Судья Обухова М. А. Дело №
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ жалобу ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по Удмуртской <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - генерального директора Открытого акционерного общества «Информпечать» ФИО3 по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, потерпевшая по делу ФИО1 просит решение отменить, указывает на не верную оценку судьей районного суда доказательствам по делу, а также на не верное применение норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом административного органа и судьей районного суда ФИО1 является владельцем обыкновенный именных акций Открытого акционерного общества «Информпечать» (далее по тексту – ОАО «Информпечать», Общество) в количестве 179 (сто семьдесят девять) штук, что составляет 0,058% от уставного капитала Общества.
В административный орган ДД.ММ.ГГГГ поступила жалоба ФИО1 на нарушение ОАО «Информпечать» её прав как акционера по предоставлению информации. Жалоба мотивирована тем, что Общество не предоставило в полном объеме сведения и документы по её требованию от ДД.ММ.ГГГГ.
Запрос ФИО1 в адрес ОАО «Информпечать» содержал просьбу о предоставлении сведений и документов: 1) бухгалтерскую отчетность ОАО «Информпечать» (баланс, все отчеты по установленной форме, пояснительную записку, декларации и т.п.) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; 2) полный перечень основных средств, находящихся на балансе ОАО «Информпечать» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; 3) информацию о земельных участках, предоставленных в аренду ОАО «Информпечать» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; 4) расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; 5) сведения обо всех открытых расчетных счетах в кредитной организациях на текущую дату.
Запрос получен ОАО «Информпечать» ДД.ММ.ГГГГ.
ОАО «Информпечать» в ответ на запрос акционера ДД.ММ.ГГГГ передало ФИО1 документы: копия бухгалтерского баланса на ДД.ММ.ГГГГ; копия отчета о финансовых результатах за январь –сентябрь 2014 года; копия декларации по НДС за 3 квартал 2014 года; копия извещения о вводе сведений из налогового органа (код 1841); копия декларации ЕНВД за 3 квартал 2014 года, предоставленную в МРИ №; копия извещения о вводе сведений из налогового органа (код 1841); копия декларации ЕНВД за 3 квартал 2014 года, предоставленную в МРИ №; копия извещения о вводе сведений из налогового органа (код 1828); ведомость амортизации ОС на ДД.ММ.ГГГГ; свод плановых начислений арендной платы за предоставление земельных участков на 2014 года; сведения об открытых расчетных счетах на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской представителя ФИО1 – ФИО4, действующего по доверенности.
Исходя из изложенного, административный орган пришел к выводу, что должностное лицо – генеральный директор ОАО «Информпечать» ФИО3 не исполнил запрос (требование) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законодательством Российской Федерации срок.
По факту указанных нарушений административным органом составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № Т492-26-4-3/37401, должностному лицу – ФИО3 вменено совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении постановлением должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава в действиях должностного лица - генерального директора Открытого акционерного общества «Информпечать» ФИО3 административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Прекращая производство по делу, должностное лицо административного органа пришло к выводу, что Общество в соответствии с Уставом обязано составлять и хранить только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, пункт 1 запроса не конкретизирован, следовательно, у юридического лица отсутствует обязанность по предоставлению документов поименованных в пункте 1 запроса. Информация, запрашиваемая в пунктах 2-5 запроса не имеет статуса самостоятельного документа, который Общество обязано хранить в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ, информация, указанная в пунктах 2-4 запроса относится к сведениям бухгалтерского учета, акционер ФИО1, владеющая в совокупности 0,058% акций, не имеет доступа к информации содержащихся в регистрах бухгалтерского учета
Судья районного суда, принимая обжалуемый судебный акт, пришел к выводу, что должностным лицом административного органа обоснованно сделан вывод об отсутствии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава вмененного административного правонарушения.
Кроме того, судья районного суда не усмотрел нарушение 7 дневного срока, поскольку запрашиваемую информацию ОАО «Информпечать» не обязано было предоставлять.
Нахожу преждевременным вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда об отсутствии в действиях ФИО3 состава вмененного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года.
Как следует из материалов административного дела к административной ответственности привлечено должностное лицо – генеральный директор ОАО «Информпечать» ФИО3
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.
Административная ответственность должностных лиц по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, то есть, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Согласно протокола № заседания Совета директором ОАО «Информпечать» от ДД.ММ.ГГГГФИО3 избран генеральным директором Общества.
Таким образом, ФИО3 является субъектом вмененного административного правонарушения.
Пунктом 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что участники хозяйственного товарищества или общества имеют право на получение информации о деятельности товарищества или общества и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.
Согласно статье 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту – Федеральный закон № 208-ФЗ) информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.
В силу статьи 91 Федерального закона № 208-ФЗ, общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 91 Федерального закона № 208-ФЗ установлено, что документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 91 настоящего Федерального закона, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 91 настоящего Федерального закона, предоставить им копии указанных документов.
Согласно пункту 1 статьи 89 Федерального закона № 208-ФЗ общество обязано хранить следующие документы:
договор о создании общества;
устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
внутренние документы общества;
положение о филиале или представительстве общества;
годовые отчеты;
документы бухгалтерского учета;
документы бухгалтерской отчетности;
протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
отчеты независимых оценщиков;
списки аффилированных лиц общества;
списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Федерального закона № 208-ФЗ общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют права доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от ДД.ММ.ГГГГ№/пс.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 воспользовавшись своим правом, обратилась в ОАО «Информпечать» с запросом о предоставлении ряда документов: 1) бухгалтерскую отчетность ОАО «Информпечать» (баланс, все отчеты по установленной форме, пояснительную записку, декларации и т.п.) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; 2) полный перечень основных средств, находящихся на балансе ОАО «Информпечать» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; 3) информацию о земельных участках, предоставленных в аренду ОАО «Информпечать» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; 4) расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; 5) сведения обо всех открытых расчетных счетах в кредитной организациях на текущую дату.
