Дело № 3а-13/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кызыл 17 января 2022 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи Баутдинова М.Т.,
при секретаре Сарыг-Донгак С.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хаплака М.Н. к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов Мэрии г. Кызыла, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Хаплак М.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Мэрии города Кызыла (далее - Мэрия), Департаменту финансов мэрии города Кызыла (далее – Департамент финансов), Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование административного иска указал, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 февраля 2013 года, на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить ему жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл» общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям. Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов города Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) от 14 марта 2013 года возбуждено исполнительное производство в отношении Мэрии г. Кызыла. До настоящего времени решение суда не исполнено, период просрочки исполнения решения суда с 26 октября 2020 года по 30 ноября 2021 года составляет 400 дней. Просит взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 400 руб. (400*1,8 евро*70 руб.), в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.
В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Кудерек Ч.Д. просила в его удовлетворении отказать. Сослалась на то, что министерство на момент принятия судом решения не имело возможности его исполнения. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, как орган исполнительной власти получило полномочия на предоставление жилых помещений с 01.07.2015 г., а с 16.05.2019 г. прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией путём присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому были переданы функции преобразуемого органа. Считает, что административным истцом не представлены доказательства нарушения министерством права на исполнение судебного решения в разумный срок. Указывает, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, как лицо, являющееся главным подрядчиком, осуществляющим строительство жилья, обязанности главного подрядчика в полном объёме не исполняет, что влечёт несвоевременную передачу сданных в эксплуатацию жилых помещений в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, как лицу, ведущему реестр имущества Республики Тыва, а также распоряжение этим имуществом, и, следовательно, последующее формирование специализированного жилого фонда.
В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика Мэрии г. Кызыла также просил отказать в удовлетворении иска, указав на то, что решение суда от 24 декабря 2012 года принято в период действия Закона Республики Тыва от 28.12.2005 г. № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который с 01.01.2013 г. утратил своё действие. Субвенции на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями выделялись в 2014-2015 гг. Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, тогда как бюджету г. Кызыла не предусматривались. Несмотря на предпринятые мэрий г. Кызыла меры по исполнению решения суда, исполнить его не удалось ввиду недостаточного финансирования Министерством финансов Республики Тыва и отсутствия поддержки в Правительстве Республики Тыва, Хурале представителей г. Кызыла. Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22.01.2016 г. по делу № А69-3509/2015 было утверждено мировое соглашение между мэрией г. Кызыла, Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, по условиям которого Минстрой РТ обязался построить за счёт бюджета республики 2015 года 34 жилых помещения в срок до 01.12.2016 г., Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязалось передать 34 жилых помещения детям-сиротам, в отношении которых имеются решения судов об обязании мэрии г. Кызыла предоставить жилое помещение. Также Минстрой РТ обязался за счёт бюджетных средств республики за 2016 года построить 15 жилых помещений до 31.12.2017 г, а Агентство после окончания строительства и оформления помещений в собственность предоставить их детям-сиротам, в отношении которых имеются решения судов. Арбитражным судом Республики Тыва выданы исполнительные листы для принудительного исполнения условий мирового соглашения, по которым возбуждены исполнительные производства. Однако условия мирового соглашения до настоящего времени частично не исполнены, они будут исполнены Министерством труда и социальной политики Республики Тыва. По результатам переписки с Правительством Республики Тыва и главой республики установлено, что в ближайшее время ожидается сдача 170 жилых помещений на территории г. Кызыла для детей-сирот. Со стороны мэрии г. Кызыла были предприняты все зависящие от неё меры по исполнению решения суда. В бюджете города на 2021 год расходов на обеспечение детей-сирот жильём не имеется и не должно быть, потому что такая статья расходов не предусмотрена каким-либо нормативно-правовым актом. Обеспечение детей-сирот жильём не относится к вопросам местного значения, относится к полномочиям региональных органов. В муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения. Взыскание компенсации в размере 50 400 рублей с местного бюджета не соответствует принципам разумности и справедливости. Ранее истцу уже присуждалась компенсация в размере 70 000 рублей и 104832 рубля, которые полностью выплачены. Договор, дающий право на заселение в новые построенные дома и подписанный Министерством труда и социального развития Республики Тыва на предоставление жилого помещения, имеется, но истец не приходит его подписывать.
