НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 31.05.2019 № А-111/19

Дело а-111/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2019 года <адрес> УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Захарчука О.В.,

при секретаре Прозоровой К.В.,

с участием: прокурора – Афлятуновой Т.Ф., административного истца - Котелевской А.С., представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики – Русских А.А., представителя ООО "Управляющая компания Хохряковская" – Кузнецовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котелевской А. С. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании недействующим приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 21/36 "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" на 2018 - 2020 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям",

установил:

Котелевская А.С. обратилась в Верховный суд Удмуртской Республики с административным иском о признании недействующими приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 21/36 "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" на 2018 - 2020 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям".

Мотивируя административный иск тем, что административным ответчиком изменен приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 21/36 "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" на 2018 - 2020 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям", после чего тарифы на тепловую энергию поставляемую ООО "Управляющая компания Хохряковская" стали завышенными и не экономически обоснованными, а так же при установлении тарифов нарушено законодательство регулирующее данные отношения.

Одним из принципов регулирования тарифов является раздельный учет регулируемой организацией доходов и расходов связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, а так же иных видов деятельности, в том числе такая организация обязана вести учет затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию котельной учитываются отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей. Кроме того, должен вестись раздельный учет затрат на приобретение сырья, материалов, затрат на ремонт основных средств, расходы на оплату труда, расходы на оплату услуг производственного характера. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования.

В данном случае регулирующий орган не обеспечил получение от регулируемой организации необходимых обосновывающих документов, что привело включение в тариф необоснованных расходов. Так при расчете расходов "арендная плата" не представлена на арендуемое имущество, подтверждающая балансовую стоимость документация, в том числе инвентарные карточки и акты ввода в эксплуатацию, полагает, что арендная плата производственных объектов необоснованно включена в тариф, как и расходы на оплату работ и услуг производственного характера и иных выполняемых сторонними организациями, так как котельная новая и её обслуживание должно быть гарантийным.

В расчетном периоде регулирования не представлена так же информация фактического приобретения холодной воды для котельной у МУП "Ижводоканал <адрес>", а так же включена в стоимость тарифа стоимость холодный воды вместо <данные изъяты> в соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичная ситуация с расходами на приобретение электрической энергии поскольку вместо стоимости электрической энергии <данные изъяты> учтены расходы <данные изъяты>ч. в соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец просила суд признать недействующим приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 21/36 "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" на 2018 - 2020 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям".

В судебном заседании Котелевская А.С. требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, указывая также на то, что ей оспаривается действующая редакция нормативного правового акта. Дополнительно так же указала на то, что необоснованно включены расходы на юридические услуги, так как раздельный учет не вёлся.

Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики – Русских А.А. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, указывая на соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного акта и изменений его, а так же указывая на соответствие нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца, суд установил следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 2 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 21/36 (далее приказ ) установлены:

-долгосрочные параметры регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годы для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 1 (пункт 1);

-тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям, с календарной разбивкой согласно приложению 2 (пункт 2).

При этом пунктом 3 указанного приказа предусмотрено, что тарифы, установленные в пункте 2 приказа, действуют с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 1/3 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям" (пункт 4).

В пункте 5 приказа указано, что приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Согласно указанного приложения были установлены следующие долгосрочные параметры регулирования– базовый уровень операционных расходов на 2018 год <данные изъяты>.; индекс эффективности операционных расходов 1 процент в 2018, 2019, 2020 годах; показатели энергосбережения и энергетической эффективности: снижение удельного расхода электрической энергии на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии – в 2018 году 3,1 кВт.ч/Гкал, в 2019 году 4,0 кВт.ч/Гкал, в 2020 году 4,5 кВт.ч/Гкал.

В соответствии с указанным приложением установлены тарифы на тепловую энергию поставляемую потребителям которые НДС не облагаются в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

одноставочный для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2143,72 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2208,13 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2208,13 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2230,41 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2230,41 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2347,16 руб./Гкал;

одноставочный для населения на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2143,72 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2208,13 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2208,13 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2230,41 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2230,41 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2347,16 руб./Гкал.

В последующем приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 19/28 "О внесении изменения в приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 21/36 "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" на 2018 - 2020 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям" внесены изменения касающиеся тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям.

В соответствии с указанными изменениями установлены были тарифы на тепловую энергию поставляемую потребителям которые НДС не облагаются в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

одноставочный для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2143,72 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2208,13 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2208,13 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2219,25 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2230,41 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2347,16 руб./Гкал;

одноставочный для населения на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2143,72 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2208,13 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2208,13 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2219,25 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2230,41 руб./Гкал, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2347,16 руб./Гкал.

Таким образом, административным истцом оспаривается нормативно-правовой акт, устанавливающий долгосрочные параметры регулирования для регулируемой организации на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, а так же устанавливающий тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии регулируются Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - закон).

При этом тарифом в сфере теплоснабжения является система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя ( пункт 23 статьи 2 закона).

Теплоносителем являются пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии (пункт 4.1 статьи 2 закона).

Теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 статьи 2 закона).

Согласно пункта 4 части 1 статьи 8 закона регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (часть 3 статьи 7 закона).

В соответствии с положением о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 466 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики" (ред. постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 157) (далее положение ) министерство осуществляло полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе и по установлению тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности) (пп.9 п.11 указанного положения).

Согласно п.1 постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 466 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики" определено, что Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.

В силу пп.2 п. 12 положения указанное министерство издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.

Указанные нормативные акты Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в силу положений ч.6 ст. 13 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" публикуются на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики -www.udmurt.ru.

На указанном официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики были опубликованы Приказ ДД.ММ.ГГГГ, Приказ - ДД.ММ.ГГГГ.

Организация деятельности Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики по принятию решений об утверждении тарифов установлена положениями раздела 3 положения .

В соответствии с которым образуется комиссия не более 9 человек, не более 7 из которых являются работниками министерства, и по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Председателем комиссии является министр который и утверждает персональный состав комиссии. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.

Из протокола заседания комиссии по тарифному регулированию Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение об утверждении долгосрочных параметров регулирования и тарифах на тепловую энергию поставляемую ООО "Управляющая компания Хохряковская" потребителям, на 2018-2020 годы принималось единогласно 6 членами комиссии: Бобырь А.А.; Корюгина А.Н.; Коньшиной А.Х., Ильиной О.Ю., Вострикова С.В., Клементьевой Е.В. указанный состав комиссии утвержден приказами Министра энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.

В последующем Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики было присоединено к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в соответствии с указом Главы Удмуртской республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ определено в пункте 1, что Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.

Кроме того указанным Постановлением Правительства утверждено положение о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее положение ).

В соответствии с пп.8 п. 13 положения Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности).

В силу пп.2 п. 14 положения указанное министерство издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.

Организация деятельности Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по принятию решений об утверждении тарифов установлена положениями раздела 3 положения .

В соответствии с которым образуется комиссия не более 9 человек, не более 7 из которых являются работниками министерства, и один представитель антимонопольного органа. Председателем комиссии является министр который и утверждает персональный состав комиссии. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.

Из протокола заседания комиссии по тарифному регулированию Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Управляющая компания Хохряковская" принималось единогласно 5 членами комиссии: Ястреб И.В.; Дедюхиной Л.И., Суворовой Н.А.; Гуськовой А.И.; Гапеевой К.В., указанный состав комиссии утвержден приказами Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

Таким образом, судом установлено, что установление долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию поставляемую ООО "Управляющая компания Хохряковская" потребителям, на 2018-2020 годы, относится к компетенции органов исполнительной власти Удмуртской Республики, а именно Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики которое является правопреемником Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики к компетенции которого до присоединения к первому министерству относилось установление указанных тарифов.

Кроме того судом установлено, что оспариваемый приказ в том числе и в редакции приказа является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным на его принятие органом, в соответствии с формой и видом, установленными для принятия обжалуемого акта, опубликована в установленном законом порядке, не утратил свою нормативность на момент рассмотрения дела.

Судом также установлено, что административный истец является потребителем тепловой энергии поставляемой ООО "Управляющая компания Хохряковская", что подтверждается счетом- извещением за февраль 2019 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что одноставочный тариф для населения на тепловую энергию, поставляемую ООО "Управляющая компания Хохряковская" установленный оспариваемым постановлением в отношении Котелевской А.С. применялся, и она является субъектом указанных отношений.

При проверке соответствия оспариваемого нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу суд установил следующее.

В целях реализации положений вышеуказанного закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется так же на основе Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ N 760-э (далее - Методические указания).

Данные нормативные правовые акты определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, и определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

ООО "Управляющая компания Хохряковская" осуществляя производство и передачу тепловой энергии, что относится к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, обратилось ДД.ММ.ГГГГ в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики с предложением об установлении тарифа методом долгосрочной индексации на 3 года.

Однако дело об установлении тарифа было открыто по инициативе органа регулирования, что соответствует порядку открытия дел пункты 12 и 13 Правил регулирования цен (тарифов).

Кроме того в соответствии с приказом об открытии дел об установлении тарифов в сфере теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ выбран метод индексации установленных тарифов, что соответствует пунктам 17 и 19 Основ ценообразования и пункту 26 Правил регулирования цен (тарифов).

Разногласий между Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики и ООО "Управляющая компания Хохряковская" в связи с выбором органом регулирования метода регулирования тарифов (метод индексации установленных тарифов) не возникло.

В последующем ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ООО "Управляющая компания Хохряковская" от ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР открыто было дело о корректировке долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения на 2019 год.

В каждом случае специалистами Министерства были подготовлены экспертные заключения и произведен расчет тарифов.

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.4 ст. 10 Закона).

Согласно положениям пунктов 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).

Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующего за текущим годом. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой, установленной в Методических указаниях, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования).

Согласно пункту 32 Методических указаний объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в порядке, установленном пунктами 28 и 31 Основ ценообразования, в том числе с учетом прогнозного индекса потребительских цен, норм и нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются (п.51 Основ ценообразования).

Порядок установления долгосрочных параметров регулирования осуществляется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, статьёй 8 Закона (далее правила установления долгосрочных параметров регулирования).

В соответствии с пунктом 33 Методических указаний при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования), в том числе на основе такого параметра, как базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний, а так же показателя энергосбережения и энергетической эффективности.

Согласно пункту 37 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы: расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

Пунктом 59 Основ ценообразования предусмотрено, что базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В силу пункта 3 названных Правил установления долгосрочных параметров регулирования базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44, 58 Основ ценообразования.

Судом не установлено, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта был нарушен указанный порядок, при этом административный истец каких-либо доводов в данной части не привел, поэтому судом в части установления долгосрочных параметров и самих параметров отраженных в приложении признается в этой части нормативный правовой акт соответствующим нормативным правовым актом имеющим большую юридическую силу.

В рамках тарифного дела открытого по указанному приказу от ДД.ММ.ГГГГ проведена была оценка достоверности данных представленной организацией, в том числе и раздельный учёт по фактам хозяйственной деятельности и признаны достоверными. Кроме того были исследованы особенности деятельности регулируемой организации: вид деятельности; режим налогообложения; права владения теплоэнергетическими объектами, их количество; мощность; кпд котлов; протяженность тепловых сетей; статус единой теплоснабжающей организации; программа энергосбережения; информация об установленных на 2017 года тарифах для регулируемой организации; анализ финансово-хозяйственной деятельности; обоснование объёмов полезного отпуска и производства тепловой энергии на 2018 год; проведен анализ экономически обоснованности затрат; произведен расчет базового уровня операционных расходов, относимых на производство тепловой энергии; произведен расчет операционных расходов; произведен расчет неподконтрольных расходов, относимых на производство тепловой энергии; расчеты расходов на приобретения топлива, электрической энергии и холодной воды, прибыль организации.

Правильность расчета не вызывает сомнений суда.

По результатам рассмотрения представленных документов и проведенной органом регулирования экспертизы и был принят указанный нормативный правовой акт.

Судом установлено, что при расчете оспариваемых тарифов с применением метода индексации установленных тарифов учтены регулирующим органом все необходимые показатели, в том числе необходимая валовая выручка включающая текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (п.51 Основ ценообразования).

В силу п. 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяется в соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования, о чем у казано в п. 73.

В силу п. 61 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 настоящего документа.

В соответствии с указанным правовым регулирование и была проведена корректировка указанного долгосрочного тарифа, а именно: с учетом оценки достоверности сведений; сведений о регулируемой организации (вид деятельности, режим налогообложения, права владения теплоэнергетическими объектами, их количество, мощность, кпд котлов, протяженность тепловых сетей, статус единой теплоснабжающей организации, программа энергосбережения); информация об установленных на 2018 года тарифах для регулируемой организации; обоснование объёмов полезного отпуска и производства тепловой энергии на 2019 год; проведен анализ экономически обоснованности затрат; произведен расчет операционных (подконтрольных) расходов, относимых на производство тепловой энергии на 2019 год; произведен расчет неподконтрольных расходов по регулируемой деятельности; расчеты расходов на приобретения топлива, электрической энергии и холодной воды; прибыль организации по итогом чего и были утверждены указанные ранее тарифы.

