НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 12.11.2021 № 3А-424/2021

Дело (суд первой инстанции)

уникальный идентификатор дела

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2021 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре Олюниной Т.В.,

с участием:

прокурора – Бузанаковой Е.Б.,

представителя административного истца Коробейникова Л.А.Липиной В.В.,

представителя Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Стяжкина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коробейникова Л. А. о признании недействующими в части нормативных правовых актов Правительства Удмуртской Республики,

установил:

постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ«Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее – Постановление ) утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год).

Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на официальном сайте Главы У. Республики и П. У. Республики http://www. udmurt.ru и ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

ДД.ММ.ГГГГ Постановление зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU18000201901194.

Пунктом 1 названного постановления утвержден прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

В силу пункта 3 Постановления оно вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Постановление действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, которыми в Перечень на 2020 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 6577.

Согласно пункту 6577 в Перечень на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым , расположенный по <адрес>

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее – Постановление ) утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год).

Данное постановление ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.

ДД.ММ.ГГГГ Постановление зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU18000202001110.

Пунктом 1 названного постановления утвержден прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О налоге на имущество организаций в У. Республике».

В силу пункта 3 Постановления оно вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Постановление действует в редакции постановлений П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, внесенными решениями Верховного суда У. Республики от ДД.ММ.ГГГГа-115/2021, от ДД.ММ.ГГГГа-134/2021, от ДД.ММ.ГГГГа-202/2021, от ДД.ММ.ГГГГа-187/2021, от ДД.ММ.ГГГГа-234/2021, которым в Перечень на 2021 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта 8107.

Согласно пункту 8107 в Перечень на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером 18:26:020925:134, расположенный по <адрес>

Коробейников Л.А. (далее – административный истец), являясь собственником указанного объекта недвижимости, обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующим пункт 6577 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства УР отДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» с момента принятия и пункт 8107 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» с момента принятия, указывая, что документы технического учета не подтверждают соответствие спорного здания установленным требованиям статьи 378.2 НК РФ, фактическое обследование путем осмотра спорного объекта недвижимости не проводилось. Включение здания в Перечни на 2020, 2021 годы только по виду разрешенного использования противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П.

Административный истец полагает, что принадлежащее ему нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2020 и 2021 годы, поэтому оспариваемые в части нормативные правовые акты нарушает его права, так как незаконно возлагает на него обязанность уплатить имущественный налог в порядке статьи 378.2 НК РФ.

В судебное заседание Коробейников Л.А. не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель административного истца Липина В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, а также в письменных объяснениях.

Представитель административного ответчика – Правительства Удмуртской Республики, заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Стяжкин А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. При этом указал на то, что основанием для включения объекта в оспариваемые Перечни послужил вид разрешенного использования земельного участка – «бизнес-центры». Объект недвижимости соответствует условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ. В постановлении Конституционного суда РФ -АП сказано, если земля находится в собственности, то у собственника имеется возможность переоформить вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с фактическим использованием объекта недвижимости.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту 2 «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В связи с чем, суд признает, что на основании положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, который на момент принятия Постановления и Постановления обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения вышеназванных нормативных правовых актов.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела участники процесса не ставили под сомнение компетенцию Правительства Удмуртской Республики на принятие оспариваемых нормативных правовых актов.

Постановление , Постановление подписаны Председателем Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ размещены на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций. Следовательно, введены в действие, опубликованы и зарегистрированы в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике, в установленном порядке.

Постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Пунктом 6577 в Перечень на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым , находящийся по <адрес>

Постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

Пунктом 8107 в Перечень на 2021 год включен объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:020925:134, находящийся по <адрес>

По данным Единого государственного реестра объект недвижимости, назначение: нежилое здание, с кадастровым поставлен на кадастровым учет ДД.ММ.ГГГГ. Собственником здания является Коробейников Л.А.

На момент утверждения оспариваемых Перечней, объект недвижимости располагался на земельном участке с кадастровым , площадью 1506 кв.м., имеющем разрешенное использование: Бизнес-центры, офисные центры (Зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки).

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Проанализировав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о неправомерном включении объекта с кадастровым номером 18:26:020925:134 в Перечень на 2020 год, Перечень на 2021 год, исходя из следующего.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом;2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числе очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Удмуртской Республики.

Из положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Налог на имущество физических лиц на территории города Ижевска урегулирован Решением Г. Д.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ижевск», в соответствии с которым этот налог в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Согласно статье 378.2 НК РФ для признания законным включение объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления его соответствия одному из условий, указанных в пунктах 3-4.1 или подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 названной статьи.

Административно-деловым центром в силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

-здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

-здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

-здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

-здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

-фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из положений пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

-здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

-фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 названной статьи в ее целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Статьей 1.1. Закона У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О налоге на имущество организаций в У. Республике» (далее - Закон У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 указанного Закона, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов У. Республики, государственных учреждений У. Республики, органов местного самоуправления в У. Республике и созданных ими муниципальных учреждений);

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый П. У. Республики (часть 2 статьи 1.1 Закон У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое здание признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового или торгового центра или фактически используется для данных целей или расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Основанием для включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2020 года и в Перечень на 2021 год послужил вид разрешенного использования земельного участка.