Во исполнение запроса акционеру ФИО1 в лице её представителя ФИО4 вручены под расписку: копия бухгалтерского баланса на ДД.ММ.ГГГГ; копия отчета о финансовых результатах за январь – сентябрь 2014 года; копия декларации по НДС за 3 квартал 2014 года; копия извещения о вводе сведений из налогового органа (код 1841); копия декларации ЕНВД за 3 квартал 2014 года, предоставленную в МРИ №; копия извещения о вводе сведений из налогового органа (код 1841); копия декларации ЕНВД за 3 квартал 2014 года, предоставленную в МРИ №; копия извещения о вводе сведений из налогового органа (код 1828); ведомость амортизации ОС на ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные документы, предоставлены акционеру с нарушением установленного законодательством срока, что послужило основанием для привлечения должностного лица - генерального директора ОАО «Информпечать» к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ограничения на предоставление акционерам документов бухгалтерского учета, установленные пунктом 1 статьи 91 Федерального закона № 208-ФЗ, не распространяются на предоставление документов бухгалтерской отчетности.
Первым пунктом в запросе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ указана необходимость предоставления ей бухгалтерской отчётности ОАО «Информпечать» (баланса, всех отчётов по установленной форме, пояснительной записки, деклараций и т.п.) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Федеральный закон № 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Поскольку ФИО1 запросила бухгалтерскую отчетность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, фактически ею была запрошена промежуточная бухгалтерская отчетность.
Согласно пункта 30 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» бухгалтерская отчетность организаций состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; г) пояснительной записки.
Аналогичные положения содержаться в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4-99), утвержденным приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н.
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.
Таким образом, в силу положений Федерального закона № 402-ФЗ необходимость составления промежуточной бухгалтерской отчетности обусловлена установленной в законе обязанностью по ее предоставлению в контролирующий орган.
Положения подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность организации представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
Части 1 и 2 статьи 18 Федерального закона № 402-ФЗ устанавливают, что обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Уставом ОАО «Информпечать», утвержденного внеочередным Общим Собранием акционеров (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) не предусмотрена обязанность Общества составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность (раздел 5 Устава).
С учетом вышеизложенного и установленного, у ОАО «Инфрмпечать» отсутствует обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности, и соответственно обязанности по её хранению, что в силу пункта 1 статьи 91 Федерального закона № 208-ФЗ исключает обязанность по обеспечению акционерам доступа к данным документам.
В связи с чем, действия ФИО3 по не предоставлению бухгалтерской отчетности в установленный пунктом 2 статьи 91 Федерального закона № 208-ФЗ срок, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В указанной части выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда нахожу верными.
Имею основания не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда о том, что документы, поименованные в пунктах 2-4 запроса ФИО1 относятся к документам бухгалтерского учета. Нахожу их преждевременными, сделанными без учета следующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно статье 5 Федерального закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
В частности, к документам бухгалтерского учета относятся первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета (статья 9 и 10 Федерльного закона № 402-ФЗ).
Нормы Федерального закона № 402-ФЗ позволяют организациям коммерческой сферы пользоваться любыми формами первичных учетных документов - как унифицированными, так и самостоятельно разработанными.
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что формы первичных документов (за исключением организаций государственного сектора) определяются руководителем компании с подачи главного бухгалтера или иного лица, на которое возложено ведение учета.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда при утверждении о том, что сведения отраженные в пунктах №№ запроса относятся к документам бухгалтерского учета, положения пункта 4 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ не были учтены.
Не был исследован вопрос относиться ли, указанные в пунктах 2-5 запроса сведения к документам бухгалтерского учета ОАО «Информпечать» определенные его руководителем, что в силу пункта 1 статьи 91 Федерального закона № 208-ФЗ ограничивает право акционера на доступ к информации акционерного общества.
Так же, при рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда не дана оценка в части пункта 5 запроса (сведения обо всех открытых расчетных счетах в кредитных организациях на текущую дату). Относятся ли данные сведения к иным документам, предусмотренными Федеральным законом № 208-ФЗ, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также к документам, предусмотренными правовыми актами Российской Федерации (абзац 17 пункта 1 статьи 89 Федерального закона № 208-ФЗ) либо к документам бухгалтерского учета ОАО «Информпечать» определенными его руководителем, что в силу пункта 1 статьи 91 Федерального закона № 208-ФЗ ограничивает право акционера на доступ к данной информации акционерного общества.
При этом при рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда не исследовался вопрос к каким пунктам запроса ФИО1 относиться полученные ДД.ММ.ГГГГ её представителем документы.
Указанные процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении, не позволили всесторонне и полно рассмотреть дело и принять по нему объективное решение, в связи с чем, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат отмене, дело возвращению на новое рассмотрение должностному лицу административного органа, поскольку сроки привлечения лица к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истекли.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решил:
решение судьи Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ и постановление заместителя управляющего Отделением – Национальным банком по Удмуртской <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Административное дело в отношении должностного лица – генерального директора Открытого акционерного общества «Информпечать» ФИО3 по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвратить должностному лицу административного органа.
Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина