НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 24.11.2021 № 3А-96/2021

Дело № 3а-96/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 24 ноября 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.,

с участием административного истца М., представителей административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В., Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оола В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

административный истец М. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июля 2016 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам. Решение суда вступило в законную силу 23 августа 2016 года, на основании исполнительного листа ФС возбуждено исполнительное производство – 13 марта 2017 года. Однако до настоящего времени решение суда должником не исполнено. Исполнительные действия судебного пристава-исполнителя ограничились направлением требований в адрес административных ответчиков. Общая продолжительность производства по исполнению судебного постановления составила 5 лет, в то время как решением суда предусмотрен шестимесячный срок исполнения. Судебными приставами-исполнителями не принимается комплекс мер, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа. Конвенцией о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Указывает, что за весь период с момента возникновения права ей приходится снимать жилье на территории г. Кызыла в связи с отсутствием своего жилого помещения, чем несет большие материальные затраты, имеет двоих несовершеннолетних детей. Просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 000 000 рублей, а также просит взыскать понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 29 октября 2021 года в качестве административного ответчика по делу привлечено – Министерство финансов Республики Тыва, заинтересованного лица – Федеральная служба судебных приставов.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Ванданова Ч.К. указывает, что привлечение Министерства финансов Российской Федерации в качестве административного ответчика в рамках данного дела является необоснованным, поскольку, как следует из существа административного искового заявления решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июля 2016 года удовлетворены исковые требования М. о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва. Согласно пункту 3 Указа Главы Республики Тыва от 22 ноября 2016 года № 204 «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва» Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва преобразовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно Положению о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 года № 229, министерство является главным распорядителем бюджетных средств в части предоставления в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда, поэтому иски о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в рамках выполнения решения суда должно быть предъявлено к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва как главному распорядителю бюджетных средств, и к Министерству финансов Республики Тыва как к финансовому органу субъекта Российской Федерации.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оол В.К. просит отказать в удовлетворении административного иска, возражая против статуса министерства в качестве административного ответчика. Министерство труда и социальной политики имеет полномочие по предоставлению жилья детям-сиротам из специализированного жилого фонда по мере формирования с 1 января 2019 года. Специализированный жилищный фонд Республики Тыва в настоящее время не сформирован и исполнить решение суда фактически невозможно, в связи с чем министерство не является органом, допустившим нарушение прав административного истца.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что в соответствии с Положением Министерство финансов Республики Тыва осуществляет финансовую, бюджетную, налоговую политику в Республике Тыва, доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений и бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Одного финансирования на приобретение жилья для детей-сирот недостаточно, для исполнения решения суда необходимо выполнить ряд мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, а именно Министерство финансов Республики Тыва финансирует денежные средства на основании заявок Министерства строительства Республики Тыва. Министерство строительства Республики Тыва заключает государственные контракты с подрядчиками и после принятия жилых помещений передает на баланс в республиканскую собственность в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва передает Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва для дальнейшего распределения жилых помещений детям-сиротам. Со стороны Министерства финансов Республики Тыва своевременно финансируются предусмотренные финансовые средства на основании заявок Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва. Министерство финансов несогласно с доводами административного истца, так как со стороны ответчиков каких-либо противоправных действий не было совершено.

В судебном заседании административный истец М. просила удовлетворить требования административного иска.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В., Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оол В.К. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии г. Кызыла, заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы административного и гражданского дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июля 2016 года, вступившим в законную силу 23 августа 2016 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить М. на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва, общей площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС .

13 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Куулар Р.А. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения М. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июля 2016 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 23 августа 2016 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 23 февраля 2017 года.

Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (1 марта 2017 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (28 октября 2021 года), составила 4 года 7 месяцев 27 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

На основании Указа Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва прекратило свою деятельность 16 мая 2019 года.

В пункте 4 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 года № 229, указано, что Министерство является главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Поскольку решением суда обязанность предоставить М. жилое помещение возложена была на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, правопреемником которого является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, то, следовательно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство финансов Российской Федерации и Мэрия города Кызыла – ненадлежащими ответчиками по делу, поэтому административный иск М. к Министерству финансов Российской Федерации и Мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 9 ноября 2021 года из МОСП города Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы заверенные копии материалов исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству -ИП, исполнительный лист ФС выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 2 сентября 2016 года и получен службой судебных приставов 1 марта 2017 года.

13 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем Куулар Р.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое получено Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва (далее - должник) 17 марта 2017 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, с момента получения должником копии постановления.

23 июня 2017 года директор Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

28 сентября 2017 года директор Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 6 декабря 2017 года взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, копия получена должником в тот же день.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 6 декабря 2017 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 11 декабря 2017 года, получено должником 7 декабря 2017 года.

22 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения.

22 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении должника – Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, копия получена должником 27 декабря 2017 года.

27 декабря 2017 года должником получено уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Постановлением заместителем начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Тас-оол С.Н. от 31 января 2018 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.Должником подано исковое заявление в Кызылский городской суд Республики Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 марта 2018 года исковое заявление Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва к УФССП по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворено.

Судебный пристав-исполнитель требует с должника исполнить решение суда в срок до 12 июля 2018 года, копия получена 5 июля 2018 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30 августа 2018 года внесено изменение в ранее вынесенное постановление.

31 октября 2018 года директор Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Требованием судебный пристав-исполнитель требует с должника исполнить решение суда в срок до 13 февраля 2019 года, копия получена 1 февраля 2019 года.

В адрес УФССП по Республике Тыва получено письмо от 29 марта 2019 года о сообщении реорганизации Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва.

16 сентября 2019 года Кызылским городским судом Республики Тыва принято заявление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП Куулар А.С. о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства, о замене Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 ноября 2019 года заявление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ Куулар А.С. о замене стороны исполнительного производства удовлетворено. Произведена замена должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в установленном решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июля 2016 года правоотношении по гражданскому делу по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах М. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ Куулар А.С. вынесено постановление от 12 декабря 2019 года о замене должника исполнительного производства Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва его правопреемником – Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, получено должником 13 декабря 2019 года.

13 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП министр труда и социальной политики Республики Тыва под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения решения суда в срок до 3 сентября 2020 года, копия получена 31 июля 2020 года.

В требовании от 30 июля 2020 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в 7-дневный срок со дня получения требования, получено должником 31 июля 2020 года.

30 июля 2020 года в письме директора ГКУ РТ «Госстройзаказ» судебному приставу-исполнителю сообщается о заключенных государственных контрактах о построении жилых квартир в г. Кызыле в рамках целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В письме Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 18 января 2021 года сообщается, что на территории г. Кызыла продолжается строительство многоквартирных домов по программе обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не представляется возможным представить предположительный список лиц.

2 февраля 2021 года Министерство финансов Республики Тыва сообщает сведения о финансировании денежных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В требовании от 8 декабря 2020 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда в срок до 25 декабря 2020 года к 14 часам 00 минут, получено должником 9 декабря 2020 года.

9 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП министр труда и социальной политики Республики Тыва под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3 декабря 2020 года Министерством труда и социальной политики Республики Тыва в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов направлен ответ на требование о предоставлении сведений. Указано, что по программе строительства жилья для детей-сирот до конца 2020 года планируется построить 152 жилых помещения. На 1 декабря 2020 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва на праве оперативного управления Министерству труда Республики Тыва переданы 7 жилых помещений, 5 из которых согласно списку и 2 – по судебному решению. Судебные решения будут исполнены по мере формирования специализированного жилого фонда для детей-сирот республики.

24 декабря 2020 года Министерством труда и социальной политики Республики Тыва в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов направлено письмо о том, что в связи с незавершенным строительством многоквартирных домов для детей-сирот исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения М. не представляется возможным.

3 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении должника – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. от 5 февраля 2021 года Министерство труда и социальной политики Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

9 февраля 2021 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва сообщает на запрос судебного пристава-исполнителя, что запланировано строительство и приобретение всего 614 посещений, в том числе по плану 2020 года – 500 помещений, по незавершенному строительству прошлых лет – 114 помещений.

В требовании от 11 марта 2021 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 25 марта 2021 года, получено должником 15 марта 2021 года.

В требовании от 12 июля 2021 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 20 июля 2021 года, получено должником 13 июля 2021 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 июля 2021 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20 июля 2021 года, получено должником 13 июля 2021 года.

28 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении должника – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, копия получена 16 июня 2021 года, копия получена должником 29 июля 2021 года.

Постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Тас-оол С.Н. от 11 августа 2021 года Министерство труда и социальной политики Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

28 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП министр труда и социальной политики Республики Тыва под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 13 октября 2021 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30 октября 2021 года, получено должником 13 октября 2021 года.

13 октября 2021 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда в срок до 30 октября 2021 года, получено должником в тот же день.

28 октября 2021 года заместитель министра труда и социальной политики Республики Тыва сообщает на требование судебного пристава-исполнителя о том, что М. состоит с 11 октября 199 года под номером 47, в связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории г. Кызыла в специализированном жилищном фонде для детей-сирот республики, исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения гр. М. не представляется возможным.

3 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП министр труда и социальной политики Республики Тыва под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3 ноября 2021 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда в срок до 11 ноября 2021 года.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение до сих пор не исполнено, с учётом приведенных выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия государственных органов, на которые возложено исполнение судебного решения, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несет.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск М. подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 000 000 рублей.

Исходя из требований М., принимая во внимание личность административного истца, длительность принудительного исполнения судебного акта – 4 года 7 месяцев 27 дней, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что М. включена в список лиц из числа детей-сирот на получение жилья на территории г. Кызыла Республики Тыва, состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ года, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 120 000 рублей.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета М. подлежат возмещению её расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком по безналичной оплате услуг от 8 октября 2021 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления М. к Министерству финансов Российской Федерации, Мэрии г.Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административное исковое заявление М. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить М. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 120 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на расчётный счёт М., открытый в ПАО ** ИНН банка получателя , БИК , кор.счёт , код подразделения банка по месту ведения счета карты

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 ноября 2021 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа