НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика) от 07.11.2016 № 7-520/2016

Судья Касаткина А.В. Дело № 7-520/2016

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 7 ноября 2016 года жалобу М.Л.А. на решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 4 октября 2016 года, которым постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике №2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении <данные изъяты>М.Л.А. по ст. 15.15.6 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба М.Л.А. – без удовлетворения

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике Ивановой И.М. от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>М.Л.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

М.Л.А., не согласившись с указанным постановлением, обратилась с жалобой в Игринский районный суд Удмуртской Республики, в которой просила указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ по малозначительности.

Решением судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 4 октября 2016 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике №2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении <данные изъяты>М.Л.А. по ст. 15.15.6 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба М.Л.А. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, М.Л.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. Полагает, что при разрешении данного дела суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права.

В судебном заседании М.Л.А. и её защитник Зарипова А.Ф. доводы жалобы поддержали.

Представители Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике Ходырев С.М., Обухова Е.И. с жалобой не согласились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.

В соответствии со ст. 15.15.6 КоАП РФ нарушение порядка представления бюджетной отчетности (представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объект правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, связан с бюджетными правоотношениями, с нарушением надлежащего правопорядка в области бюджетной отчетности.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Статьей 13 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» установлены общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Пункт 2 статьи 1 указанного закона устанавливает, что бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Согласно ст. 3 указанного закона бухгалтерская (финансовая) отчетность – это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движение денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. Статья 13 указанного Федерального закона устанавливает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010г. № 191н.

Согласно п. 363 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкций по его применению, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010г. № 157н, забалансовый счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» предназначен для учета сумм переплат пенсий и пособий, возникших вследствие неправильного применения действующего законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок.

Письмом от 18.04.2014г. № 01-42/1921 Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики до всех начальников территориальных органов доведено требование об одновременном отражении сумм выявленных переплат на счете 120662000 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению» и на забалансовом счете 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок».

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике в Управлении социальной защиты населения в Игринском районе проведена выездная проверка использования средств субвенций, предоставленных их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007г. № 861, в рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» в 2015 году.

Проверкой установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 363 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, п. 152 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, учет выявленных сумм переплат ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возникших по вине получателей и в связи со смертью получателей в 2015 году на забалансовом счете 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» в общей сумму <данные изъяты> руб. не велся.

В нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 20 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета ф. 0503130 на 01.01.2016г.:

- по коду строки 160 забалансового счета 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» показатели занижены на сумму <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>) (КБК 843 1003 3015250 262);

- по коду строки 040 забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» завышены на сумму <данные изъяты> рублей (КБК 843 1003 3015250 262), что является искажением годовой бюджетной отчетности по состоянию на 01.01.2016г.На акт проверки должностные лица Управления социальной защиты населения в Игринском районе письменные возражения не представили, несмотря на наличие у них такого права.

Приказом начальника Управления социальной защиты населения в Игринском районе от ДД.ММ.ГГГГМ.Л.А. назначена на ведущую должность государственной гражданской службы <данные изъяты>. Приказом начальника Управления социальной защиты населения в Игринском районе от ДД.ММ.ГГГГМ.Л.А. назначена на должность <данные изъяты>.

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной начальником Управления социальной защиты населения в Игринском районе, <данные изъяты>: обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности (п. 2.10); обеспечивает формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности Управления социальной защиты населения в Игринском районе, его имущественном положении, доходах и расходах (п. 2.11); осуществляет контроль за законностью совершаемых операций (п. 2.19); несет дисциплинарную, административную, уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей (п. 4.1).

На представление Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике об устранении выявленных нарушений после проведенной проверки Управление социальной защиты в Игринском районе направило ответ, согласно которому: учет выявленных сумм переплат ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возникших по вине получателя и в связи со смертью получателей в сумме <данные изъяты> рублей поставлен на забалансовый счет 16 «Переплата пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок»; в целях исключения искажения бюджетной отчетности вся переплата ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возникшая по вине получателей и в связи со смертью получателей, выявленная в 2016 году в сумме <данные изъяты> рублей, поставлена на 16 забалансовый счет; переплата по умершим, учтенная на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» списана с 04 счета и поставлена на 16 забалансовый счет.

Факт совершения М.Л.А., как должностным лицом ответственным за ведение бухгалтерского учета, административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, подтвержден собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

При вышеизложенных обстоятельствах, судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что в действиях заведующей <данные изъяты>М.Л.А. содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Доводы о признании совершенного деяния малозначительным также обоснованно отклонены судьей районного суда, оснований для переоценки выводов судьи не имеется.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.

Вменяемое М.Л.А. правонарушение в области бюджетного законодательства, относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством в области бюджетной отчетности и бухгалтерского учета.

Иная оценка М.Л.А. обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда и незаконности вынесенного постановления и судебного акта.

Административное наказание назначено М.Л.А. в пределах санкции статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению бюджетного законодательства, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого судебного постановления.

Лицо, привлечено к административной ответственности в сроки, установленные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике Ивановой И.М. от ДД.ММ.ГГГГ и решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 4 октября 2016 года оставить без изменения, жалобу М.Л.А. – без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими право обжалования в порядке надзора.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова