирным домом был размещен ответчиком на сайте «Реформа ЖКХ» после ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением требований действующего законодательства.
Представитель ответчика ООО «Теплый дом» Баринова М.М. в судебном заседании исковые требования не признала, считал их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которому информация для размещения на сайте «Реформа ЖКХ» была подготовлена ДД.ММ.ГГГГ, однако ввиду сбоя сервера и неполадок в работе техники размещена была несвоевременно. Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ была размещена информация об основных финансовых показателях деятельности организации, а недостающая информация была полностью размещена ДД.ММ.ГГГГ. Подтвердила, что первоначально ответчик действительно годовую бухгалтерскую отчетность сбросил в формате электронной программы, в которой она заполнялась, однако при выявлении данного обстоятельства, указанное было незамедлительно устранено, бухгалтерская отчетность размещена в виде сканированной копии. В отношении достоверности представленной на сайте информации пояснила, что при ее размещении работником ООО «Теплый дом» были допущены ошибки, на которые обратил внимание представитель истца в прошлом судебном заседании, вся представленная информация на сайте была работником ответчика проверена и в настоящее время на сайте размещена достоверная информация в отношении управления многоквартирным домом № по <адрес> в полном объеме. В отношении отнесения работ по замены радиаторов отопления к текущему ремонту пояснила, что ООО «Теплый дом» в своей деятельности руководствуется Правилами содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденными постановлением Правительства № 491, из п. 6 которых следует, что радиаторы отопления, не имеющие отсечных кранов относятся к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем, если обращается собственник жилого помещения за заменой в виду аварийного состояния радиаторов отопления, которые не имеют запорно-регулировочных кранов, то ООО «Теплый дом» производит замену таких радиаторов и одновременно устанавливает запорно-регулировочные краны. Ссылаясь на положения п.5 Стандарта, ст.ст. 8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» считала, что со стороны ООО «Теплый дом» права истца не нарушены, поскольку помимо размещения на сайте «Реформа ЖКХ», ООО «Теплый дом» раскрывал информацию путем размещения на информационных стендах в помещении управляющей организации и подъездах многоквартирных домов. Кроме того, в соответствии с п. 17-23 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса потребителя и запроса в электронном виде, вместе с тем истец с такими запросами к ним не обращался, в предоставлении информации ему ответчиком не отказывалось. Все заявления истца ООО «Теплый дом» рассматривало и давало соответствующие ответы. Просила в удовлетворении требований отказать.
Государственная жилищная инспекция Камчатского края, извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, заключения по иску не представила, об отложении рассмотрения дела, равно как и о рассмотрении дел в отсутствие своего представителя не просило.
На основании ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и его представителя, а также представителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, где истец просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы и обстоятельства дела, а также информацию, представленную на день рассмотрения дела на официальном сайте www.reformagkh.ru (по тексту «Реформа ЖКХ»), оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В силу ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (по тексту ЖК РФ) определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из доводов истца и представленной суду копии свидетельства о государственной регистрации права серии №, следует, что Барабанов Д.О. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в <адрес> г. Вилючинска, общей площадью 47,2 кв.м.
Как следует из представленных документов ООО «Теплый дом» с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1154177000207, поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения, на основании решения лицензионной комиссии ГЖИ по обеспечению лицензирования деятельности от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Теплый дом» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений № от ДД.ММ.ГГГГ по многоквартирному дому № по <адрес> г. Вилючинска следует, что решением общего собрания собственников помещений указанного дома с ДД.ММ.ГГГГ изменен способ управления многоквартирным домом, выбран способ управления - управляющей организацией, договор на предоставление услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома с ООО «Перспектива» с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, а также принято решение о выборе управляющей организации ООО «Теплый дом» и о заключении с ней с ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом.
ДД.ММ.ГГГГ между собственниками помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска и ООО «Теплый дом» заключен договор управления многоквартирным домом, согласно условиям которого управляющая организация ООО «Теплый дом» по заданию собственником помещений, в течении действия данного договора за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставлять коммунальные услуги.
