НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 28.05.2020 № А-153/20

дело а- 153/2020

Решение

Именем Российской Федерации

28 мая 2020 года <адрес> УР

Верховный суд Удмуртской Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Прозоровой К.В., с участием прокурора Бузанаковой Е.Б, представителей: Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (Минстрой УР) – Русских А.А., общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» (ООО «РТК») – Гараева Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «РТК» к Минстрою УР о признании недействующим приказа об установлении тарифов на тепловую энергию,

установил:

ООО «РТК» обратилось в Верховный суд УР с административным иском об оспаривании в части установления ООО «РТК» тарифа на тепловую энергию Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР от ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования административный истец обосновывает тем, что ООО «РТК» согласно Приказу Минэнерго России от 25.03.2015г. является единой теплоснабжающей организацией, зоной деятельности которой является часть <адрес>. Деятельность ООО «РТК» по производству тепловой энергии ее и реализации потребителям, является регулируемым видом деятельности. Следовательно, цена тепловой энергии определяется не соглашением сторон, а ценой (тарифом), установленной Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» (далее - Приказ ) был утвержден тариф на тепловую энергию, поставляемую для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 598,78 руб./Гкал, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1715,32 руб./Гкал.

Утверждая вышеуказанные тарифы. Орган регулирования произвольно при отсутствии правовых оснований завысил объем планового полезного отпуска тепловой энергии ООО «РТК» потребителям на 2020 год, относительно количества тепловой энергии, предложенного Истцом в заявлении об установлении тарифов и рассчитанного исходя из фактической реализации тепловой энергии в 2018 году. В результате чего, регулирующим органом были установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 598,78 руб./Гкал, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1715,32 руб./Гкал. Но данные объемы не соответствует сведениям и документам, представленным Истцом в заявлении о корректировке долгосрочных тарифов на 2020 год. Предоставленные Истцом данные по объемам полезного отпуска тепловой энергии, значительно ниже тех, которые были указаны Органом регулирования. Истец полагает, что при установлении тарифа орган регулирования завысил объемы полезного отпуска тепловой энергии на 32,2 тыс. Гкал или 13,3% и нарушил процедуру установления тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «РТК». ООО «Районная теплоснабжающая компания» просит Верховный суд Удмуртской Республики признать недействующим со дня принятия Приказ «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-
коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и
тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» в части утверждения тарифов на 2020 год на тепловую энергию для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям.

В судебном заседании представитель административного истца, заявленные требования поддержал в полном объеме, представив письменные объяснения. Дополнительно пояснил, что орган регулирования завысил данные по полезному отпуску тепловой энергии более чем на 10%, об этом они узнали из ответа прокуратуры. Изначально тарифная заявка была подана ДД.ММ.ГГГГ, далее была выявлена техническая ошибка, о которой было сообщено органу регулирования в октябре и ноябре 2019 года письмами, были приложены скорректированные таблицы. Однако орган регулирования эти данные не учел. Все необходимые документы были представлены к первоначальной тарифной заявке.

Представитель административного ответчика с требованиями истца не согласилась, представила суду письменные возражения на заявленные требования. Также пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о корректировке тарифа на 2020 год, к тарифной заявке были приложены документы, подтверждающие обоснованность корректировки, и это обязанность регулируемой организации. Одновременно предоставлялась заявка об установке тарифа за подключение к сетям теплоснабжения, также с приложением обосновывающих документов. Орган регулирования проверяет все представленные организацией документы в подтверждение заявки, также статистическую отчетность и динамику за предшествующие три года. Соответственно во внимание принимаются все данные в совокупности, что отражено в экспертном заключении. К заявлениям в октябре и ноябре 2020 года истец ничего не приложил, и никак занижение показателя не обосновал. Поэтому орган регулирования и не принял во внимание доводы об ошибке, потому что не было доказано снижение уровня полезного отпуска тепловой энергии, хотя представлять обосновывающие документы это обязанность организации.

В заключении прокурор пояснила, что заявленный административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акты принят с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в установленном порядке, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую силу. Орган регулирования обоснованно не учел данные из заявлений, поданных в октябре и ноябре 2019 года, как поданные без обосновывающих документов.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные письменные возражения и доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ - с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного акта, которые оспариваются.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).

Частью 2 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 9 ст. 213 КАС РФ - обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ( Основы ценообразования , Правила регулирования цен ), Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ-э (далее - Методические указания -э).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, Минстрой УР является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов), надбавок. К полномочиям Минстроя УР в сфере теплоснабжения отнесено установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (подпункт 8 пункта 13 Положения о Минстрое УР).

В силу пункта 30 Правил регулирования решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы). Согласно пункту 31 Правил регулирования решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом (Регламент открытия дел ). Форма принятия органом регулирования решения об установлении тарифа приведена в приложении 1 к Регламенту открытия дел . В приложении 1 к форме принятия органом регулирования решения об установлении тарифа приведена форма приложения для тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.

Согласно подпункту 2 пункта 14 Положения о Минстрое УР, Минстрой УР издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.

В силу пункта 16 Положения о Минстрое УР для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется комиссия по тарифному регулированию.

Согласно части 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года). Аналогичная норма предусмотрена пунктом 72 Основ ценообразования, согласно которой при регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования. Долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода индексации установленных тарифов (пункт 18 Основ ценообразования).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.

Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

Приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» (далее - приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ) были установлены: долгосрочные параметры регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 - 2023 годы для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов; тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» потребителям: для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1517,29 руб./Гкал (без НДС) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1599,30 руб./Гкал (без НДС); для населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1820,75 руб./Гкал (с учетом НДС - выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1919,16 руб./Гкал (с учетом НДС - выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации). Приказ от ДД.ММ.ГГГГ принят на долгосрочный период регулирования на 2019 - 2023 годы, тарифы установлены методом индексации.

В последующем, общество с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» обратилось в орган регулирования с предложением о корректировке долгосрочных тарифов на 2020 год от ДД.ММ.ГГГГ (поступило в орган регулирования ДД.ММ.ГГГГ). Приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об открытии дел о корректировке долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год и назначении уполномоченных по делам» было открыто дело 06-02/07/2.072-2019 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям на 2020 год, установленных приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ».

В соответствии с пунктом 13 Регламента открытия дел , для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) приказом от ДД.ММ.ГГГГ назначен уполномоченный по делу из числа работников органа регулирования.

Приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» (далее - приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ) в приложение 3 к приказу Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ внесены корректирующие изменения и установлены (скорректированы) тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» потребителям на 2020 год: для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1598,78 руб./Гкал (без НДС) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1715,32 руб./Гкал (без НДС); для населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1918,54 руб./Гкал (с учетом НДС - выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2059,02 руб./Гкал (с учетом НДС - выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решение об установлении (корректировке) тарифов обществу с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» на 2020 год на тепловую энергию, поставляемую потребителям принято органом регулирования с соблюдением положений пункта 30 Правил регулирования и пункта 16 Положения о Минстрое УР по итогам заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 35 Правил регулирования приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ и протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ размещены на официальном сайте органа регулирования http://rekudm.ru, при этом приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru (часть 6 статьи 13 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»).

Приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ принят уполномоченным органом исполнительной власти Удмуртской Республики в пределах установленной компетенции, в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа, официально опубликован, о чем административным истцом представлены необходимые доказательства.

По порядку принятия и соблюдения полномочий органа, нормативный правовой акт административный истец не оспаривает, приводя доводы о том, что при установлении (индексации) тарифов на 2020 год Минстрой УР завысил объем планового полезного отпуска тепловой энергии ООО «РТК» потребителям на 2020 год, относительно количества тепловой энергии, предложенного истцом в заявлении об установлении тарифов.

Указанные доводы административного истца, суд находит не обоснованными и основанными на законе, по нижеследующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения»; «Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения»; «Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении"».

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).

Согласно положениям пунктов 13, 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен в сфере теплоснабжения, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов. Установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится, в том числе, расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

В силу пункта 33 Правил регулирования цен орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Таким образом, расходы и расчеты заявленные регулируемой организацией, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

В соответствии с пунктами 28, 29 Правил N 1075 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, назначает экспертов из числа своих сотрудников.

При этом экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III Методических указаний (пункт 9 Методических указаний).

