НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 25.04.2022 № 5-739/2022

Судья Боломожнова Е.Н. Дело № 5-739/2022

(№ 12-57/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл 25 апреля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Куулар В.О., при секретаре Кыргыс А.Ш., рассмотрев жалобу представителя Анжигановой Ю.М. на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Кыргызской Республики Тургамбаев А.А.,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдела миграционного контроля УВМ МВД по Республике Тыва Оюн Д.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении гражданина Кыргызской Республики Тургамбаев А.А. по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 20 минут в здании ОИК УВМ МВД по Республике Тыва, расположенном по адресу: **, установлен гражданин **Тургамбаев А.А., с нарушением режима проживания в Российской Федерации, выразившемся в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ в УВМ МВД по Республике Тыва получил разрешение на временное проживание серии сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в установленный законом срок в течение двух месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подал ежегодное уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации за период проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УВМ МВД по Республике Тыва. ДД.ММ.ГГГГ Тургамбаев А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Тургамбаев А.А. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ.

Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ гражданин **Тургамбаев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, представитель Анжиганова Ю.М. подала жалобу, в которой просит отменить постановление судьи в связи с отсутствием состава административного правонарушения и прекратить производство по делу. В обоснование, ссылаясь на положения п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», указывает, что в суде первой инстанции пояснял, что своевременно Тургамбаев А.А. не смог подать уведомление ввиду наличия уважительных причин, нахождения на родине в ** с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, лечения в больнице с ДД.ММ.ГГГГ, прилета в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ, по приезду нахождения на карантине. Полагает, что судом не были учтены уважительные причины пропуска срока на подачу уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации, тем самым нарушены права и интересы Тургамбаева А.А. По приезду и после карантина Тургамбаев А.А. подал лично в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Тыва уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Тургамбаев А.А. не мог подать уведомление электронно через Интернет, поскольку его учетная запись в Едином портале государственных и муниципальных услуг не подтверждена, что также не принято судом во внимание, а также у него отсутствует квалифицированная электронная подпись. Сам инспектор в судебном заседании говорил о наличии уважительной причины по подаче уведомления у Тургамбаева А.А. По приезду и выхода из изоляции Тургамбаев А.А. начал заниматься подачей декларации в налоговую службу за 2021 год, после подал уведомление о подтверждении проживания в Российской Федерации, поскольку в уведомлении имеется графа о доходе за год со дня получения разрешения на временное проживание, необходимо было показать доход с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, необходимо время для подсчета дохода, составления и подачи декларации, принятия декларации и подачи уведомления о подтверждении проживания. В протоколе об административном правонарушении Тургамбаев А.А. дал объяснение о том, что уведомление оставлял хозяйке квартиры для отправления почтой, сам находился на родине в отпуске с супругой и на лечении. Считает, что у Тургамбаева А.А. была уважительная причина пропуска срока на подачу уведомления о подтверждении проживания, мог подать уведомление до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, привлечение его к административной ответственности является незаконным. Полагает, что неисполнение обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, которое подается один раз в год и нарушение правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства имеют два разных состава административного правонарушения, по объективной стороне не могут квалифицироваться как повторное (идентичное) административное правонарушение. За неисполнение обязанности подать уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации невозможно привлечь дважды за год. Считает, что в действиях Тургамбаева А.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, нет объекта и объективной стороны.

В судебном заседании Тургамбаев А.А., его представитель Анжиганова Ю.М. жалобу по указанным в ней основаниям поддержали.

Старший инспектор отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Тыва Оюн Д.А. просил оставить постановление судьи без изменения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

На основании пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта, а также документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок. Документы, подтверждающие невозможность подачи указанного уведомления в установленный срок, могут быть представлены в форме электронных документов.

Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.

Частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Тургамбаева А.А. к административной ответственности) предусмотрено, что повторное в течение одного года нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

При этом повторным считается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение однородного административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из материалов дела, Тургамбаев А.А., гражданин **, имея разрешение на временное проживание в Российской Федерации серии , сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-4, 5, 9), в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание в Российской Федерации не подал в территориальный орган Федерального органа исполнительной власти в сфере миграции уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, чем нарушил требования пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно расписке Тургамбаева А.А., имеющейся в материалах дела, он получил разрешение на временное проживание, также ознакомлен, и предупреждён, что в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание лично подавать в территориальный орган ФМС России по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации (л.д. ).

При этом из материалов дела следует, что постановлением начальника управления по вопросам миграции МВД по Республике Тыва Ооржак С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, гражданин ** Тургамбаев А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (л.д. ).

При таких обстоятельствах, действия Тургамбаева А.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В виду изложенного несостоятельны доводы жалобы об отсутствии в его действиях состава вмененного Тургамбаеву А.А. административного правонарушения по ч.4 ст.18.8. КоАП РФ.

Факт совершения Тургамбаева А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), рапортом начальника ОРВР ОИК УВМ МВД по Республике Тыва Очур-оол С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), объяснением Тургамбаева А.А. в протоколе (л.д.), распиской Тургамбаева А.А. в получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), идентификационной картой и миграционной картой Тургамбаева А.А. (л.д. ); копией постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Тургамбаева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), копией разрешения на временное проживание ИГ (л.д. ); справкой из базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. ); справкой Мигран-1 (л.д. ), справкой по ИБД-Ф (л.д. ), которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании которых судья пришел к обоснованному выводу о виновности Тургамбаева А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях настоящего Федерального закона иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства; законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 2 названного Федерального закона, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Учитывая, что уведомление, предусмотренное п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин может подать как лично в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание, так и с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что факт отсутствия Тургамбаева А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации, а также нахождения его на лечении с ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о наличии у него уважительной причины неисполнения указанной обязанности.

Доводы жалобы о том, что у него учетная запись в Едином портале государственных услуг не была подтверждена, поэтому не смог подать уведомление в электронном виде, судья не принимает во внимание, поскольку данное обстоятельство нельзя признать в качестве уважительного, поскольку в данной ситуации оно не являлось единственно возможным способом и не мешало Тургамбаеву А.А. подать уведомление в установленные сроки другими способами.

Свидетельские показания Т о направлении по поручению Тургамбаева А.А. в миграционный орган уведомления не могут также свидетельствовать об отсутствии в действиях Тургамбаева А.А. инкриминируемого ему административного правонарушения, поскольку они не подтверждают факт подачи данного уведомления в компетентный орган в установленные сроки, так как отсутствуют подтверждающие сведения, в частности, реестр почтового отправления либо копии отправленных документов итд.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, Тургамбаеву А.А. разъяснены, в том числе разъяснено его право воспользоваться услугами переводчика, от услуг которого Тургамбаев А.А. отказался, собственноручно написав, что не нужен. Копия протокола вручена Тургамбаеву А.А. в установленном законом порядке.

Порядок и срок привлечения Тургамбаева А.А. к административной ответственности не нарушены.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей Тургамбаев А.А. принимал участие в судебном заседании, давал объяснения по обстоятельствам дела, также при рассмотрении дела воспользовался юридической помощью представителя Анжигановой Ю.М., которая обосновывала его позицию по делу, в реализации процессуальных прав участники со стороны защиты ограничены не были.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует положениям части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.

Тургамбаеву А.А. назначено судьей в пределах санкции части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о назначении административного наказания вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Нарушений норм действующего законодательства при рассмотрении дела судьей не допущено, ввиду чего оснований для отмены или изменения постановления не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина **Тургамбаев А.А. оставить без изменения, жалобу представителя Анжигановой Ю.М. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья В.О. Куулар