Представитель административного ответчика мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. в суде поддержала доводы возражений, указав на то, что административный истец отказался получить жилое помещение, предоставленное Министерством труда и социального развития Республики Тыва, злоупотребив своим правом.
Представитель административного ответчика Министерства труда и социального развития Республики Тыва Кудерек Ч.Д. в суде поддержала доводы возражений, указав на то, что Министерством административному истцу было устно предложено получить жилое помещение по адресу **, но он отказался от получения со ссылкой на то, что оно не благоустроенное, тогда как по решением ему не обязывалось предоставить благоустроенное жильё. Письменное предложение получить жилое помещение истцу не направлялось. Те граждане из числа детей-сирот, кто устно соглашается получить жильё, получает его. Свободных жилых помещений в настоящее время у Министерства не имеется. В списке на получение жилья Хаплак М.Н. числится позднее чем другие граждане.
В судебное заседание административный истец Хаплак М.Н., представители административного ответчика Департамента финансов мэрии города Кызыла, заинтересованных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Министерства финансов Республики Тыва, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва заинтересованное лицо Куулар А.С. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2012 г., вступившим в законную силу 21 февраля 2013 г. на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва, на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Хаплаку М.Н. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл» общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям.
В целях принудительного исполнения указанного решения судом 6 марта 2013 г. был выдан исполнительный лист серии ВС №, который поступил в МОСП г. Кызыла по РОВИП Управления ФССП по Республике Тыва 11 марта 2013 г.
14 марта 2013 г. судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП П2 возбуждено исполнительное производство № в отношении Мэрии г. Кызыла с предметом исполнения: обязать Мэрию г. Кызыла предоставить Хаплаку М.Н. в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл» общей площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям. Должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения.
На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения Хаплаку М.Н. не исполнено.
В силу ч. 4 ст. 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Частью 1 ст. 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.
В части 2 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2012 г. установлен восьмимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 21 февраля 2013 г., следовательно, оно должно было быть исполнено до 1 октября 2013 г.
Из разъяснений, содержащихся в п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч. 1 и 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).
Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (ст. 358 КАС РФ, ст. 324 АПК РФ, ст. 434 ГПК РФ).
Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (11 марта 2013 года) до дня поступления административного иска о присуждении компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (4 декабря 2021 года административный иск направлен в Кызылский городской суд), составила 8 лет 8 месяцев 23 дня.
На основании п. 5 ч. 9 ст. 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 ст. 49 и подп. 15 п. 1 ст. 50 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 г. № 50, предусмотрено, что Мэрия г. Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа «Город Кызыл Республики Тыва") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, мэр г. Кызыла осуществляет от лица мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом;
Согласно Положению о Департаменте финансов мэрии город Кызыла и предельной численности работников, утверждённому решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 г. № 328, Департамент финансов мэрии города (далее - Департамент) является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города.
В Положении о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утверждённом Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 г. № 229, указано, что Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.
Поскольку решением суда обязанность предоставить Хаплаку М.Н. жилое помещение возложена на Мэрию г. Кызыла, соответственно, Мэрия г. Кызыла, Департамент финансов мэрии г. Кызыла являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство труда и социальной политики Республики Тыва - ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому административный иск Хаплака М.Н. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.
В силу п. 8 ст. 3 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 г. № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: - обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, либо предоставление субсидий на строительство жилья по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании п. 1 ст. 1 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2012 г. № 1776 ВХ-1 «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Тыва» с 1 января 2013 г. признан утратившим силу Закон Республики Тыва от 28 декабря 2005 г. № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) указано, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (ч. 2 ст. 21 БК РФ).
В части 3 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как установлено судом, 14 марта 2013 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 июля 2013 г. производство по заявлению Мэрии города Кызыла об изменении способа и порядка исполнения судебного решения прекращено в связи с отказом от заявления.
16 октября 2013 г. судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по Ровип П2 должнику вручено требование об исполнении решения суда в срок до 18 октября 2013 г. 14 ноября 2013 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об установлении нового срока для исполнения исполнительного документа до 21 ноября 2013 г., о чем 18 ноября 2013 г. должник получил требование, а также вынесенное судебным приставом-исполнителем предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) в отношении должника – мэра г. Кызыла. Получено должником без указания даты получения.
21 ноября 2013 г. Мэрией направлено письмо судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП П2, в котором сообщается о том, что по состоянию на февраль 2013 года в Реестре муниципального жилищного фонда городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 12,5 кв.м. Для полного исполнения судебного решения о предоставлении жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения необходимо дополнительное время.
12 февраля 2014 г. судебным приставом-исполнителем должнику повторно направлено требование об исполнении решения суда в новый срок до 20 февраля 2014 г., внести в бюджет соответствующие расходы на исполнение решения суда, предоставить протоколы и решения жилищных комиссий для лиц, которым были предоставлены жилые помещения не по судебным решениям за 2013 г., предоставить жилое помещение не менее 12,5 кв.м. Хаплаку М.Н. в срок до 20 февраля 2014 г. Получено должником 12 февраля 2014 г.
20 февраля 2014 г. должник – мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
20 февраля 2014 г. от Мэрии поступило письмо судебному приставу-исполнителю, в котором сообщается о том, что для строительства жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в федеральном бюджете на 2014 г. для Республики Тыва предусмотрены финансовые средства в размере 218 129,3 руб., в бюджете Республики Тыва 204 601,4 руб. За счёт выделенных г. Кызылу финансовых средств в 2014 году будут строиться жилые помещения на территории г. Кызыла. Вопрос о предоставлении Хаплаку М.Н. жилого помещения стоит на контроле в Мэрии.
Должником 21 мая 2014 г. получено повторное требование судебного пристава-исполнителя от 20 мая 2014 г. об исполнении требования исполнительного документа в срок до 27 мая 2014 г.
8 июля 2014 г. судебным приставом-исполнителем должнику вновь направлено требование об исполнении решения суда в срок до 10 июля 2014 г., получено должником в тот же день.
11 июля 2014 г. судебному приставу-исполнителю Мэрией направлено сообщение о том, что во исполнение судебных решений решается вопрос о включении в список получателей жилья в 2014 году в Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва 52 детей-сирот с судебными решениями, которые на сегодняшний день остаются неисполненными.
Судебным приставом-исполнителем должнику вновь направлено требование об исполнении решения суда в срок до 1 сентября 2014 г., сведений о получении должником данного требования в исполнительном производстве не имеется. 25 августа 2014 г. представитель должника – мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
17 ноября 2014 г. должником получено требование судебного пристава-исполнителя без даты его составления о предоставлении Хаплаку М.Н. жилого помещения на территории городского округа «город Кызыл» общей площадью не менее 12,5 кв.м. в срок до 12:00 час. 17 ноября 2014 г.
Судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение без даты его составления об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра **. Получено должником без указания даты получения.
14 ноября 2014 г. Мэрией направлено судебному приставу-исполнителю письмо о том, что Мэрия в течение 2014 г. неоднократно обращалась в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва с просьбой включить в список получателей жилья в 2014 году 51 судебное решение. Письмом от 4 июня 2014 г. и.о. директора Агентства необоснованно предложила Мэрии предусмотреть в местном бюджете соответствующие расходы на неисполнение судебных решений, в связи с чем, отказалась включать в список детей-сирот, получающих жилье в 2014 году. С таким вопросом неоднократно обращались и к Главе Республики Тыва, обращения находятся на стадии рассмотрения. Решениями Хурала представителей г. Кызыла от 28 мая 2013 г. и 8 августа 2014 г. предложения Мэрии по внесению изменений и включению в местный бюджет денежных средств для исполнения решений суда по предоставлению жилого помещения детям-сиротам отклонены. Судебные решения не исполняются из-за недостаточного финансирования Министерством финансов Республики Тыва переданных государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот.
7 октября 2014 г. судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП П. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере ** руб.
16 декабря 2014 г. Мэрией судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП направлено письмо с аналогичным содержанием письму от 14 ноября 2014 г.
9 февраля 2015 г. должником получено требование судебного пристава-исполнителя без даты его составления о предоставлении Хаплаку М.Н. жилого помещения на территории городского округа «город Кызыл» в срок до 14:00 час. 12 февраля 2015 г.
Судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение без даты его составления об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла. Получено должником без указания даты получения.
9 апреля 2015 г. Мэрией направлено письмо судебному приставу-исполнителю о том, что в 2014 году в г. Кызыле жильё для детей-сирот не строилось. За счёт предусмотренного бюджета на 2015 г. планируется построить более ста жилых помещений. Дети-сироты будут включены в список получателей жилых помещений.
26 ноября 2015 г. в Мэрию направлено требование судебного пристава исполнителя об исполнении судебных решений в отношении детей-сирот по 36 исполнительным производствам. В списке имеется Хаплак М.Н.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 21 января 2016 г. утверждено мировое соглашение, заключённое между Мэрией г. Кызыла, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва и Министерством финансов Республики Тыва, по условиям которого Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязалось построить за счёт бюджетных средств Республики Тыва 2015 -2016 гг. 34 жилых помещения в срок до 1 декабря 2016 г., 15 жилых помещений до 31 декабря 2017 г., Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязалось предоставить 49 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилые помещения.
Определением Кызылского городского суда от 12 июля 2016 г. по заявлению Мэрии г. Кызыла исполнение решения Кызылского городского суда от 24 декабря 2012 г. по иску Хаплака М.Н. к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения было отсрочено до 31 декабря 2016 года.
15 марта 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 15 апреля 2017 г. Получено должником 15 марта 2017 г.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа 24 августа 2017 г. судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в срок до 29 августа 2017 г., которое получено должником 25 августа 2017 г.
28 августа 2017 г. Мэрией направлено письмо судебному приставу-исполнителю МОСП г. Кызыла по РОВИП, в котором сообщается о том, что 22 января 2016 г. определением Арбитражного Суда Республики Тыва утверждено мировое соглашение между Минфином Республики Тыва, Минстроем Республики Тыва, Агентством и Мэрией, согласно которому Минстрой Республики Тыва обязуется построить 49 жилых помещений, а Агентство после строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 49 жилых помещений детям-сиротам. Решения суда будут исполнены после ввода в эксплуатацию домов, которые Минстрой Республики Тыва обязалось построить.
27 сентября 2017 г. судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование о предоставлении информации о всех принятых мерах во исполнение решения суда в срок до 5 октября 2017 г., которое получено должником 28 сентября 2017 г.
5 октября 2017 г. Мэрией направлено письмо судебному приставу-исполнителю о том, что в настоящее время свободных жилых помещений в муниципальном жилом фонде не имеется, финансовые средства в бюджете г. Кызыла не предусматривается, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Мэрия со своей стороны приняла все возможные меры, неоднократно обращалась к Главе Республики Тыва, обращалась в суд с иском к Минфину Республики Тыва, по ее инициативе утверждено мировое соглашение между Минфином Республики Тыва, Минстроем Республики Тыва, Агентством и Мэрией.
4 октября 2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла. Оно получено должником 18 октября 2017 г.
6 февраля 2018 г. судебным приставом-исполнителем должнику вновь направлено требование об исполнении решения суда в срок к 14:00 часов 14 февраля 2018 г., которое получено должником 7 февраля 2018 г.
24 апреля 2018 г. должником получено требование судебного пристава-исполнителя без даты его составления об исполнении требований исполнительного листа до 27 апреля 2018 г.
Судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение без даты его составления об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла. Получено должником 24 апреля 2018 г.
27 апреля 2018 г. Мэрией судебному приставу-исполнителю направлено письмо, из содержания которого следует, что Мэрия до 27 апреля 2018 г. не может исполнить решение суда, так как Минстрой Республики Тыва свои обязательства по утвержденному Арбитражным Судом Республики Тыва мировому соглашению не исполнил.
10 мая 2018 г. судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в срок до 16 мая 2018 г., которое получено должником 11 мая 2018 г.
16 мая 2018 г. Мэрией судебному приставу-исполнителю направлено письмо, аналогичное по содержанию письму от 27 апреля 2018 г.
Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в срок до 19 июня 2018 г., которое получено должником 9 июня 2018 г.
Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в срок до 26 июня 2018 г., которое получено должником 21 июня 2018 года.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 12 июля 2018 г. административное исковое заявление Хаплака М.Н. к Мэрии г. Кызыла Республики Тыва, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворено частично. Хаплаку М.Н. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 руб., а также 300 руб. в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины. Исполнение решения суда возложено на Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла за счёт средств муниципального бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Хаплака М.Н. Решение подлежало немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. В удовлетворении остальной части исковых требований Хаплака М.Н. отказано.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 ноября 2018 г. удовлетворено административное исковое заявление Хаплака М.Н. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла о признании незаконным решения в части исключения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Признано незаконным решение жилищной комиссии Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 25 апреля 2018 г. № 49 в части исключения Хаплак М.Н. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность восстановить Хаплака М.Н. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории г. Кызыла Республики Тыва.
Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в срок до 12 июля 2018 г., которое получено должником 9 июля 2018 г.
26 июля 2018 г. Мэрией судебному приставу-исполнителю направлено письмо, из содержания которого следует, что Мэрия до 9 июля 2018 г. не может исполнить решение суда, так как Минстрой Республики Тыва свои обязательства по утвержденному Арбитражным Судом Республики Тыва мировому соглашению не исполнил.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 2 октября 2018 г. административное дело по административному исковому заявлению Хаплака М.Н. к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе представителя Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла Ондар У.Ш. на решение Верховного Суда Республики Тыва от 12 июля 2018 г. снято с рассмотрения и направлено в суд первой инстанции для решения вопроса об исправления описки.
Определением Верховного Суда Республики Тыва от 24 октября 2018 г. исправлена допущенная описка во вводной, описательной, резолютивной частях решения Верховного Суда Республики Тыва от 12 июля 2018 г., вместо слов «Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии города Кызыла» считать правильным «Департамент финансов мэрии города Кызыла».
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 декабря 2018 г. отказано в удовлетворении заявления Мэрии г. Кызыла об изменении способа и порядка исполнения решения суда путем замены должника Мэрии г. Кызыла в исполнительном производстве № от 14 марта 2013 г.
26 декабря 2018 г. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва направило письмо судебному приставу-исполнителю с просьбой приостановить исполнительные производства, в списке которых состоит Хаплак М.Н., который по решению жилищной комиссии от 25 апреля 2018 г. исключён из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем на территории города Кызыла.
8 апреля 2019 г. Министерство труда и социальной политики Республики Тыва направило судебному приставу-исполнителю информацию по исполнительным производствам, по которым предоставлены жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому в данном списке Хаплак М.Н. отсутствует.
27 марта 2020 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва Куулар А.С. установлен должнику Мэрии г. Кызыла новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 15 мая 2020 г.
Судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение без даты его составления об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в отношении должника – мэра г. Кызыла. Получено должником 16 июля 2020 г.
Согласно акту о совершении исполнительных действий от 18 января 2021 г. судебного пристава-исполнителя П1 требования исполнительного документа не выполнены.
29 января 2021 г. Мэрии города Кызыла вручено требование судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва П1 об исполнении требований исполнительного документа до 10 февраля 2021 г. Далее, 2 февраля 2021 г. постановлением судебного пристава-исполнителя должнику Мэрии г. Кызыла установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 10 февраля 2021 г., в этот же день должнику вручено предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.
16 марта 2021 г. и 8 июля 2021 г. Мэрии города Кызыла вручались требования судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва П1 об исполнении требований исполнительного документа соответственно до 23 марта 2021 г. и до 19 июля 2021 г. Далее. 8 июля 2021 г. постановлением судебного пристава-исполнителя должнику Мэрии г. Кызыла установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 19 июля 2021 г. Должнику вручено 1 октября 2021 г. предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.
Должником Мэрией г. Кызыла 16 марта 2021 г. дан ответ с приложением копий постановлений о возбуждении исполнительных производств о том, что исполнение судебного решения от 24 декабря 2012 г. зависит от исполнения иных исполнительных производств.
5 октября 2021 г. должнику Мэрии г. Кызыла вручены требование об исполнении требований исполнительного документа до 19 октября 2021 г. и постановление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва Айдын-оол Т.В. от 4 октября 2021 г. об установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 19 октября 2021 г.
Должником Мэрией г. Кызыла 7 октября 2021 г. дан ответ с приложением копии обращения к исполняющему обязанности прокурора Республики Тыва с изложением всех принятых мер для исполнения судебного решения от 24 декабря 2012 г.
