Уникальный идентификатор дела
№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2021 года г.Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
Судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Гирбасовой С.И.,
с участием
прокурора Бузанаковой Е.Б.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Континент» – Поздеева Ф.А.,
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Стяжкина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Континент» к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующими: Постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года №507 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части пункта № Перечня на 2019 год; Постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года №522 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта № Перечня на 2020 год; Постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2021 года №528 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в части пункта № Перечня на 2021 год,
установил:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года №507 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Данное постановление 29 ноября 2018 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru.
4 декабря 2018 года Постановление N 507 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за N RU18000201801271.
Пунктом 1 названного постановления утвержден прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 в соответствие со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
В силу пункта 3 Постановления N 507 вступает в силу с 1 января 2019 года.
В настоящее время Постановление № 507 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 1 марта 2019 года N 72, от 16 апреля 2019 года N 149, от 30 июля 2019 года N 323, от 22 октября 2019 года N 477, от 5 декабря 2019 года N 564, от 27 апреля 2020 года N 149, от 22 июля 2020 года N 330, от 9 ноября 2020 года N 541, от 28 января 2021 года N 31, от 25 марта 2021 года N 153, от 27 сентября 2021 года N 512 с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2019 года N 3а-64/2019, от 16 апреля 2019 года N 3а-137/2019, от 23 мая 2019 года N 3а-165/2019, от 18 июня 2019 года N 3а-190/2019, от 5 июля 2019 года N 3а-213/2019, от 22 августа 2019 года N 3а-261/2019, от 17 октября 2019 года N 3а-318/2019, от 17 октября 2019 года N 3а-318/2019, от 17 декабря 2019 года N 3а-380/2019, от 19 декабря 2019 года N 3а-389/2019, от 7 февраля 2020 года N 3а-428/2019(3а-69/2020), от 13 февраля 2020 года N 3а-91/2020, от 18 февраля 2020 года N 3а-47/2020, от 5 марта 2020 года N 3а-84/2020, от 10 марта 2020 года N 3а-44/2020, от 29 мая 2020 года N 3а-176/2020, от 30 июня 2020 года N 3а-222/2020, от 10 июля 2020 года N 181/2020, от 10 ноября 2020 года N 3а-375/2020, от 24 ноября 2020 года N 3а-324/2020, от 18 февраля 2021 года N 3а-89/2021, от 19 февраля 2021 года N 3а-41/2021, от 26 февраля 2021 года N 3а-94/2021, от 13 мая 2021 года N 3а-204/2021, от 20 мая 2021 года N 3а-202/2021, от 08 июля 2021 года N 3а-199/2021, которыми в Перечень на 2019 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта №.
Согласно пункту № в Перечень на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года №522 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Данное постановление 12 ноября 2019 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru и 15 ноября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
15 ноября 2019 года Постановление №522 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU18000201901194.
Пунктом 1 названного постановления утверждён прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
В силу пункта 3 Постановления № 522 оно вступает в силу с 1 января 2020 года.
В настоящее время Постановление № 522 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2019 года N 616, от 27 апреля 2020 года N 149, от 27 мая 2020 года N 226, от 25 марта 2021 года N 153, от 16 июня 2021 года N 301, от 27 сентября 2021 года N 512 с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 декабря 2019 года N 3а-380/2019, от 21 мая 2020 года N 3а-167/2020, от 30 июня 2020 года N 3а-222/2020, от 10 июля 2020 года N 3а-181/2020, от 11 сентября 2020 года N 3а-264/2020, от 24 ноября 2020 года N 3а-324/2020, от 26 ноября 2020 года N 3а-309/2020, от 1 декабря 2020 года N 3а-331/2020, от 9 февраля 2021 года N 3а-98/2021, от 18 февраля 2021 года N 3а-89/2021, от 4 марта 2021 года N 3а-115/2021, от 20 мая 2021 года N 3а-202/2021, от 25 июня 2021 года N 3а-234/2021, от 8 июля 2021 года N 3а-199/2021, которыми в Перечень на 2020 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта №
Согласно пункту № в Перечень на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Данное постановление 6 ноября 2020 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
12 ноября 2020 года Постановление №528 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU18000202001110.
Пунктом 1 названного постановления утверждён прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
В силу пункта 3 Постановления № 528 оно вступает в силу с 1 января 2021 года.
В настоящее время Постановление № 528 действует в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 25 марта 2021 года № 153, от 27 сентября 2021 года N 512, с изменениями, внесенными решениями Верховного суда Удмуртской Республики от 4 марта 2021 года N 3а-115/2021, от 30 марта 2021 года N 3а-134/2021, от 20 мая 2021 года N 3а-202/2021, от ДД.ММ.ГГГГ N 3а-187/2021, от 25 июня 2021 года N 3а-234/2021, которым в Перечень на 2021 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта №
Согласно пункту № в Перечень на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Общество с ограниченной ответственностью «Континент» (далее – ООО «Континент», административный истец), являясь собственником указанного объекта недвижимости, обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующими постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года №507 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части пункта № Перечня на 2019 год; постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года №522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта № Перечня на 2020 год, постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года №528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в части пункта № Перечня на 2021 год, ссылаясь на то, что указанный объект незавершенного строительства не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение указанного объекта в Перечень на 2019 год, в Перечень на 2020 год, в Перечень на 2021 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона У. Республике «О налоге на имущество организаций в У. Республике». Указывает, что спорный объект незавершенного строительства, с кадастровым номером №, расположен на земельном участке с кадастровым номером №, имеющим вид разрешенного использования - торговля, общественное питание, бытовое обслуживание. Между тем, до настоящего времени спорный объект незавершенного строительства, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, никогда не использовался, строительство его законсервировано, степень готовности объекта 11%, как следствие этого он не обладает признаками административно-делового или торгового центра. Полагает, что включение объекта незавершенного строительства в Перечень на 2019 год, Перечень на 2020 год и Перечень на 2021 год противоречит вышеприведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, связанные с уплатой налога на имущество.
Представитель административного истца – Поздеев Ф.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Стяжкин А.А. в судебном заседании пояснил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением требований действующего законодательства.
Прокурор Бузанакова Е.Б. дала заключение о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения явившихся участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об обоснованности заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту 2 «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела участники процесса не ставили под сомнение компетенцию Правительства Удмуртской Республики на принятие оспариваемых нормативных правовых актов.
В связи с чем, суд признаёт, что на основании положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, который на момент издания Постановления № 507, Постановления № 522 и Постановления № 528 обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения вышеназванных нормативных правовых актов.
Постановление №507, Постановление № 522, Постановление № 528 подписаны Председателем Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещены на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций. Следовательно, введены в действие, опубликованы и зарегистрированы в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике, в установленном порядке.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики о налоге на имущество организаций в УР налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, включённым в Перечень, который утверждён в соответствии с требованиями ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением №507 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Пунктом № в Перечень на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером № находящийся по адресу: <адрес>.
Постановлением № 522 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Пунктом № в Перечень на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>
Постановлением № 528 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Пунктом № в Перечень на 2021 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>
По данным Единого государственного реестра объект незавершенного строительства, назначение: нежилое здание, с кадастровым номером № поставлен на кадастровым учет ДД.ММ.ГГГГ и является «учтенным».
Как следует из материалов дела Администрацией г. Ижевска (арендодатель) и ООО «АСПЭК-Домстрой (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому арендодатель сдал в пользование арендатору на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером №, площадью 14491 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
По соглашениям от 05.12.2011 и 16.04.2013 права арендатора по договору аренды переходили к индивидуальному предпринимателю ФИО 1, а затем к ООО «Строительный центр».
Договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ прекратил свое действие по истечении его срока 01.01.2017.
На вышеуказанном земельном участке располагается объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, принадлежавший на праве собственности ООО «Строительный центр».
29.11.2017 по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды № земельный участок был предоставлен ООО «Строительный центр» на условиях аренды для целей завершения строительства однократно без проведения торгов до ДД.ММ.ГГГГ.
В результате заключения соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ права арендатора земельного участка были приобретены ООО «Континент», при этом права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером № приобретены ООО «Континент» 13.02.2018г. Объект незавершенного строительства, проектируемое назначение – нежилое здание, общей площадью 9750,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Континент» (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ№).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 14491 кв.м., разрешенное использование: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание. Объекты без ограничения площади (Зона многофункциональной общественно-деловой застройки). Разрешенное использование определено в соответствии с Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 18.01.2016 315-р «Об утверждении документации по планировке территории (проекта межевания территории) микрорайона №7 Восточного жилого района в <адрес>».
Кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2018 в сумме <данные изъяты>., что следует из представленной административным истцом информации Росреестра по объекту недвижимости.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2020 года по делу №, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2021 года, удовлетворены исковые требования Администрации г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к ООО «Континент» об изъятии объекта незавершенного строительства, решено изъять у ООО «Континент» объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> путем продажи с публичных торгов.
Указанным решением Арбитражного суда Удмуртской Республики установлено, что срок действия договора аренды № в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства истек, при этом строительство спорного объекта Обществом не завершено, в связи с чем указанный объект подлежит изъятию путем продажи его с публичных торгов.
Административным истцом в материалы дела представлен отчет №07-04/389-21 от 06.09.2021, выполненный ООО «Городское БТИ», согласно которому определена рыночная стоимость объекта оценки: объект незавершенного строительства, проектируемое назначение: нежилое здание, двухэтажное (подземных этажей – 0), общая площадь 9750,2 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., в том числе НДС <данные изъяты> руб., степень готовности объекта указана как 11%.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Проанализировав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о неправомерном включении объекта с кадастровым номером № в Перечень на 2019 год, Перечень на 2020 год, Перечень на 2021 год, исходя из следующего.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом;22) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых постановлений).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числе очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Удмуртской Республики.
Из положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых постановлений №507 от 29.11.2018, №522 от 12.11.2019) следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налог на имущество физических лиц на территории города Ижевска урегулирован Решением Городской Думы г.Ижевска от 20.11.2014 № 658 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ижевск», в соответствии с которым этот налог в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для признания законным включение объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления его соответствия одному из условий, указанных в пунктах 3-4.1 или подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 названной статьи.
Административно-деловым центром в силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых постановлений №507 от 29.11.2018, №522 от 12.11.2019) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
-здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
-здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
-здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
-здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
-фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из положений пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
-здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
-фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 названной статьи в ее целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Объект недвижимости с кадастровым номером № расположен на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 14491 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание. Объекты без ограничения площади (Зона многофункциональной общественно-деловой застройки).
Согласно разрешению на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ разрешение выдавалось на строительство объекта капитального строительства – двухэтажный торговый центр строительных материалов.
В соответствии с кадастровым паспортом на объект незавершенного строительства с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, степень готовности объекта незавершенного строительства указана 11%, этажность отсутствует, материал стен, год ввода в эксплуатацию, кадастровая стоимость не указаны.
Статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (далее - Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 указанного Закона (в редакции действовавшей до 1 января 2019 года), налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, за исключением:
а) административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений;
б) помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания;
в) административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях;
г) административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях;
д) административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения;
е) административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения;
ж) помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики (часть 2 статьи 1.1 Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое здание признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового или торгового центра или фактически используется для данных целей или расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Положения пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение пункта 9 статьи 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое обследование путем посещения и осмотра объекта недвижимости с кадастровым номером № в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 на момент включения их в Перечни на 2019 год, на 2020 год и на 2021 год Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики не проводилось.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что объект недвижимости с кадастровым номером № обладает признаками административно-делового или торгового центра, или фактически используется для данных целей, материалы дела не содержат. Указанный объект недвижимости является объектом незавершенного строительства с проектируемым назначением: нежилое здание, степень готовности объекта незавершенного строительства составляет 11%, этажность отсутствует.
Более того, на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2021 года №528, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2020 года по делу №, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2021 года, были удовлетворены исковые требования Администрации <адрес> в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к ООО «Континент» об изъятии объекта незавершенного строительства, решено изъять у ООО «Континент» объект незавершенного строительства с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов, учитывая, что строительство объекта недвижимости Обществом не завершено, в связи с чем указанный объект незавершенного строительства подлежит изъятию путем продажи его с публичных торгов.
Относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для признания спорного объекта, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в материалы дело не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что положения нормативных правовых актов в оспариваемой части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой, ввиду их включения в Перечень на 2019 год, 2020 год и 2021 год, из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
В связи с указанным в оспариваемой части нормативные правовые акты в силу положений статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации являются не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия Постановления №, Постановления № и Постановления № в оспариваемых частях требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то это является основанием удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №1-П от 27 января 2004 года.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношение названного ранее объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
При подаче административного искового заявления ООО «Континент» уплатило государственную пошлину в размере 13 500 рублей, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поэтому при удовлетворении требований административного истца, в его пользу с административного ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина, в размере, подлежащем уплате при подаче административного искового заявления.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для организаций составляет 4500 рублей. Поскольку заявлены требования о признании недействующими трех самостоятельных нормативных правовых актов, то размер государственной пошлины составляет 13 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Континент» к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующими нормативных правовых актов в части удовлетворить.
Признать недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года №507 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части пункта № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, с момента принятия.
Признать недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года №522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, с момента принятия.
Признать недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года №528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в части пункта № Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, с момента принятия.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью «Континент» 13 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии решения судом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу составлено 28 октября 2021 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова