дело №а- 38 /2020
Решение
Именем Российской Федерации
17 января 2020 года <адрес> УР
Верховный суд У. Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Токаревой М.В., с участием прокурора Вострокнутовой В.К., представителей: Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики (Минстрой УР) – ФИО1, закрытого акционерного общества «Теплосбытовая компания «Воткинский завод» (ЗАО «ТСК Воткинский завод») – ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ЗАО «ТСК Воткинский завод» к Минстрою УР о признании недействующими приказов об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду,
установил:
ЗАО «ТСК Воткинский завод» обратилось в суд с иском к Минстрою УР о признании недействующими приказов об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду. Свои требования мотивировало тем, что ЗАО «Теплосбытовая компания «Воткинский завод» (Истец, административный истец, ТСК) является организацией теплоснабжения, основными видами деятельности которой являются поставка тепловой энергии (теплоснабжение) и горячего водоснабжения потребителям услуг <адрес>У. Республики. В 2018 году, в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1075 (далее - Основы ценообразования), организацией был представлен в орган регулирования (Ответчику) установленный комплект документов для установления тарифов в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на очередной долгосрочный период регулирования 2019-2023гг. ДД.ММ.ГГГГг. приказом № Минстрой УР установил долгосрочные параметры регулирования, тарифы на тепловую энергию, поставляемые ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на долгосрочный период регулирования 2019-2023гг. ДД.ММ.ГГГГг.- приказом № Минстрой УР установил тарифы на горячую воду, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 год. ЗАО «ТСК «Воткинский завод» не согласилось с установленными Минстроем УР долгосрочными параметрами регулирования, тарифами на тепловую энергию и горячую воду и в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлениями Правительства РФ от 30.04.2018г. №, обратилось в ФАС России с заявлением о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - заявление о разногласиях). Решениями от 04.06.2019г. № и от 24.06.2019г. № (далее - решение ФАС России) Федеральная антимонопольная служба России признало Минстрой УР нарушившим пункты 40, 42 и 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункты 15, 24, 92 Основ ценообразования № при установлении тарифов на горячее водоснабжение и тепловую энергию и предписало Минстрою провести дополнительный анализ расходов на основании документов, имеющихся в материалах тарифного дела, и соответствующий анализ отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения «Расходы на приобретение сырья и материалов», «Расходы на оплату труда», «Страховые взносы социального характера», «Арендная плата производственных объектов», «Расчетная предпринимательская прибыль», пересчитать расходы на тепловую энергию в связи с пересмотром тарифа на тепловую энергию, учесть экономически обоснованные расходы, понесенные ЗАО «ТСК «Воткинский завод» за 2014 год. В рамках исполнения решения ФАС России Минстрой УР (Ответчик, административный ответчик) пересмотрел тариф на тепловую энергию и горячую воду ЗАО «ТСК «Воткинский завод» и принял приказы от 28.08.2019г. №, от 28.08.2019г. №. Однако истец считает, что данными приказами административный ответчик не в полном объеме учел расходы по статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов», «Расходы на оплату труда», «Страховые взносы социального характера», «Расчетная предпринимательская прибыль». Просит суд:
- признать недействующим Приказ Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О долгосрочных параметрах регулирования для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019-2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям» (в редакции Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ).
- признать недействующим Приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям» (в редакции Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ).
Возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативно-правовой акт об установлении тарифа на тепловую энергию для ЗАО «ТСК «Воткинский завод», заменяющий нормативно-правовой акт, признанный судом недействующим, в котором учесть: в составе необходимой валовой выручки расходы по статьям затрат:
«Расходы на приобретение сырья и материалов» в размере 12 903,91 тыс.руб.;
«Фонд оплаты труда» в размере 52 896,96 тыс.руб.;
«Расходы на социальные отчисления» а размере 15 737,73 тыс.руб.;
«Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 8 271,60 тыс.руб.