Постановлением начальника отделения – страшим судебным приставом МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва П3 от 8 ноября 2021 г. по исполнительному производству №-ИП от 14 марта 2013 г. должник Мэрия г. Кызыла признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора. В связи с этим назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Таким образом, из материалов исполнительного производства по исполнению решения Кызылского городского суда от 24 декабря 2012 г. видно, что Службой судебных приставов принимались меры по принудительному исполнению решения, а должником – Мэрией г. Кызыла давались ответы о принимавшихся для исполнения решения суда мерах и о невозможности исполнения ввиду отсутствия жилых помещений, отвечающих требованиям исполнительного документа.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений. Нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства.
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела, доказательства, а также то, что административному ответчику предоставлялась отсрочка по исполнению решения суда до 31 декабря 2016 г., но, тем не менее, решение суда до сих пор не исполнено; с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Мэрии г. Кызыла не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.
Доводы представителей административных ответчиков Мэрии г. Кызыла и Министерства труда и социальной политики Республики Тыва о том, что Хаплак М.Н. злоупотребляет своим положением, поскольку отказался от получения жилья, пригодного для проживания, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку надлежащих доказательств предоставления ему жилья указанные ответчики суду не предоставили, как не предоставили доказательств отказа административного истца от предоставляемого административными ответчиками жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Хаплака М.Н. к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов мэрии г. Кызыла подлежащим удовлетворению.
Не исполнение Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва мирового соглашения о строительстве домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённое Арбитражным судом Республики Тыва 21 января 2016 г., не свидетельствует об отсутствии факта нарушения права Хаплака М.Н. на исполнение судебного акта в разумный срок, так как компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абз.3 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11).
Также не может служить основанием для отказа в иске и отсутствие в распоряжении мэрии г. Кызыла свободного жилищного фонда, денежных средств на приобретение жилья, а также иные обстоятельства, указанные ответчиком в своих возражениях, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений именно на мэрии г. Кызыла лежала обязанность по обеспечению истца жилым помещением, которая им не была исполнена по независящим от истца обстоятельствам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (ч. 2 ст. 2 Закона № 68-ФЗ).
Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 400 руб.
Оценивая доводы иска, суд исходит из заявленных Хаплаком М.Н. требований; принимает во внимание, что 8-месячный срок для добровольного исполнения решения суда ответчиками соблюдён не был в течение длительного времени, а срок принудительного исполнения судебного акта составил 8 лет 8 месяцев 23 дня; учитывает степень сложности исполнительного производства, предметом которого является жилое помещение, без которого невозможны нормальные условия существования любого человека; то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения послужил социальный статус Хаплака М.Н. сироты, а также то, что в список лиц из числа детей-сирот на получение жилья в г. Кызыле он был включён с 11 июня 2003 г. Также судом учитывается комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, в частности совершённые Мэрией г. Кызыла действия по изысканию финансовых средств для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями согласно судебным решениям, её обращения в органы государственной власти, меры воздействия на должника, принимавшиеся Службой судебных приставов по Республике Тыва, практику Европейского Суда по правам человека.
Также наряду с перечисленными обстоятельствами судом принимаются выводы решения Верховного Суда Республики Тыва от 12 июля 2018 г., которым Хаплаку М.Н. было присуждено 40 000 руб. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за период с 11 марта 2013 г. до 1 июня 2018 г. (5 лет 2 месяца 20 дней); решения Верховного Суда Республики Тыва от 17 февраля 2021 г., которым было присуждено Хаплаку М.Н. 104 832 руб. за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за период с 11 марта 2013 г. до 17 декабря 2020 года (7 лет 9 мес. 6 дн.).
При изложенной совокупности обстоятельств суд считает, что заявленная истцом ко взысканию в счёт компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок сумма в размере 50 400 рублей будет отвечать принципам разумности и справедливости.
В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со ст. 6 БК РФ понимаются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Департамент финансов мэрии г. Кызыла.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ за счёт средств местного бюджета Хаплаку М.Н. подлежат возмещению его расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб., поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 24.12.2021 г.
В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Хаплака М.Н. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Административный иск Хаплака М.Н. к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.
Присудить Хаплаку М.Н. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 400 руб., а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнение решения суда возложить на Департамент финансов мэрии города Кызыла за счёт средств местного бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Хаплака М.Н.№, открытый в Красноярском отделении № ПАО «**», БИК №, кор.счёт №, код подразделения банка №.
Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 января 2022 года.
Председательствующий М.Т. Баутдинов