Дело №а-206/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года <адрес> УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
с участием: прокурора – старшего прокурора отдела прокуратуры Удмуртской Республики – Афлятуновой Т.Ф., представителя административного истца – Сергеева О.Н., представителей Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики – Лебедева С.О. и Гуськовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Спецэкосервис" к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании недействующими:
приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы";
предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", с календарной разбивкой установленных приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы" в редакции Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 9/2;
предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", с календарной разбивкой установленных приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы" в редакции Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 13/12,
установил:
ООО "Спецэкосервис" обратилось в Верховный суд Удмуртской Республики с административным иском о признании недействующими приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы" и его редакций от ДД.ММ.ГГГГ N 9/2, от ДД.ММ.ГГГГ N 13/12.
Мотивируя административный иск тем, что на основании лицензии осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляет эксплуатацию полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в <адрес>, Удмуртской Республики, который включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании заявления об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2020 года регулятором в соответствии с полномочиями принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы" опубликованный ДД.ММ.ГГГГ которым установлены долгосрочные параметры регулирования и предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов с использованием метода индексации, с календарной разбивкой.
В последующем в данный приказ внесены изменения о чем принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О внесении изменения в приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы", а именно внесены изменения в предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов, с календарной разбивкой, который опубликован ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме этого в оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 внесены изменения приказом Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 13/12 "О внесении изменения в приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы", а именно внесены изменения в предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов, с календарной разбивкой, который опубликован ДД.ММ.ГГГГ.
ООО "Спецэкосервис" полагает, что принятый оспариваемый нормативный правовой акт и его редакции не соответствуют положениям нормативных правовых актов имеющих большую юридическую силу, а именно положениям п.2 ст. 24.9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 16 -18, 30, 44, 48 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, п. 23, 24 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№.
При установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов регулятором не в полном объёме учтены затраты в составе производственных и административных расходов :
-расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или ИП работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов ((химические реагенты для дезбарьера, перевозка сточных вод полигона (фильтрационных, хозбытовых), вывоз жидких бытовых отходов, разработка экологических проектов и экологическое сопровождение));
-прочие производственные расходы (спецодежда и обезвреживающие средства, мониторинг окружающей среды, расходы по обеспечению противопожарных мероприятий);
-общехозяйственные расходы, относимые на захоронение твердых коммунальных отходов ( оплата труда административно-управленческого персонала, страховые взносы, материалы, обучение работников, повышение квалификации, охрана труда, страхование, аттестация, медосмотры, средства на страхование производственных расходов объектов в случаях предусмотренных законодательством РФ, приобретение 1С на рабочих мест, информационное, консультационные юридические и аудиторские услуги, услуги связи и интернета, арендная плата за имущество, являющегося основными производственными фондами).
В последующем при внесении изменений в оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 регулятором данные затраты несмотря на указания на это не были включены.
Все это, по мнению административного истца приводит к снижению объема финансовых потребностей необходимых для осуществления деятельности, в том числе и для реализации инвестиционной программы.
Административный истец просил суд признать недействующими:
приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы";
предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", с календарной разбивкой установленных приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы" в редакции Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 9/2;
предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", с календарной разбивкой установленных приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы" в редакции Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 13/12.
В судебном заседании представитель административного истца Сергеев О.Н. требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, указывая также на то, что материалы тарифного дела не содержат доказательств правомерности определения регулятором базового уровня операционных расходов и обоснованности исключения расходов учтенных в предложении об установлении тарифа, следовательно неверно определены долгосрочные параметры регулирования. Кроме того, регулятор необоснованно принял при определении расчетной массы твердых коммунальных расходов расчетную массу исходя из данных территориальной схемы обращения, в то время как динамика за последние три года и фактический объём выше учетных, что повлекло снижение экономически обоснованных расходов. При изменении тарифа в результате утверждения инвестиционной программы регулятором произведена корректировка предельного тарифа только на 2019 год, в отношении 2020 года корректировка не производилась. Так же указал, что о несоответствии изменений тарифа так же свидетельствует и то,что тарифы не подлежат пересмотру в течение периода их действия. Поэтому изменения утвержденные приказом № противоречат Основам ценообразования.
