НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 31.08.2018 № А-15/18

Дело а-15/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 31 августа 2018 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре Данзырын А.С.-М.,

с участием представителя административного истца – прокурора Республики Тыва Ооржак С.А., представителей административного ответчика – Службы по тарифам Республики Тыва ФИО1, ФИО2, представителя заинтересованного лица – Акционерного общества «Тываэнерго» ФИО3, представителя заинтересованного лица – Акционерного общества «Тываэнергосбыт» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Службе по тарифам Республики Тыва о признании не действующим полностью постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 29 декабря 2017 года № 68 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год»,

у с т а н о в и л :

прокурор Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнений) к Службе по тарифам Республики Тыва (далее - Служба по тарифам) о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим полностью постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 29 декабря 2017 года № 68 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год».

В обоснование иска указал на то, что прокуратурой республики проведена проверка экономической обоснованности и достоверности заявленных АО «Тываэнерго» расходов при утверждении (корректировки) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.

29 декабря 2017 года Службой по тарифам Республики Тыва вынесено постановление № 68 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год».

Данное постановление официально опубликовано на сайте Службы http://www.tarif.rtvva.ru 30.12.2017 года в соответствии с абзацем 3 статьи 4 Порядка опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов, утвержденного Законом Республики Тыва от 29.12.2001 года № 1277.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178.

Согласно Основам ценообразования, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Пунктом 87 Основ определено, что в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ), регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями.

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 17.02.2012 г. № 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ (далее — Методические указания).

Проверка обоснованности установления тарифов для АО «Тываэнерго» показала, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Тываэнерго» на 2018 год учтена НВВ на передачу электроэнергии в размере 1 374 943 тыс. руб., в том числе НВВ на содержание электрических сетей 1 163 997 тыс. руб., НВВ на оплату потерь 162 920 тыс. руб.

НВВ на содержание электрических сетей сложилась из подконтрольных расходов в сумме 581 396 тыс. руб. и неподконтрольных расходов в сумме 582 628 тыс. руб.

В составе неподконтрольных расходов АО «Тываэнерго» учтены расходы на оплату услуг ОАО «ФСК ЕЭС», энергию на хозяйственные нужды, плата за аренду имущества и лизинг, налог на прибыль и иные налоги, страховые взносы, расходы на содержание республиканских сетей, выпадающие доходы, амортизацию основных средств и прочие неподконтрольные расходы.

На основании п.11 Методических указаний неподконтрольные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-ro года долгосрочного периода регулирования.

Пунктом 15 Основ ценообразования определено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Проверкой установлено, что Службой при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год не исключены из расчетов экономически необоснованные неподконтрольные расходы АО «Тываэнерго»: по амортизации основных средств, по налогу на прибыль, на содержание электрических сетей Республики Тыва, по выпадающим доходам и аренде имущества.

1) Так, Службой при утверждении тарифов на 2018 год в НВВ учтены расходы на амортизацию в размере 71 848 000 руб., что не соответствует фактически исчисленной сумме амортизации за базовый период 2016 года в размере 61 418 183,5 руб. (отклонение 10 429 816,5 руб.).

2) Также в составе неподконтрольных расходов АО «Тываэнерго» на 2018 год учтены расходы на уплату налогов. Налог на прибыль утвержден на 2016 год в размере 25 515,3 тыс.руб., а фактически за 2016 год налог на прибыль исчислен в размере 2 071,5 тыс.руб. Следовательно, расходы в отношении налога на прибыль на 2016 год завышены на сумму 23 443,8 тыс. руб.

При утверждении тарифов на 2018 год Службой в расходах учтена сумма налога на прибыль в заявленном размере - 2 071 тыс.руб., тем самым не откорректированы излишне учтенные расходы по налогу на прибыль в 2016 году.

При этом при утверждении тарифов на 2016 год следовало учитывать фактические расходы организации за 2014 год, в частности фактически исчисленный налог на прибыль. На основании представленной в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год, налог на прибыль ОАО «Тываэнерго» за 2014 год исчислен в размере 0,00 руб., следовательно, завышенная сумма налога на прибыль 23 443,8 тыс. руб. не образовалась в предыдущий период.

