НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 29.04.2019 № 3А-2/19

Дело № 3а-2/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 29 апреля 2019 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре Данзырын А.С.-М.,

с участием прокурора Чадамба Д.О., представителя заинтересованного лица – МРИ ФНС России №1 по Республике Тыва ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Грузовое автомобильное акционерное общество № 2» к Министерству земельных и имущественных отношений по Республике Тыва о признании недействительным пункта 19 распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Тыва от 28 декабря 2017 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - министерство) от 28 декабря 2017 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», размещенным на официальном сайте министерства (www.mziort.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень).

Согласно пункту 19 данного Перечня, комплекс сооружений, общей площадью ** кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: **, (далее - спорное здание), является объектом недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Открытое акционерное общество «Грузовое автомобильное акционерное общество № 2» (далее - ОАО «ГААО-2»), собственник названного выше комплекса сооружений, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведенной нормы в части, обосновывая свою позицию тем, что спорное здание не обладает признаками объектов недвижимого имущества, приведенных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку не подпадает под определение «отдельно стоящее здание», считает, что Перечень принят в нарушение требований Налогового кодекса РФ, следовательно, противоречит имеющему большую силу законодательству и нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В письменном возражении на административное исковое заявление административный ответчик - Министерство земельных и имущественных отношений по Республике Тыва просит отказать в удовлетворении административного иска, указывая, что исходя из анализа ст. 378.2 Налогового кодекса РФ для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения), сооружения объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Спорный комплекс сооружений представляет из себя ряд строений, которые фактически используются административным истцом для извлечения прибыли: здания сдаются в аренду для размещения автосервиса, организаций по торговле автомобильным маслом, торговым оборудованием, такси и т.д. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемый Перечень на 2018 год на основании ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. ОАО ГААО-2, занимая земельный участок с назначением под производственную базу под комплексом сооружений, который используется под торговые объекты, обладает реальными возможностями по извлечению доходов, однако, уклоняясь от уплаты налогов, может нанести ущерб бюджету республики.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва по доверенности ФИО1 с административным иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать.

Представители административного истца – ОАО «ГААО-2», административного ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Тыва, заинтересованного лица – Мэрии г. Кызыла Республики Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителя заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций, являющийся региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения его в действие законом субъекта Российской Федерации обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 12, 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Из содержания статей 12, 14, 32 Налогового кодекса РФ следует, что устанавливая региональный налог, субъект Российской Федерации самостоятельно определяет: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. При установлении налога законами субъекта Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 "Налог на имущество предприятий" Налогового кодекса РФ, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

1 января 2017 г. является единой датой начала применения на территории Республики Тыва порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (Закон Республики Тыва от 30 ноября 2016 г. N 231-ЗРТ).

Законом Республики Тыва от 27.11.2003 № 476 ВХ-1 «О налоге на имущество организаций» определяются ставки, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций на территории Республики Тыва.

В соответствии с ч.1 ст. 1.1 названного Закона (в редакции Закона Республики Тыва от 30.11.2016 N 232-ЗРТ), налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1500 квадратных метров и помещений в них определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.

Перечень объектов недвижимого имущества на налоговый период, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяет, в соответствии с подпунктами один, три пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода. Перечень объектов недвижимости подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как указано в части 8 статьи 213, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ и разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследовании других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с ч.2 ст. 1.1 Закона Республики Тыва от 27.11.2003 № 476 ВХ-1 (в редакции Закона Республики Тыва от 30.11.2016 N 232-ЗРТ) перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 28 декабря 2017 года № «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

В пункте 19 данного Перечня указан комплекс сооружений, расположенный по адресу **, с кадастровым номером , площадью ** кв.м.

Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, обязанность публиковать утвержденный Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем (самостоятельном) порядке, законом не установлена, на уполномоченный орган возложена обязанность разместить этот Перечень на официальном сайте уполномоченного органа и направить его в адрес налогового органа.

Это требование закона Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва исполнено, оспариваемое распоряжение от 28.12.2017 года № 593 опубликовано на официальном сайте министерства (www.mziort.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается ответом на запрос суда Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Тыва от 16.04.2019 № 114-1203 и распечаткой с сайта министерства, и направлено в адрес УФНС по Республике Тыва.

Вместе с тем из ответа Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Тыва от 22.04.2019 № 114-1265 следует, что установить дату опубликования оспариваемого в части распоряжения не представилось возможным по техническим причинам, что не является безусловным основанием для признания порядка опубликования оспариваемого распоряжения незаконным.

В силу пункта 4 статьи 1 и пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с поименованным кодексом, которые вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 того же кодекса.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4 этого же кодекса).

Исходя из содержания статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, утверждается постановлением, приказом либо распоряжением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов, не содержит норм, регулирующих вопросы налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы, следовательно, не относится к нормативным правовым актам, принимаемым субъектом Российской Федерации в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которой налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания, закрепляются исключительно законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства позволяют суду сделать вывод, что оспариваемое в части распоряжение от 28.12.2017 года № 593 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из ответа на запрос суда Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 26.04.2019 года № 114-1335 судом установлено, что порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 вышеназванной статьи, в Республике Тыва не принимался.

Из письменного возражения административного ответчика следует, что основанием для включения спорного здания в Перечень послужило фактическое использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год спорное здание - комплекс сооружений, принадлежащее на праве собственности ОАО ГААО-2, включено как торговый объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: **, площадью ** кв.м. (пункт 19 Перечня).

В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ указано, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно уставу ОАО «ГААО-2», утвержденному решением общего собрания акционеров ОАО «ГААО-2» от 28 мая 2002 года, зарегистрированному постановлением председателя Администрации г. Кызыла за № от 31 мая 2002 года, ОАО «ГААО-2» является юридическим лицом, действующим на основании устава и законодательства Российской федерации, целью которой является извлечение прибыли.

Судом на основании свидетельства о государственной регистрации права от 14 июня 2012 года установлено, что собственником комплекса сооружений: Литер А – проходная, двухэтажное здание общей площадью ** кв.м., Литер Б - одноэтажный каменный гараж общей площадью ** кв.м., Литер Б1 – одноэтажный каменный гараж общей площадью ** кв.м., Литер Б2 – склад общей площадью ** кв.м., Литер Б3 – административные помещения, расположенные на 2 этаже бутового здания общей площадью ** кв.м., Литер Б4 – сауна общей площадью ** кв.м., Литеры с Б5 по Б8 – одноэтажные бутовые гаражи общей площадью ** кв.м., Литер Б9 – мастерская общей площадью ** кв.м., Литер Б10 – одноэтажный бутовый гараж общей площадью ** кв.м., Литер Б11 – навес общей площадью ** кв.м., Литер б – пристройка общей площадью ** кв.м., Литер В – одноэтажный шлакобетонный гараж общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **, литер А, Б, Б1, Б2, Б3, Б4, Б5, Б6, Б7, Б8, Б9, Б10, Б11, б, В является ОАО «ГААО-2».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на 4 декабря 2018 года комплекс сооружений, расположенный по адресу: ** общей площадью ** кв.м., зарегистрирован 25 августа 2014 года под кадастровым номером , назначение - нежилое здание, наименование - комплекс сооружений, кадастровая стоимость - ** руб., правообладателем является ОАО «ГААО №2».

Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 17 апреля 2003 года № , нежилое здание с кадастровым номером стоит на земельном участке с кадастровым номером , категория земель - земли поселений; разрешенное использование - под производственную базу.

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 22 апреля 2003 года указанный земельный участок предоставлен Мэрией г. Кызыла в лице Агентства по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья г. Кызыла административному истцу ОАО ГААО-2 на условиях аренды до 14 апреля 2053 года.

Соглашением к договору от 22 апреля 2003 года «О предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды» от 22 октября 2012 года в качестве арендодателя указано Министерство земельных и имущественных отношений по Республике Тыва.

Из кадастрового паспорта нежилого здания Литер А по адресу: ****, следует, что здание состоит из 2 этажей общей площадью ** кв.м., является проходной.

Из технического паспорта нежилого здания Литер А по указанному адресу следует, что здание общей площадью – **., основная площадь ** кв.м., вспомогательная площадь – ** кв.м., является проходной.

Из технического паспорта гаража - Литер В по указанному адресу следует что, это одноэтажное здание, состоящее из 3 боксов, с общей полезной площадью ** кв.м.

Из технического паспорта административного здания и гаража следует, что административное здание и гараж состоят из гаража - литер Б, гаража – литер Б1, склада – литер Б2, магазина – литер Б3, сауны – литер Б4, гаража – литер Б5, гаража – литер Б6, гаража – литер Б7, гаража – литер Б8, мастерской – литер Б9, гаража – литер Б10, навеса – литер Б11, пристройки – литер б, общей полезной площадью - ** кв.м., основной площадью - ** кв.м.