Представители Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики – Лебедев С.О. и Гуськова А.И. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласились, указывая на соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного акта и изменений его, а так же указывая на соответствие нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца, суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 2 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 (далее приказ №) установлены:
-долгосрочные параметры регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис" на долгосрочный период регулирования 2018 - 2020 годов для формирования предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов с использованием метода индексации согласно приложению 1 (пункт 1);
-предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", с календарной разбивкой согласно приложению 2 (пункт 2).
При этом пунктом 3 указанного приказа предусмотрено, что предельные тарифы, установленные в пункте 2 приказа, действуют с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 9/4 "О тарифах на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемую ООО "Спецэкосервис" (<адрес>), на 2015 - 2018 годы" (пункт 4).
В пункте 5 приказа указано, что приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно указанного приложения № были установлены следующие долгосрочные параметры регулирования – базовый уровень операционных расходов на 2018 год 10 001,22 тыс.руб.; индекс эффективности операционных расходов 1 процент в 2018, 2019, 2020 годах; показатели энергосбережения и энергетической эффективности: удельный расход электрической энергии – в 2018 году 1,32 кВт.ч/т., в 2019 году 0,2 кВт.ч/т., в 2020 году 0,2 кВт.ч/т.
В соответствии с указанным приложением № предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов были установлены на период: с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2316,74 руб./т.; с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2316,74 руб./т.; с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2119,73 руб./т.; с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2119,73 руб./т.; с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2111,06 руб./т.; с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2111,06 руб./т.
В последующем приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ N 9/2 "О внесении изменения в приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы" (далее приказ №) внесены изменения касающиеся предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое ООО "Спецэкосервис", с календарной разбивкой.
В соответствии с указанными изменениями установлены были предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое ООО "Спецэкосервис", а именно на период: с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2316,74 руб./т.; с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2316,74 руб./т.; с 1 августа по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1644,50 руб./т.; с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1644,50 руб./т.; с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1516,56 руб./т.; с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1516,56 руб./т.; с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1931,69 руб./т.
Кроме того приказом Минстроя УР от ДД.ММ.ГГГГ N 13/12 "О внесении изменений в приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы" (далее приказ 13/12) внесены изменения касающиеся предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое ООО "Спецэкосервис", с календарной разбивкой.
В соответствии с указанными изменениями установлены были предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое ООО "Спецэкосервис", а именно на период: с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2316,74 руб./т.; с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2316,74 руб./т.; с 1 августа по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1644,50 руб./т.; с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1644,50 руб./т.; с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1854,5 руб./т.; с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1516,56 руб./т.; с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1931,69 руб./т.
Таким образом, административным истцом оспаривается нормативно-правовой акт, устанавливающий тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - закон).
Тарифы в сфере обращения с отходами производства и потребления устанавливаются в соответствии с указанным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 484.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе и тариф на захоронение твердых коммунальных отходов (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 закона).
В соответствии с положением о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 466 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики" (ред. постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 157) (далее положение №) министерство осуществляло полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе и по утверждению предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пп.17.1 п.11 указанного положения).
Согласно п.1 постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 466 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики" определено, что Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
В силу пп.2 п. 12 положения № указанное министерство издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.
Указанные нормативные акты Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в силу положений ч.6 ст. 13 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" публикуются на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики -www.udmurt.ru.
На указанном официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики были опубликованы Приказ № – ДД.ММ.ГГГГ, Приказ № - ДД.ММ.ГГГГ, Приказ № – ДД.ММ.ГГГГ.
Организация деятельности Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики по принятию решений об утверждении тарифов установлена положениями раздела 3 положения №.
В соответствии с которым образуется комиссия не более 9 человек, не более 7 из которых являются работниками министерства, и по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Председателем комиссии является министр который и утверждает персональный состав комиссии. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.
Из протокола заседания комиссии по тарифному регулированию Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение об утверждении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО "Спецэкосервис" на 2018-2020 годы принималось единогласно 8 членами комиссии: Бобырь А.А. (председатель); Корюгина А.Н.; Гуськовой А.И.; Лебедева С.О.; Ильиной О.Ю.; Клементьевой Е.В.; Поповой Н.Н.; Анголенко А.В. (представитель антимонопольного органа); указанный состав комиссии утвержден приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики было присоединено к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в соответствии с указном Главы Удмуртской республики от ДД.ММ.ГГГГ№.
С ДД.ММ.ГГГГ министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики назначен Ястреб И.В.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ определено в пункте 1, что Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
Кроме того указанным Постановлением Правительства № утверждено положение о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее положение №).
В силу пп.2 п. 14 положения № указанное министерство издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.
Организация деятельности Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по принятию решений об утверждении тарифов установлена положениями раздела 3 положения №.
В соответствии с которым образуется комиссия не более 9 человек, не более 7 из которых являются работниками министерства, и один представитель антимонопольного органа. Председателем комиссии является министр который и утверждает персональный состав комиссии. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.
Из протокола заседания комиссии по тарифному регулированию Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение об утверждении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО "Спецэкосервис" принималось единогласно 8 членами комиссии: Бобырь А.А. (заместитель председателя); Ветошкиной М.В.; Дельмухаметова А.Р. (представитель антимонопольного органа по согласованию); Гуськовой А.И.; Лебедева С.О.; Ильиной О.Ю., указанный состав комиссии утвержден приказами Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме этого из протокола заседания комиссии по тарифному регулированию Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение об утверждении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО "Спецэкосервис" принималось единогласно 6 членами комиссии: Ястреб И.В. (председатель); Анголенко А.В. (представитель антимонопольного органа); Гуськовой А.И.; Гапеевой К.В.; Дедюхиной Л.И.; Суворовой Н.А., указанный состав комиссии утвержден приказами Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что установление тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в том числе и тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов, относится к компетенции органов исполнительной власти Удмуртской Республики, а именно Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики которое является правопреемником Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики к компетенции которого до присоединения к первому министерству относилось установление указанных тарифов.
Кроме того судом установлено, что оспариваемый приказ № в том числе и в редакциях приказов № и 13/12 является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным на его принятие органом, в соответствии с формой и видом, установленными для принятия обжалуемого акта, опубликована в установленном законом порядке, не утратил свою нормативность на момент рассмотрения дела.
Судом также установлено, что административный истец обладает правоспособностью юридического лица осуществляющим основной вид деятельности – сбор неопасных отходов, дополнительные виды деятельности- сбор отходов, сбор опасных отходов, обработка и утилизация отходов, обработка отходов и лома черных металлов, обработка отходов и лома цветных металлов, обработка вторичного неметаллического сырья, торговля оптовая специализированная прочая, торговля оптовая химическими продуктами, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, деятельность по складированию и хранению, транспортная обработка грузов, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств, аренда и лизинг строительных машин и оборудования, деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки.
Кроме того административному истцу выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с видами работ (услуг) : сбор отходов III и IV классов опасности, транспортировании отходов III и IV классов опасности, обезвреживания отходов III и IV классов опасности, размещение отходов III и IV классов опасности по месту : Удмуртская Республика, <адрес>, в 7,6 км. на юго-восток от <адрес>.
ООО "Спецэкосервис" будучи оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, обратилось в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики правопреемником которого является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики с заявлением об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2020 годы, методом индексации, заявив в том числе в составе необходимой валовой выручки в размере 151 676,13 тыс.руб. и в составе производственных и административных расходов:
-расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или ИП работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов ((химические реагенты для дезбарьера, перевозка сточных вод полигона (фильтрационных, хозбытовых), вывоз жидких бытовых отходов, разработка экологических проектов и экологическое сопровождение));
-прочие производственные расходы (спецодежда и обезвреживающие средства, мониторинг окружающей среды, расходы по обеспечению противопожарных мероприятий);
-общехозяйственные расходы, относимые на захоронение твердых коммунальных отходов (оплата труда административно-управленческого персонала, страховые взносы, материалы, обучение работников, повышение квалификации, охрана труда, страхование, аттестация, медосмотры, средства на страхование производственных расходов объектов в случаях предусмотренных законодательством РФ, приобретение 1С на рабочих мест, информационное, консультационные юридические и аудиторские услуги, услуги связи и интернета, арендная плата за имущество, являющегося основными производственными фондами).
