НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 20.07.2011 №

                                                                                    Верховный Cуд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кызыл 20 июля 2011 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.,

при секретаре Монгуш С.В.,

с участием прокурора Ойдуп У.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя Прокурора Республики Тыва о признании Закона Республики Тыва от 04.04.2011 года № 519 ВХ-1 «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,

У С Т А Н О В И Л :

Первый заместитель Прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Республики Тыва от 04.04.2011 года № 519 ВХ-1 «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права».

Закон Республики Тыва «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» № 519 BX-I от 04 апреля 2011 года принят Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва 16 марта 2011 года, опубликован в газете «Тувинская правда» 12 апреля 2011 года.

В обоснование своего заявления прокурор указал, что указанный закон противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

Статьей 11 Закона Республики Тыва № 519 BX-I установлено, что по результатам проведения проверки руководитель подведомственной организации обязан устранить нарушения в срок, указанный в акте.

По истечении срока, указанного в акте, руководитель подведомственной организации обязан представить отчет об устранении нарушений руководителю органа исполнительной власти. К отчету прилагаются копии документов и материалов, подтверждающих устранение нарушений.

Частью 3 статьи 7 Закона Республики Тыва № 519 BX-I предусмотрена возможность проведения повторной проверки в случае, если руководителем подведомственной организации не представлен отчет об устранении ранее выявленных проверками нарушений в срок, указанный в акте, оформленном по результатам проведения проверки

При этом статьей 10 Закона Республики Тыва № 519 BX-I установлено, что оформление результатов проверки осуществляется в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Положениями Федерального закона № 294-ФЗ не предусмотрено установление сроков устранения выявленных нарушений непосредственно в актах проверок.

Из смысла вышеуказанных норм Федерального закона № 294-ФЗ следует, что в случае выявления нарушений должностными лицами, проводившими проверку, выдается предписание с указанием сроков их устранения.

Противоречия федеральному законодательству выявлены и в части установления порядка организации и проведения плановых проверок.

Так, частью 1 статьи 7 Закона Республики Тыва № 519 BX-I установлено, что плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, который не позднее чем за месяц до начала календарного года утверждается и согласовывается с Государственной инспекцией труда в Республике Тыва.

В силу статьи 355 Трудового кодекса Российской Федерации Государственная инспекция труда в Республике Тыва, являющаяся территориальным органом Федеральной инспекции труда, не наделена полномочиями по утверждению и согласованию ежегодных планов проведения плановых проверок органов исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченных на осуществление внутриведомственного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва от 04.04.2011 № 519 BX-I «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» нарушает интересы Российской Федерации, поскольку противоречат федеральному законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым или опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции праве обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Закон Республики Тыва от 04.04.2011 № 519 BX-I «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» является нормативным правовым актом, право оспаривать который предоставлено прокурору ст. 251 ГПК РФ.

Прокурор просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими часть 1 статьи 7, часть 1 статьи 11 Закона Республики Тыва от 04.04.2011 года № 519 ВХ-1 «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права».

В судебном заседании прокурор Ойдуп У.М. уточнила заявленные требования, просила признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац 1 части 1 статьи 7, часть 1 статьи 11 названного республиканского закона, в остальной части заявление поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Председатель Правительства Республики Тыва в судебном заседании не участвовал, был надлежащим образом извещен о дате и месте судебного заседания.

Представитель Верховного Хурала Республики Тыва М. просила отложить судебное заседание в связи с выездом в служебную командировку, суд признал причину отложения судебного заседания не уважительной, отклонил заявленное ходатайство.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Таким образом, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт Республики Тыва регулирует отношения в сфере трудового законодательства, он не может противоречить федеральному закону.

В силу ч. 3 ст. 353 ТК РФ внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 7 Закона Республики Тыва от 04.04.2011 № 519 BX-I плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, который не позднее чем за месяц до начала календарного года утверждается и согласовывается с Государственной инспекцией труда в Республике Тыва.

Согласно ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

В статье 356 ТК РФ перечислены основные полномочия федеральной инспекции труда. К данным полномочиям не отнесено утверждение и согласование ежегодного плана проведения проверок.

В связи с вышеизложенным оспариваемые прокурором положения абзаца 1 части 1 статьи 7 Закона Республики Тыва от 04.04.2011 № 519 BX-I в части необходимости утверждения и согласования ежегодного плана проведения проверок противоречат положениям федерального законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Республики Тыва от 04.04.2011 № 519 BX-I по результатам проведения проверки руководитель подведомственной организации обязан устранить выявленные нарушения в срок, указанный в акте.

Статьей 10 Закона Республики Тыва № 519 BX-I установлено, что оформление результатов проверки осуществляется в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ не предусмотрено установление сроков устранения выявленных нарушений непосредственно в актах проверок.

Из смысла вышеуказанных норм Федерального закона № 294-ФЗ следует, что в случае выявления нарушений должностными лицами, проводившими проверку, выдается предписание с указанием сроков их устранения.

В этой связи оспариваемые требования закона о необходимости устранить выявленные нарушения в срок, указанный в акте, противоречат федеральному законодательству.

Таким образом, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд считает необходимым признать абзац 1 части 1 статьи 7, часть 1 статьи 11 Закона Республики Тыва от 04.04.2011 года № 519 ВХ-1 «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

В силу положений части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление первого заместителя Прокурора Республики Тыва о признании Закона Республики Тыва от 04.04.2011 года № 519 ВХ-1 «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, удовлетворить.

Признать абзац 1 части 1 статьи 7, часть 1 статьи 11 Закона Республики Тыва от 04.04.2011 года № 519 ВХ-1 «О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения решения суда в окончательной форме – 25 июля 2011 года.

Судья А.А.Канзай