НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вилегодского районного суда (Архангельская область) от 28.04.2022 № 2А-170/2022

Дело № 2а-170/2022

УИД 29RS0003-01-2022-000297-69

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 апреля 2022 года с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Мининой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Яренске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Кроту В. С. о взыскании недоимки по налогу и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС России № 1 по АО и НАО, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Кроту В.С. о взыскании недоимки по налогу и пени.

В обоснование требований указано, что ответчик является налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. Налоговым органом ему были начислены налоги за 2016 и 2017 год, направлены налоговые уведомления от _____.__г№__ и от _____.__г№__. Обязанность по уплате налогов ответчик в установленный законом срок не исполнил, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени. Требование об уплате недоимки ответчиком не исполнено. Ранее вынесенный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника определением мирового судьи судебного участка № 2 Вилегодского судебного района Архангельской области.

На основании изложенного просит взыскать с Крота В.С. задолженность по налогу и пени в размере 668 рублей 34 копейки, в том числе пени по налогу на имущество за период с 02.12.2017 по 06.11.2018 в размере 1 рубль 35 копеек, начисленные на недоимку 2016 года; пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 06.11.2018 в размере 17 рублей 30 копеек, начисленные на недоимку 2016 года; налог на имущество за 2016 год в размере 16 рублей; земельный налог за 2016 год в размере 205 рублей; пени по налогу на имущество за период с 04.12.2018 по 19.05.2019 в размере 0 рублей 09 копеек, начисленные на недоимку 2017 года; пени по земельному налогу за период с 04.12.2018 по 19.05.2019 в размере 17 рублей 60 копеек, начисленные на недоимку 2017 года; налог на имущество за 2017 год в размере 8 рублей; земельный налог за 2016 год в размере 409 рублей.

Административный истец МИФНС России № 1 по АО и НАО, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Административный ответчик Крот В.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлялся по месту жительства и регистрации, подтвержденному справкой ОМВД России по Ленскому району.

Судебная повестка, направленная административному ответчику, возвратились в суд почтовым отделением связи с отметкой «истек срок хранения».

Согласно ст. 96 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

Согласно ст. 101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «истек срок хранения» признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришел к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 4 той же статьи для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения задолженности).

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, вторым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения задолженности).

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика (пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Крот В.С. в 2016 и 2017 году являлся собственником следующего имущества:

- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Жешарт, <адрес>, кадастровый №__;

- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Жешарт, <адрес>, кадастровый №__.

Следовательно, административный ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от _____.__г№__, согласно которому Кроту В.С. необходимо уплатить налоги на вышеуказанное имущество за 2016 год не позднее _____.__г; налоговое уведомление от _____.__г№__, согласно которому Кроту В.С. необходимо уплатить налоги на вышеуказанное имущество за 2017 год не позднее _____.__г.

Поскольку плательщик обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога в установленный законом срок не выполнил, ему в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени, которые были предъявлены к оплате требованием №__ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 07 ноября 2018 года, и требованием №__ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 20 мая 2019 года.

Указанные требования об оплате налогов и пени выставлены налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена.

В добровольном порядке требования в установленный в них срок плательщиком налогов в полном объеме не исполнены, что явилось основанием для взыскания недоимки по налогам и пени путем подачи административным истцом заявления о вынесении судебного приказа.

Судебный приказ от 24 января 2022 года № 2а-312/2022 отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Вилегодского судебного района Архангельской области от 28 января 2022 года в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения вынесенного судебного приказа.

Неисполнение налогоплательщиками в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец обратился с административным исковым заявлением 25 марта 2022 года, то есть в шестимесячный срок, установленный абзацем вторым пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расчет заявленной суммы недоимки произведен административным истцом на основании положений закона, судом проверен, признан правильным, контррасчета заявленных сумм по делу административным ответчиком не представлено, по иным основаниям расчет не опровергнут.

Поскольку доказательств погашения недоимки в указанном выше размере в установленный срок ответчиком не представлено, исковые требования о взыскании задолженности подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, поэтому с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 286-290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Кроту В. С. о взыскании недоимки по налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с Крота В. С. задолженность по налогу и пени в размере 668 (Шестьсот шестьдесят восемь) рублей 34 копейки.

Взыскать с Крота В. С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 04 мая 2022 года.

Председательствующий Н.В. Минина