Разногласий между регулятором и регулируемой организацией в связи с выбором метода регулирования тарифов не возникло.
Долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (п. 21 Основ ценообразования).
Пунктом 2 Основ ценообразования предусмотрено, что долгосрочный период регулирования - период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов.
Этим же пунктом предусмотрено, что необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности (п. 16 Основ ценообразования).
Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (п. 18 Основ ценообразования).
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (п. 44 Основ ценообразования).
В разделе IV Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказ ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ N 1638/16 ( далее Методические указания) предусмотрены основные методологические положения по формированию необходимой валовой выручки для расчета тарифов методом индексации установленных тарифов.
В пункте 28 Методических указаний предусмотрено, что при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования перед его началом и в течение которого не пересматриваются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 Основ ценообразования: 1) базовый уровень операционных расходов; 2) индекс эффективности операционных расходов; 3) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (удельный расход энергетических ресурсов).
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации. Текущие расходы, определяемые в соответствии с формулой 2 настоящих Методических указаний, является одной из составляющих формулы расчета необходимой валовой выручки (пункт 29 Методических указаний).
Исходя из положений пунктов 30 и 31 Методических указаний, для первого года долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов (базовый уровень операционных расходов) определяется в соответствии с пунктом 31, и учитываются следующие расходы: 1) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; 2) расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; 3) расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи и интернета, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесенных к расходам на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и расходам на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя и рассчитываемые согласно пунктам 14 - 15 Основ ценообразования; 4) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; 5) расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала; 6) общехозяйственные расходы; 7) расходы на текущий и капитальный ремонт объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; 8) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; 9) расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, страхование ответственности концессионера, частного партнера, в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями, а также расходов на страхование рисков гибели объектов, создаваемых по таким соглашениям; 10) прочие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары. Указанные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с главой III настоящих Методических указаний. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования за который имеются фактические данные, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Для реализации указанных положений Методических указаний пунктом 8 Правил регулирования предусмотрено, что к заявлению об установлении тарифов прилагаются в том числе:
- расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;
- копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок), (пп. "е" и "л" п.8 Правил регулирования тарифов).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, не подтверждена(п. 22 Правил регулирования тарифов).
В связи с тем, что административный истец является регулируемой организацией, то на него распространяется действие Федерального закона " О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц". Статьёй 4 указанного закона так же предусмотрено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
Таким образом при подтверждении экономической обоснованности заявленных расходов подлежат учету и сведения касающиеся закупок регулируемой организацией в соответствии с указанным законом " О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц".
В соответствии п. 17 Правила регулирования тарифов регулятором проведена экспертиза предложений административного истца об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
По результатам рассмотрения представленных документов и проведенной регулятором экспертизы и был принят оспариваемый приказ 24/5.
В данной ситуации экспертом проведен анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, что нашло свое отражение в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ, при этом в заключении приведено обоснование причин на основании которых исключены из расчета тарифов экономически не обоснованные расходы, а также приведены расчеты экономически обоснованных расходов, расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных Территориальной схемы или при ее отсутствии, - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пп.5 п. 29 Методических указаний на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования в том числе и расчетный объем и (или) массу твердых коммунальных отходов, определяемые в соответствии с пунктом 14 Методических указаний.
Так в п. 14 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.
По смыслу указанного правого регулирования расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактической массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования за последние 3 года, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных Территориальной схемы или при ее отсутствии, - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Учитывая, что административным истцом не представлены указанные данные за последние три года, что в данной ситуации означало бы предоставление данных за 2014-2016 года, то регулятор законно отклонил предложенную административным истцом массу на 2018 год в размере 51100 тонн и учтена соответствующая масса согласно территориальной схеме обращения с отходами в размере 11 690 тонн.
Так же регулятором методом индексации необходимой валовой выручки на 2018 год определен её размер 30 775,81 тыс. руб. с учетом сглаживания 27 082,71 тыс.руб., что соответствует положениям п. 26 Основ ценообразования.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации определена регулятором в соответствии с действующим правовым регулированием.
Основанием для исключения из расчетов необходимой валовой выручки расходов которые административный истец указал в административном иске послужило то, что ООО "Спецэкосервис" осуществляет деятельность не только регулируемую в отношении которой установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов, не осуществляя при этом раздельный учет расходов на указанные виды деятельности, и не представление регулятору доказательств необходимости и экономической обоснованности заявленных расходов и исключенных из расчетов.
В отношении производственных расходов судом установлено следующее.
Административным истцом запланированы были расходы на оплату выполняемых сторонних организаций 37 316,54 тыс.руб., в то время как экспертом регулятора признано было экономически обоснованным 779 тыс.руб. Так же были запланированы и прочие производственные расходы в размере 3 199,05 тыс.руб., из которых только 779 тыс.руб. были признаны экспертом экономически обоснованными. Данные расходы приняты по факту 2016 года и проиндексированы с учетом индекса цен производителей промышленной продукции в РФ на 2017 год и 2018 год в размере 103,6 процентов, что согласуется с положениями пп. "в" п. 14 Основ ценообразования.
Расходы на хим.реагенты для дезборьера в размере 303,92 тыс.руб. приняты были на уровне учтённых расходов при утверждении тарифа на 2017 год (293,36 тыс.руб.) с учетом индекса цен производителей промышленной продукции на 2018 в размере 103,6 процента, что соответствует п. 16 Основ ценообразования.
Кроме того регулятором были исключены заявленные расходы на вывоз фильтрата и вывоз ЖБО в сумме 31 501,33 тыс.руб. и 1 186,98 тыс.руб. на основании пп. "е" и "л" Правил регулирования тарифов ввиду не предоставления административным истцом экономически обоснованных исходных данных и копии документов, подтверждающих проведение закупок и необходимость несения данных затрат по регулируемой деятельности, а так же при отсутствии императивного учета данных расходов, возможности разграничения данных расходов от иных нерегулируемых видов деятельности.
Данная позиция административного ответчика основана на правильном применении норм права регулирующих данные отношения и так же основана на фактических обстоятельствах дела.
Аналогичная ситуация сложилась с заявленными расходами в размере 416 тыс.руб. на разработку экологических проектов и экологическое сопровождение из которых 305 тыс.руб. регулятором исключены были на основании пп. "е" и "л" Правил регулирования тарифов, а 111 тыс.руб. учтены на уровне 2017 года, поскольку в предыдущем периоде административным истцом по указанной статье по договору было оплачено 103,706 тыс. руб., что согласуется с пп. "в" п. 14 Основ ценообразования.
В отношении заявленных расходов на спецодежду и обезвреживающие средства экспертом регулятора исключены 216,1 тыс.рублей из заявленных 291,4 тыс.руб. Расчет заявленной суммы административным истцом осуществлен на основании штатной численности 47 единиц и единственного коммерческого предложения, при этом не представив регулятору ни штатного расписания на соответствующий период, ни расчёта нормирования труда произведенного в соответствии с нормами 22 главы ТК РФ.
При этом регулятором в силу положений пп. "е" пункта 14 Основ ценообразования на основе бухгалтерского учета и статистической отчётности за предыдущие периоды регулирования установлена о средняя численность работников 18 человек.
Поэтому расходы были учеты исключительно только из сложившегося факта и подтвержденных документов с учетом индекса цен производителей промышленной продукции на 2018 год - 103,6%.
Суд не усматривает оснований не согласиться с указанной позицией основанной на правильном применении норм права регулирующих данные отношения и так же на фактических обстоятельствах дела.
Из расходов в размере 342,97 тыс.руб. на мониторинг окружающей среды регулятором были исключены 25,46 тыс.руб. ввиду не представления копии документов подтверждающих проведение указанных закупок. 317,51 тыс.руб. регулятором были учтены исходя из сложившегося и подтвержденного факта за 2016 год и с учетом индексов цен производителей промышленной продукции на 2017 и 2018 года – 104,8 % и 103,6% соответственно.
Оснований не согласиться с указанной позицией, основанной на правильном применении норм права регулирующих данные отношения и так же на фактических обстоятельствах дела судом не установлено.
Аналогичная ситуация сложилась и в отношении заявленных расходов по обеспечению противопожарных мероприятий где 39,45 тыс.руб. из 152,24 тыс.руб. были регулятором приняты ввиду сложившегося факта за первое полугодие 2017 года с учетом индекса цен производителей промышленной продукции на 2018 год – 103,6%, в отсутствие копии документов подтверждающих проведение указанных закупок в заявленном размере.
В отношении административных расходов судом установлено следующее.
Из заявленных 17104,34 тыс.руб. затрат на административные расходы регулятором были учтены как экономически обоснованные расходы в размере 894,64 тыс.руб.
В составе не учтенных расходов относятся расходы на оплату труда административно-управленческого персонала в сумме 11 231,47 тыс.руб. и 2 279,98 тыс.руб. на страховые взносы рассчитанные административным истцом исходя из 26 челок производственного персонала и 22 административно-управленческого, при этом не представив регулятору ни штатного расписания на соответствующий период, ни расчёта нормирования труда произведенного в соответствии с нормами 22 главы ТК РФ.
На основании положений пп. "е" пункта 14 Основ ценообразования регулятором на основе бухгалтерского учета и статистической отчётности за предыдущие периоды регулирования произведена иная оценка данных расходов.
Регулятором так же исключены из указанных расходов 50 тыс.руб. на материалы как экономически необоснованных на основании пп. "е" и "л" Правил регулирования тарифов ввиду не предоставления экономически обоснованных исходных данных и копии документов, подтверждающих проведение закупок и необходимость несения данных затрат по регулируемой деятельности.
Из 123,35 тыс.руб. расходов на обучение работников, повышение квалификации только 13,64 тыс.руб были приняты регулятором и исключены 109,71 тыс.руб. на основании пп. "е" и "л" Правил регулирования тарифов, а 13,64 тыс.руб. учтены на уровне 2017 года, поскольку в предыдущем периоде были подтверждены с учетом индекса цен производителей промышленной продукции на 2018 год и сложилась указанная сумма.
Заявленные 3,2 тыс.руб. на охрану труда, страхование, аттестацию, медосмотры, а так же 52 тыс.руб. на приобретение 1С на 10 рабочих мест и исключенных регулятором в полном объеме поскольку не было представлено ни экономически обоснованные исходные данные ни копии документов подтверждающих закупки, что и послужило их исключению на основании пп. "е" и "л" Правил регулирования тарифов.
В отношении заявленных административным истцом расходов на страхование производственных объектов в случаях предусмотренных законодательством судом не установлено какое либо нарушение поскольку данные затраты при установлении тарифа не заявлялись.
Из 355,22 тыс.руб. на информационные, консультационные, юридические и аудиторские услуги 301,72 тыс.руб. исключенных регулятором поскольку не было представлено ни экономически обоснованные исходные данные, ни копии документов, подтверждающих закупки, что и послужило их исключению на основании пп. "е" и "л" Правил регулирования тарифов. Таким образом регулятором учтены 53,5 тыс.руб. исходя из сложившегося и подтвержденного факта за предыдущие периоды и с учетом индексов цен производителей промышленной продукции на 2017 и 2018 года – 104,8 % и 103,6% соответственно.
Аналогичная ситуация сложилась и в отношении услуг связи и интернета где 74,11 тыс.руб. регулятором были исключены, и 19,49 тыс.руб. включены, а так же в отношении заявленных административным истцом арендных платежей за имущество, являющегося основными производственными фондами поскольку все подтвержденные арендные платежи регулятором учтены.
Оснований для признания того, что базовый уровень операционных расходов на 2018 год установлен в размере 10001,2 тыс.руб. регулятором с нарушением п.31 Методических указаний нет.
В соответствии с пунктом 31 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы: расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи и интернета, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесенных к расходам на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и расходам на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя и рассчитываемые согласно пунктам 14 - 15 Основ ценообразования; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала; общехозяйственные расходы; расходы на текущий и капитальный ремонт объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, страхование ответственности концессионера, частного партнера, в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями, а также расходов на страхование рисков гибели объектов, создаваемых по таким соглашениям; прочие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с главой III Методических указаний.
При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования за который имеются фактические данные, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Положения п. 31 Методических указаний Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в полном объёме выполнены.
Оснований не согласиться с указанной позицией, основанной на правильном применении норм права регулирующих данные отношения и так же на фактических обстоятельствах дела судом не установлено, о чем так же свидетельствует отсутствие и в плане закупок и отсутствие в единой информационной системе закупок соответствующей информации о заявленных закупках, что и было учтено регулятором.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу что оспариваемым приказом 24/5 не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, при принятии нормативного правового акта соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, как и соблюдены форма и вид нормативного правового акта, процедура его принятия и введения в действие. Кроме того оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в том числе и положениям п.2 ст. 24.9 закона, п. 16 -18, 30, 44, 48 Основ ценообразования, п. 23, 24 Правил регулирования тарифов и Методическим указаниям.
В отношении приказа 9/2 судом установлено следующее.
Согласно п. 6 ст. 24.9 закона тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном Основами ценообразования (п. 9 ст.23 закона).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 29 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку, регулируемой организации включаются планируемые расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 этого же закона).
Как следует из пунктов 1, 2 и 4 статьи 16.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", платежной базой для исчисления названной платы является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления, которая определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля с учетом лимитов на размещение отходов производства и потребления и их превышения.
Предусмотренные пунктом 2 статьи 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления установлены по классу их опасности постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 913.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяемые с ДД.ММ.ГГГГ.
В пункте 3 указанного Постановления рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации, в 2-месячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением.
Пунктом 43(1) Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности.
Учитывая, что основанием для принятия приказа 9/2 послужило только изменение ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду которая включается в необходимую валовую выручку административного истца то Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики законно принят указанный приказ который не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, при принятии которого соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия указанного министерства, как и соблюдены форма и вид, процедура его принятия и введения в действие, а так же соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оснований для повторного анализа заявленных административным истцом в административном иске затрат в составе производственных и административных расходов у регулятора не имелось.
В отношении приказа 13/12 судом установлено следующее.
Основанием для принятия указанного приказа 13/12 послужило то, что органом регулирования утверждена инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами административного истца на 2019-2028 года приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№.
При этом пунктом 54 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год с учетом источников финансирования, определенных данной инвестиционной программой. Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).
По результатам рассмотрения представленных документов и проведенной регулятором экспертизы и был принят оспариваемый приказ 13/12.
В данной ситуации экспертом проведен анализ величины нормативной прибыли и указанной инвестиционной программы, что нашло своего отражения в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ, и увеличена величина нормативной прибыли на 13 000 тыс.руб. в 2019 году которые предусмотрены указанной инвестиционной программой.
При таких обстоятельствах Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики законно принят указанный приказ который не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, при принятии которого соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия указанного министерства, как и соблюдены форма и вид, процедура его принятия и введения в действие, а так же соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оснований для повторного анализа заявленных административным истцом в административном иске затрат в составе производственных и административных расходов у регулятора не имелось.
Доводы административного истца основаны на ошибочном толковании норм права, так же не основаны на фактических обстоятельствах административного дела и подлежат отклонению по тем основаниям по которым суд пришёл к выводу об обоснованности позиции административного ответчика о чем указано было ранее.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований следует отказать.
С учетом положений ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию административному ответчику в течении десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО "Спецэкосервис" к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании недействующими:
приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы";
предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", с календарной разбивкой установленных приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы" в редакции Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 9/2;
предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", с календарной разбивкой установленных приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 24/5 "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляемое обществом с ограниченной ответственностью "Спецэкосервис", на 2018 - 2020 годы" в редакции Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 13/12
Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Захарчук