«Базовый уровень операционных расходов» в размере 91 900,78 тыс.руб.:
Возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативно-правовой акт об установлении тарифа на горячее водоснабжение, в котором признать экономически обоснованные расходы по статье затрат «Расходы на приобретение тепловой энергии в составе горячей воды». Взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования поддержал в полном объеме. Также пояснил, что орган регулирования необоснованно не принял во внимание представленные дефектные ведомости и локальные сметы, представленные в обоснование расходов на приобретение сырья и материалов, а принял к учету данные за 2017 год. Также орган регулирования необоснованно не учел тарифный коэффициент по оплате труда в отношении производственного и цехового персонала. Страховые отчисления были учтены органом регулирования в размере 26%, что ниже заявленных и установленных законом 30.2%. Учитывая, что все показатели расходов были приняты с занижением, расчетная предпринимательская прибыль также была установлена в заниженном размере. Сметы были составлены с использованием программного комплекса «РИК» с учетом ресурсно-сметных норм и сметных нормативов Минстроя, поэтому данные расчеты являются экономически обоснованными и не приняты безосновательно. В качестве обоснования расходов представлялась полная сметная стоимость.
Представитель административного ответчика с требованиями истца не согласилась, представила суду письменные возражения на заявленные требования. Также пояснила, что тарифное регулирование данной организации осуществляется с 2014 года, при этом Минстрой УР осуществляет постоянный анализ расходов и активов данной организации. При этом увеличения имущества и оборудования организации по сравнению с предыдущими периодами регулирования не произошло, виды работ производятся одни и те же. В 2018 году истец представил документы в составе тарифной заявки, данные в которых по расходам на приобретение сырья и материалов значительно превысили показатели расходов за предыдущие периоды, такие данные были признаны экономически необоснованными ввиду их значительного завышения и отсутствия какого- либо обоснования. Поэтому расходы на приобретение сырья и материалов были учтены с индексацией по данным фактически понесенных расходов за 2017 год и шесть месяцев 2019 года. Расходы по оплате труда были учтены с учетом расходов за прошлые периоды и на основании представленных документов, при этом сведений о должностях и разрядах, к которым применяются повышенные тарифные коэффициенты представлено не было. Расходы по страховым взносам были учтены исходя из сведений о фактически произведенных расходов, при том что ставка 30.2% не является фиксированной, она может изменяться. Органом регулирования были исключены все экономически необоснованные расходы. Если бы орган регулирования учел все представленные суммы расходов организации, тариф был бы неразумно высок, значительно увеличился бы размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, что также привело бы к нарушению законодательства.
Свидетель ФИО4 пояснила, что на момент подачи тарифной заявки она работала в должности заместителя генерального директора ЗАО «ТСК «Воткинский завод», принимала непосредственное участие в формировании тарифной заявки по оспариваемым тарифам. В подтверждение расходов на приобретение сырья и материалов были представлены дефектные ведомости и локальные сметы, утвержденные руководителем. Значительное увеличение расходов объясняется ростом объемов работ. Расходы на страховые взносы в размере меньшем 30.2% объясняются сокращением работников организации.
В заключении прокурор пояснила, что заявленный административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением процедуры их принятия, опубликованы в установленном порядке, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую силу, а также прав административного истца не нарушают. Орган регулирования обоснованно отверг заявленные экономически необоснованные расходы, принял решения с соблюдением баланса публичных и частных интересов, не допустив при этом нарушений законодательства в области регулирования тарифов.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные письменные возражения и доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ - с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного акта, которые оспариваются.
Частью 2 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 9 ст. 213 КАС РФ - обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ( Основы ценообразования №, Правила регулирования цен №), Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ№-э (далее - Методические указания №-э).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики, утвержденным постановлением Правительства У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее соответственно - Минстрой УР, Положение о Минстрое УР), Минстрой УР является исполнительным органом государственной власти У. Республики, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов), надбавок. К полномочиям Минстроя УР в сфере теплоснабжения отнесено установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (подпункт 8 пункта 13 Положения о Минстрое УР).
Тарифное регулирование в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее соответственно - Основы ценообразования №, Правила регулирования №), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ№-э (далее - Методические указания №-э).
Полномочиями на установление тарифов в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5, часть 4 и пункт 1 части 5 статьи 31 Закона о водоснабжении).
К полномочиям Минстроя УР в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) (абзац девятый подпункта 14 пункта 13 Положения о Минстрое УР).