Налогоплательщик в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации не может исчислить сумму налога на прибыль по бухгалтерскому учету в большем размере, чем по налоговому учету. При этом налогоплательщик при расчете налога на прибыль по бухгалтерскому учету может учесть больше расходов, чем по налоговому учету, следовательно, по бухгалтерскому учету налог на прибыль может быть только меньше, чем по налоговому учету.

3) Также проверкой обоснованности включения в тарифе организации на 2018 год прочих неподконтрольных расходов установлено следующее.

АО «Тываэнерго» в составе предложения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год предусмотрены следующие прочие неподконтрольные расходы на общую сумму 49 507,4 тыс. руб., с ростом к 2017 году на 101,1% (48 978,3 тыс. руб.).

Однако Службой при установлении тарифов на 2018 год предусмотрены прочие расходы на содержание республиканских сетей в составе неподконтрольных расходов в объеме, утвержденном в тарифе на 2017 год — в размере 38 035,0 тыс. руб., или не заявленные АО «Тываэнерго».

Между тем Основами ценообразования такой порядок расчета тарифа (утверждение не заявленных сетевой организацией расходов) не предусмотрен, согласно п. 7 раздела III. «Принципы и методы расчета цен (тарифов)» Основ ценообразования, предусмотрено исключение экономически необоснованных расходов из заявленных сетевой организацией.

Выборочная проверка правомерности произведенных расходов в 2017 году показала, что на документах по произведенным расходам не обозначены объекты проведенного техобслуживания в связи с отсутствием регулирования на нормативном уровне раздельного учета собственных и арендованных объектов (учетная политика) в составе неподконтрольных расходов, нет возможности определить правомерность произведенных расходов в отношении объектов электросетевого хозяйства Республики Тыва в размере 29 608,6 тыс.руб., или документально не подтверждено техническое обслуживание арендованных сетей.

4) Также проверкой обоснованности выпадающих доходов при установлении тарифов на 2018 год установлены следующие нарушения.

Порядок расчета выпадающих доходов приведен в Основах ценообразования и Методических указаниях по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 г. № 215-э/1.

При утверждении тарифов на 2018 год выпадающие доходы по расчетам АО «Тываэнерго» определены в 75 546,0 тыс.руб. Службой по тарифам выпадающие доходы уменьшены на 3 718,0 тыс. руб. и утверждены в сумме 71 828,0 тыс. руб.

Выборочной проверкой актов приемки выполненных работ установлено завышение стоимости выпадающих доходов на общую сумму 4 504,57 тыс.руб.

В нарушение ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», п. 87 Основ ценообразования, пунктов 3, 5 Примечаний к приложению № 1, пункта 7 Примечаний к приложению № 3 Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 г. № 215-э/1, АО «Тываэнерго» при расчете выпадающих доходов на плановый период 2018 года включены объемы работ по строительству трансформаторных подстанций, линий электропередач, построенных не в период 2014-2016 годов, а в 2012, 2013 и 2017 годах на общую сумму 4 504,57 тыс. руб.

Факт выполнения указанных работ в периоде трехлетней выборки (2014, 2015, 2016 гг.) документально не подтвержден.

5) Изучением в ходе проверки фактических затрат АО «Тываэнерго» по статье «плата за аренду имущества», включенных в неподконтрольные расходы при утверждении тарифов на 2018 год, также установлены следующие нарушения.

Так, в указанные расходы включены суммы по договорам аренды электросетевого хозяйства, за землю, за пользование зданиями, помещениями, землеустроительные работы, государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, аренда каналов связи.

В соответствии с бухгалтерскими документами фактические расходы АО «Тываэнерго» за аренду имущества составили 15 183 539,52 руб., тогда как Службой при утверждении тарифов на 2018 год приняты расходы в сумме 16 295 000,00 руб., следовательно, расходы в размере 1111 460,5 руб. не подтверждены документально и подлежат исключению.

Таким образом, при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год Службой по тарифам не приняты меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов АО «Тываэнерго».

Оспариваемое постановление Службы по тарифам является нормативным правовым актом и его применение нарушает интересы Российской Федерации, права и законные интересы граждан и юридических лиц, поскольку оно противоречит федеральному законодательству и приводит к завышению тарифов на коммунальные услуги, создает предпосылки к социальному напряжению в обществе.

В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик - Служба по тарифам Республики Тыва просит в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что нарушений при утверждении тарифов Службой не допущено. Постановление принято компетентным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при установлении тарифов использован метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Указанные в административном иске доводы административного истца сделаны без всестороннего и полного изучения материалов и действующего законодательства Российской Федерации, основания для признания оспариваемого постановления не действующим отсутствуют.

Заинтересованное лицо - АО «Тываэнерго» в своем письменном отзыве на иск указало, что в Законе об электроэнергетике введено понятие величины перекрестного субсидирования (абз.18 ст.3 Закона об электроэнергии). Установлено, что электрическая энергия может предоставляться по двум типам тарифов: для населения и приравненных к нему категорий потребителей, для которых тарифы устанавливаются на уровне ниже экономически обоснованных; для других категорий потребителей, в отношении которых тарифы установлены в размере, обеспечивающем компенсацию выпадающих доходов от субсидирования поставки электроэнергии населению. Особо подчеркивается, что применение таких тарифов является взаимообусловленным, то есть субсидирование поставки электроэнергии населению возможно лишь в ситуации, если другие потребители (хозяйствующие субъекты) платят за электричество по повышенным ценам. В оспариваемом постановлении Службы по тарифам предусмотрена ставка и величина перекрестного субсидирования, учтенная в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, применение оспариваемого постановления Службы по тарифам с учетом перекрестного субсидирования не может привести к завышению тарифа и в итоге не может привести к социальному напряжению обществе.

В судебном заседании представитель административного истца Ооржак С.А. поддержала административный иск и просила его удовлетворить.

Представители административного ответчика - Службы по тарифам Республики Тыва ФИО1 и ФИО2 с административным иском не согласились, просили отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица - АО «Тываэнерго» ФИО3 просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержал свой письменный отзыв на административный иск.

Представитель заинтересованного лица - АО «Тываэнергосбыт» ФИО4 просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержал свой письменный отзыв на административный иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1). С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан (часть 3).

Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 04 мая 2017 года N 200 «Об утверждении Положения о Службе по тарифам Республики Тыва и её структуры», Служба по тарифам Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, отнесённых к ведению Республики Тыва, в том числе по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 27 декабря 2017 года № 68 установлены единые (котловые) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2001 года N 1277 (в ред. от 17.02.2015 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва» официальным опубликованием нормативного правового акта органа исполнительной власти Республики Тыва считается первая публикация его полного текста в газетах "Тувинская правда", "Шын" или в приложениях к газетам "Тувинская правда" "Нормативные акты Республики Тыва", "Шын", "Тыва Республиканын хоойлу-дурумнери", либо первое размещение (опубликование) на официальном сайте органа исполнительной власти Республики Тыва.

Первоначальный текст оспариваемого постановления опубликован на официальном сайте Службы по тарифам http://www.tarif.rtvva.ru 30 декабря 2017 года.

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Судом установлено, что АО «Тываэнерго» осуществляет передачу электроэнергии по распределительным сетям на территории Республики Тыва.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Судом установлено, что регулирующим органом - Службой по тарифам Республики Тыва в качестве метода регулирования был выбран метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, что соответствует пункту 12 Основ ценообразования.

Согласно экспертному заключению Службы по тарифам Республики Тыва, необходимая валовая выручка АО «Тываэнерго» на передачу электрической энергии на 2018 год сложилась в размере 1 374 943 тыс.руб. при заявленном 2 412 495 тыс.руб., в том числе подконтрольные расходы в размере - 581 369 тыс.руб. при заявленном 581 369 тыс.руб. и неподконтрольные расходы - 582 628 тыс.руб. при заявленном 791 312 тыс.руб.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования (абзац 10 пункта 7).

Согласно пункту 16 Основ ценообразования, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 17 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 г. N 98-э, перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: 1) индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индекс потребительских цен); 2) размер активов, определяемый регулирующими органами; 3) величина неподконтрольных расходов; 4) величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861; 5) величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; 6) цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.

Административный истец указывает, что Службой при утверждении тарифов на 2018 год в НВВ учтены расходы на амортизацию в размере 71 848 000 руб., что не соответствует фактически исчисленной сумме амортизации за базовый период 2016 года в размере 61 418 183,5 руб. (отклонение 10 429 816,5 руб.).

В силу пункта 17 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ ценообразования).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации (пункт 27 Основ ценообразования).

Следовательно, в составе НВВ расходы на амортизацию с учетом результатов переоценки основных средств должны быть равны расходам на инвестиции.

Результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно - сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (пункт 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01).

В бухгалтерском учете добавочный капитал формируется на счете 83. По кредиту счета 83 "Добавочный капитал" отражается прирост стоимости внеоборотных активов (основных средств), выявляемый по результатам переоценки в корреспонденции со счетами учета, по которым определился прирост стоимости, в том числе по счету 02 «Амортизация основных средств»

Согласно данным бухгалтерского учета АО «Тываэнерго» за 2016 год, сумма амортизации за 2016 год составила 61 418 183,54 руб., результаты переоценки основных средств, отраженные на счете 83 «Добавочный капитал», составили 483 682 807,86 руб. (приложение № 1.7 к отзыву АО «Тываэнерго»).

Приказом Минэнерго России от 27.10.2017 г. № 6@ на 2018 год были утверждены расходы АО «Тываэнерго» на инвестиции в сумме 71,85 млн. руб. (приложение № 1.8 к отзыву АО «Тываэнерго»).

Таким образом, Служба по тарифам Республики Тыва в составе НВВ на услуги по передаче электроэнергии обоснованно учла планируемый на 2018 год размер амортизации с учетом результатов переоценки основных средств утвержденной приказом Минэнерго России инвестиционной программы АО «Тываэнерго» на 2018 год в размере 71 848 тыс.руб., а не фактически начисленную за предыдущие годы без учета результатов переоценки, что соответствует положениям статьи 27 Основ ценообразования.

Также административным истцом в административном иске указывается на то, что в составе неподконтрольных расходов АО «Тываэнерго» на 2018 год учтены расходы на уплату налогов. Вместе с тем налог на прибыль утвержден на 2016 год в размере 25 515,3 тыс.руб., а фактически за 2016 год налог на прибыль исчислен в размере 2 071,5 тыс.руб. Следовательно, расходы в отношении налога на прибыль на 2016 год завышены на сумму 23 443,8 тыс.руб. При утверждении тарифов на 2018 год Службой в расходах учтена сумма налога на прибыль в заявленном размере 2 071,5 тыс.руб., тем самьм не откорректированы излишне учтенные расходы по налогу на прибыль в 2016 год. При этом при утверждении тарифов на 2016 год следовало учитывать фактические расходы организации за 2014 год, в частности фактически исчисленный налог на прибыль. На основании представленной в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год, налог на прибыль ОАО «Тываэнерго» за 2014 год исчислен в размере 0,00 руб., следовательно, завышенная сумма налога на прибыль 23 443,8 тыс.руб. не образовалась в предыдущий период.

Согласно пункту 20 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Таким образом, в составе НВВ на 2016 год надлежало учесть налог на прибыль согласно данным бухгалтерского учета за 2014 год (тарифные решения на 2016 год принимались в 2015 году, следовательно, последним истекшим периодом является 2014 год).

В бухгалтерском учете расходы по налогу на прибыль отражаются проводкой дебет счета 99 / кредит счета 68 (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»). По данным бухгалтерского учета АО «Тываэнерго» за 2014 год совокупные обороты по этим проводкам составили 25 млн. руб. (Приложение №9 отзыва Службы). Следовательно, Служба правомерно учла в тарифном решении на 2016 год расходы по налогу на прибыль в размере 25 515,3 тыс.руб.

При принятии тарифного решения на 2016 год Служба учла отрицательное значение корректировки неподконтрольных расходов (с учетом экономии и фактических расходов, не учтенных при тарифном регулировании по всем статьям) в сумме 9 592 тыс. руб. (Приложение № 10 отзыва Службы). Однако совокупный результат корректировок, предусмотренных Методическими указаниями № 98-э сложился положительный - в сумме 112 094 тыс. руб. (Приложение №11 Службы).

Включение в состав НВВ величины корректировок ниже, чем предусмотрено Методическими указаниями № 98-э, указывает на действия Службы, направленные на сдерживание роста тарифов.

Также административный истец указывает, что АО «Тываэнерго» в составе предложения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год предусмотрены следующие прочие неподконтрольные расходы на общую сумму 49 507,4 тыс.руб., с ростом к 2017 году на 101,1% (48 978,3 тыс.руб.). Однако Службой на основании экспертного заключения при установлении тарифов на 2018 год предусмотрены прочие расходы на содержание республиканских сетей в составе неподконтрольных расходов в объеме, утвержденном в тарифе на 2017 год - в размере 38 035,0 тыс.руб., или не заявленные АО «Тываэнерго». Между тем Основами ценообразования такой порядок расчета тарифа (утверждение не заявленных сетевой организацией расходов) не предусмотрен, согласно п. 7 раздела 3 «Принципы и методы расчета цен (тарифов)» Основ ценообразования предусмотрено исключение экономически необоснованных расходов из заявленных сетевой организацией.

Пунктом 3 Основ ценообразования установлено, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Необходимой валовой выручкой на содержание электрических сетей учитываются неподконтрольные расходы, включающие в себя расходы, связанные с арендой объектов электросетевого хозяйства (пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э).

Судом установлено, что в 2017 году (как и в 2016 году) АО «Тываэнерго» заключало договоры аренды электросетевого имущества Республики Тыва в целях обеспечения их эксплуатации и оказания услуг по передаче электроэнергии в комплексе организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства сетей потребителям в Республики Тыва.

Таким образом, АО «Тываэнерго» владеет электрическими сетями Республики Тыва на законном основании - на праве аренды.

АО "Тываэнерго" соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».

Поскольку АО «Тываэнерго», как единственная сетевая организация на территории Республики Тыва, через арендуемые электросетевые объекты осуществляет передачу электроэнергии, то АО «Тываэнерго» обязано осуществлять техническую эксплуатацию этих электрических сетей, поддерживать их в исправном состоянии, устранять аварии, выполнять работы по пресечению противозаконных действий потребителей и т.д.

Согласно положениям договоров, заключенных АО «Тываэнерго» с ГУП РТ «УК ТЭК-4», арендатор осуществляет техническую эксплуатацию и ремонты арендуемых электросетевых объектов (Приложение №14 отзыва Службы). В связи с этим АО «Тываэнерго» ежегодно выполняет следующие работы: оперативно-диспетчерское управление, удаление «набросов» на провода, оформление фактов безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии, учет количества переданной (полученной) электрической энергии, определение потерь электроэнергии при ее передаче, ремонты.

Перечисленные работы подтверждаются первичными документами: журналами оперативно-диспетчерской службы, актами безучетного и бездоговорного потребления, актами ограничения электроснабжения потребителей, данными базы учета полезного отпуска электроэнергии, расчетами затрат на компенсацию потерь электроэнергии и другими документами.

Таким образом, включение в состав необходимой валовой выручки АО Тываэнерго» расходов на эксплуатацию арендуемых электросетевых объектов, принадлежащих Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, соответствует нормам законодательства РФ, поскольку из представленных документов следует, что в рамках своей деятельности АО «Тываэнерго» заключает договоры аренды электросетевого имущества Республики Тыва, как единственная организация на территории Республики Тыва, осуществляющая через арендуемые электросетевые объекты передачу электроэнергии.

Следовательно, на основании пункта 3 Основ ценообразования, при расчете тарифов на услуги по передаче электроэнергии Служба правомерно учла расходы на эксплуатацию и ремонт арендуемых электросетевых объектов.

Также административный истец указывает, что выборочной проверкой актов приемки выполненных работ установлено завышение стоимости выпадающих доходов на общую сумму 4 504,57 тыс.руб. в связи с включением в расчет выпадающих доходов объемов работ по строительству трансформаторных подстанций, линий электропередач, построенных не в период 2014-2016 годов, а в 2012, 2013 и 2017 годах на общую сумму 4 504,57 тыс. руб.

Согласно экспертному заключению Службы при утверждении тарифов на 2018 год, выпадающие доходы по расчетам АО «Тываэнерго» составили 75 546,0 тыс.руб.

Службой по тарифам РТ выпадающие доходы уменьшены на 3 718,0 тыс.руб. и утверждены в сумме 71 828,0 тыс.руб.

Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2014 г. № 215-э/ в качестве источника информации определены только два документа - выполненные договоры о технологическом присоединении и акты о технологическом присоединении. При этом иные виды договоров (например, подряда, трудовые и т.д.) или актов (КС-2, КС-3, акты приема- передачи имущества и т.д.) в Методических указаниях № 215-э/1 не предусмотрены. Следовательно, доводы административного истца применять в качестве источника информации документы, которые не предусмотрены законодательством, несостоятельны.