В соответствии с п.6.5 Договора управления Управляющая организация представляет собственникам помещений ежегодный отчет о выполнении обязательств по договору в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Указанный отчет должен содержать: сведения о сумме средств собственников, начисленных и поступивших в отчетном периоде, а также перечень исполненных в отчетном периоде управляющей организацией обязательств (работ и услуг) с отражением их стоимости.
В соответствии со ст. п.14.1, п.14.2 Договора управления, данный договор вступил в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между сторонами с ДД.ММ.ГГГГ, срок договора определен 5 лет.
Как следует из доводов искового заявления, истец Барабанов Д.О. в обоснование своих требований ссылается на выбранный по многоквартирному дому № по <адрес> способ управления - управляющей организацией и не оспаривает заключение на основании решения общего собрания собственников с ООО «Теплый дом» договора управления указанным многоквартирным домом.
Доказательств, свидетельствующих, что избранный на общем собрании собственников помещений способ управления домом № по <адрес> – управление управляющей организации, до настоящего времени не реализован или в настоящее время прекращен (изменен), суду не представлено. Также как отсутствуют доказательства расторжения или прекращения с ООО «Теплый дом» договорных отношений, основанных на вышеуказанном Договоре управления.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска, в отношении которого с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время реализован способ управления домом – управление управляющей организацией, которой избрано ООО «Теплый дом».
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, суду не представлено.
Истец, ссылается на нарушение его прав как потребителя на доступ к информации о деятельности управляющей организации ООО «Теплый дом», мотивирует это тем, что ООО «Теплый дом», в нарушение ч.11 ст. 162 ЖК РФ, Правил №416 не исполнил свою обязанность по раскрытию до 01 апреля 2016 года информации о деятельности по управлению многоквартирным домом № 18 по ул. Победы в г. Вилючинск и о своей финансово-хозяйственной деятельности на сайте «Реформа ЖКХ» в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731.
Согласно ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч. 11 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч.2 ст.165 ЖК РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
В развитие положений ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 23 сентября 2010 года № 731, которым утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными (по тексту - Стандарт).
Данным Стандартом, установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
В соответствии со Стандартом под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно п. 6. Стандарта, информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5.1 настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Официальным сайтом в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является сайт www.reformagkh.ru. (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 апреля 2013 года N 124).
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом установлены также Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 (далее Правила № 416).
Согласно п.4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в числе прочего, следующих стандартов: предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом; раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731;
25 августа 2015 года Камчатский краем с Минкомсвязью России, Минстроем России и оператором государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) было заключено Соглашение об опытной эксплуатации государственной информационной системы ЖКХ на территории Камчатского края.
01 мая 2016 года ФГУП «Почта России», как оператор ГИС ЖКХ уведомило о том, что указанное Соглашение на территории Камчатского края вступило в силу, в связи с тем, что системой зафиксировано размещение в ГИС ЖКХ информации в объеме, составляющим 20 % от объема информации, подлежащей обязательному размещению.
Согласно ч.5 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации, заключившего соглашение, поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную Федеральным законом № 209-ФЗ, но не позднее 1 июля 2016 года.
Таким образом, ООО «Теплый дом», осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом № по <адрес> в г. Вилючинске, в своей работе по раскрытию информации за 2015 год обязано руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 год, поскольку до 01 апреля 2016 года Соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории Камчатского края не вступило в силу.
Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией с детализацией сведений, ее составляющих, приведены в п. п. 3, 8, 9, 10, 11, 13, 14 указанного Стандарта.
В соответствии с п. 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение
В соответствии с п. 3.1 Стандарта, информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.
В силу п. 5 Стандарта, управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно п. 8 Стандарта, раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 882/пр. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.
Пункт 9 (3) Стандарта устанавливает, что информация, предусмотренная подпунктом «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.