На основании заявления ЗАО «ТСК «Воткинский Завод» от ДД.ММ.ГГГГ№ (поступило в орган регулирования ДД.ММ.ГГГГ) органом регулирования открыто дело №.009-2018 об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский Завод» потребителям, на 2019 - 2023 годы методом индексации установленных тарифов (приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - приказ от ДД.ММ.ГГГГ№)). В соответствии с пунктом 13 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Регламент открытия дел №), для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ назначен уполномоченный по делу из числа работников органа регулирования.
В силу пункта 30 Правил регулирования № решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы). Согласно пункту 31 Правил регулирования № решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом (Регламент открытия дел №). Форма принятия органом регулирования решения об установлении тарифа приведена в приложении 1 к Регламенту открытия дел №. В приложении 1 к форме принятия органом регулирования решения об установлении тарифа приведена форма приложения для тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.
Согласно части 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года). Аналогичная норма предусмотрена пунктом 72 Основ ценообразования, согласно которой при регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования. Долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода индексации установленных тарифов (пункт 18 Основ ценообразования).
Согласно подпункту 2 пункта 14 Положения о Минстрое УР, Минстрой УР издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.
Приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О долгосрочных параметрах регулирования для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 - 2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям» (далее - приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№) установлены:
- долгосрочные параметры регулирования для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов;
- тарифы на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1483,60 руб. /Гкал (без НДС) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1525,18 руб. /Гкал (без НДС); для населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1780,32 руб./Гкал (с учетом НДС) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1830,22 руб./Гкал (с учетом НДС).
В силу пункта 16 Положения о Минстрое УР для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется комиссия по тарифному регулированию.
Решение об установлении тарифов ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 - 2023 годы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включая долгосрочные параметры регулирования для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годы, принято органом регулирования по итогам заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с пунктом 35 Правил регулирования № приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ и протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ размещены на официальном сайте органа регулирования http://rekudm.ru, при этом приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликован на официальном сайте Г. У. Республики и Правительства У. Республики http://www.udmurt.ru (часть 6 статьи 13 Закона У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О Правительстве У. Республики»).
Приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменения в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О долгосрочных параметрах регулирования для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 - 2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям» (далее - приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№) в целях исправления технической ошибки внесено изменение в приложение 1 к приказу Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение о внесении изменения в приложение 1 к приказу Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ принято органом регулирования по итогам заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с пунктом 35 Правил регулирования № приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ и протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ размещены на официальном сайте органа регулирования http://rekudm.ru, при этом приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликован на официальном сайте Г. У. Республики и Правительства У. Республики http://www.udmurt.ru (часть 6 статьи 13 Закона У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О Правительстве У. Республики»).
Во исполнение решения Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, № от ДД.ММ.ГГГГ № СП/46644/19 (далее - решение Комиссии ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № СП/46644/19) Минстроем УР проведен анализ расходов на основании документов, имеющихся в материалах тарифного дела и пересмотрены до ДД.ММ.ГГГГ тарифы на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям на 2019 год с учетом не превышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации (пункты 3 и 4 решения Комиссии ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № СП/46644/19).
На основании решения Комиссии ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № СП/46644/19 приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О долгосрочных параметрах регулирования для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 - 2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям» (далее - приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№) пересмотрены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям с учетом не превышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1525,83 руб./Гкал (без НДС); для населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1831,00 руб./Гкал (с учетом НДС).
Решение о пересмотре до ДД.ММ.ГГГГ тарифов ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на тепловую энергию, поставляемую потребителям, ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 год, принято органом регулирования по итогам заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с пунктом 35 Правил регулирования № 1075 приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ и протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ размещены на официальном сайте органа регулирования http://rekudm.ru. при этом приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликован на официальном сайте Г. У. Республики и Правительства У. Республики http://www.udmurt.ru (часть 6 статьи 13 Закона У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О Правительстве У. Республики»).
На основании заявления ЗАО «ТСК «Воткинский Завод» от ДД.ММ.ГГГГ№ (поступило в орган регулирования ДД.ММ.ГГГГ) органом регулирования открыто дело №.003-2018 о тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский Завод» потребителям (приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - приказ от ДД.ММ.ГГГГ№)). В соответствии с пунктом 12 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ№-э (далее - Регламента установления тарифов №-э), для организации рассмотрения дела об установлении тарифов приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ назначен уполномоченный по делу из числа работников органа регулирования тарифов.
Приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям» (далее - приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№) установлены тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям: для потребителей, кроме населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 109,32 руб./куб. м (без НДС) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 112,00 руб./куб. м (без НДС); для населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 131,18 руб./куб. м (с учетом НДС) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 134,40 руб./куб. м (с учетом НДС).
Решение об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям, принято органом регулирования по итогам заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с пунктом 32 Правил регулирования № приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ и протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ размещены на официальном сайте органа регулирования http://rekudm.ru, при этом приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликован на официальном сайте Г. У. Республики и Правительства У. Республики http://www.udmurt.ru (часть 6 статьи 13 Закона У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О Правительстве У. Республики»).
Во исполнение решения Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № Г от ДД.ММ.ГГГГ № СП/52816/19 (далее - решение Комиссии ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № СП/52816/19) Минстроем УР пересмотрены тарифы на 2019 год с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (пункт 3 решения Комиссии ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № СП/52816/19).
На основании решения Комиссии ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № СП/52816/19 приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям» (далее - приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№) пересмотрены тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»: для потребителей, кроме населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 112,16 руб./куб. м (без НДС); для населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 134,59 руб./куб. м (с учетом НДС).
Решение о пересмотре до ДД.ММ.ГГГГ тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям на 2019 год, принято органом регулирования по итогам заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с пунктом 32 Правил регулирования № приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ и протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ размещены на официальном сайте органа регулирования http://rekudm.ru, при этом приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликован на официальном сайте Г. У. Республики и Правительства У. Республики http://www.udmurt.ru (часть 6 статьи 13 Закона У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О Правительстве У. Республики»).
Приказы Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты уполномоченным органом исполнительной власти У. Республики в пределах установленной компетенции, в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа, официально опубликованы, о чем административным истцом представлены необходимые доказательства.
По порядку принятия и соблюдения полномочий органа, нормативные правовые акты административный истец не оспаривает, приводя доводы о том, что при установлении тарифов Минстрой УР не в полном объеме учел заявленные расходы по статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов», «Расходы на оплату труда», «Страховые взносы социального характера», «Расчетная предпринимательская прибыль».
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения»; «Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения»; «Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении"».
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).
Согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Согласно п. 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения - орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
В соответствии с пунктами 28, 29 Правил N 1075 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, назначает экспертов из числа своих сотрудников.
При этом экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
В соответствии с п. 40 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения - расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.
Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.
В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования цен, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.
В тарифный орган в обоснование расходов на приобретение сырья и материалов, были представлены дефектные ведомости и локальные сметы, содержащие стоимость работ, включая оплату труда и стоимость материалов в которых отсутствуют даты их составления и утверждения, что исключает возможность их соотнесения к тому или иному периоду.
При формировании тарифов (приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№) расходы на приобретение сырья и материалов были учтены исходя из фактических данных по объемам использованных материалов за 2017 год. Согласно представленных в материалах дела подтверждающих документов (сметы, договоры, конкурсная документация) и плановых цен (фактические цены за 2017 год с учетом индексов роста потребительских цен, предусмотренных Прогнозом ФИО5, одобренным Правительством РФ на 2018 год - 1,027 и 2019 год - 1,046). В рамках пересмотра принятых тарифов (приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№) Минстроем УР была запрошена дополнительная информация по расходам на приобретение сырья и материалов за 2019 год, ЗАО «ТСК «Воткинский завод» были направлены обосновывающие документы: сметы по фактически выполненным работам за период январь-июнь 2019 года, затраты на материалы по данным сметам в общей сумме составляют 2398 тыс. руб. и уточненный план по аварийным работам на тепловых сетях и оборудования ЦТП (выявлены по результатам проведенных гидравлических испытаний в 2019 году) на период июль- декабрь 2019 года в общей сумме по планируемым материалам 1358,96 тыс. руб. Принято органом регулирования - 3712,33 тыс. руб.