На момент приятия оспариваемых в части нормативных правовых актов объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:020925:134 находился на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020925:48, общей площадью 1506 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Бизнес-центры, офисные центры (Зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки). Дата внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым принадлежит на праве собственности административному истцу Коробейникову Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым , расположенного <адрес> разрешенное использование: физкультура и спорт. Физкультурно-оздоровительный комплексы, спортивные комплексы и залы, бассейны, спортивные площадки и иные спортивные объекты районного значения (Зона многоэтажной многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки (ЖД1-1)).

Согласно разрешению на строительство -«119» от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение выдано на строительство Административного здания, расположенного по <адрес>

ДД.ММ.ГГГГКоробейникову Л.А. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU18303000-354 Административного здания, расположенного <адрес>

В Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ были внесены сведения об объекте недвижимости: нежилое здание, назначение: нежилое здание, 4-этажное (подземных этажей – 1), общая площадь 1877.1 кв.м., кадастровый . Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано за Коробейниковым Л.А.ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной административным истцом Проектной документации (раздел 4. Конструктивные и объемно-планировочные решения 42/11-КР. Том 2, 2011 год) усматривается, что при строительстве здания были запланированы помещения, имеющие следующее назначение:

Подвал: техническое помещение, электрощитовая, венткамера, комната уборочного инвентаря, дез.растворов и моющих средств, тамбур, лестничная клетка, тамбур, тамбур-шлюз с подпором воздуха, сан.узел, комната уборочного инвентаря.

Первый этаж: тамбур, комната охраны, вестибюль/коридор, офисное помещение, санузел, котельная, лестничная клетка, подсобное помещение, технический кабинет, коридор, комната хранения уборочного инвентаря, санузел для сотрудников, процедурная кабинета МРТ, комната персонала, вестибюль, подготовительная пациента при кабинете МРТ, комната управления, кабинет, процедурная, зона ожидания, раздевалка, регистратура, холл, коридор, три кабинета врача, помещение временного хранения мед.отходов, две лестничные клетки.

Второй этаж: два нежилых помещения, рабочий кабинет, коридор три сан.узла, комната уборочного инвентаря, дез.растворов и моющих средств, две лестничные клетки, три рабочих кабинета.

Третий этаж: три нежилых помещения, коридор, три сан.узла, комната уборочного инвентаря, дез.растворов и моющих средств, две лестничных клетки.

Из имеющегося в материалах дела договора аренды №1ЧКА-17 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Коробейниковым Л.А. и ООО «МРТ Групп», из которого следует, что Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает за плату во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 264 кв.м. (номера на поэтажном плане 1 этажа: 9-28. Объект аренды используется под организацию и размещение медицинского диагностического центра. Срок аренды – по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме этого, часть нежилых помещений второго этажа площадью 130 кв.м. сдавалась в аренду для проведения занятий йоги (договор аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ).

Из объяснений представителя административного истца следует, что деления здания на отдельные помещения административный истец завершил в 2020 году, после чего ООО «Кадастр 18» составлен технический паспорт здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в здании отсутствуют помещения, имеющих офисное, торговое назначение или наименование.

Из анализа вышеназванных письменных доказательств следует, что спорный объект не отвечает признакам офисного центра ни по наименованию, ни по его фактическому использованию.

Как указано выше, спорное здание включено в оспариваемые Перечни исходя из вида разрешенного использования земельного участка – Бизнес-центры, офисные центры.

Вместе с тем, вышеназванные виды разрешенного использования земельного участка не являются однозначно определенными, поскольку исходя из буквального прочтения допускают размещение одного объекта недвижимости - здания смешанного назначения, как офисного либо бизнес-центра, то есть не позволяет сделать вывод о размещении исключительно офисных помещений.

Кроме этого, Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Г. Д.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для зоны многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки ЖД1-1 основным видом разрешенного использования земельного участка в числе прочих предусмотрено: «Бизнес-центры, офисные центры», а в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка предусмотрено размещение врачебных кабинетов (код 10.200 Таблицы 2 Правил).

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 32-П; Определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О и -О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.

Взимание налога исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Данная позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, согласно которой подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

Учитывая изложенное, формальное расположение объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020925:48, когда один из видов разрешенного использования предусматривает размещение офиса, без установления предназначения и фактического использования здания, не может служить основанием для отнесения спорного здания к объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, содержание вида разрешенного использования земельного участка должно выясняться с учетом фактического использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества, а именно: размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.

Между тем, предусмотренных налоговым законодательством данных о том, что включенный в Перечни на 2020, 2021 годы объект недвижимости соответствует иным критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ (нежилое здание является административно-деловым или торговым центром), в материалах дела нет. Фактическое использование здания по состоянию на дату утверждения оспариваемых Перечней, в соответствии с Положением о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ не устанавливалось, следовательно, здание с кадастровым номером 18:26:020925:134 не могло быть включено в Перечни на 2020, 2021 годы.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что положения нормативных правовых актов в оспариваемой части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 НК РФ, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исчисляемой, ввиду их включения в Перечень на 2020 год и 2021 год, из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия Постановления и Постановления в оспариваемых частях требованиям статьи 378.2 НК РФ, то это является основанием удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации -П от ДД.ММ.ГГГГ.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношение названного ранее объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Коробейникова Л. А. о признании недействующими в части нормативных правовых актов Правительства Удмуртской Республики удовлетворить.

Признать недействующим пункт 6577 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства УР отДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» с момента принятия.

Признать недействующим пункт 8107 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» с момента принятия.

Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Верховного суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья