НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 20.06.2019 № 3А-23/19

Дело № 3А-23/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 20 июня 2019 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

при секретаре Чимит Е.Ш.,

с участием прокурора Ооржак С.А., представителя административного истца Монгуш А.И., законного представителя заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва Оюна Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исаева Е.Н. к Хуралу представителей ** Республики Тыва о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Исаев Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Хурала представителей ** Республики Тыва от 16 мая 2019 года № 12 «**».

Административный истец Исаев Е.Н., представитель административного ответчика – Хурала представителей ** Республики Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица – Избирательной комиссии Республики Тыва в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца Монгуш А.И. в судебном заседании административный иск поддержала по основаниям, указанным в нём.

Представитель заинтересованного лица – территориальной избирательной комиссии ** Республики Тыва Оюн Т.Г. в судебном заседании пояснил, что, по его мнению, оспариваемый нормативный акт соответствует требованиям законодательства, сведения о численности избирателей взяты из ГАС «**».

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Хурала представителей ** Республики Тыва шестого созыва.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.

Согласно пункту 2 названной статьи избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определён перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в неё поправки.

Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая её графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после её утверждения (пункт 7 статьи18 Федерального закона № 67-ФЗ)

Судом установлено, что 17 апреля 2019 года территориальной избирательной комиссией ** Республики Тыва, организующей выборы депутатов Хурала представителей ** Республики Тыва, принято решение № 2 "**", в приложении к которому приведено описание границ образуемых избирательных округов, представлено графическое изображение формируемых округов; всего формируется 19 одномандатных округов, по числу депутатов.

Решением Хурала представителей ** Республики Тыва г. Кызыла от 16 мая 2019 года № 12, которое было опубликовано в издании «**» от 17 мая 2019 года, № 9 (239) были образованы одномандатные избирательные округа на территории ** Республики Тыва для проведения выборов и референдумов сроком на 10 лет, а также утверждена схема одномандатных избирательных округов.

Указанное решение в установленном законом порядке не было зарегистрировано в регистре нормативных правовых актов, вступило в законную силу со дня опубликования, то есть с 17 мая 2019 года.

Следовательно, оспариваемый Исаевым Е.Н. нормативный правовой акт принят Хуралом представителей ** Республики Тыва в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец Исаев Е.Н. зарегистрирован по адресу: ** следовательно, он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

В статье 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) указано, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

В пункте 6 статьи 19 Устава муниципального района «**» (далее - Устав) указано, что заседание Хурала представителей правомочно, если на нём присутствует более 50 процентов от установленной численности депутатов Хурала представителей.

Хурал представителей ** Республики Тыва состоит из 19 депутатов, избираемых по 19 одномандатным избирательным округам (пункт 5 статьи 19 Устава)

Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (статья 43 Федерального закона № 131-ФЗ).

Как установлено судом, 16 мая 2019 года в заседании сессии Хурала представителей пятого созыва, в котором был принят оспариваемый нормативный правовой акт, принимало участие 10 депутатов от числа избранных, за принятие оспариваемого решения депутаты проголосовали единогласно.

Таким образом, оспариваемое административным истцом решение принято правомочным составом Хурала представителей ** Республики Тыва и при наличии кворума.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В пункте 10 статьи 16 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы».

Регистрация (учёт) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учёта) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 11 статьи 16 Федерального закона № 67-ФЗ)

Регистрация и установление численности избирателей регламентировано нормами раздела 4 Положения о Государственной системе регистрации (учёте) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утверждённого Постановлением ЦИК России от 6 ноября 1997 года № 134/973-II (ред. от 02.10.2018). Как указано в названном Положении, регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года (пункт 4.1 Положения).

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 20 января и 20 июля каждого года на основании представленных главами местных администраций сведений устанавливают численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля, подписывают и направляют сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в ЦИК России по форме N 4.1риур ( Приложение № 11 к настоящему Положению). Копия этих сведений направляется системным администратором КСА ИКСРФ на КСА ЦИК России с использованием ГАС "Выборы".

Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет в течение трёх дней после их направления в ЦИК России (пункт 4.6 Положения).

Не позднее 1 февраля и 1 августа каждого года ЦИК России устанавливает численность зарегистрированных в пределах Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля на основании сведений, представленных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъекта Российской Федерации и председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации, главой администрации ** (пункт 4.10 Положения)

Согласно форме № 4.1 риур, размещённой на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Тыва (http://www.tyva.izbirkom.ru/) численность избирателей ** Республики Тыва по состоянию на 1 января 2019 года составляет ** человек.

Исходя из схемы, утверждённой решением Хурала представителей ** Республики Тыва 16 мая 2019 года, численность избирателей ** Республики Тыва, если сложить цифры по всем избирательным округам, составляет ** человека, то есть больше на ** человека, чем официально зарегистрировано.

На основании статей 4 и 5 Закона Республики Тыва от 24 декабря 2010 года № 268ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» в состав ** Республики Тыва входят ** и ** сумонов: **

Из формы № 3.2 риур о численности избирателей, зарегистрированных на территории ** Республики Тыва по состоянию на 1 января 2019 года, размещённой на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Тыва, следует, что численность избирателей в сумоне ** составляет ** человек, сумоне ** - ** человека, сумоне ** - ** человек, сумоне **** человек, сумоне **** человека, городе **** человек, сумоне **** человека, сумоне **** человек.

В схеме, утверждённой решением Хурала представителей ** Республики Тыва 16 мая 2019 года, численность избирателей указана следующая:

Город ** где проживает административный истец Исаев Е.Н. (избирательные округа №1-9) - ** человек (на ** человека меньше, чем официально зарегистрировано);

сумон ** (избирательные округа №№ 10,11) - ** человек (на ** человек больше, чем зарегистрировано);

сумон ** (избирательный округ № 12) – ** человек (на ** человек больше, чем зарегистрировано);

сумон ** (избирательный округ № 13) – ** человек (на ** человек меньше, чем зарегистрировано);

сумон ** (избирательные округа №№ 14, 15) – ** человек (на ** человека больше, чем зарегистрировано);

сумон ** (избирательный округ № 16) – ** человек (на ** человека больше, чем зарегистрировано);

сумон ** (избирательные округа №№ 17, 18) – ** человека (на ** человек больше, чем зарегистрировано);

сумон ** (избирательный округ № 19) – ** человек (на ** человека больше, чем зарегистрировано).

При таких обстоятельствах административный иск Исаева Е.Н. обоснован и подлежит удовлетворению, так как в нарушение пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ оспариваемым решением утверждена схема, в которой численность избирателей указана неправильно, в том числе занижена численность избирателей в городе **, где проживает административный истец, что может привести к искажению результатов выборов 8 сентября 2019 года и нарушению избирательного права административного истца.

Доводы административного иска о том, что оспариваемое решение является незаконным, так как 27 ноября 2014 года Хуралом представителей ** Республики Тыва решением за № 323 уже была утверждена схема избирательных округов, которая подлежит применению в течение 10 лет, суд находит несостоятельными, поскольку из текста указанного решения следует, что схема была утверждена только для проведения выборов депутатов Хурала представителей ** пятого созыва.

На схеме, утверждённой оспариваемым решением, никаких разрывов границ округов не видно, представитель административного истца Монгуш А.И. в судебном заседании так и не смогла пояснить, где на схеме находится разрыв, поэтому доводы административного иска в указанной части являются необоснованными.

Согласно подпунктам «а» и «в» пункта 4 и пункту 5 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдалённых местностях - не более чем на 30 процентов.

Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего подпункта, влечёт за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдалённых местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов

в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Поскольку количество избирателей в ** Республики Тыва составляет ** человек, то среднее количество избирателей - ** человек (** человек : 19 избирательных округов). 10 % - это ** человек, 30 % - это ** человека. Сответственно, количество избирателей на одном избирательном округе должно составлять от ** человек до ** человек, а на избирательном округе № 19 ** – от ** человек до ** человек, поскольку сумон ** законом Республики Тыва от 27 ноября 1997 года № 916 «О перечне труднодоступных и отдалённых местностей на территории Республики Тыва для проведения досрочного голосования» включён в перечень труднодоступных и отдалённых местностей.

Из схемы одномандатных избирательных округов видно, что превышение указанных норм на избирательном округе № 1 идёт на 1 человека (0,2%), на избирательном округе № 3 - на 1 человека (0,2 %), на избирательном округе № 5 - на 3 человек (0,7%), на избирательном округе № 6 - на 1 человека (0,2 %), а если учесть, что по округам №№ 1-9 не числится 371 избиратель, то превышение составит намного больше; на избирательном округе № 13 - на 4 человек (0,9 %), а если к ним прибавить ещё 29 человек, зарегистрированных в сумоне по данным на 1 января 2019 года, то превышение составит 33 человека (8 %); на избирательном округе № 19 - на 23 человека (5%), а если к ним прибавить ещё 2 человек лишних, то получится 25 человек (6 %).

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативно-правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а также то, что оспариваемый нормативный акт ещё не применялся, и считает, что он должен быть признан недействующим со дня вступления в его силу.

Сообщение о принятии решении по делу подлежит опубликованию в течение трёх дней со дня вступления решения суда в законную силу в газете «**», а также размещению на официальном сайте Хурала представителей ** Республики Тыва http://пий-хем-хурал.рф/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Исаева Е.Н. удовлетворить.

Признать недействующим решение Хурала представителей ** Республики Тыва от 16 мая 2019 года № 12 «**» со дня вступления его в силу.

Возложить на Хурал представителей ** Республики Тыва обязанность в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать сообщение о принятии решения в газете "**" и разместить на официальном сайте Хурала представителей ** Республики Тыва http://пий-хем-хурал.рф/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение пяти дней со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2019 года.

Судья С.А. Железнякова