В п.п. 17, 21 Стандарта предусмотрено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Кроме того, вопросы предоставления информации собственнику жилого помещения в многоквартирном доме о деятельности управляющей организации в рамках исполнения своих обязанностей по договору управления многоквартирным домом также урегулированы требованиями действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Так, в силу ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что ООО «Теплый дом», являясь организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирным домом № по <адрес>, а также иными домами, обязано соблюдать вышеперечисленные требования по раскрытию информации за 2015 год, установленные Стандартом, при этом на ответчика возложена обязанность по раскрытию информации о своей деятельности всеми способами, указанными в п. 5 Стандарта, что направлено на обеспечение максимально возможному количеству заинтересованных лиц права на получение интересующей его информации.
Как установлено в судебном заседании на основании сведений представленных на сайте www.reformagkh.ru, а также истцом, представителем ответчика, Государственной жилищной инспекции Камчатского края, ООО «Теплый дом» разместил на официальном сайте www.reformagkh.ru в сети Интернет ДД.ММ.ГГГГ сведения об основных финансовых показателях в виде бухгалтерской отчетности ООО «Теплый дом» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем они были представлены в электронном формате не позволяющим их прочтение, кроме того ДД.ММ.ГГГГ ответчик разместил отчет по управлению многоквартирным домом № по <адрес> в г. Вилючинск за 2015 год, при размещении которого был допущен ряд арифметических ошибок. В то же время ответчик принял меры для устранения выявленных недостатков при размещении на сайте «Реформа ЖКХ» предусмотренной Стандартом информации и на ДД.ММ.ГГГГ сканированная копия документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Теплый дом» за 2015 год в виде файлов в электронной форме в соответствии с п.4 формы 1.2, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882/пр ответчиком размещена, а на день рассмотрения дела судом на указанном сайте имелась информация о внесении исправлений в п. 7-10, п. 17, п.п. 27-28 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882/пр.
Таким образом, доводы истца Барабанова Д.О. о том, что ответчик на вышеуказанном официальном сайте www.reformagkh.ru («Реформа ЖКХ») разместил предусмотренную Стандартом информацию несвоевременно и не в полном объеме, то есть при наличии арифметических ошибок и при отсутствии сведений о количестве поданных претензий, нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.
Между тем к доводам истца о том, что информация размещенная ООО «Теплый дом» в отчете по управлению многоквартирным домом № по <адрес> за 2015 года, указанная в пунктах 23-26 формы 2.8, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 882/пр, является недостоверной, суд относится критически, так как фактически данные доводы сводятся к несогласию истца с действиями ООО «Теплый дом» по включению расходов на произведение работ по замене и установке в жилых помещениях дома радиаторов отопления в стоимость работ, проведенных в рамках текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, оценка которых к предмету рассматриваемого спора не относится.
При этом с по своему содержанию п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 не исключает возможность отнесения радиаторов отопления, расположенных внутри жилых помещений и не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), к общему имуществу многоквартирного дома, что в свою очередь не исключает возможность их ремонта, замены и установки за счет средств, поступивших от собственников на ремонт общедомового имущества.
Оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательства, соглашаясь с доводами истца о допущенном со стороны ответчика бездействие, выразившемся в ненадлежащем исполнении со стороны ООО «Теплый дом» требований Стандарта по раскрытию до 01 апреля 2016 года в полном объеме информации на сайте «Реформа ЖКХ» в соответствии с формами, утвержденными Приказом Минстроя РФ №882/пр, суд вместе с тем не находит оснований для удовлетворения заявленных Барабановым Д.О. требований в виду нижеследующего.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Способы защиты определены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
В силу ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную п.п. 1 - 4 ст. 18 или п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Таким образом, по смыслу закона иск, связанный с признанием бездействия по не предоставлению информации и с понуждением к представлению (раскрытию) информации, может быть удовлетворен в том случае, если истец докажет факты нарушения со стороны ответчика своих прав на получение информации, обязательной к представлению в силу закона, в том числе факт нарушения прав истца в результате допущенного бездействия ответчика.
Между тем, вопреки требованиям ст.ст.12, 56 ГПК РФ со стороны истца суду не представлено никаких доказательств свидетельствующих, что в результате указанного выше бездействия ответчика его права как потребителя услуг, предоставляемых ему ответчиком, как управляющей организации, были нарушены или была создана угроза их нарушения.
Так, несвоевременное размещение вышеуказанной информации, а также ее размещение не в полном объеме при наличии арифметических ошибок, не повлекло за собой нарушение прав истца как потребителя услуг, поскольку как следует из пояснений представителя ответчика отчет по управлению многоквартирным домом № по <адрес> в г. Вилючинск за 2015 год был размещен на информационных досках в подъездах указанного многоквартирного дома, информация о финансово-хозяйственной деятельности ООО «Теплый дом» за 2015 года до ДД.ММ.ГГГГ была размещена на информационных стендах в помещении управляющей организации.
Данные обстоятельства истцом не опровергнуты.
Кроме того, судом учитывается, что в соответствии с п.п. 17-23 Стандарта раскрытие информации может осуществляться также на основании письменного запроса потребителя и запроса в электронном виде, вместе с тем, согласно пояснений представителя ответчика истец с таким запросом к ответчику не обращался, предоставить документы о финансово-хозяйственной деятельности Общества не просил, также как не просил предоставить ему отчет по управлению его многоквартирным домом.
Таким образом в судебном заседании не нашло своего подтверждения, что истец был лишен ответчиком возможности получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности ООО «Теплый дом» за 2015 года, а также об управлении многоквартирным домом № по <адрес> г. Вилючинска в виде отчета за 2015 год.
Также суду не представлено доказательств, что в результате несвоевременного размещения на сайте «Реформа ЖКХ» сканированной копии документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Теплый дом» за 2015 года и отчета по управлению многоквартирным домом № по <адрес> за 2015 года, истцу были причинены убытки и (либо) оказаны услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ненадлежащего качества.
При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу, что права истца, как потребителя услуг, со стороны ответчика нарушены не были, в связи с чем суд не находит оснований для признания по требования истца незаконным неисполнения ответчиком требований Стандарта по раскрытию до 01 апреля 2016 года достоверной информации о своей деятельности в полном объеме в соответствии с формами, утвержденными приказом Минстроя РФ № 882/пр, а также по возложению на ответчика обязанности разместить на сайте «Реформа ЖКХ» информацию в виде отчета по управлению домом № по <адрес> в г. Вилючинске за 2015 год в части определенной п.п. 7-10, 17, 23-28 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя № 882/пр.
Требования истца о компенсации морального вреда ввиду нарушения его прав, как потребителя на доступ к информации о деятельности управляющей организации в соответствии со Стандартом раскрытия информации, удовлетворению не подлежат, поскольку как указано выше таких обстоятельств при рассмотрении дела не установлено.
При установленных судом обстоятельствах, оснований для взыскания с ООО «Теплый дом» штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Барабанова Д. О. к обществу с ограниченной ответственностью «Теплый дом» о защите прав потребителей: признании незаконным неисполнение требований пп. «з» п.4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ № при управлении многоквартирным домом № по <адрес> выразившееся в не раскрытии до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Стандартом, утвержденным Правительством РФ № 731 от 2010 года, на сайте «Реформа ЖКХ» сканированной копии документа годовой бухгалтерской отчетности ООО «Теплый дом» за 2015 год в виде файлов в электронной форме (в соответствии с п.4 формы 1.2, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882) и отчета по управлению домом № по <адрес> в г. Вилючинске за 2015 год (в соответствии с п.п. 4-30, 51-53 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882); возложении обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пп. «з» п.4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ № и Стандартом, утвержденным Правительством РФ № 731 на сайте «Реформа ЖКХ» разместить отчет по управлению домом № по <адрес> в г. Вилючинске за 2015 год (в соответствии с п.п. 7-10, 17, 23-28 формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ №882); взыскании штрафа, компенсации морального вреда – отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 03 июня 2016 года.
Судья подпись | В.М. Воронова |