Поскольку в актуализированной схеме теплоснабжения <адрес> на период до 2031 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и муниципальной программе муниципального образования «<адрес>» «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на момент принятия оспариваемого решения отсутствовала информация об объемах полезного отпуска тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания», расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определялся Минстроем УР в соответствии с Методическими указаниями.

Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании раздела III Методических указаний.

В соответствии с пунктом 18 Методических указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с данной главой.

Согласно пункту 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

В силу п. 22.1 Основ ценообразования расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

ООО «РТК» с целью корректировки установленных тарифов обратилось в регулирующий орган с тарифным предложением (заявлением о корректировке тарифа) от ДД.ММ.ГГГГ в котором просило определить объем полезного отпуска тепловой энергии на 2020 год: население - 202868,77 Гкал.; бюджетные потребители - 34060,50 Гкал.; прочие потребители - 37388,58 Гкал.

Органом регулирования при утверждении (корректировки) на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, объем полезного отпуска тепловой энергии на 2020 год определен органом регулирования в размере: население - 201 138,25 Гкал.; бюджетные потребители - 32391,51 Гкал.; прочие потребители - 34197,63 Гкал.. Расчет произведен на основании представленных ООО «РТК» данных, на основании реестра договоров потребителей теплоэнергии, фактических данных за предыдущие периоды регулирования, формой 46-ТЭ, утвержденной приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ, мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения ООО «РТК» на 2020 год (Исх. РТК - 31/299 от ДД.ММ.ГГГГ - заявления об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения и выборе метода регулирования с заявками на подключение к тепловым сетям).

В дальнейшем 6 августа, 24 октября и ДД.ММ.ГГГГ ООО «РТК» представило в орган регулирования письма, в которых сообщило о технической ошибке и приложило скорректированные расчеты в виде таблиц.

Однако доказательств того, что данные в представленных таблицах экономически обоснованы, ООО «РТК» в регулирующий орган не представило и суду таких доказательств (представления в регулирующий орган всех необходимых данных, обосновывающих необходимость корректировки тарифа в требуемом размере) также представлено не было.

Хотя в силу требований Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения
организации при подаче тарифной заявки должны представить в орган регулирования обосновывающие материалы.

Как следует из Приложения к Протоколу заседания Комиссии по тарифному регулированию при расчете планового полезного отпуска тепловой энергии на 2020 год организацией были представлены данные плана организации 274317,85 Гк. в соответствии со структурой полезного отпуска тепловой энергии. Органом регулирования принято к учету 267727.39 Гк. исходя из фактического потребления за 2018 год и среднегодового объема потребления за 2016-2018 годы.

В дополнительных письмах регулируемая организация сообщает о технической ошибке, однако по представленным к тарифной заявке материалам, орган регулирования такой ошибки не выявил, отразив расчет и его обоснованность в приложении к протоколу заседания Комиссии по тарифному регулированию и экспертом заключении.

Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ по делу о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 год, поставляемую ООО «РТК» следует, что плановый объем полезного отпуска тепловой энергии определялся с учетом представленной организацией информации о договорных объемах, статистических данных формы 46-ТЭ и среднегодовом фактическом потреблении за три предыдущих года.

Таким образом, органом регулирования, расчет объема полезного отпуска тепловой энергии, установлен был не только из предложенных регулируемой организацией расчетов, но и с учетом представленной организацией информации о ее деятельности, статистических данных формы 46-ТЭ и среднегодовом фактическом потреблении за три предыдущих года, что соответствует законодательству в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд, проанализировав оспариваемый приказ Минстроя УР о корректировке долгосрочного тарифа на тепловую энергию на соответствие Федеральному законодательству в области государственного регулирования тарифов приходит выводу о том, что оспариваемый приказ Минстроя УР нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу не противоречит.

По вышеуказанным основаниям, суд также приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ Минстроя УР не нарушает прав и законных интересов административного истца.

При указанных обстоятельствах, требование административного истца удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» о признании недействующим в части Приказа от ДД.ММ.ГГГГ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям»

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании либо на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа государственной власти в котором были опубликованы оспариваемые нормативные правовые акты в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Соловьев В.А.