РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2021 года г. Видное
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Зыряновой А.А., при секретаре Семенихиной С.И., с участием представителя истца ФИО8, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5653/2021 по иску АО «ТК «Мегаполис» к ГУ –Московскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ филиал № 42 о признании недействительным извещений ответчика, обязании выплачивать пособие по уходу за ребёнком, третье лицо ФИО1
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к ответчику, просил суд: признать недействительными извещения ответчика №ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №;
Обязать ответчика к ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал №42 осуществить выплату ФИО1 пособия по уходу за ребёнком до достижения ребёнком ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения возраста полутора лет, за весь период в течение которого выплата не осуществлялась, с учётом коэффициента 1, 25; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате госпошлины <данные изъяты>
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «ТК «МЕГАПОЛИС» и ФИО1 (ФИО5 до брака) заключен трудовой договор №, согласно которому ФИО6 работает в Филиале АО «ТК «МЕГАПОЛИС» в <адрес> в отделе продаж на должности торгового агента. В настоящее время согласно приказу №К от ДД.ММ.ГГГГФИО1 находится в отпуске по уходу за ребенком ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения ее возраста трех лет.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами (п.2 ст. 2 Закона № 255-ФЗ).
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Согласно п.п.1 п. 1 ст. 2.1 Закона № 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1-2 Закона № 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Абзацем 1 статьи 14 Закона 81-ФЗ и статьей 11.1 ФЗ № 255-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
С 2021 года пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачиваются напрямую из Фонда социального страхования (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с Положением «Об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2375 (далее - Положение), при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно п.2 Положения при трудоустройстве или в период осуществления трудовой, служебной (иной) деятельности застрахованное лицо представляет страхователю по месту работы (службы, иной деятельности) сведения о себе, необходимые страхователю и территориальному органу Фонда для выплаты страхового обеспечения (далее - сведения о застрахованном лице), по форме, утверждаемой Фондом. Сведения о застрахованном лице оформляются в виде документа на бумажном носителе либо формируются в форме электронного документа.
Пунктом 3 Положения установлено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, предает в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему, (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а так же представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В соответствии с п.4 Положения страхователи, у которых средняя численность физических лиц, в пользу которых производятся выплата вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их утверждаются Фондом. Форма реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приложение N 19) и Порядок заполнения реестре необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком (приложение №), утверждены Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 26.
ДД.ММ.ГГГГ Фонтом социального страхования ФИО1 выплачено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> впоследствии выплата пособия прекратилась. ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному реестру от ДД.ММ.ГГГГ получено новое извещение о представлении недостающих документов или сведений №, а именно СНИЛС ФИО1, несмотря на то, что СНИЛС был в электронных реестрах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.9 Положения в случае представления в территориальный орган в полном объеме документов (сведений), сведений о застрахованном лице, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в пункте 7 настоящего Положения) извещение о представлении недостающих документов (сведений) (далее - извещение) по форме, утверждаемой Фондом.
Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме. В соответствии с п.10 Положения после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия. Учитывая, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает уведомление страхователя и/или застрахованного лица о принятии соответствующего решения, фактическую выплату, произведенную Фондом 31.03.2021г. необходимо рассматривать, как совершенную во исполнение Положения.
истцом повторно направлен электронный реестр с необходимыми сведениями. Однако, ДД.ММ.ГГГГ по электронному реестру от ДД.ММ.ГГГГ было получено новое извещение о представлении недостающих документов или сведений №, в котором было указано, что в системе найдены дублирующие документы и запрошены данные подтверждающие право применения районного коэффициента (1,25), так как согласно адреса регистрации: <адрес> на территории данной области действует районный коэффициент 1,2.
ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ АО «ТК «МЕГАПОЛИС» направлял в адрес регионального отделения ФСС новые электронные реестры, на которые получены извещения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, в которых было указано об обнаружении в системе дублирующих документов, никакие дополнительные (недостающие) сведения не запрашивались.
Таким образом, неоднократно получив от истца реестр сведений в электронной форме, содержащий все необходимые сведения, Административный ответчик в нарушении п.9 и п.11 Положения уклоняется от выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, и запрашивает, сведения, которые у него уже имеются, а также сообщает о необходимости устранения ошибок, которые страхователь не совершал. В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ№л, направленном в адрес ФИО1, региональное отделение ФСС сообщает, что повторных электронных реестров с исправлениями в Фонд не поступало. При этом Административным ответчиком не учтено, что законом не предусмотрено направление извещений об устранении ошибок, а все необходимые сведения имеются в электронных реестрах страхователя.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера приравненным к ним местностям.
Ответчиком не учтено, что несмотря на то, что <адрес> относится к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (<адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к района Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 12) пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации N 534 «О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально- экономического положения в <адрес>» установлено, что на территории <адрес> с учетом ее природно-климатических условий с ДД.ММ.ГГГГ введен районный коэффициент к заработной плате 1.2. При этом указанным Постановлением администрации <адрес> предоставлено пpaво увеличивать в отдельных административных образованиях выплату по районном коэффициенту на 50% с учетом уровня жизни населения.
Во исполнение данного положения администрацией <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 474 "О введении повышенного районного коэффициента заработной плате на территории области". Согласно п. 1 указанного Постановления на всей территории <адрес> (включая <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ установлен повышенный районный коэффициент к заработной плате в размере 1.25.
Верховный Суд РФ Определением от ДД.ММ.ГГГГ N 307-КГ17-18953 подтверди правомерность применения при исчислении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка районного коэффициента 1,25, установленного Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 474 "О введении повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории области".
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, обстоятельства указанные в иске подтвердил.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, просил в требованиях отказать, представил письменный отзыв.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена. Суд определил рассмотреть гражданское дело при указанной явке участников судебного заседания (ч. 3 ст. 167 ГПК РФ)
Выслушав стороны, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом АО «ТК «МЕГАПОЛИС» и ФИО1 заключен трудовой договор №. По условиям трудового договора ФИО6 работает в Филиале АО «ТК «МЕГАПОЛИС» в <адрес> в отделе продаж на должности торгового агента. В настоящее время согласно приказу №К от ДД.ММ.ГГГГФИО1 находится в отпуске по уходу за ребенком ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения ее возраста трех лет.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами (п.2 ст. 2 Закона № 255-ФЗ). Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Согласно п.п.1 п. 1 ст. 2.1 Закона № 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1-2 Закона № 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Абзацем 1 статьи 14 Закона 81-ФЗ и статьей 11.1 ФЗ № 255-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Начиная с 2021 года пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачиваются напрямую из Фонда социального страхования (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с Положением «Об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2375 (далее - Положение), при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
В связи с предоставлением сведений, ДД.ММ.ГГГГ Фондом социального страхования ФИО1 выплачено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере <данные изъяты> Более пособие не выплачено. Возражения ответчика заключаются в необоснованности запроса выплаты пособия с учётом регионального коэффициента 1, 25, тогда как должен применяться коэффициент 1,2 из-за чего автоматизированная система не позволяет начислять и выплачивать пособие.
Доводы ответчика о применении коэффициента 1,2 суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению. Так, <адрес> относится к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (<адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к района Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 12) пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации N 534 «О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально- экономического положения в <адрес>» установлено, что на территории <адрес> с учетом ее природно-климатических условий с ДД.ММ.ГГГГ введен районный коэффициент к заработной плате 1.2. При этом указанным Постановлением администрации <адрес> предоставлено пpaво увеличивать в отдельных административных образованиях выплату по районном коэффициенту на 50% с учетом уровня жизни населения.
<адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 474 "О введении повышенного районного коэффициента заработной плате на территории области". Согласно п. 1 указанного Постановления на всей территории <адрес> (включая <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ установлен повышенный районный коэффициент к заработной плате в размере 1.25.
В соответствии с содержание статьи 72 Конституции Российской Федерации, отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В этой связи законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании составляют федеральные и региональные нормативные правовые акты.
Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 474 "О введении повышенного районного коэффициента заработной плате на территории области" является нормативным актом на основании которого установлен повышенный районный коэффициент к заработной плате в размере 1.25. Таким образом, с учётом установленных судом обстоятельств и приведённых правовых норм исковые требования подлежат удовлетворению. На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска госпошлина в сумме <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «Торговая Компания «Мегаполис» к ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ – удовлетворить.
Признать недействительными извещения ответчика №ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №;
Обязать ответчика к ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал № осуществить выплату ФИО1 пособия по уходу за ребёнком за февраль 2021, апрель 2021, май 2021, июнь 2021, июль 2021, август 2021, сентябрь 2021 и выплачивать пособие до достижения ребёнком ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения возраста полутора лет с учётом коэффициента 1, 25.
Взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате госпошлины <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Видновский городской суд со дня вынесения.
Судья Зырянова А.А.