НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вичугского городского суда (Ивановская область) от 13.09.2023 № 370002-01-2023-000499-11

Дело (УИД) № 37RS0002-01-2023-000499-11.

Производство № 2-404/2023.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации.

Город Вичуга, Ивановской области. 13.09.2023 год.

Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н., с участием:

представителя истца – помощника прокурора Рыбникова А.А., представителя ответчика Голубева В.М.,

при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленному в интересах Ивановской области и Вичугского муниципального района к Муниципальному унитарному предприятию «Комсервис» пос. Старая Вичуга об установлении обязанности представить декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Ивановской области и Вичугского муниципального района Ивановской области, обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Комсервис» (МУП «Комсервис») об установлении обязанности представить декларацию по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Иск мотивирован тем, что прокурором проведен анализ соблюдения рядом предприятий законодательства об охране окружающей среды, в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе сточных вод в водный объект и установлено, что МУП «Комсервис» п. Старая Вичуга эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – «Система канализации поселка Старая Вичуга». Объекту присвоен код и категория негативного воздействия . МУП «Комсервис» принимает от абонентов сточные воды и сбрасывает их в реку Вичужанка через три выпуска в п. Старая Вичуга, также имеется один выпуск в районе д. Волково Вичугского района.

Из информации, представленной Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области, за МУП «Комсервис» п. Старая Вичуга согласно договору от 01.10.2016 года, заключенному с администрацией Старовичугского городского поселения, закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, относящееся к системам коммунальной инфраструктуры (объектов водоотведения).

МУП «Комсервис» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – систему канализации п. Старая Вичуга, не имеющую очистных сооружений. Являясь гарантирующей организацией, МУП «Комсервис» принимает в единую систему канализации поселка неочищенные сточные воды с текстильных предприятий и населения, с целью их транспортировки и сброса в реку Вичужанка и далее по течению в реки Сунжа и Волга.

По информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от 20.01.2023 и от 25.01.2023 , МУП Комсервис» за 2019, 2020, 2021 года до настоящего времени не представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Факт не направления декларации о негативном воздействии на окружающую среду подтвержден и самим МУП «Комсервис» в ответе на запрос прокурора. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес МУП «Комсервис» внесено представление от 24.03.2023 года, однако исчерпывающих мер, направленных на исполнение требований прокурора не принято. Декларация в установленный законом срок в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям не направлена. Непредставление декларации нарушает интересы Ивановской области и Вичугского муниципального района. Невозможность рассчитать ущерб, причиненный окружающей среде, препятствует взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты Ивановской области и Вичугского муниципального района.

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать МУП «Комсервис» п. Старая Вичуга представить декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям за 2020, 2021 и 2022 годы.

Представитель истца – помощник прокурора Рыбников иск поддержал по изложенным в нем основаниям и сообщил, что негативное воздействие на окружающую среду может быть выражено в выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и размещении твердых отходов. МУП «Комсервис» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – систему канализации п. Старая Вичуга, не имеющую очистных сооружений и обязано ежегодно предоставлять декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду. МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга является конечным водопользователем, не имея очистных сооружений, осуществляет прием, транспортировку и сброс в водный объект загрязняющих веществ. Необходимые указанные в иске декларации ответчиком никогда не предоставлялись поэтому Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям в отсутствие таких деклараций не имеет возможности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плата за такое воздействие должна поступать в областной бюджет (40%) и бюджет Вичугского муниципального района (60%), однако таких поступлений не происходит, чем нарушаются права субъекта РФ и муниципального образования Вичугский муниципальный район. Денежные средства, полученные в счет платы, могут быть потрачены на мероприятия по восстановлению водного объекта. Форма декларации предусмотрена Приказом Минприроды России от 10.12.2020 года № 1043. Просил обязать МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга» представить декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям за 2020, 2021 и 2022 годы.

Представитель администрации Вичугского муниципального района Ивановской области и представитель Департамента финансов Ивановской области, в чьих интересах предъявлен иск, при надлежащем извещении в судебное заседание не прибыли, в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель ответчика - МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга Голубев В.М. в удовлетворении иска возражал, в письменных пояснениях сообщил, что приказом Минприроды России от 10.12.2020 года № 1043 утвержден порядок представления декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду, Пунктом 1 этого приказа установлено, что он определяет требования к представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить такую плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Федеральный закон № 7-ФЗ).

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Аналогичное правило закреплено в статье 23 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В период с 2019 года по настоящее время при осуществлении МУП «Комсервис» п. Старая Вичуга хозяйственной деятельности таких отходов не образовывалось и доказательств обратного истцом не представлено.