Из письменных пояснений административного истца (том 1 л.д.141) следует, что литер А это проходная, бухгалтерия ОАО «ГААО-2», двухэтажное здание общей площадью ** кв.м., кирпичное, ** года; литер Б – гараж, одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., каменное, ** года; литер Б1 – гараж, двухэтажное здание общей площадью ** кв.м., каменное, ** года; литер Б2 – склад, одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., кирпичное, ** года; литер Б3 – административное здание, двухэтажное здание общей площадью ** кв.м., бутовое, ** г, предоставлено в аренду под офис – **», **., **. (торговля); литер Б4 – производственное помещение, двухэтажное здание общей площадью ** кв.м.. бутовое, ** года, предоставлено в аренду под торговлю **., **., **., ** литер Б5 – гараж, одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., бутовое, ** предоставлено в аренду под торговлю **.; литер Б6 – гараж, одноэтажное здание общей площадью ** кв.м. бутовое, ** г;. предоставлено в аренду под торговлю – **.; литер Б7 – гараж, одноэтажное здание общей площадью **.м., бутовое ** г.; литер Б8 – гараж, одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., бутовое, ** г.; литер Б9 – мастерская, одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., кирпичное ** г.; литер Б10 – гараж, одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., бутовое, ** г.; литер Б11 –навес, в настоящее время снесен; литер В – гараж, одноэтажное здание общей площадью ** кв.м., шлакобетонный, ** годов.

На запрос суда представителем заинтересованного лица - МРИ ФНС России № 1 по Республике Тыва суду представлены следующие договора аренды нежилого помещения, заключенные между ОАО «ГААО-2» и индивидуальными предпринимателями.

1) Из договора аренды нежилого помещения от 1 мая 2017 года, заключенного между ОАО «ГААО-2» и **., основной вид деятельности которой является торговля розничная лакокрасочными материалами в специализированных магазинах, следует, что нежилое помещение общей площадью ** кв.м., находящееся по адресу: ** литер Б5, предоставляется арендодателем арендатору во временное пользование для размещения магазина - ** кв.м. и складских помещений отделочных материалов - ** кв.м. сроком до 31 марта 2018 года, что составляет 2,855 % от общей площади комплексного сооружения;

2) Из договора аренды нежилого помещения от 1 апреля 2017 года, заключенного

между ОАО «ГААО-2» и ИП ФИО2 (основной вид деятельности - торговля розничной одеждой в специализированных магазинах), следует, что нежилое помещение, находящееся по адресу: **, литер Б5 , предоставляется арендодателем арендатору во временное пользование для размещения магазина и складских помещений строительных материалов общей площадью ** кв.м. сроком до 28 февраля 2018 года, что составляет 2,555 % от общей площади комплексного сооружения;

3) Из договора аренды нежилого помещения от 1 мая 2017 года, заключенного между ОАО «ГААО 2» с **основной вид деятельности - торговля розничная металлическими и неметаллическими конструкциями), следует, что нежилое помещение общей площадью ** кв.м., литер Б3, 1 этаж, , находящееся по адресу: ** предоставляется арендодателем арендатору во временное пользование, в том числе для размещения торговой площади ** кв.м., для размещения служебных, бытовых, складских помещений – ** кв.м., сроком до 31 марта 2018 года, что составляет 0,625 % от общей площади комплексного сооружения;

4) Из договора аренды нежилого помещения от 1 мая 2017 года, заключенного между ОАО «ГААО 2» и ** (основной вид деятельности - торговля розничная металлическими и неметаллическими конструкциями), следует, что нежилое помещение общей площадью ** кв.м., литер Б5, , находящееся по адресу: **, предоставляется арендодателем арендатору во временное пользование для использования при приеме заказов, размещения магазина – ** кв.м., офисных и складских помещений ** кв.м., сроком до 31 марта 2018 года, что составляет 1,096 % от общей площади комплексного сооружения;

5) Из договора аренды нежилого помещения от 01 марта 2017 года, заключенного между ОАО «ГААО -2» и **. (основной вид деятельности - торговля розничная прочими товарами), следует, что нежилое помещение общей площадью ** кв.м., литер Б-6, первый этаж, , ** кв.м., находящееся по адресу: ** предоставляется арендодателем арендатору во временное пользование для использования при приеме заказов, размещения магазина, офисных и складских помещений сроком до 31 января 2018 года, что составляет 2, 761 % от общей площади комплексного сооружения;

6) Из договора аренды нежилого помещения от 1 мая 2017 года, заключенного между ОАО «ГААО 2» и **. (основной вид деятельности - торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов), следует, что нежилое помещение общей площадью ** кв.м., литер Б6, , находящееся по адресу: ** предоставляется арендодателем арендатору во временное пользование для размещения магазина офисных и складских помещений сроком до 31 марта 2018 года, что составляет 0,998 % от общей площади комплексного сооружения;

7) Из договора аренды нежилого помещения от 1мая 2017 года, заключенного между ОАО «ГААО 2» и ** (основной вид деятельности - торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах), следует, что нежилое помещение общей площадью **.м., Литер Б7 , в том числе торговая площадь - ** кв.м., находящееся по адресу: ** предоставляется арендодателем арендатору во временное пользование для размещения торгового зала, офисных и складских помещений сроком до 31 марта 2018 года, что составляет 1, 863 % от общей площади комплексного сооружения;

8) Из договора аренды нежилого помещения от 1 мая 2017 года, заключенного между ОАО «ГААО 2» и ** (основной вид деятельности - торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах), следует, что нежилое помещение общей площадью **.м., Литер Б6 в том числе торговая площадь - ** кв.м., находящееся по адресу: ** предоставляется арендодателем арендатору во временное пользование для размещения торгового зала, офисных и складских помещений сроком до 31 марта 2018 года, что составляет 1, 75 % от общей площади комплексного сооружения;

9) Из договора аренды нежилого помещения от 1 марта 2017 года, заключенного между ОАО «ГААО 2» и **., (основной вид деятельности - розничная торговля строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах), следует, что нежилое помещение общей площадью ** кв.м., Литер Б8-9, находящееся по адресу: ** предоставляется арендодателем арендатору во временное пользование для размещения складских помещений сроком до 01 января 2018 года, что составляет 6,357 % от общей площади комплексного сооружения.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговый объект определяет как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2).

Таким же образом раскрывается содержание понятия торгового объекта в Национальном стандарте ГОСТ Р 51303-2013, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст, который по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различает стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты (пункт 14) и относит магазин к стационарному торговому объекту, предназначенному для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 38).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 2 упомянутого выше федерального закона торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из анализа приведенных федеральных норм в их системном единстве следует, что площади торгового объекта составляют не только площади торговых залов и залов обслуживания посетителей, но и складов, производственных участков для доготовки продукции, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности торгового объектов, ведущей к извлечению прибыли.

Таким образом, представленные договора аренды нежилых помещений, заключенные между ОАО ГААО-2 и индивидуальными предпринимателями, свидетельствуют о том, что ** кв.м. площади спорного здания фактически используется в целях размещения торговых объектов (магазины непродовольственной группы товаров), что составляет 20, 86 % от площади здания (** кв.м.), то есть более 20 процентов общей площади.

При таких обстоятельствах в спорном здании не менее 20 процентов общей площади помещений, расположенных в нем, фактически используются для размещения торговых объектов (в том числе торговые залы, складские помещения, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности, ведущей к извлечению прибыли).

Административный истец в ходе судебного разбирательства не оспаривал использование более 20% общей площади здания в целях размещения торговых объектов, утверждая о противоречии оспариваемого пункта распоряжения имеющему большую силу законодательству в связи с тем, что спорный объект недвижимости нельзя признать отдельно стоящим зданием.

Вместе с тем указанные доводы административного истца о том, что спорный объект с кадастровым номером не является отдельно стоящим зданием и на него не распространяется действие статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, не имеют правового значения и не могут быть приняты во внимание, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости указанный объект недвижимости зарегистрирован как единый комплекс сооружений.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент принятия оспариваемого в части распоряжения от 28.12.2017 года № нежилое здание с кадастровым номером фактически использовалось для розничной торговли, так как более 20 процентов общей площади здания фактически используется для размещения торговых объектов, а значит, указанный объект недвижимости обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на недвижимое имущество исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.

Так как оспариваемое в части распоряжение от 28.12.2017 года № принято в пределах полномочий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, не противоречит федеральному законодательству, права административного истца не нарушает, то, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, приведенные обстоятельства являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.

Руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Открытого акционерного общества «Грузовое автомобильное акционерное общество № 2» к Министерству земельных и имущественных отношений по Республике Тыва о признании недействительным пункта 19 распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений по Республике Тыва от 28 декабря 2017 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 6 мая 2019 года (1-5 мая 2019 года – выходные дни).

Судья Т.В. Кунгаа