Дело № 3а-89/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2018 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре Токаревой М.В.,
с участием:
- прокурора Вострокнутовой В.К.,
- представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Большой» – Маслова А.Л. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, диплом ИВС №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ),
- представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Тихомировой К.Ю. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ№, диплом №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Большой» о признании недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» в части пункта 957 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год,
установил:
29 ноября 2017 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее по тексту – Постановление № 502), первоначальный текст которого 30 ноября 2018 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее по тексту – Перечень на 2018 год).
В силу пункта 3 Постановления № 502 оно вступает в силу с 1 января 2018 года.
Согласно пункту 957 в Перечень на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – спорный объект недвижимости).
В настоящее время Постановление № 502 действует в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01 марта 2018 года №55 и от 23 марта 2018 года №70, которым в Перечень на 2018 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 957.
Общество с ограниченной ответственностью «Большой» (далее по тексту – ООО «Большой», Общество, административный истец) обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительным пункт 957 Перечня на 2018 год, ссылаясь на то, что принадлежащий Обществу на праве собственности объект с кадастровым № не отвечает признакам, установленным статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики № 55-РЗ от 27 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». По адресу: город Ижевск, улица Максима Горького отсутствует единый объект недвижимости, который отвечает признакам административно-делового или торгового центра (комплекса) общей площадью свыше 1000 кв.м. Почтовый адрес город Ижевск, улица Максима Горького, <адрес> имеют несколько самостоятельных объектов недвижимости, построенных в разные годы. Каждый объект поставлен на кадастровый учет, право собственности на них зарегистрировано за различными собственниками, ни один из указанных объектов недвижимости не имеет общей площади равной или превышающей 1000 кв.м., указанные объекты изолированы друг от друга.
Представитель административного истца Маслов А.Л. в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Тихомирова К.Ю. административные исковые требования считала необоснованными, поскольку спорный объект является помещением в здании. Для торговой деятельности используется более 20% от всей площади здания. Объект недвижимости расположен на земельном участке, предусматривающем возможность размещения торговых объектов. Помещение, принадлежащее административному истцу, обоснованно включено в Перечень на 2018 год.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы административного дела, проверив Постановление № 502 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела участники процесса не ставили под сомнение компетенцию Правительства Удмуртской Республики на принятие оспариваемого в части нормативного правового акта.
В связи с чем, суд признает, что на основании положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, который на момент издания Постановления № 502 обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения вышеназванного нормативного правового акта.
Постановление № 502 подписано Председателем Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ размещено на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций. Зарегистрировано в установленном порядке в Управлении Минюста России по УР 8 декабря 2017 г. №. Следовательно, введено в действие, опубликовано в установленном порядке.
Постановлением № 502 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Пунктом 957 в Перечень на 2018 год включен объект с кадастровым номером 18:26:010631:286.
Оценивая обоснованность включения спорного объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень на 2018 год, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Удмуртской Республики с 1 января 2015 года действуют положения статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики №55-РЗ от 27 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республики (далее – Закон УР о налоге на имущество организаций в УР), устанавливающие особенности определения налоговой базы недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости.
Данной правовой нормой предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (пункт 1 части 1 статьи 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР).
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта Правительства Удмуртской Республики ООО «Большой» ссылается на необоснованность включения в Перечень на 2018 год принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения, используемого для торгового и коммерческого назначения, поскольку спорный объект недвижимости имеет площадь менее 1000 кв.м., в связи с чем, на основании с пункта 1 части 1 статьи 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР не мог быть включен в Перечень на 2018 год.
Разрешая вопрос о законности оспариваемой нормы, руководствуясь положениями НК РФ, Закона УР о налоге на имущество организаций в УР, суд приходит к выводу о правомерности включения административным ответчиком в пункт 957 Перечня на 2018 год нежилого помещения с кадастровым №
Данный вывод подтвержден представленными доказательствами, которые проверены и оценены судом по правилам статьи 84 КАС РФ и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 (в редакции постановления Правительства УР от 21 марта 2016 года № 103; далее по тексту - Порядок).
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и формированию проекта перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и представлению его на утверждение в Правительство Удмуртской Республики (пункт 3 Постановления Правительства УР от 14 июля 2014 года № 270).
Основаниями проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости является информация, поступившая от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости, и сведения, полученные из средств массовой информации (пункт 4 Порядка).
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики;
2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;
3) обследований объектов недвижимости (далее - обследование) (пункт 5 Порядка).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое помещение на 1, 2 этажах нежилого здания и мезонин, назначение: нежилое, общая площадь <данные изъяты> принадлежит на праве собственности ООО «Большой» (том 1 л.д.12-18, 137)
Из технического паспорта на нежилое помещение, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что оно используется по назначению – «Общественное питание» (том 1 л.д.185-197).
Принадлежащее административному истцу помещение располагается в здании, имеющем П-образную конфигурацию, которое состоит из семи блоков.
Из представленного административным истцом Заключения об этапах застройки комплекса зданий, здания по <адрес>, входящее в состав объекта культурного наследия регионального (Удмуртской Республики) значения «Ансамбль купеческих зданий, 2-я половина 19 века», усматривается, что здание разделено на семь блоков, которые построены в разное время, но имеют единые кирпичные перегородки (том 1 л.д.116-167).
Указанное здание расположено на отдельном земельном участке с кадастровым № общей площадью <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общественно-деловая застройка, находящемся в муниципальной собственности (том 2 л.д.3).
Согласно информации, представленной по запросу суда Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилом здании с кадастровым номером №литера А1, А) площадью <данные изъяты> расположенном по <адрес> здание является ранее учтенным, сведения об указанном объекте внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.5).
Представленный в материалы дела технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, содержит сведения о том, что на техническом учете состоит здание по <адрес> (Литер А, Литер А1) (том 1 л.д.201-218, том 2 л.д.9-27).
Исследовав представленные доказательства, в том числе кадастровую выписку о земельном участка, технический паспорт здания по состоянию на 24 января 2007 года, фотографии, находящиеся в Заключении об этапах застройки комплекса зданий, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым № расположенный в здании, не может являться самостоятельным объектом налогообложения, а должен учитываться, как помещение в здании в здании торгового и коммерческого назначения.
Площадь здания, с кадастровым №, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> составляет <данные изъяты>, т.е. превышает 1000 кв. м.
При рассмотрении настоящего дела установлено, и не оспаривалось представителем административного истца, что в расположенные в здании объекты недвижимости, используются в целях торгового и коммерческого назначения.
Судом исследован представленный административным ответчиком технический паспорт на здание <адрес> от 24 января 2007 года, из которого (в том числе экспликаций) усматривается, что данный объект недвижимости, был поставлен на технический учет как нежилое здание, в здании имелись торговые, складские, производственные и иные вспомогательные помещения. Из технического паспорта следует, что площадь помещений, относящихся к торговым, расположенных в названном здании, составляет по литеру А – <данные изъяты>., по литеру А1 – <данные изъяты>
Кроме этого, из Акта проведенных мероприятий вида фактического использования объектов недвижимости, в том числе помещения с кадастровым №, расположенных в здании, состоящем из 7 блоков, от 12 сентября 2017 года следует, что спорный объект недвижимости, принадлежит ООО «Большой», представлен в здании блоком № 1 и блоком №2. В помещениях указанного объекта недвижимости размещается ресторан «Не горький сад» с обеденным залом на втором этаже и пиццерия с кухонным блоком на первом этаже.
Объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный на первом этаже данного здания в блоке №7, используется для размещения офисов.
Суд учитывает, что исходя из информации, содержащейся в акте обследования здания от 12 сентября 2017 года, а также данных технического паспорта от 24 сентября 2007 года с однозначностью следует, что более 20 процентов площади здания используется под торговые объекты, что представителем административного истца не оспаривается.
Объект недвижимости (здание) согласно кадастровой выписке о земельном участке и документу технического учета предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположено здание, помещения в котором принадлежат административному истцу, предусматривает размещение на нем объектов торгового и коммерческого назначения, общая площадь здания составляет более 1 000 кв. метров и более 20% помещений в нем фактически используется для размещения объектов торговли, что соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 части 1 статьи 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР, спорный объект правомерно включен в Перечень на 2018 год в целях исчисления налога на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости.
Утверждения административного истца о том, что принадлежащее ему нежилое помещение, включенное в оспариваемый пункт Перечня на 2018 год, входящее в состав здания, должно являться самостоятельным объектом налогообложения, то есть без учета фактического использования иных помещений здания, основаны на неверном толковании положений статьи 378.2 НК РФ и пункт 1 части 1 статьи 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР.
Представленные в материалы дела административным истцом Акт разграничения эксплуатационной ответственности электроустановок сторон от 10 марта 2017 года и Акт эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям от 22 октября 2014 года, не опровергают выводы суда о том, что спорный объект недвижимости при регулировании вопроса налогообложения должен быть учтен как помещение в здании торгового и коммерческого назначения.
Доводы административного истца основаны на неверном толковании норм федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не содержат правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный объект недвижимости, принадлежащий истцу, обладает предусмотренными статьей 378.2 НК РФ признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на недвижимое имущество исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, поскольку здание, в котором находится спорный объект недвижимости, фактически используется в целях размещения торговых объектов и объектов коммерческого назначения, расположено на земельном участке, видом разрешенного использования которого предусмотрено размещение таких объектов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что включение в Перечень на 2018 год нежилого помещения с кадастровым №, расположенного в здании по адресу: <адрес>, полностью соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона УР о налоге на имущество организаций в УР.
Поскольку оспариваемое административным истцом положение Перечня на 2018 год, утвержденного Постановлением № 502, соответствует вышеназванному федеральному и региональному законодательству, то заявленное ООО «Большой» административное требование о признании его недействительным не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Большой» о признании недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» в части пункта 957 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, оставить без удовлетворения.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 1 июня 2018 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Копия верна: Судья