На праве хозяйственного ведения у МУП «Комсервис» находится присоединенная сеть водоотведения. Однако, в силу сложившихся и правоотношений и технических особенностей этой сети, МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга осуществляет исключительно транспортировку сточных вод, принадлежащих иным лицам. При этом заключенные договоры, в том числе с ООО «Галтекс» ИНН (текстильное предприятие, расположенное на территории бывшей фабрики Красина) не предусматривают передачу в собственность МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга образуемых отходов и услуг по их размещению и (или) обработке. Таким образом, надлежащими плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются субъекты, осуществляющие сброс сточных вод в реку Вичужанка через присоединенную сеть МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга и эти же субъекты должны представлять соответствующие декларации. Тарифы на услуги МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга в период с сентября 2019 года по 2023 год утверждены Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области и не включают в себя плату за негативное воздействие на окружающую среду. Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.

Также представитель ответчика сообщил, что жидкие отходы МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга принимает от населения пос. Старая Вичуга, для которых является в этой области гарантирующей организацией. Такие отходы принимаются также от предприятий и организаций, расположенных на территории поселка. Одним из таких предприятий является ООО «Галтекс», для сбросов которого выделен отдельный коллектор. Ведется учет количества сбросов от предприятий и организаций. Учет объемов сбросов от населения может быть произведен исходя из количества водопотребления. Расчет количественных и качественных показателей отходов для внесения сведений в декларацию может быть произведен, в том числе за прошлые годы, однако для этого требуются средства, которых МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга не имеет.

Представитель третьего лица - Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям при надлежащем извещении в судебное заседание не прибыл, в соответствие с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Федеральный закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, обязательности проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Статьей 16 того же Федерального закона установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

На основании статей 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов. В бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 60 процентов.

Согласно статьям 16.1 и 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Правилами установлено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.12.2020 года № 1043 утвержден Порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы. Порядком установлено, что декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным, в федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, по адресу: <адрес>, значится объект недвижимого имущества с кадастровым номером , назначение – сооружение трубопроводного транспорта, наименование – канализация, год постройки 1956. Собственником объекта является Старовичугское городское поселение Вичугского муниципального района Ивановской области (л.д. 111-114).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга ОГРН 1163702076383 является действующим юридическим лицом. Основной вид деятельности предприятия – забор, очистка и распределение воды. К дополнительным видам деятельности относится сбор и обработка сточных вод.

За МУП «Комсервис» п. Старая Вичуга согласно договору от 01.10.2016 года, заключенному с администрацией Старовичугского городского поселения, и акту приема-передачи от 01.01.2016 года, закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, относящееся к системам коммунальной инфраструктуры, в том числе объекта водоотведения – подземной канализационной сети – л.д. 104-109.

Статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Судом установлено, что МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – систему канализации п. Старая Вичуга. МУП «Комсервис» принимает в единую системы канализации поселка неочищенные сточные воды, с целью их транспортировки и сброса в реку Вичужанка и далее по течению в реки Сунжа и Волга, эти обстоятельства ответчиком признаются.

27.09.2022 года Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области проведена выездная проверка деятельности МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга. В ходе проверки установлено, что предприятие эксплуатирует систему канализации п. Старая Вичуга, не имеющую очистных сооружений, принимает сточные воды от абонентов (населения и промышленных предприятий), осуществляет их транспортировку и сброс неочищенных сточных вод в реку Вичужанка (л.д. 28-35).

24.03.2023 года Ивановским межрайонным природоохранным прокурором в адрес ответчика направлено представление, в котором предлагалось устранить ряд нарушений природоохранного законодательства, в том числе представить декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 2019-2021 годов (л.д. 40-49).

В ответ на представление МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга признало обязанность представлять вышеназванные декларации, а также то, что декларации не представлены, невыполнение обязанности по предоставлению деклараций предприятие объяснило отсутствием финансовых средств (л.д. 50-51).

Суд приходит к выводу, что МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга в силу своей производственной деятельности обязано предоставлять в установленном порядке в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, однако эту обязанность не исполняет. Доводы об отсутствии финансовых средств основанием для не исполнения установленной законом обязанности не являются.

В связи с непредставлением ответчиком деклараций не представляется возможным зачисление платы в бюджеты Ивановской области и Вичугского муниципального района за негативное воздействие на окружающую среду, права указанных образований являются нарушенными.

В силу статьи 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Для защиты нарушенных прав Ивановской области и Вичугского муниципального района следует обязать МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга представить декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям за 2020, 2021 и 2022 годы.

Статьей 206 ГК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом пояснений участников судебного разбирательства, для исполнения решения суда ответчику следует установить срок три месяца со дня его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Комсервис» пос. Старая Вичуга Вичугского муниципального района Ивановской области, ОГРН 1163702076383, в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду в за 2020, 2021 и 2022 годы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (15.09.2023 года).

Судья В.Н. Беззубов.