НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 26.09.2016 № 7-447/2016

Судья: Стех Н.Э. Дело 7-447/2016

Решение

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев Владимир Александрович, с участием <данные изъяты> ООО <данные изъяты>Л.С.Ю. и А.В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 26 сентября 2016 года жалобу <данные изъяты> ООО <данные изъяты> на решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 1 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении ООО <данные изъяты>

установил:

постановлением <данные изъяты>П.А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 1 августа 2016 года, по жалобе ООО <данные изъяты> постановление должностного лица было изменено.

В жалобе, поданной в Верховный Суд УР, законный представитель ООО <данные изъяты> просит решение судьи отменить и прекратить производство по делу. По мнению лица, подавшего жалобу, судья районного суда неверно истолковала закон, по данному факту отсутствует состав административного правонарушения. Указание в протоколах согласования меньших цен вызвано тем, что ООО <данные изъяты> иногда приобретает лекарства у оптовых поставщиков по цене ниже, чем зарегистрирована производителем, что не запрещено законом, поэтому конечная цена препарата будет ниже, даже с учетом максимальных надбавок.

Защитники ООО <данные изъяты> доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Часть 2 ст. 14.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Постановлением должностного лица в вину ООО <данные изъяты> вменяются следующие обстоятельства.

В ходе плановой выездной проверки Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики <данные изъяты> проведенной в период ДД.ММ.ГГГГ выявлено несоблюдение ООО <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> установленной формы согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее ЖНВЛП), выразившийся в следующем.

В нарушение требований постановления от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (далее постановление ), п.п. 6,7 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила № 865), Закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Закон № 61-ФЗ), протоколы согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП к расходным накладным, полученном на <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты>: № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ составленные ООО <данные изъяты> не соответствуют форме протокола, утвержденной Постановлением а именно:

-в протоколах отсутствуют графы <данные изъяты> в строке подписей поставщика и получателя отсутствует: Ф.И.О. уполномоченного лица, дата и печать получателя.

В нарушение требований п. <данные изъяты> Правил Закона № 61-ФЗ, протоколы согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП к расходной накладной, полученной на <данные изъяты>: № от ДД.ММ.ГГГГ составленной ООО <данные изъяты> не соответствуют форме протокола, утвержденной Правилами , а именно: в строке подписей поставщика и получателя отсутствует: Ф.И.О. уполномоченного лица, дата и печать получателя.

Кроме того, в протоколах к расходным накладным № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в строке <данные изъяты> некорректно указана организация розничной торговли «ООО <данные изъяты><данные изъяты> в связи с тем, что организации розничной торговли не вправе осуществлять реализацию лекарственных препаратов в другие аптечные организации. Строка <данные изъяты> также заполнена неверно, так как <данные изъяты> пункты БУЗ УР <данные изъяты> не имеют самостоятельных лицензий на осуществление фармацевтической деятельности и осуществляют реализацию лекарственных препаратов, принадлежащих ООО <данные изъяты> от имени БУЗ УР <данные изъяты>

В нарушение требований пункта 7 Правил , Закона № 61- ФЗ, выявлено нарушение порядка ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а именно:

1. По протоколу согласования цен к расходным накладным № от ДД.ММ.ГГГГ неверно сформированы цены на лекарственные препараты:

- <данные изъяты> 2,5 мг № 30 таб., серия производитель ООО <данные изъяты> (строка 13), «<данные изъяты> 12 мг № 10 таб., серия <данные изъяты> производитель <данные изъяты><данные изъяты> в части применения размера фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли:

- <данные изъяты> 2,5 мг № 30 таб., серия , производитель ООО <данные изъяты> в соответствующем столбце указан размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли в размере 11% и в сумме 2,90 руб., однако в столбце <данные изъяты> применение данной надбавки не отражено. Вместо цены 29,29 руб. указана цена 21,39 руб.;

- <данные изъяты> 12 мг № 10 таб., серия производитель <данные изъяты> в соответствующем столбце указан размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли в размере 10% и в сумме 19,18 руб., однако в столбце <данные изъяты> применение данной надбавки не отражено. Вместо цены 210,98 руб. указана цена 190,51 руб.

2. По протоколу согласования цен к расходным накладным № от ДД.ММ.ГГГГ Неверно сформированы цены на лекарственные препараты <данные изъяты> 0,5 мг таб., серия , производитель «<данные изъяты> (строка 6), <данные изъяты> 2,5 мг № 30 таб., серия <данные изъяты> производитель ООО <данные изъяты> (строка 20) в части применения размера фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли:

-<данные изъяты> 0,5 мг №20 таб., серия <данные изъяты>, производитель <данные изъяты> в соответствующем столбце указан размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли в размере 10% и в сумме 6,57 руб., однако в столбце <данные изъяты> применение данной надбавки не отражено. Вместо цены 72,35 руб. указана цена 49,17 руб.;

- <данные изъяты> 2,5 мг № 30 таб., серия <данные изъяты>, производитель ООО <данные изъяты> в соответствующем столбце указан размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли в размере 11% и в сумме 2,90 руб., однако в столбце <данные изъяты> применение данной надбавки не отражено. Вместо цены 29,29 руб. указана цена 21,39 руб.

3. По протоколу согласования цен к расходным накладным № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Неверно сформированы цены на лекарственные препараты <данные изъяты> 0,25 мг №6 капе., серия <данные изъяты> производитель ООО <данные изъяты> (строка 1), <данные изъяты> 0,5 мг №3 таб., серия <данные изъяты>, производитель <данные изъяты> (строка 2) в части применения размера фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли:

-<данные изъяты> 0,25 мг №6 капс., серия <данные изъяты>, производитель ООО <данные изъяты> в соответствующем столбце указан размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли в размере 10% и в сумме 6,06 руб., однако в столбце <данные изъяты> применение данной надбавки не отражено. Вместо цены 66,68 руб. указана цена 35,46 руб.;

<данные изъяты> 0,5 мг №3 таб., серия <данные изъяты>, производитель <данные изъяты> в соответствующем столбце указан размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли в размере 10% и в сумме 38,04 руб., однако в столбце <данные изъяты> применение данной надбавки не отражено. Вместо цены 418,49 руб. указана цена 99,24 руб.

4. Но протоколу согласования цен к расходным накладным № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Неверно сформированы цены на лекарственный препарат <данные изъяты> 12 мг таб., серия <данные изъяты> производитель <данные изъяты> в части применения размера фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли:

<данные изъяты> 12 мг № 10 таб., серия <данные изъяты> производитель <данные изъяты> в соответствующем столбце указан размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли в размере 10% и в сумме 19,18 руб., однако в столбце <данные изъяты> применение данной надбавки не отражено. Вместо цены 210,98 руб. указана цена 189,18 руб.

5. По протоколу согласования цен к расходным накладным № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Неверно сформированы цены на лекарственный препарат <данные изъяты> 0,25 мг капс., серия <данные изъяты>, производитель <данные изъяты> в части применения размера фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли:

<данные изъяты> 0,25 мг №6 капс., серия <данные изъяты>, производитель <данные изъяты> в соответствующем столбце указан размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли в размере 10% и в сумме 6,98 руб., однако в столбце <данные изъяты> применение данной надбавки не отражено. Вместо цены 76,82 руб. указана цена 37,38 руб.

Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность вынесено должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении пришла к выводу о необходимости изменении постановления. Так из постановления должностного лица были исключены указания на следующие нарушения:

- в протоколах согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП к расходным накладным, полученным на <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты>: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, составленных ООО <данные изъяты> отсутствуют графы <данные изъяты> в строке подписей поставщика и получателя отсутствует: ФИО уполномоченного лица, дата и печать получателя, в протоколе согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП к расходной накладной, полученной на <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ составленной ООО <данные изъяты> в строке подписей поставщика и получателя отсутствует: ФИО уполномоченного лица, дата и печать получателя, как не образующие состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Исключены из постановления указание на нарушение: по протоколу согласования цен к расходным накладным № от ДД.ММ.ГГГГ:

- неверно сформированы цены на лекарственные препараты «<данные изъяты> 2,5 мг № 30 таб., серия производитель ООО <данные изъяты> (строка 13), <данные изъяты> 12 мг № 10 таб., серия <данные изъяты> производитель <данные изъяты> в части применения размера фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли:

- <данные изъяты> 2,5 мг № 30 таб., серия <данные изъяты>, производитель ООО <данные изъяты> в соответствующем столбце указан размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли в размере 11 % и в сумме 2,90 руб., однако в столбце <данные изъяты> применение данной надбавки не отражено. Вместо цены 29,29 руб. указана цена 21,39 руб.;

- <данные изъяты> мг № 10 таб., серия <данные изъяты>, производитель <данные изъяты> в соответствующем столбце указан размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли в размере 10% и в сумме 19,18 руб., однако в столбце <данные изъяты> применение данной надбавки не отражено. Вместо цены 210,98 руб. указана цена 190,51 руб., в связи с отсутствием события указанного нарушения.

Изменено в постановлении дата совершения правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ на следующие даты совершения правонарушения: по протоколу согласования цен к расходным накладным № от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ по протоколу согласования цен к расходным накладным от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ по протоколу согласования цен к расходным накладным № от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ по протоколу согласования цен к расходным накладным № от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ Дополнено постановление указанием на место совершения постановления: <адрес>

Делая вывод о виновности ООО <данные изъяты> судья указала, что исходя из смысла действующего законодательства, отпускная цена на лекарственный препарат не может быть ниже фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат. Случаев, когда отпускная цена на лекарственный препарат ниже фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, законодательством, действующим на момент составления протоколов согласования цен, указанных в оспариваемом постановлении, не предусмотрено.

Однако данные выводы судьи являются ошибочными.

В соответствии с ч. 1, 2 и 6 ст. 60 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обращении лекарственных средств", государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством: утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также внедрения механизмов формирования системы референтных цен; утверждения Правительством Российской Федерации перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который сформирован в установленном им порядке на основе комплексной оценки лекарственных препаратов, включая анализ сведений о сравнительной клинической эффективности и безопасности лекарственного средства, оценку экономических последствий применения лекарственного средства и изучение дополнительных последствий применения лекарственного средства; установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865

В силу п. 6 данных Правил (в редакции от 15.09.2015 г.)- реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".

Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола.

Протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов может быть создан в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц соответственно поставщика и покупателя.

В силу п. 7 Правил - формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.

В случае, указанном в абзаце втором пункта 3 настоящих Правил, оптовая и розничная надбавки применяются к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, указанной в сопроводительной документации на товар и не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя на данный лекарственный препарат.

Постановлением РЭК УР от 09.11.2012 N 14/8 "О предельных размерах оптовых и предельных размерах розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты" установлены предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, согласно приложению.

Соответственно, законодательством установлен порядок формирования цены на лекарственный препарат для конечного потребителя - исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, оптовой и розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.

По смыслу вышеуказанных норм закона цены на лекарственные препараты не являются фиксированными, законодатель запретил завышать зарегистрированные цены производителя, а также надбавки установленные для лиц, осуществляющих оптовую либо розничную торговлю лекарственными препаратами.

При этом реализация организацией оптовой либо розничной торговли включенных в Перечень жизненно важных препаратов, приобретенных по ценам ниже уровня их приобретения у производителей не является нарушением порядка ценообразования, при соблюдения требований, предъявляемым к оптовым и розничным надбавкам.

В данном случае не опровергнуты доводы ООО <данные изъяты> о том, что лекарственные препараты были приобретены у оптового поставщика по цене ниже, установленной производителем. Соответственно не доказано нарушение со стороны ООО <данные изъяты> занижение регулируемых государством цен, либо иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Соответственно выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО <данные изъяты> состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ не основаны на нормах действующего законодательства.

В свою очередь доводы жалобы заслуживают внимания.

Таким образом, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и решение судьи по жалобе являются не законными и подлежат отмене, поскольку не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление, что предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 1 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении ООО <данные изъяты> отменить, производство по настоящему делу прекратить.

Судья Верховного Суда УР Соловьев В.А.

копия верна судья Соловьев В.А.