Правильность расчета не вызывает сомнений суда.

По результатам рассмотрения представленных документов и проведенной органом регулирования экспертизы и был принят указанный нормативный правовой акт.

Следует отметить, что на момент принятия корректировки долгосрочных тарифов не были утверждены тарифы на питьевую воду отпускаемую МУП "Хохряковское ЖКХ", поскольку соответствующий нормативный правовой акт на 2019 -2023 года был принят ДД.ММ.ГГГГ приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому регулирующим органом обоснованно применена ставка в размере 19,49 руб./куб.м. в соответствии с действовавшим на тот момент тарифом утвержденным приказом Министерства энергетики и ЖКХ УР от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на второе полугодие 2019 года в размере 2 % в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2490-р " Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы" органом регулирования произведен расчет ценовой ставки расходов на приобретение холодной воды на 2019 год, что составило 19,68 руб./куб.м. ((19,49 руб./куб.м. это ставка действовавшая на момент корректировки + (19,49 руб./куб.м. *2%)) это ставка действовавшая на момент корректировки с учетом указанного индекса/2 это два полугодия 2019 года).

Оснований полагать о необоснованности включения указанной ставки расходов на приобретение холодной воды не имеется. Применение указанного индекса предусмотрено п. 28 Основ ценообразования и п. 27 Методических указаний.

Доводы административного истца в данной части основаны на неправильном толковании норм материального права регулирующих спорные правоотношения.

При корректировке тарифа на тепловую энергию так же подлежат учету расходы на приобретение электрической энергии, при этом данные расходы должны определятся из целей использования данного ресурса, то есть исходя из коммерческой цели ввиду производства тепловой энергии, а не потребления в целях удовлетворения бытовых нужд населения и приравненных к ним категории юридических лиц.

В данной ситуации регулируемая организация приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для производства тепловой энергии по нерегулируемым ценам.

Поэтому органом регулирования на основе мониторинга цен на электрическую энергию исходя из соответствующих уровней нерегулируемых цен поставляемую ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" которому присвоен статус гарантирующего поставщика с ДД.ММ.ГГГГ определена средняя цена в размере 5,25 руб./кВт.ч.

В связи с этим соответствующие доводы административного истца судом отклоняются поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права регулирующих спорные правоотношения.

Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органам регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В силу пункта 29 Методических указаний N 760-э амортизация основных средств и материальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учета.

По смыслу указанного правового регулирования расходы связанные с арендой имущества включаются только в части амортизации и налогов, в данной ситуации это составило 376,12 тыс.руб. на 2019 год из 1200 тыс.руб. заявленных регулируемой организацией.

При таких обстоятельствах указанный довод так же судом отклоняется поскольку основан на неправильном толковании норм материального права регулирующих спорные правоотношения.

Довод о необоснованности включения в расходы - оплату работ и услуг производственного и непроизводственного характера, а именно расходов на оплату работ производственного характера по эксплуатации котельной так же судом отклоняется, поскольку в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию котельной регулируемой организацией в пользу исполнителя ООО "Городская служба газа" производится ежемесячная плата в размере 75 000 рублей, что составит 900 000 рублей, которые и были учтены органом регулирования при определении базового уровня операционных расходов относимых на производство тепловой энергии.

Оплата иных непроизводственных работ – на юридические консультационные услуги по договору с ООО "юридический консалтинговый центр "Содействие", расходы на обслуживание и ремонт оргтехники, услуг почты и связи учтены органом регулирования не в полном размере, а в сумме <данные изъяты>., что составляет <данные изъяты> от общих рассчитанных пропорционально видам деятельности и необходимости ведения раздельного учета по регулируемой деятельности, что действующим правовым регулированием не запрещено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, при принятии его и внесении изменений соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия органа регулирования, как и соблюдены форма и вид нормативного правового акта, процедура принятия и введения в действие, при этом оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административного истца основаны на ошибочном толковании норм права, так же не основаны на фактических обстоятельствах административного дела и подлежат отклонению по тем основаниям по которым суд пришёл к выводу об обоснованности позиции административного ответчика о чем указано было ранее.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований следует отказать.

С учетом положений ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию административному ответчику в течении месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Котелевской А. С. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании недействующим приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 21/36 "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" на 2018 - 2020 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Хохряковская" потребителям" оставить без удовлетворения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.В. Захарчук