В остальной части расходы органом регулирования были признаны необоснованными, ввиду значительного превышения заявленных сумм над фактически затраченными за прежние периоды регулирования (12903.91 тыс.руб. над 3455.77 тыс.руб. за 2017 год, 1422.59 тыс.руб. за 2018 год, 2398 тыс.руб. за январь-июнь 2019 года). С данной позицией Минстроя УР суд соглашается ввиду отсутствия экономической обоснованности столь значительного ( более чем в три раза) увеличения планируемых расходов на приобретение сырья и материалов, в отсутствие какой-либо экономической и фактической доказанности значительного увеличения стоимости сырья и материалов. Кроме того, в представленных сметах в итоговую сметную стоимость включены расходы на отплату труда, принятие таких смет повлекло бы двойной учет одних и тех же расходов регулируемой организации (оплата труда). Указанные выводы регулирующего органа мотивированы в протоколе заседания комиссии и экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения - при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В силу пункта 37 Методических указаний N 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Расходы на оплату производственного персонала органом регулирования приняты с учетом представленных ЗАО «ТСК «Воткинский завод» штатного расписания, сведений статистической отчетности формы П-4, в размере 33166,48 тыс.руб. Численность производственного персонала принята по предложению ЗАО «ТСК «Воткинский завод» в количестве 110 человек в соответствии с фактическими данными статистической отчетности формы «П-4». Тарифная ставка рабочего I разряда учтена согласно отраслевому тарифному соглашению, в размере 10303 руб., проценты выплат к тарифной ставке учтены в соответствии с коллективным договором (выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, в год - 12,5%, текущее премирование в год 30%), средний разряд рабочих, а также тарифный коэффициент учтен на уровне фактических за 2017 год в размере 4,31 и 1,45 соответственно. Расходы на оплату труда цехового персонала учтены на основании представленных ЗАО «ТСК «Воткинский завод» фактических расходов на оплату труда, подтвержденных аналитической оборотно-сальдовой ведомостью учета затрат за 10 месяцев 2018 года, штатного расписания, формы статистической отчетности «П-4» в пересчете на год и индексов роста потребительских цен, предусмотренных Прогнозом ФИО5 на 2019 год и плановый период 2020 - 2024 годы, одобренным Правительством РФ, в размере 5598,39 тыс. руб. Данные выводы регулирующего органа также отражены в протоколе заседания комиссии и экспертном заключении. При этом сведений о применении каких-либо иных тарифных коэффициентов и их экономического обоснования (присвоения разрядов, условия труда, установленные надбавки и доплаты и т.п.) в тарифный орган не предоставлялось. «Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики» на которые ссылается административный истец не являются нормативным актом, носят рекомендательный характер, разработаны коммерческими организациями, не подлежат обязательному учету при обоснованности расходов регулируемой организации на оплату труда, что следует из их содержания и практики применения.
Расходы регулируемой организации по виду - страховые взносы социального характера, приняты органом регулирования в размере 26,5% от принятого как экономически обоснованного фонда оплаты труда (45081,14 тыс. руб.), в размере 11943,04 тыс.руб. на основании фактического процента отчислений страховых взносов социального характера за 2017 год. Определены органом регулирования путем расчета, исходя из данных базы для исчисления страховых взносов и фактически уплаченных страховых взносах, представленных за 2017 год. Данные расходы являются неподконтрольными (п. 62 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения) и определяются расчетным путем. Поскольку органом регулирования были выявлены существенные расхождения от планируемого фонда оплаты труда и установленного процента отчислений, за основу сумм затрат на страховые социальные выплаты были взяты фактические показатели за предыдущий период. В силу п. 64 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения - неподконтрольные расходы включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 28 и 39 настоящего документа. При этом органом регулирования учтена динамика за 2016, 2017 и 2018 годы. Включение в состав НВВ расходов на социальные отчисления в размере ставки, менее установленной налоговым законодательством, не говорит об обязанности регулируемой организации уплачивать взносы в таком размере или возможных убытках, а лишь свидетельствует о результате включения в состав НВВ суммы расходов, определенной исходя из рассмотрения и оценки представленных в обоснование документов. При этом, суд отмечает, что в обоснование расходов на социальные выплаты, регулируемая организация не представляла сведения о произведенных выплатах, по которым отчисления страхового характера не производились. Кроме того, неподконтрольные расходы, к которым относятся страховые взносы социального характера ежегодно пересчитываются с учетом сложившегося факта (п. 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Расчетная предпринимательская прибыль утверждена органом регулирования исходя из ранее принятых показателей, отражающих доходы и расходы регулируемой организации. В соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования № расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2-8 пункта 33 Основ ценообразования №, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя). Экономически обоснованный размер расчетной предпринимательской прибыли на 2019 год признан в размере 7271,4 тыс. руб. (5 % от 145 427,50 тыс. руб.).
С учетом изложенного действия Министерства при расчете и установлении тарифа на тепловую энергию приведенным положениям Основ ценообразования и Методических указаний не противоречат, установленный тариф не занижен безосновательно, рассчитан на основании установленных законом факторов и параметров, направлен на поддержание баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей в целях обеспечения равномерности и последовательности изменений тарифов, что соответствует общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, установленным статьями 3, 7 Закона о теплоснабжении.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены «Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»
В силу пунктов 24 и 48 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения:
24. Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
48. Расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.
Тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 32 Закона о водоснабжении).
Согласно пунктам 88, 90, 92 Основ ценообразования № органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании в том числе такой составляющей, как тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Пунктом 113 Методических указаний №-э значение компонента на тепловую энергию приравнивается к значению тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования №. Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Таким образом, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения является суммой тарифа на теплоноситель и стоимости тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. метра холодной воды, которая равна произведению тарифа на тепловую энергию и количества тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. метра холодной воды.
Тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям (приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ № 23/86 в редакции приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№) состоят из компонента на холодную воду (приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую МУП «Водоканал» (ИНН <***>), на 2019 - 2023 годы») и компонента на тепловую энергию (приказ Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О долгосрочных параметрах регулирования для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019-2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям» (в редакции приказа Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№).
Административным истцом тариф на горячую воду оспаривается ввиду несогласия с установленным тарифов на тепловую энергию – одной из составляющей тарифа на горячую воду. При этом суд, по изложенным выше мотивам, приходит к выводу о том, что тариф на тепловую энергию экономически обоснован, принят в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения. Соответственно и тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения является экономически обоснованным.
В силу ст. 157.1 ЖК РФ - не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 400.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, введение предельных уровней тарифов направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности поставляемых ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Необходимость соблюдения предельных индексов обусловлена ограничением повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предусмотренным названной нормой Жилищного кодекса Российской Федерации и принятым в ее исполнение постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
Установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.
Учитывая изложенное, суд соглашается с позицией Минстроя УР в том, что при рассмотрении тарифной заявки часть расходов регулируемой организации признавалось экономически необоснованной, и тарифы установлены для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции приказа Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№) и приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции приказа Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ№) в пределах предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, образованных на территории У. Республики, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р (Указ Г. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, образованных на территории У. Республики, на период с 2019 года по 2023 год»), в том числе с целью достижения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности и интересов потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд, проанализировав оспариваемые приказы Минстроя УР об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду на соответствие Федеральному законодательству в области государственного регулирования тарифов приходит выводу о том, что оспариваемые приказы Минстроя УР нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу не противоречат.
По вышеуказанным основаниям, суд также приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы Минстроя УР не нарушают прав и законных интересов административного истца.
При указанных обстоятельствах, требование административного истца удовлетворению не подлежит, как не основанное на законе.
Руководствуясь статьями 175 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества «Теплосбытовая компания «Воткинский завод» о признании недействующими приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О долгосрочных параметрах регулирования для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019-2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям» (в редакции приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ) и приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям» (в редакции приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ).
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании либо на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа государственной власти в котором были опубликованы оспариваемые нормативные правовые акты в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд У. Республики. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.