Таким образом, Службой по тарифам Республики Тыва при утверждении тарифов на 2018 год расчет выпадающих доходов выполнен на основании надлежащих исходных документов (выполненных договоров о технологическом присоединении, подтвержденных актами о технологическом присоединении).

Также административный истец указывает, что при утверждении затрат общества по статье «Плата за аренду имущества», включенных в неподконтрольные расходы при утверждении тарифов на 2018 год установлены нарушения законодательства, а именно в соответствии с бухгалтерскими документами фактические расходы АО «Тываэнерго» за аренду имущества в 2016 году составили 15 183 539,52 руб., тогда как Службой при утверждении тарифов на 2018 год приняты расходы в сумме 16 295 000,00 руб. Следовательно, расходы в размере 1 111 460,5 руб. не подтверждены документально и подлежат исключению.

Судом установлено, что по представленной АО «Тываэнерго» информации за 2016 год расходы на аренду имущества составили 15183539,52 руб. При утверждении тарифов на 2018 год Службой приняты расходы в сумме 16295000,00 руб. с учетом показателя индекса потребительских цен.

В силу пункта 34 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, включаются расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в размере, определяемом регулирующими органами.

Пунктом 49 Положений по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н, установлено, что основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации. Изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов раскрываются в приложениях к бухгалтерскому балансу. Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Основами ценооборазования также установлена обязанность регулирующих органов при установлении тарифов учитывать макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие годы при установлении тарифов (пункт 64)

Методология организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов роста потребительских цен установлена разделом II приказа Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2014 года N 734, которым утверждена Официальная статистическая методология организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, согласно которой индекс потребительских цен на товары и услуги (далее - ИПЦ) используется в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и может применяться в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, изучения динамики социально-экономических явлений, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров и т.д.

Индекс потребительских цен в 2017 году составил 103,9%, в 2018 – 104,0%.

Учитывая изложенное, расчет расходов по статье затрат «Плата за аренду имущества» Службой по тарифам РТ произведен правомерно, исходя из расходов на аренду имущества за 2016 год с учетом индекса потребительских цен на 2017 и 2018 годы (15 183 539,52 х 103,9% х 104,0% = 16 295 000,00 руб.).

Таким образом, оспариваемое постановление Службы по тарифам Республики Тыва соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 29 декабря 2017 г. № 68 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год" не действующим не имеется.

При этом ходатайство представителя административного истца о назначении судебной экспертизы по делу на предмет определения (расчета) размера экономически необоснованных расходов по статьям затрат «Амортизация основных средств», «Налог на прибыль», «На содержание электрических сетей Республики Тыва», «Выпадающие доходы по технологическому присоединению», «Аренда имущества» судом отклонено ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу.

Как указано в части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.

Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в совокупности.

Учитывая характер заявленных требований об оспаривании нормативного правового акта, объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства административного истца о назначении по делу судебной экспертизы ввиду отсутствия для этого достаточных оснований.

Доводы административного истца в обоснование заявленных требований и собранные по делу письменные доказательства оценены судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с применением норм действующего законодательства в сфере электроэнергетики.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства Службой по тарифам Республики Тыва заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с признанием оспариваемого постановления утратившим силу.

Судом установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 года № 534 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с продлением особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка. Постановление вступило в силу 12 мая 2018 года. Пунктом 4 указанного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов поручено до 30 июня 2018 года принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2018 года с учетом пункта 5 настоящего постановления и пункта 38(1) Основ ценообразования: а) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей; б) индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии; в) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Во исполнение пункта 5 названного постановления Федеральной антимонопольной службой приказом от 21 июня 2018 года № 841/18 внесены изменения в приложение № 1 к приказу ФАС России от 19 декабря 2017 года № 1747/17 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2018 год».

Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 29 июня 2018 года №10 признано утратившим силу постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 29 декабря 2017 года N 68 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год" и установлены на 2018 год единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва согласно приложению к настоящему постановлению. (Опубликовано на официальном сайте Службы по тарифам РТ http://tarif.rtyva.ru, 02.07.2018 г.).

Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Поскольку материалами дела подтверждается применение тарифов, установленных оспариваемым постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 27 декабря 2018 года № 68, что сторонами не оспаривается, то оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Службе по тарифам Республики Тыва о признании не действующим полностью постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 29 декабря 2017 года № 68 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва на 2018 год» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 5 сентября 2018 года.

Судья Т.В. Кунгаа