РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2017 г. г. Видное
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Зыряновой А.А. при секретаре Цапковском И.В., с участием истца ФИО1, представителя истца по доверенности - Кандула И.В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальный отдел по Домодедовскому и Ленинскому районам ФИО2, представителя администрации Ленинского муниципального района, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по иску ФИО1 к Администрации Ленинского муниципального района Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальный отдел по Домодедовскому и Ленинскому районам об обязании сформировать земельный участок при многоквартирном жилом доме
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с иском к Администрации Ленинского муниципального района Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальный отдел по Домодедовскому и Ленинскому районам, просила суд: признать действия Администрации Ленинского муниципального района Московской области, выразившиеся в непринятии решения по разработке проекта межевания земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, незаконными.
Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области произвести формирование земельного участка и осуществить кадастровый учёт земельного участка под многоквартирным домом № по адресу: <адрес>.
Признать незаконным решение Межмуниципального отдела по Домодедовскому и Ленинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 31.03.2017г. № об отказе в снятии приостановления постановки на кадастровый учет земельного участка, образованного под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, площадью 1896 кв.м.
Обязать Межмуниципальный отдел по Домодедовскому и Ленинскому районам Московская область осуществить кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом № по адресу: <адрес>.
Взыскать с ответчиков солидарно судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя, в размере 50 300 рублей (по 25 150 рублей с каждого).
В обосновании исковых требований истец указала, что истец является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
Уполномоченные органы не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должны приступить к осуществлению процедуры формирования участка, в том числе и при отсутствии проекта межевания квартала. В таком случае публичный орган обязан подготовить документацию по планировке территории, в состав которой входит проект межевания территории квартала, в соответствии с правилами статей 45 - 46 ГрК РФ, после чего сформировать участок, который переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок предоставления земельных участков, на которых находится многоквартирный жилой дом в качестве общего имущества в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме установлен Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 29.12.2010 г. № Д23-5416 «О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом» формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя: подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом в силу статей 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Административный истец обратился в администрацию Ленинского муниципального района с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен указанный дом, для дальнейшего предоставления в общую долевую собственность, представив документы, удостоверяющие личность и о праве на жилое помещение в многоквартирном доме. Указанное заявление оставлено административный ответчиком без удовлетворения. Из ответа заместителя главы администрации от 13.09.2016 года усматривается, что бюджетом Ленинского муниципального района на 2016 год финансирование формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами на территории района не предусмотрено и обращение будет учтено при оценке целесообразности включения работ по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами при подготовке бюджета муниципального образования на 2017 год. При таких обстоятельствах административный истец изготовил межевой план земельного участка под многоквартирным домом за свой счет. Администрацией Ленинского муниципального района Московской области 24.01.2017 года вынесено постановление № 183 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, установлении вида разрешенного использования земельного участка и отнесении его к категории земель».
Административный истец обратился в Межмуниципальный отдел по Домодедовскому и Ленинскому районам о кадастровом учете земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
Дополнительно им было представлено подтверждение администрации г.п. Видное Ленинского муниципального района Московской области о том, что процедура образования земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> началась в 2014 году на основании Протокола общего собрания участников собственников помещений жилого дома от 21 марта 2014 года, т.е. до вступления в силу положений ст. 11.3 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Межмуниципальным отделом по Домодедовскому и Ленинскому районам 04.03.2017г. в адрес административного истца направлено уведомление о приостановлении постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, а 31.03.2017 г. принято решение № об отказе в снятии приостановления постановки на кадастровый учет земельного участка, образованного под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, площадью 1896м.кв. в связи с непредставлением проекта межевания территории и проекта планировки территории.
Административный истец обращался в Администрацию Ленинского муниципального района с заявлением о выдаче копии решения об утверждении проекта межевания и проекта планировки территории, а также информации о том, принималось ли решение о развитии застроенной территории, на которой расположен <адрес>.
Из ответа администрации Ленинского муниципального района Московской области от 04 мая 2017 года за №-п усматривается, что проект планировки территорий и проект межевания территории по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, и находящийся в зоне исторической застройки города начала 50-х г.г. XX в., не разрабатывались и в администрации Ленинского муниципального района Московской области отсутствуют сведения о положительном решении в отношении проекта развития застроенной территории, касательно испрашиваемого объекта. Таким образом, действия административных ответчиков, выразившихся в отказе в подготовке проекта межевания территории и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом, являются незаконными и нарушают права административного истца.
Истец в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме по указанным основаниям.
Представитель истца в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержал, пояснил, что земельный участок под многоквартирным жилым домом подлежит формированию в силу закона, администрация Ленинского муниципального района утвердила схему расположения границ земельного участка. Отсутствие проекта межевания не может препятствовать реализации прав собственника. Истец на основании утверждённой схемы оплатила изготовление межевого плана земельного участка. Ответчиками не исполнены возложенные на них законом обязанности, что повлекло нарушение прав истца.
Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района Московской области в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что схему расположения земельного участка под многоквартирным жилым домом согласовали, однако отсутствует проект межевания территории, на основании которого осуществляется постановка земельного участка на кадастровый учёт. Утверждение проекта планировки территории относится к компетенции Министерства строительного комплекса Московской области, в отсутствие проекта межевания территории ответчик не может осуществить постановку земельного участка на кадастровый учёт.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом осуществляется органами местного самоуправления, заявление о постановке земельного участка под многоквартирным жилым домом на кадастровый учёт было подано истцом, в отсутствие проекта межевания территории.
Представитель третьего лица Министерства Строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, извещён.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации Ленинского муниципального района Московской области и отказу в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по следующим основаниям.
На основании части 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: <адрес>.
Земельный участок под жилым домом не сформирован, на кадастровый учёт не поставлен.
Истцом 15.09.2016г. подано заявление в Администрацию Ленинского муниципального района <адрес> о формировании земельного участка при многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: <адрес> оформлении общей долевой собственности на него.
Согласно ответу Администрации Ленинского муниципального района Московской области на обращение истца от 13.09.2016. бюджетом на 2016 год не предусмотрено финансирование формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами на территории района, обращение истца будет учтено при подготовке бюджета на 2017 год. Постановлением ответчика от 24.01.2017. № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 50:21:0010208 площадью 1896 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Проект планировки территорий и проект межевания территории по указанному земельному участку не разрабатывались.
Истцом 09.02.2017 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области подано заявление № 35-4812078 о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости.
а недвижимости.
Решением ответчика от 31.03.2017. отказано в снятии приостановления осуществления кадастрового учёта объекта недвижимости на основании части 1 статьи 26 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости» Ответчиком в результате проверки проведенной в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Порядком ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 16 декабря 2015 года № 943, выявлено, что в нарушении требований части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах территории, в отношении которой в соответствии с законом о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии и в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В силу п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3); формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4); с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
Таким образом, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, поэтому органы местного самоуправления, не вправе произвольно отказаться от выполнения этих действий, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик Администрации Ленинского муниципального района Московской области фактически уклонилась от формирования земельного участка на котором расположен многоквартирный <адрес>. При указанных обстоятельствах у суда имеются основания к удовлетворению требований признании бездействия ответчика незаконными и обязании ответчика сформировать земельный участок при многоквартирном жилом <адрес> и осуществить его постановку на государственный кадастровый учет.
Образование земельных участков под многоквартирными жилыми домами осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
При наличии проекта межевания территории кадастровым инженером составляется кадастровый план земельного участка.
При рассмотрении спора судом установлено, что проект межевания территории отсутствует. Формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом относится к компетенции органа местного самоуправления. Таким образом, решение ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, от 31.03.2017. является законным. Оснований к удовлетворению требования об обязании ответчика осуществить кадастровый учёт земельного участка не имеется.
Истец просит взыскать в его пользу с ответчика расходы на оплату услуг представителя – адвоката И.В. Кандула в размере 50 000 рублей и госпошлины 300 руб. В обосновании указанных требований истцом представлена квитанция к приходному кассовому ордеру адвоката на указанную сумму.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей. Поскольку исковые требования удовлетворены частично, с учётом критерия разумности с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на услуги представителя в сумме 10000 руб., расходы по оплате госпошлины 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Ленинского муниципального района – удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Ленинского района Московской области по несформированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> –незаконным.
Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области осуществить действия по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом № по <адрес> и осуществить его постановку на государственный кадастровый учет.
Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальный отдел по Домодедовскому и Ленинскому районам о признании незаконным решения от 31.03.2017., обязании осуществить кадастровый учёт земельного участка – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Ленинского муниципального района Московской области в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 10300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 28 июля 2017 года.
Судья Зырянова А.А.