НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 30.11.2020 № 7-377/20

Судья Байгозин Н.В. 18RS0003-01-2020-003088-87

Дело № 7-377/2020 (12-27/2020)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 30 ноября 2020 года жалобу Казённого учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» на решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителя старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Казённого учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики»,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителя старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Казённое учреждение Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» (далее по тексту – КУ УР «Управтодор») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (л.д. 5-7).

Не согласившись с данным постановлением КУ УР «Управтодор» обратилось с жалобой в Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики (л.д. 1-4).

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ указанная жалоба КУ УР «Управтодор» направлена по подведомственности в Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики (л.д. 33).

Судья Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики постановил указанное выше решение ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-49).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, КУ УР «Управтодор» просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить, поскольку отсутствует состав административного правонарушения. Также заявитель указал, что при рассмотрении жалобы судьей не был проведен полный и всесторонний анализ собранных по делу доказательств, не установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Так, обязанность по соблюдению требований действующего законодательства, в том числе лесного, на период ремонта дороги лежит на подрядной организации АО «Удмуртавтодор», поскольку именно подрядчик использует территорию, прилегающую к лесу. Мнение судьи о том, что КУ УР «Управтодор» как заказчик должно было проверять соблюдение подрядчиком АО «Удмуртавтодор» при выполнении работ всех правил и норм, действующих на территории Российской Федерации, является ошибочным, поскольку АО «Удмуртавтодор» является самостоятельным юридическим лицом и должно само контролировать свои действия и нести за них ответственность. Оставленные порубочные остатки Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики выявило в тот период, когда дорога была передана АО «Удмуртавтодор» для ремонта и эксплуатации, следовательно, ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах в данный период должен нести подрядчик, а не КУ УР «Управтодор» (л.д. 52-55).

В судебном заседании защитники КУ УР «Управтодор» ФИО2, ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме, представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по Удмуртской <адрес>-ФИО4 возражала против удовлетворения жалобы.

Рассматривая жалобу по существу, изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1, пункта 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации для использования автомобильных дорог на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, при этом допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

По требованиям п. 15 приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов.

Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, от захламления строительными, лесосечными и иными отходами (п. 16 Приказа).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту – Правила пожарной безопасности в лесах), которые согласно пункту 1 устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, также юридическими лицами и гражданами.

В силу п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осени погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером,

В соответствии с п. 25 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся железные и автомобильные дороги, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ в связи со сходом снежного покрова в лесах на территории Удмуртской Республики и установлением положительной температуры с ДД.ММ.ГГГГ в лесном фонде Удмуртской Республики объявлен пожароопасный сезон.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен особый противопожарный режим, обеспечивающий пожарную безопасность в лесах.

Согласно статье 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит юридическое лицо за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения заключается в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Из материалов дела следует, что автомобильные дороги Игра-Селты-Сюмси-граница Кировской области-Гура-Зятцы, Бадзимлуд-Зон-Орловское находится в собственности КУ УР «Управтодор» в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Работы по разрубке придорожной полосы в указанных кварталах производились в феврале-марте 2020 года.

В ходе патрулирования ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ГКУ УР «Сюмсинское лесничество» осмотрен участок придорожной полосы, прилегающий к лесным участкам, расположенным в квартале 61 выделе 37 на площади 2,9 га. в квартале 62 выделе 44, на площади 2,2 га., в квартале 59 выделах 12,20,25,26,28 на площади 0,49 га., в квартале 71 выделе 1 на площади 0,1 га., в квартале 88 выделах 5,7, на площади 0,08 га., 101 выделах 2,8,12,10,17 на площади 0,21 га. Пумсинского участкового лесничества Сюмсинского лесничества Сюмсинского района Удмуртской Республики. На момент осмотра порубочные остатки прилегают к стене леса и не отделены минерализованной полосой.

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом – экспертом отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики – государственным лесным инспектором ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, действия юридического лица квалифицированы по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На сновании составленного по результатам проверки протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителем старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики ФИО1 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении КУ УР «Управтодор» к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления о привлечении КУ УР «Управтодор» к административной ответственности проверены судьей районного суда в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, и в решении дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу, с указанием мотивов, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.

Оценивая доводы жалобы о том, что оставленные порубочные остатки были выявлены Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в тот период, когда дорога была передана АО «Удмуртавтодор» для ремонта и эксплуатации, следовательно, ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах в данный период должен нести именно подрядчик, а не КУ УР «Управтодор», прихожу к следующим выводам.

В соответствии с положениями пункта 9.1 и пункта 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по содержанию очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов просеки, на которых находятся железные и автомобильные дороги, возложена на лиц, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу.

Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-р таким лицом являлось КУ УР «Управтодор».

Наличие государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с АО «Удмуртавтодор», не влияет на обязанность КУ УР «Управтодор» как правообладателя указанных территорий по соблюдению лесного законодательства.

Соответственно, именно КУ УР «Управтодор» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах, чем и была создана угроза возникновения лесных пожаров в условиях особого противопожарного режима в лесах.

Иные доводы жалобы также были предметом проверки в суде первой инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств, не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемые постановление административного органа и решение судьи районного суда являются законными и обоснованным, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом конкретных обстоятельств дела.

При проверке дела в полном объеме не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену постановления судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителя старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Казённого учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики», оставить без изменения.

Жалобу Казённого учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова